Содержание |
Основная статья: Промышленное производство в России
Сегменты рынка
- Алкогольные напитки (рынок России)
- Пиво (рынок России)
- Соусы (рынок России)
- Макаронные изделия (рынок России)
- Чипсы (рынок России)
- Подсолнечное масло (рынок России)
- Крупы (рынок России)
- Растительное масло (рынок России)
2023
Рост производства продовольственных товаров на 5,9%
Производство продовольственных товаров в России по итогам 2023 года увеличилось на 5,9% относительно объем годичной давности. Об этом свидетельствуют данные Росстата, опубликованные в феврале 2024 года.
Из материалов ведомства следует, что в 2023 году выросло производство риса (на 10,7%, до 610,8 тыс. тонн), муки (на 1,8%, до 9,1 млн тонн), крупы гречневой (на 5,1%, до 541,6 тыс. тонн), сократилось производство хлебобулочных изделий (на 1,5%, до 5,1 млн тонн).
По оценкам Росстата, масложировая отрасль выработала в 2023 году 2,7 млн тонн рафинированного подсолнечного масла и его фракций, что на 5,5% больше, чем за 2022 год. Производство нерафинированного подсолнечного масла в 2023 году выросло на 13,2%, до 6,9 млн тонн.Российский рынок СЭД/ECM борется с демпингом и рассчитывает на возможности искусственного интеллекта. Обзор и рейтинг TAdviser
Также сообщается о 3,8%-ом росте производства шоколада и кондитерских изделий по итогам 2023 года - до 2 млн тонн. Также в 2023 году в России выросли объемы изготовления:
- сыров - на 16,2%, до 792,3 тыс. тонн;
- сметаны - на 6,7%, до 583,5 тыс. тонн;
- рыбных пресервов - на 7%;
- мясных и мясосодержащих полуфабрикатов, охлажденных или замороженных - на 6,1%, до 4,7 млн тонн;
- вареных колбасных изделий - на 1%, до 1,7 млн тонн.
В 2023 году снизилось производство творога - на 4,4% (до 440,7 тыс. тонн), сливочного масла - на 1% (до 323,4 тыс. тонн), макаронных изделий - на 4,3% (до 1,5 млн тонн).
Как отмечает пресс-служба Министерства сельского хозяйства РФ, комментируя данные по производству продовольственных товаров в 2023 году, в целом российская пищевая и перерабатывающая промышленность демонстрирует высокую эффективность в текущих условиях, способность устойчиво развиваться и обеспечивать внутренний рынок необходимыми объемами качественной продукции.[1]
Рост производства оборудования для пищевой промышленности на 27,5% до 128 млрд рублей
Производство машин и оборудования для пищевой промышленности в России по итогам 2023 года достигло 128 млрд рублей, что на 27,5% больше, чем годом ранее, когда показатель составлял около 100,4 млрд рублей. Такие в Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш) привели в январе 2024 года.
Как отметил заместитель директора Росспецмаша по направлению «Пищевое машиностроение» Роман Саломатин, ассоциация не ведет подсчет производства оборудования для пищевой промышленности в натуральном выражении из-из высокой степени индивидуализации продукции.
По каким-то отдельным направлениям можно вести статистику в шутках, но в целом по отрасли это не представляется возможным, так как оборудование очень разнообразное — как по объемам производства, так и по своим характеристикам, - пояснил он. |
По словам Саломатина, основная мера стимулирования спроса в сегменте оборудования для пищевой промышленности связана с Постановление правительства № 823. В 2023 году бюджет на пищевое машиностроение составил 1,3 млрд рублей, на 2024 год планируется 2 млрд рублей. Также дополнительно в 2023 году оборудование для пищевой промышленности включено в программы льготного лизинга — планируется, что с 2024 года Росагролизинг будет активно развивать и наращивать поддержку пищевой и перерабатывающей промышленности, рассказал представитель Росспецмаша.
Наибольшую долю в отрасли занимает оборудование для производства муки, круп и комбикормов — всего на эту отрасль приходится 52% рынка, — и оборудование для заведений общественного питания, на него также приходится 52%. На втором месте — оборудование для молочной промышленности (47%), на третьем оборудование для упаковки и розлива (35%).[2]
2022
Рост рынка готовой еды на 27,1% до 216 тыс. тонн
Объем российского рынка готовой еды в 2022 году достиг 216 тыс. тонн, что на 27,1% больше, чем годом ранее. Такие данные Россельхозбанк опубликовал в конце марта 2023 года.
По сообщению аналитиков кредитной организации, лидерами по продаже готовой еды в 2022 году были Еврейская автономная область, Тюменская, Кировская, Омская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. В структуре общих расходов населения этих регионов покупка готовой продукции занимает более 10%. В среднем российский житель выделяет на покупку готовой к употреблению продукции около 7% из общего объема расходов, не считая посещения кафе и ресторанов.
С 2017 года объем производства готовой еды растет в среднем на 55% ежегодно. С учетой это динамики ожидается, что в 2025 году рынок может достигнуть объема в 800 тыс. тонн, считают в Россельхозбанке.
Согласно исследованию, продажи еды в категориях ready to eat и ready to cook в 2022 году выросли на 4,7% относительно 2021-го составил 2,28 трлн рублей.
Сервисы готовой еды будут занимать определенную долю, работая на стыке HoReCa и ритейла. Для клиентов – это удобно и не занимает много времени, а для бизнеса - возможность расширить предлагаемый ассортимент и аудиторию потребителей. Компании уже параллельно используют разные форматы работы, например, дарксторы2 или отдельные кухни, готовящие только для доставки, поэтому данный сегмент будет развиваться и обретать новые формы, - отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. |
По данным ЕГРЮЛ, в 2022 году на российском рынке было зарегистрировано 30 тыс. пищевых производств. Компании из данной сферы бизнеса помимо привычных забот, как логистика, рост цен на сырье, упаковочные материалы, оборудование и его комплектующие, сталкиваются также с проблемой оценки и контроля качества продукции, сменой покупательских привычек в сторону экономии, отмечают в Россельхозбанке.[3]
В России снизились продажи желатина
В 2022 году в России было продано 16 тыс. тонн желатина, что на 26,8% меньше объема годичной давности. Такие данные в августе 2023 года привели в исследовательской компании BusinesStat.
Пищевой желатин главным образом применяется в пищевой промышленности, где с его помощью производят различные продукты питания, готовые блюда и кондитерские изделия. В виноделии желатин используют для осветления труднофильтруемых виноматериалов и исправления грубых виноматериалов с повышенной терпкостью. Пищевой желатин также применяется в фармацевтической отрасли, где с его помощью изготавливают оболочки для капсул, а также плазмозамещающие средства. С ростом потребления подобной продукции в России спрос на пищевой желатин в стране увеличивался, отмечают аналитики.
По их словам, к 2022 году пищевой желатин на российском рынке практически полностью был представлен импортной продукцией. В 2022 году вследствие обострения внешнеполитических отношений импортные поставки желатина в Россию снизились на 7,5%, или на 0,9 тыс. тонн. Зависимость отечественного рынка пищевого желатина от импорта подстегнула производителей начать разработку проектов в этой области.
В 2022 году российский холдинг «Мираторг» приступил к строительству двух предприятий в Курской области по производству желатина и переработке свиной мукозы. Проектная мощность завода по выпуску желатина составляет 6 тыс. тонн в год. Инвестиции в проекты превысили 4,5 млрд рублей. Аадминистрация Курской области объявила о намерении ГК «Фармстандарт» расширить производственные мощности своего завода. По планам, в 2024 году на базе предприятия будет налажен выпуск медицинского желатина. Производство медицинского желатина в Курской области станет первым в России.[4]
Смотрите также