CRM

Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами

2024/12/25
Image:CRM_24_logo.png

Генеральные партнеры обзора:

 

 

Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.

1 Российский рынок CRM-систем

По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.

Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.

По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.

Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.

Крупнейшие поставщики CRM-систем

Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".

Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.

! Интервью с экспертами

Low-code — технология №1 следующего года Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft

 

Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM

 

О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM

 

Об опыте внедрения современной CRM-системы Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA

 

2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM

Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.

Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.

При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.

Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.

!Актуальные проекты



 

 

3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем

Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:

1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.

! Актуальный продукт

 

4 Отраслевая специфика внедрений CRM

Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.

5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM

За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.

# Карта российских CRM-систем

Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) совместно с аналитическим центром TAdviser провели масштабное исследование российского рынка CRM (Customer Relationship Management, системы управления взаимоотношениями с клиентами). В исследовании приняли участие разработчики 23 российских CRM, а также их заказчики из банков, розничной торговли, химической промышленности, фармацевтики, металлургии и страхования.

Image:Graf_CRM2024-full.jpg

По результатам исследования определена группа лидеров среди универсальных CRM систем с широким функционалом, наиболее полно покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели: BPMSoft, ELMA, Битрикс24, Persona.CRM и Amber.

6 Мировой рынок CRM

В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.

Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.

7 Дополнительные и архивные материалы

Что такое CRM система: доступно о технологии, Базовые модули CRM, Классификация CRM, Сочетание CRM и BPM, CRM от Oracle, Российский рынок CRM, Перспективные CRM технологии в России, Отраслевая специфика внедрений CRM, CRM в России: прогнозы экспертов, Может ли ERP заменить CRM, 10 ошибок при внедрении CRM системы, CRM: как определить ROI, SaaS CRM, Мировой рынок CRM, Мобильные CRM, Open-Source CRM


Реклама на этой странице

Статьи

Новости

Новости. Страница 1

24.04.25СберБизнесБот обрабатывает 87% типовых обращений на сайте застройщика "Восточный луч"
27.01.25«Первая Форма» разработала ИИ-агентов, способных заменить реального сотрудника
21.01.25Сколково и TAdviser определили лидеров российского рынка CRM систем
15.01.25Тимур Порошин, НОТА МОДУС: Наша платформа работает как фабрика приложений для крупных компаний
14.01.25HFLabs создал aCRM для крупного розничного бизнеса
14.01.25"Деко-Мебель" на 30% сократила время на рутинные задачи благодаря автоматизации от "Первого Бита "
01.01.25«Интерфакс» и Elma выпустили модуль для оценки надежности контрагентов
29.12.24МГТУ ГА и Comindware заключили соглашение о внедрении инновационных технологий в авиационное образование
27.12.24Новогоднее предложение от Оnellect
23.12.24Российский рынок аналитических CRM-платформ: взгляд бизнеса и вендоров
23.12.24Сеть кафе Prime создала бонусную программу лояльности на платформе Manzana
22.12.24НОТА МОДУС. Контакт-центр: коммуникационное ядро бизнеса
21.12.24АКБ «ЦентроКредит» завершил миграцию на российскую платформу BPMSoft
18.12.24OkoCRM подключила сервис для интеграции с мессенджерами Whatcrm
18.12.24Вышла версия BPMSoft 1.6
10.12.24Telegram Gateway интегрирован в платформу edna
09.12.24TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
09.12.24Проведена интеграция YClients и "ВКонтакте"
05.12.24В CRM-системе Talantix появилась возможность планировать и управлять массовым наймом
05.12.24НОТА МОДУС. Маркетинг: полное управление циклом взаимодействия с клиентом
05.12.24ИИ от CraftTalk помогает МФЦ Нижегородской области решать вопросы жителей
04.12.24amoCRM интегрирована с WhatsApp Business API
04.12.24Reffection перешел на BPMSoft
30.11.24"ВЭБ Центр" оцифровал все внутренние отношения с арендаторами с помощью Okdesk.PMA
29.11.24Топ-менеджеры ГК «Корус Консалтинг» получили 2% компании
27.11.24Comindware стал технологическим партнером БелГУТ
26.11.24OmniLine автоматизировал 90% бизнес-процессов за три месяца с BPMSoft
26.11.24Nextons автоматизировала бизнес-процессы на платформе BPMSoft
22.11.24В розничной сети «Грядка» внедрен «Битрикс24»
21.11.24"ТеДо" запустила платформу BPMSoft для автоматизации бизнес-процессов продаж и маркетинга
19.11.24Игра «Бьюти-тамагочи» привлекла уже более 1,6 миллиона игроков
15.11.24Вышла версия Comindware Business Application Platform 5
14.11.24Обухов Андрей, директор по развитию SberCRM — о цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения
14.11.24Т-Банк удалил CRM-систему Oracle и перешел на ПО собственной разработки
13.11.24«Ростелеком» купил разработчика медицинских ИТ-систем «Пост Модерн Технолоджи»
12.11.24«Сбер» и резидент «Сколково» вывели на рынок ИИ-решение для создания систем лояльности
12.11.24«Доброфлот» автоматизировал управление сервисными запросами с помощью BPMSoft
06.11.24Enterprise CRM для комфортной миграции с зарубежных систем
02.11.24Илья Петухов, Directum: Мы учим ИИ правильно «держать ложку»
01.11.24Александр Стародубцев, SimpleOne: Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
01.11.245 этапов воронки продаж, в которые можно (и нужно) внедрить нейросеть
31.10.24Объем мирового рынка CRM-систем за год достиг $40,2 млрд
29.10.24UIS автоматизировала клиентские процессы в CRM на базе BPMSoft
29.10.2429 октября состоится вебинар "CRM-решение для компаний сферы недвижимости и строительства"
28.10.24В рамках «Металл-Экспо’2024» пройдёт круглый стол «Цифровизация продаж в металлургии»
28.10.24"Первый Бит" создал "Единое окно" для 500 сотрудников "Композита"
26.10.24"Магнит Доставка" подключена к программе "Магнит Плюс" на платформе Manzana
25.10.24Команда ELMA365 CRM+CX приглашает принять участие в конференции ELMA DAY’24
24.10.24"Аэрофлот" запустил чат-бота для обслуживания клиентов
22.10.24Девелопер MR Group мигрировал на BPMSoft, заменив 70% функциональности своей CRM

<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 > >>