CRM 
  Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами
 

 
  Генеральный партнёр обзора:

  

Партнёры обзора:

  


Российский рынок CRM-решений претерпевает серьезные изменения. После ухода западных вендоров он активно прирастает отечественными решениями. Крупный бизнес осторожно подходит к импортозамещению, и, если не находит подходящего аналога зарубежным системам, предпочитает разрабатывать его самостоятельно. Как участники рынка оценивают его состояние, какие требования предъявляют заказчики к ПО и что драйвит рынок – в новом обзоре TAdviser.

Оценки, тренды и перспективы

На российском рынке CRM происходит глобальное перераспределение между зарубежными и российскими вендорами. Часть российских разработчиков сегодня предлагают относительно дешевые коробочные CRM-решения, другие – предпочитают самостоятельно или с партнерами заниматься продажей и внедрением своих продуктов. Независимые интеграторы CRM-решений в большей степени двигаются в сторону разработки CRM для заказчика на базе low-code-платформ или open-source-компонентов, чем в направлении внедрения российских CRM. Также широко применяются решения на базе микросервисной архитектуры, где для каждого заказчика создается уникальный набор модулей и решений.

По мнению некоторых экспертов, со временем это может привести к увеличению числа вендоров на рынке и расширению предложения CRM-продуктов для заказчиков. В целом, компании сформировали планы по импортозамещению и начали активно выбирать партнеров. А разработчики, под воздействием клиентских запросов, стали делать упор на развитие и расширение функциональности своих решений.

По оценке TAdviser, рост рынка в 2022 году замедлился до 8%, его объем достиг 23,5 млрд руб. По предварительным итогам 2023 года объем российского рынка CRM увеличится до 28,2 млрд руб. при динамике 20%. Подробнее...

Крупнейшие поставщики CRM-систем

Лидером рейтинга крупнейших поставщиков CRM-систем в России по итогам 2022 года стала группа компаний Ланит. Её выручка от внедрения собственных и сторонних CRM составила 2,3 млрд руб. В первую пятерку также вошли компании Лига Цифровой Экономики, 1С-Рарус, Инфосистемы Джет и GlowByte.

Интервью с экспертами


TAdviser поговорил с экспертами российского рынка CRM-систем и выделил ряд технологических трендов, актуальные в 2023-2024 годах. По мнению экспертов, заказчикам нужна в первую очередь гибкость систем и возможность расширять ее функциональность. Поэтому растет интерес к микросервисной архитектуре и Low-code инструментам. Подробнее...

Актуальные решения


Последние полтора года на рынке CRM-систем множество заказчиков столкнулись с тем, что сроки использования иностранных систем подходят к завершению, или что в будущем произойдет отключение от этих систем. В более удачном положении находятся клиенты, чей бизнес сохранился, несмотря на все изменения (международные компании, не ушедшие с российского рынка). В первую очередь со сложностями сталкиваются пользователи облачных версий иностранных СRМ-систем. Если у вендора была принципиальная возможность «приземления» решения, то клиенты использовали в основном ее. Если не было – переходили на отечественные решения. Подробнее...

Отраслевая специфика внедрений CRM

Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в трех отраслях - в торговле, в сфере информационных технологий и в области финансовых услуг. На их долю приходится более 34% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.

С 2020 по 2023 год база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1400 проектов. Если рассматривать этот массив данных с точки зрения вендоров CRM, то можно выделить компании-лидеры, разработки которых внедряются чаще всего.

Больше всего CRM-проектов за этот период было реализовано на решениях компании Creatio (Террасофт). Другие лидирующие вендоры отмечены на диаграмме ниже.

Всего же за весь период наблюдений TAdviser аккумулировал данные о почти 5000 CRM-проектов.

Что такое CRM система: доступно о технологии, Базовые модули CRM, Классификация CRM, Сочетание CRM и BPM, CRM от Oracle, Российский рынок CRM, Перспективные CRM технологии в России, Отраслевая специфика внедрений CRM, CRM в России: прогнозы экспертов, Может ли ERP заменить CRM, 10 ошибок при внедрении CRM системы, CRM: как определить ROI, SaaS CRM, Мировой рынок CRM, Мобильные CRM, Open-Source CRM

Реклама на этой странице

Системы по количеству проектов внедрений (CRM / Ювелирная промышленность)

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
  Creatio (ранее bpm’online)
  CRM SugarTalk
  Другие

  ELMA CRM+
  Salesforce Commerce Cloud
  Другие

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  Другие

  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
  Другие

  Manzana Campaign
  Другие


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 1С Акционерное общество 1 (список) 1 (список)
2 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 1С-Рарус 1 (список) 1 (список)
3 Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) Alexrovich (Элиас-Новосибирск) 1 (список) 1 (список)
4 Creatio (ранее bpm’online) Creatio 1 (список) 1 (список)
5 CRM SugarTalk SugarTalk 1 (список) 1 (список)
6 ELMA CRM+ Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) 1 (список) 1 (список)
7 Manzana Campaign Manzana Group (М Софт) 1 (список) 1 (список)
8 Manzana Loyalty Manzana Group (М Софт) 1 (список) 1 (список)
9 Salesforce Commerce Cloud Salesforce 1 (список) 1 (список)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  SugarCRM: CRM Made Simple - 2 (0, 2)
  Microsoft Dynamics CRM - 1 (0, 1)
  Manzana Campaign - 1 (1, 0)
  Salesforce Commerce Cloud - 1 (1, 0)
  Creatio (ранее bpm’online) - 1 (1, 0)
  Другие -1

  ELMA CRM+ - 1 (1, 0)
  Другие 0

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 1 (1, 0)
  Другие 0

  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1 (1, 0)
  Другие 0

  Manzana Campaign - 1 (1, 0)
  Другие 0

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Manzana Campaign - 1
  CRM SugarTalk - 1
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1
  Salesforce Commerce Cloud - 1
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 1
  Другие 3

  Salesforce Commerce Cloud - 1
  ELMA CRM+ - 1
  Другие 0

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 1
  Другие 0

  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1
  Другие 0

  Manzana Campaign - 1
  Другие 0

Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Manzana LoyaltyManzana Group (М Софт)110
ELMA CRM+Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ)110
Creatio (ранее bpm’online)Creatio110
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА21С Акционерное общество110
Salesforce Commerce CloudSalesforce110
Manzana CampaignManzana Group (М Софт)110
CRM SugarTalkSugarTalk110
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)Alexrovich (Элиас-Новосибирск)110