CRM

Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами

2024/12/25
Image:CRM_24_logo.png

Генеральные партнеры обзора:

 

 

Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.

1 Российский рынок CRM-систем

По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.

Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.

По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.

Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.

Крупнейшие поставщики CRM-систем

Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".

Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.

! Интервью с экспертами

Low-code — технология №1 следующего года Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft

 

Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM

 

О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM

 

Об опыте внедрения современной CRM-системы Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA

 

2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM

Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.

Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.

При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.

Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.

!Актуальные проекты



 

 

3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем

Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:

1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.

! Актуальный продукт

 

4 Отраслевая специфика внедрений CRM

Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.

5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM

За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.

# Карта российских CRM-систем

Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) совместно с аналитическим центром TAdviser провели масштабное исследование российского рынка CRM (Customer Relationship Management, системы управления взаимоотношениями с клиентами). В исследовании приняли участие разработчики 23 российских CRM, а также их заказчики из банков, розничной торговли, химической промышленности, фармацевтики, металлургии и страхования.

Image:Graf_CRM2024-full.jpg

По результатам исследования определена группа лидеров среди универсальных CRM систем с широким функционалом, наиболее полно покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели: BPMSoft, ELMA, Битрикс24, Persona.CRM и Amber.

6 Мировой рынок CRM

В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.

Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.

7 Дополнительные и архивные материалы

Что такое CRM система: доступно о технологии, Базовые модули CRM, Классификация CRM, Сочетание CRM и BPM, CRM от Oracle, Российский рынок CRM, Перспективные CRM технологии в России, Отраслевая специфика внедрений CRM, CRM в России: прогнозы экспертов, Может ли ERP заменить CRM, 10 ошибок при внедрении CRM системы, CRM: как определить ROI, SaaS CRM, Мировой рынок CRM, Мобильные CRM, Open-Source CRM


Реклама на этой странице

Статьи

Новости

Системы по количеству проектов внедрений (CRM / Образование и наука)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)
  Creatio (ранее bpm’online)
  1С-Битрикс24
  ELMA CRM+
  Terrasoft CRM
  Другие

  ELMA CRM+
  1С:CRM КОРП
  1С-Битрикс24
  ELMA365 CRM
  Другие

  1С-Битрикс24
  OkoCRM
  Другие

  1С-Битрикс24
  BPMSoft
  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)
  Другие


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) Comindware (Колловэар) 2 (список) 19 (список)
2 Creatio (ранее bpm’online) Creatio 3 (список) 18 (список)
3 1С-Битрикс24 1С-Битрикс 6 (список) 9 (список)
4 ELMA CRM+ Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) 1 (список) 7 (список)
5 Terrasoft CRM Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) 1 (список) 6 (список)
6 Microsoft Dynamics CRM Microsoft 6 (список) 6 (список)
7 Sales Creatio (ранее Bpm`online sales) Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) 1 (список) 5 (список)
8 1С:CRM КОРП 1С-Рарус 4 (список) 5 (список)
9 Monitor CRM Бизнес Навигатор, КГ (Monitor CRM) 3 (список) 5 (список)
10 ASoft CRM ASoft (АСофт) 2 (список) 3 (список)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 19 (19, 0)
  Creatio (ранее bpm’online) - 18 (18, 0)
  Microsoft Dynamics CRM - 9 (6, 3)
  1С-Битрикс24 - 9 (9, 0)
  ELMA CRM+ - 7 (7, 0)
  Другие 27

  ELMA CRM+ - 3 (3, 0)
  1С:CRM ПРОФ - 2 (0, 2)
  1С-Битрикс24 - 1 (1, 0)
  Другие -2

  1С-Битрикс24 - 1 (1, 0)
  Другие 0

  1С-Битрикс24 - 1 (1, 0)
  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 1 (1, 0)
  Другие 0

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 19
  Creatio (ранее bpm’online) - 18
  1С-Битрикс24 - 9
  ELMA CRM+ - 7
  Terrasoft CRM - 6
  Другие 52

  ELMA CRM+ - 3
  1С:CRM КОРП - 2
  ELMA365 CRM - 1
  1С-Битрикс24 - 1
  Другие 0

  OkoCRM - 1
  1С-Битрикс24 - 1
  Другие 0

  BPMSoft - 1
  1С-Битрикс24 - 1
  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 1
  Другие 0

Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)Comindware (Колловэар)2190
Creatio (ранее bpm’online)Creatio3180
1С-Битрикс241С-Битрикс690
Microsoft Dynamics CRMMicrosoft663
ELMA CRM+Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ)170
Terrasoft CRMТеррасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)160
Sales Creatio (ранее Bpm`online sales)Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)150
Monitor CRMБизнес Навигатор, КГ (Monitor CRM)350
1С:CRM КОРП1С-Рарус450
Первая Форма (система управления)Первая Форма (1Форма)130
ASoft CRMASoft (АСофт)230
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)1С Акционерное общество220
FreshOffice CRMСвежие решения FreshOffice (SMTsoft)120
БИТ:CRM 8Первый Бит120
NauCRMNaumen (Наумен консалтинг)110
1С:CRM ПРОФ1С-Рарус110
Microsoft Dynamics CRM OnlineMicrosoft110
Мегаплан CRMМегаплан110
Training Center CRM - система для учебного центраBusiness Engineer Consulting Group (Бизнес-инженер)110
CraftTalk AI-платформа для коммуникации с клиентамиКрафт-Толк (CraftTalk)110
BPMSoftБПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни)110
OnlyOffice Офисный пакет для совместной работы над документами и проектамиAscensio System SIA (TeamLab)110
Beeline Artificial Intelligence (Билайн AI)ВымпелКом ПАО110
OkoCRMOkoCRM (Вебион)110
Amber CRMЭмбер (Amber)110
Norbit4Edu (Норбит для образования)Норбит110
1С:CRM стандарт1С-Рарус110
Новый университетНовая система110
ELMA365 CRMElma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ)110
RegionSoft CRMRegionSoft Developer Studio110
Bpium Конструктор корпоративных системБипиум (Bpium)110
Onlyoffice Enterprise EditionAscensio System SIA (TeamLab)110
Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компанийOkdesk (Облачные Решения)110

Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Первая Форма (система управления) (1000)
  Onlyoffice Enterprise Edition (800)
  Sales Creatio (ранее Bpm`online sales) (154)
  Новый университет (70)
  Microsoft Dynamics CRM Online (60)
  Другие (134)

Данные не найдены

Данные не найдены

Данные не найдены