Основные статьи:
Интернет в школах
Основная статья: Интернет в школах
2024
Счетная палата признала неэффективными закупки Минцифры для школ и колледжей
В сентябре 2024 года Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки закупок министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) для образовательных организаций. По итогам анализа средств, направленных на подключение школ и колледжей к информационным системам и интернету с использованием единой сети передачи данных (ЕСПД), СП признала эти закупки недостаточно эффективными.
Как сообщает «Интерфакс», аудитор Данил Шилков на коллегии Счетной палаты заявил, что в 2022-2023 годах Минцифры закупило услуги связи для почти 50 тыс. образовательных учреждений и более 3 тыс. избирательных комиссий, израсходовав на это ₽13,5 млрд. Закупки осуществлялись в рамках восьми государственных контрактов, заключенных с ПАО «Ростелеком» и его дочерней компанией ООО «Миранда-медиа». Однако проверка показала, что при планировании и выполнении этих закупок не были учтены все потребности образовательных организаций в объеме и качестве предоставляемых услуг связи.
По данным СП, прописанная в контрактах скорость доступа к интернету может оказаться недостаточной для образовательных учреждений с большим числом одновременно подключенных компьютеров, активно используемых в учебном процессе. Также не предусмотрено наличие резервного канала связи для проведения таких мероприятий, как единый государственный экзамен (ЕГЭ). Помимо этого, фильтрация контента, предусмотренная в госконтрактах для защиты от запрещенной информации, в ряде случаев блокирует полезные сервисы, включая библиотеки языков программирования, обновления для интерактивных панелей и видеохостинги.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Счетная палата отметила, что организация должного оповещения получателей услуг об обращении в случае технических проблем с интернет-подключением или необходимости внесения образовательного ресурса в «белый список» также не была обеспечена. Кроме того, нерешенные технические проблемы, такие как устаревшая инфраструктура и отсутствие локальных вычислительных сетей, а также нехватка квалифицированных штатных ИT-специалистов в ряде образовательных организаций, препятствовали удовлетворению всех потребностей в услугах связи.[1]
В школы Иркутской области закупили компьютерную технику на 135 млн рублей
В августе 2024 года для 39 школ Иркутской области была закуплена новая компьютерная техника на сумму более ₽135 млн. Это обновление было реализовано в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и направлено на улучшение условий обучения в образовательных учреждениях, включая самые отдалённые районы региона. Подробнее здесь.
Для школ и колледжей Татарстана закупили ИТ-оборудование на 2 млрд рублей
В Татарстане для школ и колледжей закуплено ИТ-оборудование на сумму свыше ₽2 млрд, что стало частью подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. О завершении крупных контрактов в конце августа 2024 года сообщил глава Госкомитета республики по закупкам Марат Зиатдинов. Подробнее здесь
Орловская область закупила 1300 ноутбуков для школ
17 июля 2024 года правительство Орловской области сообщило о том, что для школ региона закуплены почти 1300 ноутбуков. Оборудование поставлено в учебные заведения в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Подробнее здесь.
Башкирия закупила цифровые лаборатории по нейротехнологиям за десятки миллионов рублей
17 июня 2024 года Министерство образования и науки Республики Башкортостан заключило контракт на поставку цифровых лабораторий по нейротехнологиям для школьников. Стоимость закупки составляет приблизительно 15 млн рублей, а источником финансирования является республиканский бюджет. Подробнее здесь.
Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин раскритиковал министра просвещения за «бездумную цифровизацию» в школьном образовании
Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин в середине мая 2024 года резко раскритиковал действующего министра просвещения Сергея Кравцова за чрезмерную цифровизацию образовательного процесса в российских школах, происходившую в ущерб классическим методам обучения. Критические замечания спикера парламента прозвучали в ходе рассмотрения кандидатуры Кравцова на аналогичный пост в составе нового правительства под руководством премьер-министра Михаила Мишустина.
По мнению Володина, внедрение цифровых технологий в школьное образование, которое активно развивалось в 2020 году, в период пандемии коронавируса COVID-19, не позволяет учащимся эффективно осваивать необходимые знания.
Цифровизация обучения, цифровизация школ – это процессы, в результате которых отдаляются друг от друга родители, учителя и ученики. Посредством видео-конференц-связи ребенок не сможет получать знания продуктивно, – заявил председатель Госдумы. |
Он добавил, что люди категорически возражают против навязывания им цифровых решений в образовании, указав на широкое недовольство граждан чрезмерной вовлеченностью информационных технологий в учебный процесс в ущерб традиционным академическим подходам.
Володин подчеркнул, что многие родители обеспокоены сложившейся ситуацией с доминированием цифровых методов обучения и требуют кардинально изменить создавшееся положение дел. Он призвал главу Минпросвещения внимательно изучить этот вопрос и предложить конкретные пути решения накопившихся проблем.
Цифровизация бездумная, ответ и решение проблемы дефицита кадров, сколько времени надо: год, два, три? Возьмите и назовите, а мы будем помогать вам решать эту задачу через законодательное обеспечение ваших предложений, — заключил Володин. |
Сам Кравцов вынужден был признать наличие обозначенной проблемы, заверив при этом, что классическая система преподавания никогда полностью не будет отвергнута в угоду цифровым технологиям. Министр подчеркнул, что внедрение искусственного интеллекта не способно подменить собой процесс воспитания подрастающего поколения и передачу базовых человеческих ценностей от учителя к ученику.[2]
Для школ 40 российских регионов закупают 50 тыс. ноутбуков ICL Techno с предустановленным образовательным ПО
В конце апреля 2024 года стало известно о закупке более 50 тыс. ноутбуков ICL Techno в школы 40 российских регионов. Поставляемая техника комплектуется образовательным программным обеспечением, в том числе учебным профилем «Сферум». Подробнее здесь.
Школы Оренбургской области получат порядка 18 тыс. лицензий на ОС «Альт»
«Базальт СПО» и Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области заключили соглашение о сотрудничестве. Стороны планируют осуществлять совместные проекты в сфере информационных технологий, направленные на социально-экономическое развитие Оренбургской области и помогать предприятиям переходить на ОС «Альт». Об этом «Базальт СПО» сообщил 10 апреля 2024 года. Подробнее здесь.
Для данных учащихся появится единая ИТ-система
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций приступило к консолидации данных учащихся. Это позволит обеспечить единый уровень предоставления электронных услуг в регионах России, сообщили 20 марта 2024 года в пресс-службе депутата ГосДумы РФ Антона Немкина со ссылкой на "Коммерсантъ". Подробнее здесь.
Путин поручил провести высокоскоростной интернет в российские школы
Президент России Владимир Путин поручил провести высокоскоростной интернет в российские школы. Об этом глава государства сообщил 20 февраля 2024 года на совещании по реализации программы капремонта школ. Подробнее здесь.
Архангельская область закупает мощные ноутбуки для школ за 87,6 млн рублей
26 января 2024 года контрактное агентство Архангельской области объявило тендер на закупку ноутбуков в рамках федеральной инициативы «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Речь идет о приобретении мощных портативных компьютеров для школ. Подробнее здесь.
Школы Республики Татарстан перешли на обновленную систему «Электронное образование РТ»
С 1 января 2024 года все школы Республики Татарстан начали работать в обновленной системе «Электронное образование Республики Татарстан» - это около 1 млн родителей, 490 тыс. школьников и 36 тыс. педагогов. Подробнее здесь.
2023
Правительство РФ подвело годовые итоги цифровизации школ
В середине мая 2024 года Правительство РФ опубликовало доклад о реализации государственной политики в сфере образования в 2023 году. Документ включает информацию о цифровой трансформации в российских школах, которая проводится в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Он предполагает работу по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Так, в 2019-2023 гг. техника закуплена для 19 053 образовательных организаций, в том числе в 2023 году - для 2736 учреждений.
Как сообщается в отчете правительства, ключевой информационной системой для внедрения ЦОС в образовательных организациях является ФГИС «Моя школа», для которой в 2023 году были разработаны цифровые помощники ученика, педагога и родителя, цифровой психолог, система управления в образовательной организации, сервис аналитики, а также сервис доступности дополнительного образования.
Еще одно направление цифровизации школьного образование названы разработка и верификация цифрового образовательного контента (ЦОК), содержащего интерактивные цифровые инструменты. В 2021-2023 гг. разработаны 45 комплектов ЦОК, содержащих свыше 9,5 тыс. цифровых конспектов уроков, охватывающих более 75% содержания общего образования. На 2024 год запланирована разработка не менее 10 комплектов ЦОК.
Школьникам бесплатно предоставляется контент из «Библиотеки цифрового образовательного контента», а также с портала «Российская электронная школа» и региональных систем. По данным мониторинга федеральной государственной информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ) Минцифры России, к 1 января 2024 года более 14 млн обучающихся (80,7% от общей численности обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования) имели возможность бесплатного доступа к верифицированному ЦОК и сервисам для самостоятельной подготовки.
Также около 1,4 млн педагогических работников общеобразовательных организаций подключены к федеральной информационно-сервисной платформе ЦОС и используют образовательные сервисы на рабочем месте. Например, в рамках регионального проекта «Сетевой учитель Новосибирской области» детей из сельских общеобразовательных организаций обучают городские учителя или учителя из других общеобразовательных организаций муниципалитета, используя электронные курсы, в том числе с 2023-2024 учебного года функционирует «виртуальная школа».
Из доклада также следует, что к концу 2023 года около 99,67% общеобразовательных организаций обеспечены доступом к сети интернет. В общеобразовательных организациях было установлено 3,8 млн компьютеров, из которых 3,2 млн устройств использовались в учебных целях.
Кроме того, сообщается, что создаваемая в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» сеть центров цифрового образования детей «IT-куб» к концу 2023 года включала 261 организацию, в том числе 63 центра, созданных в 2023 году. На 2024-й запланировано создание еще 68 центров «IT-куб». Сеть центров «IT-куб» обеспечивает формирование среды для ускоренного освоения обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий, в том числе за счет реализации дополнительных образовательных программ технической направленности, заявляют авторы доклада.
Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для школ при внедрении цифровых технологий
12 декабря 2023 года Роспотребнадзор обнародовал рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Речь идет об использовании смартфонов, планшетов, персональных компьютеров и средств беспроводной связи.
Для создания локальной вычислительной сети, подключения оборудования к интернету и обмена данными с периферийными устройствами рекомендуется применять системы проводной передачи информации. Вместе с тем при использовании Wi-Fi точки доступа следует размещать в подпотолочном пространстве на фронтальной стене учебных кабинетов и помещений, где необходимо обеспечить устойчивое покрытие беспроводной сетью. Устанавливать Wi-Fi-оборудование в учебных помещениях, на этажах и в отдельно стоящих зданиях для школьников начальных классов и дошкольников не рекомендуется.
Мобильные средства связи, в частности, смартфоны для образовательных целей не используются. Поэтому их применение в личных целях в образовательной организации допускается только в соответствии с правилами внутреннего распорядка соответствующего учебного учреждения.
При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе при выполнении домашних заданий и проектной деятельности, обучающимся рекомендуется использовать настольный компьютер. При работе с ноутбуком его следует устанавливать на подставку, которая обеспечит размещение дисплея на уровне глаз, или подключать к лэптопу дополнительные монитор и клавиатуру.
Образовательным организациям при выборе электронных средств обучения коллективного использования рекомендуется использовать сенсорные интерактивные доски и панели, способные передавать информацию на компьютер при непосредственном нажатии на поверхность.[3]
В России принят закон, запрещающий школьникам пользоваться телефонами на уроках
6 декабря 2023 года Государственная дума приняла закон «о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса». Документ, в частности, запрещает школьникам пользоваться мобильными телефонами и другими гаджетами с SIM-картами на уроках. Подробнее здесь.
В 2030 году у каждого российского учителя будет планшет
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев на стратегической сессии Правительства России представил национальный проект «Экономика данных», в рамках которого планируется выделить до 67 млрд рублей из средств федерального бюджета на обеспечение работников социальной сферы планшетами с российской операционной системой. Об этом 27 ноября 2023 года сообщила пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина.
Большая часть средств (порядка 42 млрд рублей) будет направлена на закупку планшетов для школьных учителей. Предполагается, что в течение 7 лет обеспеченность учителей планшетами должна достичь 100%. По мнению создателей нацпроекта, такой подход позволит повысить эффективность учебного процесса. Также ожидается, что до 99% записей на занятиях (например, оценки) будут сразу выставлены в электронный журнал.
По мнению экспертов рынка, на планшетах будет предустановлена отечественная операционная система «Аврора». Также среди предустановленных приложений, прежде всего, будут закрытые мессенджеры, повышающие безопасность устройств. Тем не менее ожидается, что планшеты будут содержать до 60–70% компонентов иностранного происхождения.
Цифровизация позволяет упрощать выполнение многих рутинных задач, тем самым повышая эффективность работы, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
Снижение доли рутинного труда особенно важно в учреждениях социальной сферы, где на первый план, конечно, выходит школа. Еще не так давно все школьники были обязаны вести «физические» дневники, которые время от времени нужно было заполнять, а учителям – их проверять. Это очень монотонный процесс, который, хоть и тренирует усидчивость школьника, но крадет время и ученика, и учителя. Время, которое, например, можно было потратить на прочтение параграфа по физике или на разработку интерактивного урока, если мы говорим про учителя. Нужно понимать, что на одного преподавателя порой приходится до 30 детей, поэтому упрощение даже небольших частей учебного процесса может кратно повысить его эффективность, – сказал Антон Немкин. |
Предоставление учителям планшетов – необходимая мера в условиях как цифровизации, так и повышения качества образовательного процесса, – отметил эксперт.
На ноябрь 2023 года российское школьное образование делает акцент на развитии творческого потенциала и аналитического мышления. Для этого требуется интеграция новых форматов обучения, в том числе интерактивных методик и элементов проектного обучения. Автоматизация учебного процесса в некотором смысле становится фундаментом внедрения новых методик, технической возможностью акцентирования внимания непосредственно на учебе. Кроме того, закупку планшетов необходимо рассматривать и с точки зрения дополнительной поддержки производителей отечественных ОС и разработчиков ПО, – заключил парламентарий. |
Путин поручил выделить средства на улучшение ИКТ-инфраструктуры в школах дотационных регионов
Президент России Владимир Путин поручил правительству выделить средства на улучшение ИКТ-инфраструктуры в школах дотационных регионов. Об этом стало известно 3 октября 2023 года.
… обеспечить в необходимом объеме за счет средств федерального бюджета софинансирование расходов, осуществляемых субъектами Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности, на создание (развитие) информационно-коммуникационной инфраструктуры в образовательных организациях, расположенных в этих субъектах Российской Федерации, - говорится в тексте президентского поручения, опубликованном на сайте Кремля. |
Выполнить это поручение необходимо до 15 октября 2023 года. Ответственный - премьер-министр Михаил Мишустин.
Это поручение дано по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося 16 августа 2023 года. На том же совещании обсуждалось, что из почти 46 тысяч российских школ только девять тысяч (около 20%) имеют Wi-Fi-доступ к интернету. По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), есть ряд примеров, когда к Интернету в школе реально подключён один компьютер, а локальной сети нет. Проблему можно было бы решить установкой Wi-Fi-роутеров во всех школах. По данным ОНФ, к середине 2023 года в 35% школ Wi-Fi нет. Необходима поддержка, особенно сельских школ, для установки внутришкольного Wi-Fi. Владимир Путин поручил заняться возникшими проблемами Минфин и Минцифры.
В отдельных регионах страны всё-таки не хватает необходимых средств, ресурсов для создания такой необходимой IT-инфраструктуры. Поэтому нужно Минцифры вместе с Минфином обязательно подумать на тему о том, как поддержать именно такие регионы, которым собственных средств не хватает. Я вас прошу этим позаниматься, - сказал глава государства в августе 2023 года.[4] |
Минпросвещения: Все российские школы перешли на отечественное ПО
Все российские школы полностью перешли на отечественное программное обеспечение. Об этом 1 сентября министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил президенту России Владимиру Путину на церемонии открытия новых школ в регионах.
Вы поручали нам и Минцифры полностью обеспечить переход на отечественное программное обеспечение. Задача выполнена, – отчитался Кравцов. |
Глава Минпросвещения отметил, что переходу помог опыт Москвы, Московской области и других субъектов РФ. Также во всех регионах успешно внедрили Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Моя школа». Эта образовательная платформа для учеников, родителей и учителей, созданная Минпросвещения для реализации образовательных программ всех уровней основного образования, позволяет получить доступ к цифровым сервисам и учебным материалам. В электронной библиотеке размещено более 6,5 тысячи образовательных материалов. Планируется, что к 2024 году здесь будут представлены материалы по каждому уроку для всех предметов школьной программы с 1-го по 11-й класс.
К сентябрю 2023 года цифровизация общего и профессионального образования целенаправленно развивается уже несколько лет. С 2019 года в нашей стране реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Среди его задач - оснащение учебных заведений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и образовательных материалов, помогающих ученикам получать необходимые знания. В том, что касается оборудования, прогресс очевиден. В 2021-2022 годах благодаря национальной программе «Цифровая экономика РФ» и проекту «Цифровая образовательная среда» ИТ-инфраструктура заработала в 9157 образовательных организациях. В школах было организовано больше 149 тысяч точек доступа Wi-Fi, установлено более 31 тысячи камер видеонаблюдения и 9 тысяч видеорегистраторов.[5]
В Иркутске создают образовательную платформу, чтобы выявлять одаренных школьников
Преподаватель Института информационных технологий и анализа данных Иркутского национального исследовательского технического университета Юрий Басиров создает образовательную платформу для выявления талантливых детей. Об этом 18 августа 2023 года сообщили в пресс-службе депутата ГосДумы РФ Антона Немкина. Подробнее здесь.
Школьные и публичные библиотеки в России подключают к единой цифровой платформе
2 августа 2023 года глава Минцифры Максут Шадаев в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с правительством сообщил о подключении школьных и публичных библиотек к единой цифровой платформе. Подробнее здесь.
Минцифры: ГИС ЕГЭ переведут на российские ИТ-решения за 3 года
Государственная информационная система Единого государственного экзамена (ГИС ЕГЭ) будет переведена на российские ИТ-решения в течение трех лет. Об этом 31 марта 2023 года заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев в ходе итоговой коллегии Минпросвещения России. Подробнее здесь.
В России запущена ГИС учёта питания школьников
В середине января 2023 года в России была запущена государственная информационная система учета питания школьников. Реализация пилотного проекта началась со средней школы №98 в Красноярске, сообщило региональное Министерство цифрового развития. Подробнее здесь.
2022
Минпросвещения запретило школам обновлять зарубежное ПО
В конце декабря 2022 года стало известно о письме, которое Минпросвещения разослало в адрес региональных органов исполнительной власти, курирующих сферу образования. В нем ведомство указало на необходимость отказаться от обновления зарубежного программного обеспечения из-за возросших рисков кибератак.
В Минпросвещения считают, что хакеры через обновление иностранного софта могут внедрить вредоносный код. Министерство попросило школы отключить неиспользуемые службы и веб-сервисы, а также убрать зарубежные встроенные приложения и счетчики посещаемости с сайтов (как ReCAPTCHA или Google Analytics). Кроме того, Минпросвещения рекомендовало блокировать трафик из даркнета (нелегального сегмента интернета), браузера Tor и данные с IP-сайтов из США и других «недружественных» стран, передает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Минпросвещения.
По мнению опрошенных газетой экспертов, инициатива Минпросвещения не поможет усилить защиты сетей и связаны с выполнением рекомендаций ФСТЭК. Они считают, что самым полезным советом от министерства является аудит кибербезопасности. Они также отмечают, что предложение блокировать трафик из США и Европы не решит проблемы, так как хакеры могут использовать российские IP-адреса.
Блокировка трафика из «недружественных» стран — это не решение проблемы: злоумышленники могут зарегистрировать сайт и в России, заявил руководитель направления защиты компании DDoS-Guard Денис Сивцов. Образовательные учреждения могут вместо обновления софта закупать новый, но это займет очень много времени из-за особенностей расходов из бюджета и обязательного конкурса для госзакупок, отметил партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев в разговоре с изданием.
Внимание регуляторов к образовательному сегменту усилилось после инцидента со взломом сервиса «Московской электронной школы», считают эксперты. [6]
Минпросвещения запретило учителям использовать WhatsApp, Viber, Skype и Google Drive в школах
Минпросвещения РФ запретило учителям использовать WhatsApp, Viber, Skype и Google Drive в школах. Об этом стало известно 17 октября 2022 года.
Как рассказали «Коммерсанту» в министерстве просвещения и науки Хабаровского края и в администрации Курской области, Минпросвещения потребовало от регионов ограничить использование иностранных мессенджеров в рамках образовательного процесса в школах. В регионах уточнили, что министерство направило письмо 26 августа 2022 года, в нем говорилось, что регионы должны «обеспечить апробацию» использования «VK Мессенджера» и учебной платформы «Сферум» (разработана совместным предприятием VK и «Ростелекома»).
При этом рекомендацию ограничить использование зарубежных мессенджеров получили в том числе и родители, сообщили участники родительских чатов в нескольких регионах. Например, в Нижегородской области учителя рекомендовали родителям «исключить возможность использования иностранных интернет-сервисов» из-за угроз информационной безопасности.
В Минпросвещения сообщили газете, что ведомство рассылало рекомендации не использовать зарубежные мессенджеры, но они касались только работы с государственной системой «Моя школа» и ее компонентами, а не регламентировали сферу и каналы общения родителей. Перевод учителей школ и преподавателей вузов власти задумали еще в 2021 году по программе «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий». Она предполагает развитие сервисов электронной почты, мессенджеров, аудио- и видео-конференц-связи, других цифровых сервисов отечественной разработки.
Регулирование родительских чатов — скорее частная инициатива на уровне учителей или директоров школ, чем следствие письма Минпросвещения, полагает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. [7]
2021
Счетная палата: Цифровизация школ в 2016-2021 гг. обошлась бюджету в 71,8 млрд рублей
Цифровизация школ в 2016-2021 гг. обошлась государственному бюджету России в 71,8 млрд рублей. Порядка 66,7 млрд рублей направлено на подключение к интернету социально значимых объектов. Об этом говорится в отчете Счетной палаты, который был обнародованы в конце октября 2022 года.
Начиная с 2016 года в целом наблюдается положительная динамика в части оснащенности образовательных учреждений цифровыми технологиями: количество образовательных организаций с максимальной скоростью доступа к сети Интернет выросло в 3,7 раза, а количество персональных компьютеров в школах увеличилось почти на 28%, — сообщил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев. |
По его словам, значительно вырос объем господдержки, направляемой на цифровизацию, — увеличился более чем в 4,7 раза - с 2,9 млрд рублей в 2018 году до 13, 6 млрд рублей в 2019 году
В отчете отмечается, что внедрение цифровых технологий в сферу образования по-прежнему ориентировано в основном на обеспечение технической оснащенности школ. Однако пандемия коронавируса COVID-19 и переход к дистанционному обучению по-новому поставили вопрос о целях цифровой трансформации общего образования.
В Счетной палате отметили положительную динамику в части цифровых компетенций педагогического состава и учащихся, а также применения цифровых технологий для обеспечения образовательного процесса. Например, выросло количество школ, использующих системы электронного документооборота, электронные журналы и/или дневники, сказано в докладе.
По итогам анализа Счетная палата направила в Правительство ряд предложений, по совершенствованию процессов цифровизации российских школ. В частности, было рекомендовано разработать единую отраслевую стратегию развития образования, в том числе включающую принципы, приоритеты, цели и задачи цифровизации данной сферы, а также дополнить федеральный проект «Цифровая образовательная среда» показателями и результатами, характеризующими уровень цифровой квалификации педагогов. [8]
В России создают госсервис, хранящий достижения школьников для поступления в вуз
В конце ноября 2021 года стало известно о создании в России государственного сервиса, предназначенного для хранения достижений школьников для поступления в вуз. Он получит название «Верифицированное портфолио абитуриента», сообщил заместитель главы Министерства науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Подробнее здесь.
Модернизация ИТ-системы ЕГЭ, исключение ПО Microsoft из нее
В ноябре 2021 года стало известно о начале масштабного обновления ИТ-системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Предполагается, что в ней не будет программного обеспечения Microsoft. Подробнее здесь.
В бюджете РФ заложили 1,6 млрд рублей на создание ИТ-системы, выявляющей социально опасных учеников
Как стало известно в сентябре 2021 года, в проект трехлетнего бюджета России вошли расходы в 1,6 млрд рублей на разработку системы мониторинга распространения информации, которая может склонить или побудить детей «совершить действия, представляющие угрозу их жизни» или жизни и здоровью других. Ожидается, что реализацией этого проекта займется автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» (АНО «ЦИСМ»). Подробнее здесь.
В московских школах запустят систему распознавания лиц
8 сентября 2021 года стало известно о планах московских властей по внедрению системы распознавания лиц в школах города. Предполагается, что школьников и учителей будут пускать в образовательные учреждения только после биометрической аутентификации. Подробнее здесь.
Анонс ИИ-системы для проверки домашних заданий школьников
В июле 2021 года Минпросвещения анонсировало предстоящее внедрение ИИ-системы для проверки домашних заданий школьников. Сервис получил название «Цифровой помощник учителя». Подробнее здесь.
Запуск нейросети для анализа поведения учеников в российских школах
1 июня 2021 года стало известно о том, что в российских школах будет запущена нейросеть для анализа поведения учеников. Речь идёт о системе предиктивной безопасности, разработанной компанией «Для самых родных. Обнинск» совместно с «АИС Город» и «Интегра-С». Подробнее здесь.
Проникновение российского софта в школах не превышает 6%
17 мая 2021 года Академия АйТи представила результаты исследования применения российского программного обеспечения в школьном образовании. Исследование охватило педагогических работников школ во всех федеральных округах и реализовано методом анкетирования. Участие приняли 5007 респондентов. Участники отвечали на 15 вопросов, с выбором нескольких вариантов, включая ввод развернутых ответов. Отчет об исследовании представлен на сайте компании.
Целью исследования было оценить состояние и перспективы рынка отечественного программного обеспечения в школьном образовании. Определить барьеры, замедляющие проникновение российских решений. Поделиться выводами с участниками рынка, чтобы это помогло ориентироваться в положении дел и принятии стратегических решений, — рассказывает Игорь Морозов, к.э.н. ректор Академии АйТи. Планируем сделать исследование ежегодным для отслеживания динамики и тенденций. Со своей стороны мы готовы своевременно реагировать и реализовывать образовательные инициативы в направлении импортозамещения. Наши ресурсы позволяют проводить масштабное обучение на регулярной основе и способствовать стимулированию спроса на отечественное программное обеспечение. |
По результатам исследования 94% респондентов заявили о использовании компьютеров в учебном процессе, 43% оценили степень работы как «очень активную». Устаревшую материальную базу, отсутствие компьютеров в школах отметили 5% респондентов.
88,8% компьютеров в школах страны работают на импортном программном обеспечении. Проникновение российского софта в школы не превышает 6%.
Рынок установленных отечественных операционных систем представлен продуктами на базе ядра Linux: ОС Astra Linux, Альт Образование, Ред ОС, Rosa Fresh. Лидером является ОС Astra Linux, занимающий 3,2% от общего числа, что соответствует 54% среди отечественных ОС.
Рынок используемых офисных приложений, для работы с текстами, таблицами, презентациями распределен продуктами OpenOffice (СПО) – 22,7%, МойОфис – 18,6%, LibreOffice – 5%, Р7-Офис – 1%. 30% респондентов заявили о том, что российские офисные приложения им не известны.
Общий уровень осведомленности о российских разработках суммарно составляет 70%, с разной степенью знаний и навыков. Так, 25% опрошенных подтвердили уверенное владение отечественным софтом и СПО, 27% изучали ПО, но не применяли на практике, 18% респондентов знакомы только с названиями. 30% опрошенных ничего не знают о российском ПО.
48% педагогов отмечают личную готовность к переходу на отечественное ПО, при условии регулярного обучения, поддержки и бесплатных лицензий как для школ, так и для личного использования на компьютерах в семьях. Респонденты отмечают необходимость в качестве, апробирования продуктов и повсеместного внедрения. Необходимость в широком информировании и рекламировании.
78% респондентов рассказали о барьерах, которые необходимо преодолевать для успешного и настоящего импортозамещения. Среди таких трудностей: совместимость разного вида программного обеспечения, в том числе и с периферийным оборудованием. Программы для диагностики ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, написанные под Windows. Трудности с переобучением, особенно педагогов в возрасте. Сложности с установкой, технической поддержкой, обновлением.
21% респондентов не видят сложностей. Отмечают необходимость в доступных ценах для домашнего использования или чтобы софт был полностью бесплатным за счёт поддержки государства. Программы должны быть не хуже зарубежных аналогов, а лицензии должны быть доступными или бесплатными.
Респонденты исследования давали развернутые мнения и предложения. Для наглядного примера приводится ряд цитат:
Правильное направление работы. Необходимо чтобы ПО было доступным по цене для школьников или было вообще бесплатным за счёт поддержки государства. |
Можно внедрять если будет решена проблема с совместимостью с распространённым и широко применяемом образовательном ПО. |
Необходимо улучшить качество отечественного программного обеспечения, расширить функционал по совместимости с другими программными продуктами. |
Прежде чем переходить к импортозамещению, надо обновить материальную базу - в сельских школах техника древняя, выходит из строя постоянно, а финансирования на эти цели нет. |
Должно быть не только замещение, но и сопровождение, и обучение, и техподдержка в установке программ других производителей на определенную ОС. |
Если внедрять российские продукты, то необходимо обучать педагогов, особенно старшего возраста, а также данное ПО должно регулярно обновляться. |
Разработать отечественную ОС в которой без проблем работали бы приложения, написанные для других ОС и подключались без проблем разные периферийные устройства. Разработать отечественное офисное приложение с поддержкой файлов, созданных в других офисных приложениях. Действительно разработать, а не частично переделать свободное ПО. |
ПО должно пройти "обкатку", не иметь серый облик и большое количество проблем, особенно с совместимостью периферийного оборудования. Должны присутствовать в отечественном ПО доступность, понятный интерфейс, взаимозаменяемость. Необходимо внедрять в школьный курс и вузовский основы работы, настройки отечественного ПО. |
Если проводить импортозамещение, то проводить его качественными продуктами, адаптированными для образования. Получить в школу «сырые» продукты для их отладки совершенно не нужно. Нужно учитывать, в сельских школах нет ИТ-специалистов. Поэтому если и неизбежен переход, то, по крайней мере, он должен быть безболезненным. |
Программы должны быть не хуже зарубежных аналогов, а лицензии должны быть доступными или бесплатными, иначе в чём смысл? |
Традиционный взгляд на импортозамещение в школах сосредоточен на самих учреждениях и установленной в них компьютерной технике. Между тем, обучение распространяется далеко за рамки образовательных учреждений, и охватывает множество мест, технологий, с которым работает педагог и учащийся. Обучение происходит не только в школьной среде, но и за её пределами. К примеру: на домашних компьютерах учащихся и педагогов установлен софт иностранного производства. Кружки, детские курсы программирования и робототехники работают на иностранном ПО. Участие в олимпиадах требуют подготовки работ на иностранных офисных приложениях. Программы для диагностики ВПР, ОГЭ, ЕГЭ работают на Windows.
Проблемы импортозамещения программного обеспечения в школах в большей степени связаны с отсутствием четких ориентиров и планов перехода. Существенным препятствием перехода на отечественные аналоги можно считать проблему с совместимостью разного софта, слабой популяризацией российских решений, распространенных «привычных» иностранных продуктов.
По мнению 78% процентов респондентов - большинства участников исследования сфера образования все ещё масштабно не готова к импортозамещению программных продуктов. Однако 48% респондентов отметили личную готовность к переходу на работу с отечественным ПО, готовность к обучению учащихся при условии постоянного повышения квалификации. Респонденты отметили необходимость в поддержке со стороны российских производителей по внедрению ПО, технической поддержке и стимулированию спроса на отечественные решения, повышение качества продуктов и бесплатные лицензии.
Усилия российских разработчиков с целью расширения их присутствия - тенденция, набирающая обороты в импортозамещении. Технологические достижения, такие как консолидация и работа над совместимостью по, облачные функции также окажут положительное влияние на рост рынка.
По официальным данным со стороны российских компаний, заметные игроки рынка сосредотачиваются на вопросах импортозамещения в образовании и на поставку решений в регионы для увеличения присутствия на рынке. Ожидается, что такие меры как бесплатная поставка софта, техническая поддержка, регулярное повышение квалификации педагогов, обучение школьников работе с отечественным софтом будут стимулировать рынок и позволит достичь проникновения до 70% до 2025 года на уровне установки на компьютерную материальную базу школ.
На май 2021 года проникновение отечественного ПО связано с необходимостью реализации постановления правительства РФ «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Потенциал роста рынка реального применения отечественного ПО заложен в работе над качеством и адаптации решений для совместимости с разнообразным программным обеспечением, включая иностранный софт. В массовом обучении населения и популяризации российских решений в обществе. Стимулирование спроса должно стать тем самым драйвером роста, чтобы проникновение отечественного софта было не номинально физической установкой на компьютеры, а стало конкурентоспособным и необходимым.
У разработчиков ПО попросили скидки на поставку продуктов в российские школы
13 апреля 2021 года стало известно о письме, которое Академия Минпросвещения России направила крупным ИТ-компаниям, с просьбой предоставить льготы при поставках своего программного обеспечения в образовательные учреждения. Такое письмо, в частности, получили Astra Linux, «МойОфис», «Базальт-СПО», «R7-офис» и Microsoft.
Как уточняет «Коммерсантъ», речь идет о закупке 360 тыс. новых компьютеров для школ и других образовательных организаций в рамках нацпроекта «Образование» в 2021-2022 гг. В письме Академии Просвещении говорится о поставках оборудования и софта в 4,8 тыс. школ, лицеев и гимназий, или примерно 12% от общего количества таких заведений в РФ.
В компании «Р7-Офис» выразили готовность предоставить школам скидки до 90%. В Astra Linux сообщили изданию, что могут поставлять ПО для школ за 7% от цены для коммерческих организаций. Аналогичную скидку обещает и «МойОфис». В Microsoft сообщили, что уже предоставляют школам бесплатный доступ к пакету офисных программ.
Если региональные и федеральные органы власти обязаны закупать российское ПО из специального реестра либо обосновать приобретение зарубежных продуктов. Но образовательные учреждения обходят это требований. Они обосновывают необходимость использования офисных пакетов Microsoft тем, что российский софт будет несовместим с «текущей операционной системой» — в большинстве случаев это продукт американской компании, говорится в публикации «Коммерсанта».
При анализе закупок софта для образовательных учреждений мы обнаружили в разных регионах очень похожие обоснования необходимости закупить ПО от Microsoft, — подтверждает директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух. |
Глава «Базальт СПО» Алексей Смирнов говорит, что определенная доля процессов в образовании всё ещё заточена только под зарубежные технологии.[9]
Минцифры хочет запретить иностранный софт в школах РФ
10 марта 2021 года стало известно о плане Минцифры РФ по стимулированию развития ИТ-отрасли, согласно которому в декабре может быть введен запрет на использование зарубежного программного обеспечения в школах. Исполнителями проекта назначены Минцифры и Минпросвещения. Подробнее здесь.
Роспотребнадзор запретил российским школьникам использовать смартфоны в образовательных целях
10 февраля 2021 года стало известно о том, что Роспотребнадзор запретил российским школьникам использовать смартфоны в образовательных целях, то есть, в частности, для просмотра обучающих материалов во время занятий. Об этом запрете говорится в последних санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей от 28 сентября 2020 г., вступивших в силу 1 января 2021 г. Они будут действовать до 1 января 2027 г.
Об изменениях, запрещающих ученикам российских школ пользоваться смартфонами для учебы, упомянула начальник управления санитарного надзора ведомства Ирина Шевкун.
Ограничения, которые вводит Роспотребнадзор, затрагивают исключительно смартфоны. Другими словами, школьники могут и дальше продолжать учиться, используя ноутбуки и планшетные компьютеры, хотя и к ним ведомство предъявляет внушительный список требований.
Запрет Роспотребнадзора не подразумевает, что ученики больше не имеют права приносить смартфоны с собой в школу. Такая возможность за ними сохранена – например, они могут свободно использовать их на территории учебного заведения для связи с родителями или общения.
Об этом заявила Ирина Брагина, добавив, что в санитарных правилах «речь идет о том, что мобильные телефоны не должны использоваться как средство для обучения.
И если на уроке учитель хочет, допустим, показать какие-то видеоматериалы в электронном виде, то он должен использовать компьютер, планшет, моноблок, интерактивную доску, – уточнила она[10]. |
В санитарных правилах от 1 января 2021 года (СП 2.4. 3648-20) также прописаны требуемые размеры диагонали мониторов электронных средств обучения (ЭСО). Так минимальная диагональ электронного средства обучения (ЭСО) должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см (15 дюймов), планшета — 26,6 см (около 10,5 дюймов). Таким образом, санпин вводит автоматический запрет на самую массовую разновидность макбуков, обладающих 13-дюймовой диагональю экрана. Исходя из этого, под запретом оказались не только ультрабуки и нетбуки, но даже многие модели обычных ноутбуков, включая 13-дюймовые Apple MacBook Pro и MacBook Air[11].
В начальной школе РФ вводится обучение основам ИИ
В конце января 2021 года стало известно о введении в российской начальной школе обучения основам искусственного интеллекта. Новая дисциплина в рамках уроков информатика появится 1 сентября, а первые учебные материалы планируется подготовить к концу мая.
Целесообразным является методическое обеспечение реализации в общеобразовательных организациях учебных курсов, направленных на изучение основ систем искусственного интеллекта, основанное на современных методологических подходах к организации учебной деятельности, — сообщили в Минпросвещения (цитата по Daily Storm). |
В ведомстве уверены в высоком спросе в будущем на инженеров в области искусственного интеллекта, имеющих навыки создания алгоритмов машинного обучения в программировании, физике, биологии и других отраслях. В связи с этим возникает актуальный вопрос с подготовкой кадров и предпрофессиональным обучением, которое, как считают в Минпросвещения, логично начинать в младших классах.
Министерство приводит данные аналитиков Gartner, согласно которым благодаря активному внедрению искусственного интеллекта в различные отрасли экономики к 2025 году количество созданных рабочих мест превысит число ликвидированных на два миллиона. К 2022-му использовать искусственный интеллект будет каждый пятый работник из числа занятых нешаблонными задачами, ожидают исследователи.
Руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в разговоре с изданием отметила, что перед Минпросвещения стоит задача полностью осовременить образовательные программы в школах. Новому поколению придется жить в мире, который будет неразрывно связан с искусственным интеллектом, считает эксперт.
Очень трудно будет встроить эту образовательную программу в рамках одного предмета. Еще есть проблема: как и кто будет все это преподавать, — подчеркнула она.[12] |
2020
На один компьютер в школах России приходится 6,2 ученика
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в ноябре 2021 года обнародовал своё исследование, в котором сообщил, что к концу 2020-го на один компьютер в российских школах приходилось 6,2 ученика.
Сообщается, что перед началом пандемии коронавируса COVID-19 доля школ, оснащенных оборудованием для доступа к сети интернет, достигала 99%. При этом около 16% имели скорость подключения ниже 1 Мбит/с, а в прошлом учебном году таких было 10,4%.
Школы по большей части были достаточно неплохо готовы к пандемии в плане инфраструктуры, — говорит ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек. — Имеется в виду наличие компьютеров, скоростной интернет. Эта инфраструктура использовалась, когда школьники находились на удаленном режиме. Более того, в ряде регионов школьную технику давали семьям, в которых не было своей. |
Он добавил, что в остальном форсирования работы по техническому переоснащению школ не было. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко отметил, что «недостаточно отрапортовать о подключении школ к интернет-каналу, необходимо обеспечить разводку интернета внутри, оснастить классы, преподавателей и учеников гаджетами».
В НИУ ВШЭ опросили 8500 учителей во всех федеральных округах. 26,6% из них назвали плохую ресурсную и техническую базу (состояние библиотек, техники, лабораторий) в качестве одного из самых серьезных факторов, негативно влияющих на их отношение к школе. Чаще всего (29,7%) на эту проблему указывают педагоги из сельской местности, реже всего – из Москвы (13,8%). К примеру, учителя отметили, что в их школах отсутствует «современная библиотека с компьютерным оборудованием и выходом в интернет» (всего – 49,4%, для сельских школ – 55%), «цифровое оборудование и высокоскоростной интернет» (всего – 44,7%, для сельских школ– 52,2%).[13]
Старт нанесения QR-кодов с ссылкой на данные в ГИС на школьные аттестаты
В конце декабря 2020 года Министерство просвещения России выпустило приказ о цифровой маркировке школьных аттестатов. На документы теперь будут наносить QR-коды размером 20 х 20 мм, содержащие ссылку для доступа к данным информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании».
Ниже с выравниванием влево — белое поле в форме квадрата, … предназначенное для нанесения в нем машиночитаемой маркировки: двумерного матричного штрихового кода (QR-код), — говорится в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации. |
Также с помощью QR-кода можно будет получить сведения о фамилии, имени, отчестве, годе рождения выпускника, а также информацию о школе, которая выдала аттестат. QR-код будут наносить на обратную сторону титула аттестата. На этой странице также будет располагаться российский герб, надписи «Российская Федерация» и «Аттестат об основном общем образовании», номер документа, а также дата его выдачи.
Школьные аттестаты начнут выдавать по новым образцам в 2021 году. Предполагается, что цифровая маркировка позволит усилить защиту от подделок аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним.
Директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин в разговоре с «Российской газетой» отметил, что QR-код на школьном аттестате поможет упростить и ускорить его проверку на подлинность. В России уже в течение нескольких лет формируется единая база документов об образовании, её ведет Рособрнадзор, продолжает эксперт. Сначала в федеральный реестр вносилась информация о вузовских дипломах. Потом начали постепенно собирать в электронном виде информацию о школьных аттестатах, а к концу 2020 года в базе содержатся сведения практически обо всех аттестатах, выданных после 2000 года, сообщил Илюхин.[14]
Мишустин выделил 1 млрд рублей на цифровой контент для школ
В декабре 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 1 млрд рублей на внедрение цифровых технологий в сфере образования. Средства получит Министерство просвещения, говорится в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации. Подробнее здесь.
Максут Шадаев: учителя вместо чиновников получат защищенные мобильные устройства на российской ОС
Как стало известно 23 сентября 2020 года, российские учителя получат защищенные планшетные компьютеры на российской операционной системе «Аврора». Об этом в кулуарах конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев. По его словам, оснащение чиновников смартфонами на отечественной программной платформе больше не планируется. Подробнее здесь.
Родительские собрания в школах переводят в онлайн
В конце августа 2020 года Роспотребнадзор сообщил о переводе родительских собраний в школах в интернет-формат. Доступ родителей в образовательные учреждения будет ограничен.
Все-таки школы в этом году будут работать, скажем так, в несколько закрытом режиме, то бишь они не будут доступны для родителей, и родители [будут заходить] туда только в случае необходимости. Все собрания переходят пока в режим онлайн и в дистанционные форумы, — заявила начальник отдела организации надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Галина Яновская, чьи слова приводит ТАСС Информационное агентство России. |
В соответствии с требованиями надзорного ведомства в образовательных организациях будут организованы входные фильтры.
«Во время уроков учителя также должны видеть, как чувствуют себя дети, — сказала Яновская. |
По ее словам, Роспотребнадзор не просит обеспечивать дистанцию 1,5 м в классе, так как классы будут изолированы друг от друга. У каждого класса будет свой график посещения школы. При этом на одного ученика должно приходиться 2,5 м. При заболевании школьника или педагога коронавирусом будет работать «система экстренных извещений, меры будут зависеть от ситуации», сообщила Яновская.
Глава службы Анна Попова, в свою очередь, назвала вызовом решение начать учебный год очно. При этом он отметила, что такое решение российские власти приняли исходя из больших, чем ранее, знаний о коронавирусе.
Ранее министр просвещения Сергей Кравцов сообщал, что учебный год в 2020 году начнется традиционно 1 сентября. Отмечалось, что торжественные линейки должны пройти на открытом воздухе по классам или параллелям, родители школьников должны быть в масках, а при входе в учебное заведение у детей должны измерять температуру. При этом учителям и ученикам носить маски во время занятий не обязательно.[15]
Запуск проекта «Моя школа» для электронного учета успеваемости учеников
9 августа 2020 года стало известно о создании в России государственной информационной системы (ГИС) «Моя школа». Под единой платформой объединятся электронные дневники и журналы, запись в секции, кружки детсады и школы, результаты итоговой аттестации, ЕГЭ, олимпиад и другое. Подробнее здесь.
2019
Рособрнадзор: нейросети будут следить за нарушениями на ЕГЭ
В конце декабря 2019 года стало известно о том, что нейросети будут использоваться для выявления нарушителей во время Единого государственного экзамена. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) внедряет технологию машинного анализа видеотрансляций из аудиторий, которая позволит в режиме реального времени выявлять подозрительную активность во время тестирования учеников. Подробнее здесь.
В России появятся цифровые школьные аттестаты
11 декабря 2019 года стали известны сроки появления цифровых школьных аттестатов в России. Их назвал директор департамента проектов цифровой трансформации Минкомсвязи РФ Олег Качанов в подкасте РИА Новости «Как вы это делаете?».
Вообще это было в планах на 2020 год. Если говорить о фактической реализации, то, скорее, это будет 2021 год, потому что там, в первую очередь, необходимо будет менять нормативку, — сообщил он. |
По словам Качанова, главным показателем получения образования останется реестровая запись о выдаче аттестата. При этом можно будет свободно получить бумажную версию документа.
Конечно, если я хочу получить бумажную копию аттестата, я могу ее заказать, и мне ее выдадут, — пояснил он РИА Новости. |
Кроме того, на электронную основу могут перевести результаты ЕГЭ и дипломы о получении высшего образования. В Минкомсвязи утверждают, что подобные новшества снизят количество случаев мошенничества и подделок документов об образовании.
Вопрос о том, что там можно будет что-то подделать цифровым образом, честно говоря, с моей точки зрения, практически исключен… Будет существующая государственная база данных, куда в любой момент можно будет в цифровом виде послать запрос и мгновенно получить ответ, действительно ли эти сведения являются реальными, достоверными, — сказал Качанов. |
Предполагается, что цифровые школьные аттестаты появятся в рамках суперсервиса (комплексная электронная госуслуга) под названием «Цифровые документы об образовании онлайн». Этот суперсервис обеспечивает гражданину онлайн-доступ к юридически значимым электронным документам об образовании: аттестатам, дипломам, результатам экзаменов, олимпиад и конкурсов. Запуск этого проекта в «боевую» эксплуатацию Минкомсвязи наметило на 2020 год.[16]
Минпросвещения приступает к созданию BigData-платформы для управления школами
По итогам открытого аукциона Фонд новых форм развития образования заключил договор с компанией «Топ кейс» на разработку платформы больших данных цифровой образовательной среды для Минпросвещения. Подробнее здесь.
«Мегафон» займется созданием маркетплейса образовательного контента для школ России
В августе 2019 года «Фонд новых форм развития образования» (ФНФРО) – проектный офис национального проекта «Образование» и оператор сети детских технопарков «Кванториум», подвел итоги конкурса на разработку автоматизированной информационной системы «Маркетплейс образовательного контента и услуг». По результатам оценки заявок наибольшее количество баллов получил «Мегафон». Подробнее здесь.
В российских школах расписание уроков начали заменять QR-кодами
В конце октября 2019 года стало известно о начале использования в российских школах QR-кодов вместо традиционного стенда с расписанием уроков. Нововведение появилось в школе №1861 «Загорье» в Южной административном округе Москвы.
О том, что в этом учебном заведении на доску с расписанием занятий повесили QR-коды, на своей странице в социальной сети Facebook рассказал Роман Мачинский. Он опубликовал соответствующую фотографию и сообщил, что новшество внедрено в школе его племянника. При этом неизвестно, начала ли применяться эта технология на постоянной основе или она временная, например, приуроченная к какому-либо мероприятию.
Некоторые пользователи в комментариях к этому посту оценили прогрессивность идеи замены школьного расписания.
А то раньше фоткали. а еще раньше руками переписывали. Прогресс радует, — написал пользователь под именем Михаил Горбунов. |
Другие отметили недостатки этой идеи: например, что делать школьникам, если у них разрядился смартфон либо тем, у кого старые мобильные телефоны.
QR-коды давно начали использоваться в образовательном процессе. Например, в некоторых учебных заведениях создают QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, необходимые ученикам. В библиотеке размещают ссылки на электронные версии текстов и на дополнительную информацию, а распечатанный QR-код клеят на книгу. В кабинетах иностранного языка прикрепляют на разных предметах карточки с QR-кодами, позволяющими ученикам узнать перевод слова (письменный или аудио).
В сентябре 2019 года Сбербанк внедрил в одной из ростовских школ безналичную систему оплаты школьного питания для учеников начальных классов при помощи QR-кодов. Решение позволяет автоматизировать процесс оплаты и учета питания, но и поможет родителям следить в режиме онлайн за рационом своего ребенка.[17]
Первые VR-уроки прошли в российских школах. Каковы результаты экспериментов?
Возможности мультимедийного моделирования давно привлекают энтузиастов из среды школьного образования. Они стремятся создать для школьников наглядную среду, позволяющую легко понимать и осваивать непростые абстрактные понятия и законы физики, химии, астрономии и других предметов. Параллельно идут процессы формирования соответствующих методик преподавания, которые базируются на результатах специальных исследований. Одно из них было проведено весной 2019 года и показало интересные результаты. Подробнее здесь.
Примечания
- ↑ Счетная палата считает недостаточно эффективными закупки Минцифры для образовательных организаций
- ↑ Володин раскритиковал «бездумную цифровизацию» в образовании
- ↑ Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- ↑ Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства
- ↑ Все российские школы перешли на отечественное программное обеспечение
- ↑ Школы просят не обновляться
- ↑ WhatsApp исключают из школы
- ↑ Счетная палата оценила цифровизацию российских школ
- ↑ Волшебники страны ОС. У разработчиков операционных систем просят скидку для школьников
- ↑ Российским школьникам запретили пользоваться смартфонами
- ↑ Российским школьникам запретили учиться на MacBook Air
- ↑ Основам искусственного интеллекта будут обучать в начальной школе
- ↑ Учителям не хватило современного оборудования во время пандемии
- ↑ Школьные аттестаты будут маркировать QR-кодами
- ↑ Родительские собрания в школах будут проходить онлайн
- ↑ В Минкомсвязи рассказали, когда появятся цифровые школьные аттестаты
- ↑ Страница Романа Мачинского в Facebook