2023/09/01 11:22:36

Только серьезные отношения. Гайд КРОК по поиску надежного сервисного партнера для сопровождения ИТ-ландшафта

Зарубежные вендоры ушли, а системы, работоспособность которых нужно поддерживать, остались. Роль сервисного партнера для бизнеса в сложившихся условиях заметно выросла. О ситуации на рынке технической поддержки и критериях выбора надежного поставщика сервисных услуг мы поговорили с топ-менеджерами компании КРОК.

Содержание

Исторически в России сложилось так, что ИТ-системы вендор и интегратор внедряли, обслуживали и поддерживали совместно. Поэтому у крупных ИТ-компаний накопилась соответствующая экспертиза по вендорским решениям. Более локальные партнеры не накапливали у себя экспертизу, а просто выступали посредником, продавая «коробки» и полагаясь на экспертизу вендора. Поэтому в ситуации с уходом зарубежных производителей многие партнеры оказались не готовы предоставить клиентам необходимый сервис. Заказчики стали перетекать к более крупным игрокам в поисках хорошего опыта и экспертизы. Последний год показал, что обеспечить стабильную работу ИТ-инфраструктуры могут только опытные сервисные партнеры с мультивендорной экспертизой и способные быстро реагировать на инциденты на стыке решений от разных производителей. Поэтому сегодня особенно важно проверять уровень экспертизы своего потенциального сервисного партнера, чтобы избежать рисков и финансовых потерь.

Гайд от компании КРОК поможет создать надежную экосистему заказчик — сервисный партнер.

Глубокая экспертиза — в ДНК стабильного ИТ-партнера

К началу 2023 года среди ИТ-специалистов по-прежнему доминировали компетенции по западным системам и оборудованию. К тому моменту, когда компании начали массовый переход на российское ПО и "железо", оказалось, что кадров, подготовленных к их обслуживанию, гораздо меньше, чем необходимо рынку. Молодые ИТ-специалисты имеют хорошие перспективы, однако у бизнеса нет времени ждать, когда "птенцы оперятся" — компаниям требуется поддержка прямо сейчас. Если говорить о ПО, то обращаться непосредственно к вендорам — не самый идеальный вариант: да, они отлично знают свой продукт, но сосредоточены на самой разработке, к которой и так немало запросов со стороны заказчиков по доработке функционала, а вот сервисная сторона пока страдает.

«
Чем менее зрелый продукт и меньше опыта его внедрения, тем больше вопросов не только к его функционалу, но и сервисной поддержке. То есть уровень зрелости поддержки тоже может быть разным, база знаний, курсы обучений как для пользователей, так для ИТ-партнеров могут быть недостаточно развиты. Это связано с тем, что у вендоров элементарно не было достаточно времени, чтобы продукты и их поддержка были на таком же высоком уровне готовности, как западные. КРОК всегда ставил во главу именно поддержку и вкладывался в развитие квалификации своих технических специалистов и инженеров, тем самым заметно отличаясь от других игроков рынка. Поэтому наша экспертиза и скорость реакции — на первом месте по оценкам и обратной связи наших заказчиков, — говорит Валентин Губарев, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, директор департамента инфраструктурных решений и сервисов компании КРОК.
»

Укомплектованный склад ЗИП — лакмусовый индикатор устойчивости

В проектах, где раньше было использовано оборудование одного вендора, сейчас могут быть задействованы десятки разных мультивендорных решений. Проблему отсутствия нужного оборудования не решить даже наличием огромной экспертизы. Поэтому своевременное пополнение складов ЗИП и наличие достаточного запаса в текущих условиях стало определяющим фактором при выборе провайдера сервисных услуг, гораздо более важным, чем стоимость услуг, особенно когда речь идет о редком ПО и оборудовании.

Многие крупные компании, использующие специализированные, например, промышленные, решения, стремятся к самостоятельной техподдержке. Они наращивают свои компетенции в обслуживании ИТ-инфраструктуры и создают собственные склады запчастей. Однако многие из них столкнулись с предсказуемыми трудностями: недоступностью компонентов, ростом их стоимости и увеличением сроков поставки, сложностями с ремонтом оборудования и обновлением софта для него.

«
Был ряд компаний, которые планировали пойти по пути самостоятельного обслуживания оборудования. Они старались сделать осознанный выбор, отталкиваясь от уровня собственных компетенций, наличия ресурсов, опыта, ценового параметра, взвешивали свои возможности, риски и решали, осуществлять поддержку самостоятельно или привлекать партнера. Основной фокус всегда развитие, что двигает бизнес, повышает эффективность, поэтому чаще останавливаются на том, чтобы это передать на специализированную организацию, — говорит Валентин Губарев.
»

По словам эксперта, если у заказчика редкое специализированное оборудование, например, уникальная СХД, то для его самостоятельного обслуживания и оперативного ремонта нужно иметь в наличии все запчасти, а это весьма затратная статья, которая может достигать стоимости непосредственно СХД. И в данном случае сервисный контракт оказывается более выгодным. Также встает вопрос кадров — поиск, обучение, удержание персонала, и в случае сервисного контакта выстраивание данных процессов ложится на сервисного партнера.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.2 т

Кроме того, не обладая большим опытом в вопросах обслуживания, компании закупают не всегда то, что нужно, и не в том количестве, которое оптимально. Например, в поисках аналогов запчастей чаще всего рассматривают китайских производителей, но сталкиваются с тем, что комплектующие не отвечают заявленным требованиям.

Фактически склад ЗИП — своего рода лакмусовая бумажка, показывающая, насколько устойчивый и надежный сервисный партнер. За пару месяцев хранилище объемом более двух десятков запасных частей, инструментов и компонентов не собрать, на его формирование уходят годы.

Совет от эксперта КРОК: Не стоит упускать возможность самостоятельно проверить, насколько большой склад у сервисной компании и все ли необходимые компоненты у него есть. Особенно если у вас огромная мультивендорная ИТ-инфраструктура. Склад ЗИП — это единственное, что можно реально "пощупать" при выборе партнера.

Скорость реакции как индекс гибкости провайдера

В масштабах страны важен не только сам факт наличия наполненного склада ЗИП, но и возможность сервисного партнера оперативно предоставить оборудование с него, и способность обеспечить территориально-распределенный сервис за счет наличия собственных региональных подразделений и сильных постоянных партнеров в регионах. К примеру, полный склад в Москве вряд ли поможет в случае возникновения инцидента во Владивостоке быстрее, чем за двое суток.

«
Мы создаем под запрос заказчика территориальные склады. Они наполняются оборудованием, которое может потребоваться конкретному клиенту в рамках нашего договора, и располагаются в непосредственной близости от объектов заказчика. Это позволяет максимально сократить сроки устранения инцидента. В зависимости от ситуации оборудование могут заменить сотрудники заказчика при поддержке экспертов КРОК, либо наш специалист, который прибывает на место значительно быстрее, чем, скажем, крупногабаритный груз — само оборудование. За более чем 20 лет работы мы набрались самого разного опыта. И в ручной клади сервер в самолет пронести можем, и до площадки посреди тайги ЗИП довезем. — говорит Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем КРОК.
»

Стоимость услуг — не главный фактор

При выборе поставщика заказчики, безусловно, смотрят на такой критерий, как стоимость услуг. Особенно важна экономия в кризисный период. Однако, в 2023 году ценовой фактор перестал быть первостепенным.

«
Сегодня компании при выборе сервисного партнера сфокусированы на таких параметрах, как наличие квалифицированных специалистов, запасов ЗИП, опыт реализации комплексных проектов, соблюдение SLA, и т.д. Раньше замену оборудования можно было спрогнозировать и по цене и по срокам поставки. Сейчас поставщики оборудования требуют 100% предоплаты, но по факту не могут спрогнозировать точную дату и гарантировать факт поставки. Больше не существует привычного нам прайс-листа на закупку компонентов, одна и та же запчасть может сегодня стоить 100 рублей, а через три дня — 200. Поэтому заказчики выбирают не самого дешевого сервисного партнера, а того, кто сможет выдержать SLA и гарантировать работоспособность поставленного оборудования, — говорит Наталия Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций КРОК.
»

По словам эксперта, обычно за это берутся крупные технологические компании. Например, КРОК берет на себя все основные риски, с которыми сталкиваются заказчики — от срыва сроков поставок и курсовых скачков до пересортицы у поставщиков и функциональных рисков, связанных с несовместимостью и неактуальностью комплектующих.

Если клиент все же ограничен в бюджете, тогда приоритетной становится проработка рисков. Например, есть дорогостоящие компоненты, но при этом ломаются они редко, и тогда возможна работа по формату подобия франшизы: оплата за такие ремонты наступает только в случае их возникновения, по заранее оговоренному SLA, но при этом стоимость поддержки на год становится существенно дешевле. Также есть пакетные варианты — сервисные сертификаты на стандартизированные услуги, применимые для конкретного бизнеса.

SLA — управляемая стихия 24/7

Сервисом полного цикла пользуются компании с мультивендорной инфраструктурой, которым важно получать гарантированный пакет услуг с соблюдением особых условий SLA. Например, таких, как фиксированное время реакции, решение инцидентов в удаленных регионах и ремонт оборудования, которое уже снято с поддержки производителя.

Наталия Дьяконова рассказывает, как выстроен прием сервисных заявок в КРОК:

«
Мы принимаем и готовы принимать заявки по любым каналам в любое время: почта, мессенджеры, звонки, но обычно клиенты заводят заявки через Service Desk. Инженеры с первой линии обрабатывают обращение и более 50% кейсов закрывают на своем уровне, если требуется подключение более узкопрофильного специалиста, то заявка уходит на вторую линию вместе со всей необходимой информацией по уже известным деталям и уровню SLA (временем решения, местоположением оборудования и т. д.). Инженер второй линии проводит диагностику, в случае необходимости, собирает стенд, моделирует ситуацию заказчика и подбирает решение. Если в рамках кейса требуется замена, то задача инженера понять, какой компонент вышел из строя и получить его на складе. Склад ЗИП работает 24/7, так что проблем с этим не возникает. Следующий шаг — протестировать ЗИП, убедиться, что замена будет работать корректно. А дальше все зависит от сервисного контракта и сложности проблемы. В простых случаях мы можем просто отправить запчасть заказчику для самостоятельной замены. Например, замена блока питания или телефона. В сложных кейсах наши инженеры отправляются к заказчику для того, чтобы заменить оборудование лично. Независимо от того, где территориально он находится — в Москве или на Чукотке.
»

SLA — самый "живой" и действенный показатель качественной и эффективной работы. Компаниям, для которых бесперебойность работы ИТ-инфраструктуры является бизнес-критичным фактором, например, финансовым организациям, в качестве гарантии надежности нужно заключать договор об уровне качества обслуживания SLA. В нем должны быть прописаны ключевые параметры и финансовая ответственность за их невыполнение.

Сегодня ИТ-ландшафт является ключевым активом, который воспринимается не как центр затрат, а позволяет бизнесу повышать скорость реакции на изменения рынка и обеспечивать бесперебойность всех процессов. В то же время, это сложный объект, где все компоненты должны быть совместимы друг с другом, работать безотказно, и потому требуют системного и комплексного подхода к обслуживанию. Поэтому компании очень внимательно относятся к выбору сервисного партнера, с которым будут выстроены долгосрочные отношения.

7 сентября более сотни крупнейших компаний из разных отраслей соберутся на CROC Service Partner Day. На ежегодном мероприятии ТОП-20 экспертов КРОК расскажут, какие перспективы развития ИТ ожидают рынок, как грамотно пересмотреть подход к управлению ИТ в новой парадигме и как поддерживать и развивать всю ИТ-экосистему бизнеса: дата-центры, инфраструктуру, прикладные сервисы и бизнес-приложения. Кроме того, участники встречи увидят, что скрывается за закрытыми дверями лабораторий и ключевых демо-зон КРОК, а также «Святой Грааль» сервисного партнера — склада запасных частей (ЗИП).

Разберемся в ИТ-ландшафте вместе с CROC Service Partner Day. Регистрация на сайте >>>