2024/11/27 09:00:00

Средства личной гигиены (рынок России)


Содержание

Хроника

2023

Рост продаж средств женской гигиены на 14% до 132 млрд рублей

В 2023 году оборот российского рынка средств женской гигиены достиг 132 млрд рублей. Это на 14% больше по сравнению с 2022-м, когда объем отрасли оценивался в 116 млрд рублей. В натуральном выражении продажи увеличились с 831,2 млн до 859,2 млн упаковок, то есть, на 3,4%. Данные приводятся в исследовании BusinesStat, результаты которого опубликованы в конце ноября 2024 года.

В обзоре рассматриваются такие виды продукции, как прокладки и тампоны. Среди значимых игроков рынка названы ООО «Кимберли-Кларк», ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск», ООО «ЭвоКом», ООО «Белла» и ООО «Хайджин Текнолоджиз». Отмечается, что развитие рассматриваемой отрасли ограничено демографическим фактором. Для поддержания продаж производители постоянно меняют ассортимент продукции и разрабатывают товары с уникальными свойствами, следуя тенденциям и запросам потребителей.

В России выросли продажи средств женской гигиены

В 2019-м, по оценкам, оборот рынка средств женской гигиены в РФ составлял около 75 млрд рублей. Год спустя показатель упал на 3% — до 73 млрд рублей. В 2021-м произошел рост на 8% с итоговым результатом 78 млрд рублей, а в 2022 году зафиксирована прибавка в 48%. Столь резкий скачок обусловлен сформировавшейся геополитической обстановкой: на фоне неопределенности, ожидания сокращения ассортимента привычных брендов и роста стоимости продукции продажи средств женской гигиены стремительно пошли вверх.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.4 т

В натуральном выражении продажи в 2019 году составили 772,8 млн упаковок. В 2020 году объем реализации упал на 2,3% — до 754,7 млн единиц. В 2021-м и 2022 годах отмечено увеличение на 3,8% и 6,1% соответственно — до 783,3 млн и 831,2 млн упаковок. С середины 2022-го спрос постепенно сместился в сторону товаров отечественных марок, а также иностранных брендов более низкого ценового диапазона.[1]

Рост производства туалетной бумаги на 0,02% до 7 млрд рулонов

Объем производства туалетной бумаги в России в рулонах по итогам 2023 года вырос на незначительные 0,02% по отношению к 2022-му и достиг почти 7 млрд рулонов. В тоннаже объем внутреннего выпуска также незначительно увеличился с сравнении с годом ранее и был зафиксирован на отметке более 500 тыс. тонны. Об этом говорится в исследовании NeoAnalytics, выдержки из которого были обнародованы в октябре 2024 года.

По итогам 2023 года объем импорта российской туалетной бумаги в натуральном выражении уменьшился на 38,3%, до 2 тыс. тонн.

Производство мыла в России за год выросло на 17% до 190,5 тыс. тонн

В 2023 году производство туалетного мыла в России достигло 190,5 тыс. тонн. Для сравнения, годом ранее показатель составлял 163,1 тыс. тонн. Таким образом, зафиксирован рост на уровне 17%, о чем говорится в материалах BusinesStat, обнародованных в середине октября 2024 года.

В исследовании рассматривается жидкое и твердое (нейтральное, экстра, детское, ординарное) туалетное мыло. Среди крупнейших предприятий отрасли названы ООО «ЛАБ Индастриз», АО «Жировой комбинат», ООО «Юнилевер Русь», АО «Нэфис косметикс» и ООО «Коттон Клаб». В отчете сказано, что количество производителей туалетного мыла, в том числе небольших, ежегодно увеличивается. Усиление конкуренции способствует расширению ассортимента и созданию новых видов продукции.

В 2019-м, по оценкам, в России было изготовлено 120,2 тыс. тонн туалетного мыла. Год спустя объем производства поднялся на 27,6%, достигнув 153,3 тыс. тонн. Столь значительный рост обусловлен увеличением спроса на мыло, как на средство личной гигиены и дезинфекции рук и тела, в условиях пандемии COVID-19. Кроме того, наблюдались ограничения в поставках импортной продукции на российский рынок из-за карантинных мер и нарушения работы логистических цепочек.

В 2021 году по мере стабилизации спроса производство сократилось на 11,6% — до 135,5 тыс. тонн. А в 2022-м зафиксирована прибавка в размере 20,4%. Основными факторами роста названы увеличение спроса на контрактное производство и ослабление конкуренции с иностранными брендами. Вместе с тем остается высокой зависимость отечественных компаний от импортного сырья, в частности, от тропических масел (пальмового и кокосового), которые используются в производстве мыла. Колебания цен на компоненты на мировых рынках оказывают существенное влияние на себестоимость конечной продукции.[2]

2022

Снижение производства подгузников для взрослых на 7,7% до 757 млн штук

В 2022 году в России было продано 757 млн взрослых подгузников, что на 7,7% меньше, чем годом ранее. Такие данные приводятся в исследовании BusinesStat, опубликованном в июле 2023 года.

По словам экспертов, производители уменьшили выпуск подгузников из-за дефицита сырья (флафф-целлюлозы и суперабсорбента). Импорт сырья осложнялся европейскими санкциями. В сложившихся условиях отмечались проблемы с госзакупками подгузников для инвалидов, отмечено в докладе.

Там же сказано, что в 2022 году был назначен единственный поставщик технических средств реабилитации для инвалидов на территории всей страны. В случае закупок у единственного поставщика цена определяется заказчиком, а не на аукционе. Предполагалось, что отказ от конкурсных закупок позволит организовать бесперебойное и своевременное обеспечение инвалидов необходимыми товарами, а также будет способствовать сдерживанию цен закупок. Несмотря на это в ряде регионов были проблемы с закупками средств реабилитации инвалидов, в том числе подгузников. В условиях санкций и снижения платежеспособности потребителей доступность продукции существенно сократилась.

До 2022 года активное увеличение продаж поддерживалось за счет льготного государственного обеспечения подгузниками инвалидов, а также использования взрослых подгузников в стационарах.

Согласно материалам BusinesStat, в 2022 году экспорт подгузников для взрослых из России снизился на 29,1% и составил $4,74 млн. В количественном выражении поставки этих предметов личной гигиены упал на 35,3%, до 21 млн штук. Отмечалось снижение отгрузок в Азербайджан, Белоруссию, Казахстан и на Украину. Объем импорта подгузников в РФ в исследовании не уточняется.[3]

Производство туалетной бумаги достигло исторического максимума - 6,99 млрд рулонов (+21,06%)

В 2022 году в России было выпущено 6,99 млрд рулонов туалетной бумаги, что на 21,06% больше, или на 1,2 млрд рулонов, больше, чем годом ранее. Такие данные в Рослесинфорге привели в конце февраля 2023 года, назвав зафиксированный объем рынка рекордным.

Основными производителями туалетной бумаги в 2022 году стали Татарстан, Ленинградская, Тульская, Калужская, Ярославская, Челябинская и Костромская области, Краснодарский край, Коми, Адыгея, все регионы Сибири и Урала.

В России было выпущено 6,99 млрд рулонов туалетной бумаги

Согласно подсчетам Рослесинфорга, компании в 2022 году выпускали почти 45 рулонов бумаги в год на одного жителя России, при этом в 2020 году годовое потребление составило не более 35 рулонов на душу населения.

«
В принципе в нашей стране туалетную бумагу производят в основном российские компании. Есть компании с иностранным участием, например турецким, но они продолжают работу, - сообщил глава ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности «Бумпром» Юрий Лахтиков в разговоре с «Российской газетой».
»

По его словам, туалетная бумага и салфетки - лидеры по производству среди всей целлюлозно-бумажной продукции. По данным ассоциации «Бумпром», рост по итогам 2022 года составил около 30%.

Как отмечают аналитики Step by Step, российский рынок бумажной санитарно-гигиенической продукции в 2022 году был относительно стабилен. Так как производители используют в основном российское сырье для производства, влияние санкций оказалось не таким сильным, как на другие отрасли. А продукция не демонстрировала резких скачкообразных изменений цены, отмечают эксперты.

Они добавили, что логистические цепочки, которые были разрушены в 2022 году, перестроились. Это касается и поставок импортных химикатов, запчастей для станков и оборудования. Часть предприятий смогло перестроить свою логистику благодаря интеграции с другими участниками рынка.[4]

Примечания