От RPA к интеллектуальным цифровым ассистентам
Как развитие ИТ приводит к решениям, выходящим за рамки классической RPA, что умеют современные цифровые ассистенты и как удерживать лидерство в широком стеке технологий, рассказывает Павел Сергеев, исполнительный директор ROBIN компании SL Soft (ГК Softline).
Как бы вы могли охарактеризовать российский рынок RPA (Robotic Process Automation)? Насколько он развит и конкурентен?
Павел Сергеев: Последние несколько лет российский рынок RPA стремительно шел по пути импортозамещения, и сейчас этот процесс в целом завершился. Хорошо заметны три-четыре лидера, у каждого из которых свой технологический путь развития, движение по которому происходит эволюционно, еще около десятка вендоров скорее находятся в ситуации догоняющих.
По мере стремительного развития искусственного интеллекта, больших языковых моделей и Big Data перед производителями открываются новые технологические возможности, а у заказчиков появляется желание их использовать в корпоративном контуре. Все это — катализатор для рынка, границы развития которого определить довольно сложно из-за обогащения программной роботизации различными AI-функциями. Кажется, что все мы снова находимся в самом начале пути.
Какие тренды развития рынка и технологий вы наблюдаете?
Павел Сергеев: В классическом понимании RPA — достаточно узкое понятие, которое предполагает имитацию рутинных, повторяющихся действий пользователя в информационных системах. Например, внесение данных. Для решения подобных задач изначально и была создана RPA-платформа ROBIN, на которой уже работает более 10 тысяч программных роботов в ведущих компаниях РФ и дружественных стран.
Следующим шагом была интеграция в нашу платформу комплементарных технологий, в частности AI, OCR, BPM, которые в дополнении к RPA позволяют решать более сложные задачи. Возможность использования программными роботами когнитивных функций делает автоматизацию более интеллектуальной, и значит более ценной и полезной в глазах заказчика.
Сейчас это уже очевидный тренд рынка. Большинство зрелых вендоров делают акцент на создании и развитии комплексных продуктов, а не какой-либо отдельной технологии. Термин гиперавтоматизация уже перестал ассоциироваться с чем-то недостижимо сложным и отражает реальную потребность бизнеса в скоординированном использовании ИТ-инструментов. Мы вносим свой вклад в формирование этих трендов за счет постоянных инноваций и усовершенствования платформы ROBIN, технологическое лидерство которой подтверждают рейтинговые агентства и СМИ.
В настоящее время мы сфокусированы на развитии функциональности корпоративного цифрового ассистента, доступного и полезного для любого сотрудника через удобный и привычный каждому чат-интерфейс.
В чем отличие ваших цифровых ассистентов от программных роботов?
Павел Сергеев: Ключевое отличие в способности не только выполнять обычные рутинные алгоритмические действия, а действительно быть полноценным помощником для человека. Например, цифровой ассистент, может самостоятельно проверять корреспонденцию, понимать содержимое документов и обращений, готовить резолюции или выполнять необходимые сервисные операции.
Под капотом ROBIN.Ассистента все возможности нашей платформы: интеллектуальный поиск, распознавание и проверка документов, роботизация рутинных пользовательских операций, безопасные и корректные GPT-функции и многое другое. Пользователь может взаимодействовать с цифровым ассистентом через одно окно в современном интерфейсе вместо множества устаревших и сложных приложений. Это просто и удобно.
Мы уверены, что применение подобных «умных» корпоративных помощников послужит триггером для расширения рынка.
За счет чего удается поддерживать подобный тонус в развитии?
Павел Сергеев: Технологии стремительно развиваются, клиенты открывают мир ИИ и формулируют все новые запросы, ну и конкуренты не дают возможности остановиться и расслабиться. В одиночку не получится быть лучшими во всем, поэтому в 2023 году ROBIN вошла в контур компании SL Soft.
SL Soft объединяет команды, которые профессионально занимаются такими направлениями, как OCR, AI, BI. Благодаря этому мы можем использовать опыт лидеров рынка и с их помощью добиваться синергетического эффекта.
Нам не приходится тратить время на разработку и развитие этих технологий. Каждая из них — отдельная область знаний и процесс, требующий постоянного внимания. От такого партнерства выигрывают и клиенты — как пользователи, получая самый современный продукт.
Кроме того, наши технологии могут встраиваться в приложения партнеров, чтобы они получили дополнительный сервис в виде интеллектуальной автоматизации. Например, можно встроить ИИ-виджет в бизнес-приложение, чтобы тот помогал оформлять справки, согласовывать отпуск и маршрутизировать заявки от сотрудников или клиентов компании.
Какие технологии могут быть интегрированы с решениями ROBIN? Какие преимущества даст такая интеграция?
Павел Сергеев: Вариантов подобного взаимодействия и взаимного дополнения достаточно много. Например, в ROBIN встроена возможность выбора технологии SOICA для распознавания и обработки электронных образов документов или изображений. Для реализации интеллектуального поиска и проверки документов могут быть использованы AI-модели по анализу и обработке текстовой информации «Преферентум».
Сейчас ведем работы по коллаборации с СЭД «Цитрос»: встраиваем нашего цифрового ассистента, который помогает распознавать и обрабатывать сканы документов, искать ответы на вопросы по документации, осуществлять их проверку на соответствие разным правилам. Также работаем с HR-системой «БОСС», чтобы пользователь мог на естественном языке запросить у цифрового ассистента справку, согласовать отпуск, командировку или выполнить другие рутинные операции.
Использование готовых технологий и экспертизы внутри SL Soft позволяет не тратить время и ресурсы на разработку дополнительных инструментов с нуля, значительно сократить временя вывода решений на рынок (time-to-market). Подобная синергия — существенный фактор, обеспечивающий конкурентное преимущество ROBIN на рынке.
Для заказчика — это возможность получить готовое комплексное решение, состоящее из лучших технологий на рынке, и гарантии крупного и надежного вендора, обеспечивающего их поддержку и долгосрочное развитие.