Инфраструктура для беспилотных летательных аппаратов в России
Дроны называют одним из рынков будущего. Но для их полноценного и всеобъемлющего использования нужна соответствующая инфраструктура. В данной статье рассказывается о состоянии инфраструктуры в России в 2020-2021 гг. и перспективах ее развития.
Содержание |
Дроны - основа логистики будущего. Об этом много и давно говорят, но годы идут, а перспективы массовой эксплуатации остаются туманными. Но к 2021 году пока можно было наблюдать лишь единичные проекты. Так, например, недалеко от Лас-Вегаса который год пытаются запустить экспериментальный дронопорт, а в Руанде американская компания Zipline наладила доставку медицинских грузов в удаленные районы. Не дремлют и российские энтузиасты: в России есть компании, которые используют и производят коптеры и посадочные площадки и продают свои услуги на экспорт. В их числе UVL Robotics, «Коптер Экспресс» и «Геоскан».
Оценки объема будущего высокотехнологичного рынка серьезно разнятся. Строители американского дронопорта объявляли, что рассчитывают на рост рынка индустрии беспилотных систем между 2015-2025 годом до более чем $80 млрд. Эксперты российского проекта DronesHub надеются, что к 2024 году этот рынок составит до $6 млрд в России и до $43 млрд в мире. В UVL Robotics с осторожностью считают, что потенциал глобального рынка логистических дронов (в части доставки посылок, медикаментов и т.д.) составит к 2027 году около $28 млрд.
Никто не сомневается, что дроны – это рынок будущего. Однако, для их полноценного и всеобъемлющего использования нужна глобальная инфраструктура. Что же мешает ее создать? Может, противники новой технологии? Те, кто сейчас кричит о том, что дроны мешают передвижению вертолетов и загружают воздушное пространство, что они нередко терпят катастрофу, что угрожают жизни и здоровью людей? Что будет сделано в этом секторе в ближайшие 10 лет? На эти вопросы TAdviser ответили эксперты из отраслевых компаний.
Меняем вертолеты на аэротакси
Инфраструктуры для городского использования воздушных беспилотников сейчас нет нигде – ни в России, ни в других странах. Несмотря на то, что начальные элементы уже начинают появляться, первые полноценные развертывания можно будет увидеть не раньше 2025 года, уверен гендиректор «Коптер Экспресс» Олег Понфиленок. По его мнению, сначала они будут созданы в наиболее технологически развитых мегаполисах. Экономическая эффективность новой технологии должна быть доказана, и только затем ее начнут строить повсеместно.
Олег Понфиленок делит инфраструктуру для дронов на два сектора. Первая – для воздушного такси или любой другой перевозки людей (как вариант, габаритных и тяжелых грузов) по воздуху. Вторая – для доставки легковесных грузов и мониторинга с использованием компактных квадрокоптеров или конвертопланов. Эти два типа требуют разного подхода к инфраструктуре.
Инфраструктура для воздушного такси на базе беспилотных аппаратов с вертикальной взлетом и посадкой является аналогом вертолетной. Разница лишь в том, что вертолет всегда требует заправки только топливом, а дрон – иногда электричеством. Это подтверждает проект Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Представители УЗГА заявляли, что планируют разработать и использовать беспилотники, способные приземляться на вертолетную площадку удаленного населенного пункта, где его может встретить и разгрузить сотрудник почты.
Развитую вертолетную инфраструктуру сегодня можно найти не только в удаленных районах, но и в крупных городах, где на крышах уже есть площадки, в Сингапуре, Гонконге, Нью-Йорке. По габаритам беспилотное такси не будет отличаться от небольшого вертолета, поэтому существующие посадочные площадки прекрасно для этого подойдут. Именно на этой базе и будет создаваться аэротакси в первую очередь.
Рой посылок
Что касается компактных дронов для доставки и мониторинга, то здесь все придется создавать с нуля. Площадки для маленьких дронов имеют стандартный размер «метр на метр». Максимум к ним нужна розетка или даже солнечная панель. Можно ставить на улице: на остановки общественного транспорта, на вендинговые автоматы, на постоматы, на крышах домов, причем не обязательно плоских. Цены на такие площадки «под ключ» начинаются от нескольких тысяч долларов за штуку.
Почему в России их до сих пор не создали в нужном количестве? Потому что нет успешного международного кейса, считает Олег Понфиленок. Он полагает, что российским инвесторам и так хватает рисков, связанных с геополитикой, и вряд ли они захотят добавлять к ним еще один риск – вкладывать в решение, которое в мире еще не пропилотировано.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Тем временем, такой пилот готовится. Основатель UVL Robotics Евгений Гранкин рассказал, что его компания реализует подобный проект для стран Персидского залива. В частности, по состоянию на конец 2020 года они работают над пилотом в Омане. В 2021 году будут установлены первые 20 юнитов в столице султаната Маскате.
Постамат совмещен с посадочной площадкой, и здесь же происходит процесс замены батареи роботом-манипулятором. Этот элемент инфраструктуры UVL Robotics разработала с привлечением европейских партнеров.
Стартапу нет смысла делать все самостоятельно, тем более, когда на рынке уже есть готовые решения. Правильнее выступить агрегатором для кастомизированных ноу-хау. В финале – за три года пилотного проекта для Омана – будет поставлено 1000 юнитов, которые закроют большую часть страны, - говорит Евгений Гранкин. |
Что должно быть в идеале?
Какой должна быть глобальная инфраструктура в идеале?
Под полноценной инфраструктурой следует понимать систему из пяти составляющих: несегрегированного воздушного пространства, системы контроля безопасности полетов, наземной инфраструктуры (аэродромов, пунктов дозаправки, аварийной посадки, передачи груза), выделенных радиочастот и нормативной базы, которая регулировала бы беспилотную авиацию на законодательном уровне, - говорит зам гендиректора «Геоскан» Андрей Грудев. |
По мнению Евгения Гранкина, инфраструктура будущего, это, прежде всего, полностью автономная, без участия человека, система. Автономность должна пронизывать все процессы от загрузки посылки в дрон до получения страховки и разрешения на полет. Все процессы необходимо автоматизировать.
При этом основная проблема, считает основатель UVL Robotics, не в замене батарей роботом и прочих технических процессах, а в автоматическом администрировании полетов. В России можно ждать разрешения несколько дней, отмечает он, а индустрия доставки привыкла к другому режиму работы: если клиент заказал сегодня, надо сегодня и доставить.
Наш партнер в султанате напрямую связан с Министерством промышленности и торговли Омана. Поэтому для решения вопроса оперативной выдачи разрешений на полеты дронов была создана целая рабочая группа с представителями ведомств, занятых управлением полетами. В итоге мы сейчас договариваемся обо всех вопросах. Помогает и участие оманской почты. Для диспетчеризации полетов в UVL Robotics решили использовать AirMap – глобальную международную карту для беспилотников, у которой уже есть все необходимые сертификаты, - рассказал основатель UVL Robotics. |
Безопасность
В мире достаточно скептиков, готовых запретить полеты дронов из-за их опасности. Основная проблема, как они считают, в риске столкновений, падений и потери груза. Международные компании усиленно лоббируют внесение в законодательство своих стран поправок относительно использования БПЛА. Однако поправки вводятся для отдельных корпораций. Законодатели пока опасаются, что массовое распространение беспилотников грозит неконтролируемыми последствиями, и это не лишено оснований.
Относительно недавно в России заработала система учета беспилотников массой до 30 кг. Она формально является обязательной, но по факту в реестре значится около 25 тыс. БЛА. Проданы же были сотни тысяч дронов, то есть официально зарегистрирована едва ли десятая часть: за первые 6 месяцев 2020 года россияне приобрели 95 тыс. дронов, привел данные зам гендиректора «Геоскан» Андрей Грудев. - Неучтенные беспилотники представляют проблему, в том числе в плане привлечения к ответственности в случае нанесения ущерба третьим лицам. Кроме того, на данный момент даже возможность страхования полетов БЛА ограничена. А страховать сами дроны или перевозимый ими груз ни одна компания за разумные деньги не берется. |
Сами производители коптеров пока отвлечены от глобальных вопросов и погружены в конкретные задачи пассивной и активной безопасности. Вопрос с пассивной системой безопасности решается с помощью парашюта. Если двигатель отказывает, дрон приземляется мягко и без последствий. Что касается активной системы безопасности, она реализуется при помощи радара, который дает возможность распознать препятствие и избежать столкновения. Эти две системы, например, будут использоваться в оманском кейсе UVL Robotics.
Есть точка зрения, что необходимо обеспечить возможность оператору в любой момент брать на себя управления дроном.
Если построить такую систему на базе сетей стандарта 4G, то можно реализовать лишь базовые функции, например, команду «ковер» (посадка), - рассуждает гендиректор «Коптер Экспресс» Олег Понфиленок, - Программный продукт на базе 5G даст гораздо больше возможностей. Это уже подключение с видео и полноценное удаленное управление. |
Пока внешний пилот не взаимодействует с системой управления воздушным пространством, и полеты беспилотников не контролируются диспетчерами, отмечает Андрей Грудев. У пилота также нет легальной возможности взаимодействовать с бортом по радиоканалу на сколько-нибудь значительном расстоянии – в России не выделен диапазон частот, который могла бы использовать беспилотная авиация, добавил он.
Что будет в ближайшие 10 лет?
Инфраструктура в России будет создаваться в любом случае. В этом все эксперты уверены. Это будет сделано хотя бы для того, чтобы облегчить титанические усилия «Почты России» по доставке в регионы, где плохо с дорогами – в Сибири, на Дальний Востоке, в Бурятии. Однако оценки горизонта внедрения новой технологии разнятся. По мнению Олега Понфиленока, масштабирование международного опыта начнется у нас не ранее 2030 года. Евгений Гранкин считает, что при большом желании участники рынка вместе с представителями власти в рамках рабочей группы смогут решить главные проблемные вопросы за три года. Это касается и автоматического получения разрешений на полет и страхования ответственности.
Что касается стоимости инфраструктуры будущего, то она может составлять несколько десятков миллионов долларов на такую страну как Оман. В России, по оценке Андрея Грудева, цена будет в пределах нескольких сотен миллиардов рублей. Чтобы вкладывать такие деньги, надо быть уверенным в экономическом эффекте.
По мнению Евгения Гранкина, стоимость доставки дроном не выигрывает по цене с обычной доставкой, однако есть другой существенный плюс, который в конечном итоге и дает нужный экономический эффект, это – скорость доставки. Как показали эксперименты UVL Robotics, в городе этот показатель у дрона в три раза выше. А в условиях, где дороги представляют собой горные серпантины, разница в скорости увеличивается до десяти и более раз.
Создание инфраструктуры будет способствовать развитию различных областей — от беспилотной доставки грузов до развлечений. Это определенно создаст новые рабочие места и повлечет рост экономики. Сегодня же около 95% доходов в сфере беспилотной авиации приходится на мониторинг и дистанционное зондирование земли, а также на шоу дронов, - говорит Андрей Грудев. |
А по мнению Олега Понфиленка, главный эффект от повсеместного внедрения инфраструктуры для беспилотных летательных аппаратов - это не столько прибыль, сколько новое качество жизни и выигрыш в сокращении инвестиций в строительство и ремонт дорог.
Если говорить о глобальном внедрении аэротакси, то это поможет решить проблему с дорогами. Строить их больше не понадобится, – уверен Олег Понфиленок. – Только так можно будет восстановить нашу экосистему, поскольку планета уже не справляется с текущим уровнем урбанизации. Необходима деурбанизация. Если 100 километров до дома ты сможешь преодолеть на аэротакси за сорок минут, ты сможешь жить там, где тебе нравится и в полной гармонии с природой. Это изменит девелопмент, архитектуру, стоимость земли и даже привычки людей. |
Что делать стартапам?
Действующие игроки рынка сохраняют оптимизм по поводу развития новой индустрии. Что же касается стартапов, которые еще только создают ноу-хау для инфраструктуры будущего, то они активно ищут инвесторов и не упускают возможности внедрить свои технологии на базе крупных компаний. Одной из площадок, где стартапы, связанные с логистикой БЛА, представляют свои решения, является «Московский инновационный кластер», проект правительства Москвы.
Кластер на бесплатной основе регулярно проводит технологические конкурсы, где собираются проекты со всей страны, а в последнее время и из-за рубежа: Франции, Латвии, Израиля, Казахстана. Мы помогаем стартапам грамотно упаковать свои решения и пилотировать их на базе крупных российских компаний или городских структур. В этом году мы наблюдаем резкий рост высокотехнологичных проектов, - отметил руководитель «Московского инновационного кластера» Анатолий Валетов. |
Будущее создается сегодня. Завтра рынок уже займут крупные игроки. Компаниям, которые хотят принять участие в строительстве инфраструктуры для беспилотников, это нужно делать прямо сейчас. Кто раньше вступит в игру, тот и получит большую выгоду.
Автор: Дмитрий Леонтьев
Хроника
2024: В России созданы вышки для бесконтактной подзарядки дронов
В конце января 2024 года Национальная технологическая инициатива (НТИ) сообщила о том, что российские специалисты разработали проект стационарных посадочных вышек «Ладонь» для бесконтактного заряда аккумуляторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В основу системы положен принцип электромагнитной индукции. Подробнее здесь.
2017
В России разработана ИТ-инфраструктура для контроля за полетом дронов
Холдинг «Российские космические системы» (входит в «Роскосмос») разработал информационную инфраструктуру для контроля за движением беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Ее испытания начнутся в 2017 году. Об этом было объявлено на 11-м международном навигационном форуме «Навитех» 2017 (25–28 апреля, Москва).
Показанные РКС разработки в области информационного обеспечения полетов малых беспилотных авиационных систем позволят организовать эффективное и безопасное массовое применение беспилотников в воздушном пространстве России.
С помощью наземной инфраструктуры можно будет в режиме реального времени принимать, обрабатывать и распространять информацию о местоположении, маршруте и параметрах полета тысяч беспилотных авиационных систем над территорией России. Маршрут выстраивается автоматически по заявке оператора летательного аппарата.
Инфраструктура информационного обеспечения трафика БЛА состоит из нескольких компонентов. За прокладку маршрута будут отвечать «Платформа навигационных приложений» и «Геоинформационная система», содержащая актуальную информацию о закрытых для полетов зонах и интегрированная с государственными, ведомственными и отраслевыми информационными системами. Специальные приложения для нужд операторов БЛА, контент-провайдеров и страховых компаний будут создаваться на основе «Платформы комплексных приложений, — сообщил начальник центра по реализации проектов в области использования результатов космической деятельности РКС Вячеслав Чистяков. |