Информационные технологии
в Счетной палате РФ
Статья посвящена обзору развития ИТ в Счетной палате Российской Федерации.
2024: Директор по цифровой трансформации Счётной палаты перешёл на работу в ВЭБ.РФ
Как в январе 2024 года выяснил TAdviser, Михаил Петров, с 2018 года работавший директором департамента цифровой трансформации Счётной палаты, перешёл на работу в ВЭБ.РФ. Он занял должность исполнительного директора блока информационных технологий. Подробнее здесь.
2023
Как проходит цифровая трансформация Счетной палаты. Итоги года
В 2023 году Счетная палата РФ осуществила 332 проверки, по итогам которых выявлены 4849 нарушений и недостатков на общую сумму 2,11 трлн рублей. При этом в бюджеты всех уровней России и бюджет Союзного государства возвращено 26,4 млрд рублей. Такие данные приводятся в отчете, обнародованном 18 марта 2024 года.
В документе говорится, что приоритетами цифровой трансформация Счетной палаты в 2023 году были внедрение в эксплуатацию новых информационных систем и решений на основе данных, а также развитие компетенций сотрудников по использованию новых инструментов. Выполнена модернизация комплекса программных средств, входящих в «Цифровую платформу», которая позволила повысить уровень интеграции отдельных элементов и степень автоматизации проведения аудиторских процедур в целом.
Ведомство внедряет технологии искусственного интеллекта. В частности, разработан ИИ-инструмент по поиску нарушений в сфере государственных закупок: он способен выявлять отклонения от требований и норм в текстах государственных контрактов, представленных в реестре портала Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. Кроме того, создана система по анализу бухгалтерских проводок объекта аудита: она позволила провести сплошной анализ свыше 4,4 млн бухгалтерских проводок по критериям, определенным инспекторским составом.«Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов
В 2023 году Счетной палатой проводилась работа по созданию различных цифровых систем: разработаны и функционируют 112 цифровых продуктов и 217 цифровых решений, которые применяются при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Вместе с тем 189 сотрудников реализовали цифровые аналитические разработки с использованием продвинутых аналитических инструментов, созданных на языке программирования Python или в программной платформе для анализа данных PolyAnalyst.
Создаются специализированные решения, предназначенные для автоматического поиска рисков нарушений. Такие инструменты позволили проанализировать риски в части государственных заданий, межбюджетных трансфертов, объектов капитального строительства, федеральной адресной инвестиционной программы. Система помогла уменьшить количество итоговых документов, требующих внимания инспектора: это достигнуто благодаря формированию реестра только тех документов, с которыми были связаны соответствующие выявленные риски. В результате, значительно снизилась трудоемкость проверки.
Отмечается, что в 2023 году реализованы 22 проекта в сфере организации сбора, загрузки и обработки данных. Обеспечена автоматическая загрузка форм бюджетной и финансовой отчетности для формирования 55 наборов данных.
Ключевым инструментом развития компетенций сотрудников Счетной палаты является внутренняя образовательная платформа, на которой к концу 2023 года размещено более 100 обучающих курсов, вебинаров, модульных программ, разработанных центрами компетенций. По состоянию на конец 2023-го обучение прошли 1084 сотрудника. Всего в 2023 году проведено 109 образовательных мероприятий (73 внутренних и 36 внешних). Внедрен цифровой продукт «Панель управления», позволяющий каждому сотруднику иметь в режиме реального времени удобный доступ к наиболее значимой для его работы внутренней информации.
В отчете сказано, что в 2023 году в аппарате Счетной палаты были замещены 1040 должностей федеральной государственной гражданской службы. Средний возраст гражданских служащих составляет 44 года, а около 35% специалистов моложе 40 лет. Женщины составляют 61%, мужчины — 39%.[1]
Счетная палата потратит 120 млн рублей на резервный дата-центр для своих ИТ-систем
В начале июня 2023 года стало известно о решении Счетной палаты построить резеревный дата-центр для работы своих ИТ-систем. Для реализации этого проекта ведомство запустило тендер на закупку процессоров. Подробнее здесь.
2022: Как проходила цифровая трансформация Счетной палаты
В конце декабря 2022 года директор департамента цифровой трансформации аппарата Счётной палаты РФ Михаил Петров рассказал о внедрении и развитии информационных технологий в контрольно-надзорном органе в 2022 году.
В 2022 году в полномасштабную промышленную эксплуатацию была запущена цифровая платформа Счетной палаты (рабочее название — «Цифровой инспектор») после разработки и внедрение на протяжении трех лет.
За это время сотрудники инспекций Счетной палаты на базе инструментария цифровой платформы самостоятельно реализовали более 120 цифровых продуктов и решений. Работники аудиторских направлений зачастую уже без помощи ИТ-специалистов разрабатывают аналитические модели, создают дашборды для визуальной дата-аналитики и даже строят собственные нейросети для решения некоторых задач, сообщил Петров. По его словам, результатом реализации проекта стала экономия рабочего времени, прежде уходившего на выполнение таких рутинных операций, как сбор и структурирование данных.
Также в 2022 году на полную мощность заработали новые процессы взаимодействия Департамента цифровой трансформации и структурных подразделений Счетной палаты. Был внедрен специальный инструмент — система управления данными. В рамках службы создан институт так называемых дата-стюардов — представителей аудиторских подразделений, курирующих работу с данными. Дата-стюарды планируют и паспортизируют данные, нужные в работе их направлений, создают запросы на подключение источников или загрузку наборов данных, и на основании этих запросов департамент цифровой трансформации подгружает соответствующие наборы данных в озеро данных Счетной палаты, создает витрины данных и актуализирует их в режиме реального времени.
Директор департамента цифровой трансформации аппарата заявил, что в 2022 году Счетная палата РФ особое внимание уделяет проблеме защиты данных. Осуществлялась реализация несколько проектов по современным средствам антивирусной защиты, инструментам обнаружения компьютерных атак, предотвращения уязвимостей в информационных системах.
В 2022 году был модернизирован программный комплекс ККМ СП-Аудит, поддерживающий основные процессы в рамках процедур государственного аудита, расширены функциональные возможности модуля «Анализ и аудит корпораций и государственных компаний», позволяющего анализировать деятельность организаций с госучастием, включая государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые и иные общества.
В 2022 году на платформу хранения данных («Озеро данных») Счётной палаты загружены и постоянно актуализируются более 90 наборов данных, создано более 80 витрин данных.
В 2022 году завершился двухлетний цикл массового обучения сотрудников Счетной палаты использованию современных цифровых инструментов. Собственными силами ведомства разработаны и проводятся для сотрудников Счетной палаты учебные курсы «Практика цифровой трансформации». На нескольких уровнях сложности и направленности этих курсов осуществляется подготовка сотрудников аудита в обширном спектре работы с данными: теория дата-аналитики, конкретные цифровые инструменты, практические занятия для дата-стюардов и многое другое.
Одним словом, текущий [2022] год очень насыщен и результативен. Мы сделали практически все, что запланировали в 2021 году. Чуть больших достижений мы ожидали в области управления данными. Но это очень сложная область, и даже то, что уже реализовано, стало огромным прогрессом в цифровизации нашей сферы деятельности, — заключил Михаил Петров.[2] |
2020
Цифровой двойник объекта контроля — паспорт объекта
Предпосылки цифровизации «представления объекта контроля»
Большой объем ручных рутинных операций
- ручной сбор структурированной и не структурированной информации из разных источников
- отсутствие инструментов для эффективного анализа данных
- подготовка внутренних отчетов, их согласование, передача на регистрацию и хранение выполняются в условиях отсутствия стандартизации и автоматизации
- организация процесса требует постоянного личного участия Инспектора
Потери в качестве управленческих решений
- высокая доля субъективности при выборе объектов
- риск возникновение ошибок при неавтоматизированной обработке больших объемов сложной, разнородной, не агрегированной и распределенной информации
- многие блоки данных, используемых в работе, не проходят автоматизированную проверку
- невозможность применения автоматизированных алгоритмов анализа
- невозможность оперативного подключения для анализа новых внешних источников данных
- сложности при внедрении новых методов аудита и выявления новых нарушений из-за невозможности оперативного развития используемого инструментария и ограничений, связанных с текущим состоянием данных
Модуль «Паспорт объекта» — часть «Цифровой платформы»
Комплекс программных средств, предоставляющий пользователю возможность работы в режиме «единого окна» с консолидированной информацией по объектам проверки, аккумулированной в едином хранилище данных («озеро данных»), с применением современных аналитических инструментов, реализующих риск-ориентированный подход и предиктивную аналитику
Функции и назначение модуля «Паспорт объекта» в КПС «Цифровая платформа»
Модуль «Паспорт объекта» предназначен для формирования «цифрового двойника» объекта контроля, содержащего сводную информацию из внутренних и внешних источников информации
Задачи модуля:
- представление данных в структуре «Паспорта объекта» на основании данных из информационных систем Счетной палаты и внешних источников
- анализ «похожих» документов по выявленным нарушениям
- возможности высокопроизводительной обработки больших массивов данных
- возможности проведения анализа объектов контроля (гибкий поиск, анализ связей объектов, оценка рисков)
Проекты цифровизации Счетной палаты Российской Федерации: достижения 2020 года и планы на 2021 год
Для достижения поставленной цели Счетная палата сосредоточивается на выполнении следующих основных задач[3]:
- содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны;
- содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту;
- укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач;
- развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям.
Направления
- Развитие методологии государственного аудита.
- Развитие внутренней системы управления, кадрового обеспечения и организационной культуры Счетной палаты.
- Внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита
Что сделано на конец 2020 года
- Реализовано и реализуется порядка 15 «пилотных» проектов по работе с данными (аналитические панели по наццелям, незавершенному строительству, обращению с отходами, исполнение бюджета нацпроектов, анализ бедности, оперативный анализ исполнения федерального бюджета, фондов, мониторинг показателей деятельности ФНС, анализ анти-COVID мероприятий, классификация нарушений на основе ML, система распознавания речи…)
- Разработана модель «цифрового департамента», подготовлен ряд инструментов цифровизации (например – на 50% автоматическая генерация отчета по проверке)
- Реализован пилотный проект по RPA (процесс обучения)
- Разработана программа обучения по уровням: начальный (junior), средний (middle), продвинутый (senior), расширенный (advanced)
- Создан прототип «озера данных»
- Создан «Цифровой актив» - сообщество наиболее активных и мотивированных на цифровое развитие сотрудников
- Команда Счетной палаты приняла участие в 3 хакатонах, и мы сами организовали I Хакатон Data Audit
- Безболезненно перешли на «удаленку» – мае только 5% сотрудников присутствовало в офисе
- Развернут инструмент для создания аналитических моделей PolyAnalyst
Архитектура «Цифрового инспектора»
Запущены прототипы:
- «Интерфейс Цифрового инспектора»
- «Паспорт объекта»
- «Анализ документов»
- «Оценка рисков»
- «Управление проектами и поручениями»
- КПС «ККМ СП-Аудит»
- «Экспертная платформа»
- «Платформа хранения данных»
Планы на 2020-2021
- Новые модули «Цифрового инспектора» и ввод в эксплуатацию:
- «Управление знаниями»
- «Панели аналитических показателей»
- «ИАС Коллегия»
- «Интеллектуальный помощник»
- Создание Системы управления качеством данных и Системы управления данными
- Создание полноценной Службы управления данными
- Развитие проекта по «Цифровой зрелости»
- Проведение первого Конкурса аналитических работ Data Contest
- Проведение II Хакатона Data Audit
- Развитие проекта www.data-in.ru
Как эффективно организовать управление ИТ-активами. Интервью TAdviser с Михаилом Петровым, CDTO Счетной палаты РФ
Прозрачный учет ИТ-активов можно назвать одним из базовых элементов, необходимых для выстраивания эффективной технологической политики и бюджетирования этого направления. Директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Михаил Петров в открытом интервью на конференции «Управление ИТ-активами» 15 июля рассказал заместителю главного редактора TAdviser Наталье Лаврентьевой об особенностях управления ИТ-активами в госсекторе и об успешном опыте организации этого процесса в его ведомстве. Подробнее здесь.
Применение цифровых технологий в аудите – опыт и перспективы
2019
Счетная палата начала раскрывать исходные коды своих программ
В июне 2019 года Счетная палата сообщила о решении публиковать исходные коды ряда своих программ. Доступными для общественности, в частности, станут новые проекты контрольного ведомства по автоматизации работы инспекторов и сотрудников.
Исходный код публикуется по адресу code.ach.gov.ru. На момент анонса здесь доступны 12 наименований ПО, в основном, обучающих материалов и различных скриптов сбора и обработки данных.
Эксперт Счетной палаты Иван Бегтин пояснил TAdviser, что пользователями скриптов как минимум могут стать участники хакатонов, студенты и преподаватели, а в целом в ведомстве рассчитывают, что основными пользователями публикуемого кода станут программисты, дизайнеры и аналитики.
На первом этапе акцент больше будет сделан на просветительской функции репозитория. Часть открытого кода содержит обучающие материалы по работе с открытыми финансовыми данными. В блоке образовательных ресурсов есть и исторические архивные данные: например, архив бюллетеня Счетной палаты с 1999 по 2010 год. Их на официальном сайте ведомства нет.
В дальнейшем хранилище кода будет регулярно обновляться и пополнится пакетами для дизайнеров и программистов, заявляют в Счетной палате. Планируется выкладывать туда дизайн-макет, код аналитических инструментов и многое другое. Информация будет обновляться не реже, чем раз в месяц, а далее на постоянной основе. В ведомстве уточнили TAdviser, что как минимум будут опубликованы еще с десяток проектов.
Так как сейчас мы создаем собственное «озеро данных», системы аналитики в основном на базе open source продуктов, мы думаем, что наши наработки могут быть использованы и другими государственными структурами. Поэтому по мере реализации соответствующих проектов мы также можем открывать код создаваемых нами систем для внешних пользователей, - отметил директор департамента цифровой трансформации ведомства Михаил Петров. |
В Счетной палате рассказали TAdviser, что первый код, который ведомство открыло, писали сотрудники ФКУ «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты» и Департамента информационной трансформации Счетной палаты. Подрядчики тоже будут писать код систем, который будет принадлежать Счетной палате. Контрольное ведомство будет принимать решение о выкладывании этого кода в депозитарий.
Интервью TAdviser с директором по цифровой трансформации
Назначенный в конце 2018 года директором по цифровой трансформации Счетной Палаты Михаил Петров рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову об основных направлениях своей деятельности.
2018
ИТ-инициативы Кудрина
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью "Ъ"[1] рассказал какие ИТ-инициативы ждут ведомство.
Так, по его словам направление традиционного финансового аудита, которым преимущественно занимается палата, можно и нужно существенно реформировать.
Я бы хотел, чтобы половина аудита, который сейчас проводит палата, делалась автоматически, в цифровом виде, практически без участия человека. Чтобы половину тех отчетов, которые пишутся сегодня, писала информсистема, и писала бы более тщательно и подробно. Пока это только мои мечты, которые, впрочем, скоро реализуются в план действий палаты, - заявил Кудрин. |
При реализации этой идеи, по его мнению, ведомство сможет расширить число объектов проверок, увеличить охват аудита с помощью цифровых методов. При этом, выводы могут стать более сложными, чем сейчас, а возможностей для анализа будет больше.
По словам Кудрина, цифровизация идет и шаг за шагом сама меняет практики госуправления.
Сейчас нам, например, уже не нужно самим создавать электронный бюджет. Когда я уходил из Минфина, правительство утвердило наши предложения о создании системы электронного бюджета. Сегодня Счетная палата пользуется этим, по целому ряду показателей — по исполнению бюджета, по отклонениям от контрольных цифр — данные формируются автоматически. В этом смысле казначейство и Минфин — наши партнеры, у нас здесь полное взаимопонимание, - отметил он, добавив, что в ближайшее время будут предложено существенно нарастить возможности электронного бюджета. |
Кроме того, Счетная палата, по словам чиновника, занимается мониторингом состояния информационных систем министерств и ведомств.
Одним из приятных открытий для меня было то, что палата имеет неограниченный доступ в информационный ресурс всех министерств. У нас есть все ключи. Но в ряде министерств информсистемы в младенческом состоянии. Несмотря на кампанию по цифровизации, иногда есть проблемы даже с настоящим электронным архивированием. До сих пор существуют ручные сдача и агрегация отчетов, - рассказал он. |
При этом, у Счетной палаты есть право требовать определенного уровня представления данных, прописанное в законах, регламентах и соответствующих контрольных проектах. То есть ведомство имеет право требовать, чтобы министерские базы данных совершенствовались, становились понятными, доступными и достоверными.
Несмотря на то, что в Счетной палате уже сложилась команда, которая работает с электронными ресурсами и обследует базы данных, по мнению Кудрина, нужно сильно и быстро продвинуться вперед. Для этого в ближайшее время в ведомстве появится выделенный руководитель «цифрового офиса», CDO, который будет отвечать именно за анализ баз данных, то есть их сопоставимость, используемость, востребованность в проверках.
Мы готовы работать и с альтернативными данными. Сама жизнь создает модели, в которых иногда данные государственных и коммерческих исследований бывают не менее актуальны, чем у Росстата. Так, работая с данными ФНС, Пенсионного фонда, мы можем лучше оценивать ситуацию по бедности населения, по уровню жизни, по спросу на рабочую силу, - пояснил чиновник. |
Еще одно приоритетное направление для Счетной палаты связано с госзакупками. По словам Кудрина, это самая сложная и самая коррупционная сфера.
С точки зрения рискориентированного подхода в госуправлении — с этого надо начинать. Это понимание в Счетной палате уже есть, на стратегической сессии оно подтверждено. Пока я скажу, что у нас неплохо с открытостью данных о госзакупках, но плохо с системным анализом происходящего. Нужно, чтобы общество наконец увидело, кто, по какой цене и сколько в государстве закупает. Все эти общедоступные данные нужно обрабатывать, анализировать, делать современные приложения, которые облегчат даже простому человеку понимание того, что происходит. Этим мы начали заниматься, в том числе в Комитете гражданских инициатив, который способствует продвижению таких программ. Здесь мы сможем это делать просто профессионально, для общей пользы «пользуясь служебным положением», - пояснил он. |
Что предстоит сделать
В июле 2018 года глава ИТ-департамента Счетной Палаты РФ Алексей Скляр рассказал TAdviser об итогах и перспективах развития информационных технологий в ведомстве.
Возможности информационно-аналитической системы удаленного аудита Счетной палаты по состоянию на 2018 год ограничиваются уровнем применения информационных технологий в объектах контроля. То есть отсутствие данных в информационных системах федеральных органов исполнительной власти или в принципе отсутствие информационных систем при выполнение функции и полномочий, которые являются предметом контроля Счетной палаты, не позволяет проводить Счетной палате удаленный аудит и автоматизированным способом обрабатывать данные.
Таким образом, в части дальнейшего развития видится выполнение Счетной палатой организационных мероприятий по обеспечению наличия необходимых данных в информационных системах объектов аудита Счетной палаты в необходимом составе и форматах данных.
Например, организацию деятельности можно осуществлять за счет реализации следующих мероприятий:
- участие представителей Счетной палаты в составе различных координационных и иных органов, создаваемых для реализации мероприятий в области информационных технологий, например, правительственной комиссии по применению информационных технологий;
- реализация полномочий Счетной палаты по формированию рекомендаций о составе и порядке формирования данных при создании и развитии федеральных государственных информационных систем на постоянной основе и мониторинг реализации объектами аудита рекомендаций, направленных Счетной палатой;
- принятие необходимых действий в рамках контрольной и экспертно-аналитической деятельности по применению информационных технологий федеральными органами исполнительной власти в части наличия данных для государственного финансового аудита.
2014-2018: Что сделано
В 2015 году была разработана и внедрена информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) (ИАС УВГА) для реализации проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по месту нахождения Счетной палаты, для автоматизированной обработки данных, в том числе автоматизированного выявления нарушений объектами контроля.
ИАС УВГА является информационной системой, с применением которой осуществляется доступ к информационным системам объектов контроля Счетной палаты (федеральных органов исполнительной власти) и обработка данных из этих систем.
Данная информационная система позволила проводить постоянный мониторинг и контроль деятельности объектов контроля, обеспечила получение информации с возможностью оперативно реагировать сразу при наступлении соответствующих событий, в отличие от периодичности получения информации только на основании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при выезде на объекты аудита и контроля.
Использование ИАС УВГА осуществлялось в большинстве проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, - говорит Алексей Скляр. - Например, значительное увеличение выявленных нарушений в 2017 году, которое составило 6517 нарушений на сумму 1,881 трлн рублей по сравнению с 2016 годом, в котором было выявлено 3855 нарушений на сумму 965 млн рублей, обусловлено в первую очередь использованием данной информационной системы |
За прошедший период 2018 года выявлено более 4100 нарушений, на что также повлияла информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита, добавляет Скляр. Информационная система предоставила возможности широкого масштаба охвата деятельности объектов контроля, которые невозможно обеспечить при проведении выездных контрольных мероприятий и запросов информации.
По инициативе Счетной палаты в 2014 году принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. №1858-р, на основании которого была создана государственная информационная система «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» (Портал государственного и муниципального финансового аудита), оператором которой является Счетная палата (https://portal.audit.gov.ru).
Портал введен в эксплуатацию в 2016 году и является единой федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей автоматизацию планирования, учета результатов проведения государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в Российской Федерации, в том числе принимаемых мер объектами аудита и контроля по устранению выявленных нарушений.
Основной предпосылкой создания Портала государственного и муниципального финансового аудита являлось отсутствие в Российской Федерации единого информационного ресурса, аккумулирующего информацию о деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля и возможности осуществлять оперативный мониторинг и анализ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в рамках осуществления в Российской Федерации государственного и муниципального финансового аудита (контроля).
Внедрение Портала государственного и муниципального финансового аудита позволило обеспечить публичность проведения государственного и муниципального финансового аудита (контроля).
Счетная палата также с помощью портала осуществляет координацию деятельности всех органов государственного и муниципального финансового контроля, которых на федеральном уровне и уровне бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 256 государственных органов, а также 324 муниципальных контрольно-счетных органов.
В 2017 году к работе в информационной системе были подключены все органы внутреннего государственного финансового контроля федерального уровня в лице региональных управлений Федерального казначейства, а также значительная часть контрольно-счетных органов регионов, всего 379 органов государственного и муниципального финансового контроля.
Счетная палата стала активно взаимодействовать с гражданами с применением информационных технологий при выполнении осуществляемых функций. В рамках планирования и непосредственно осуществлению экспертно- аналитической и контрольной деятельности Счетной палатой на Портале государственного и муниципального финансового аудита постоянно проводились опросы граждан о качестве выполнения объектами контроля своих государственных функций и оказания услуг населению.
Опросы проводились с апреля 2016 года, и всего за время функционирования сервиса размещено в информационной системе более 50 опросов в целях определения предмета и объектов контроля, проблемы в сфере деятельности которых являются наиболее актуальными для общества.
Проведение опросов позволило Счетной палате получать независимое мнение граждан о деятельности объектов контроля, определять наиболее актуальные, важные и «наболевшие» для общества вопросы для формирования, уточнения предмета и объектов своей контрольной деятельности, осуществлять анализ итогов проводимых Счетной палатой мероприятий в сопоставлении с результатами проведения соответствующих опросов, получать в последующем информацию о мнении населения об изменении ситуации в той или иной области |
Счетной палатой в 2018 году в целях развития взаимодействия с гражданами на портале реализован сервис «Сообщения об объектах аудита Счетной палаты», предназначенный для формирования пользователями Портала сообщений о деятельности органов (организаций), на которую распространяются контрольные полномочия Счетной палаты. Предусмотрена возможность создания новых сообщений, а также поддержки сообщений, созданных другими пользователями (голосование).
Также были разработаны и внедрены иные информационные системы, например, в 2015 году разработан и внедрен «интернет-портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Портал КСО), который функционирует по адресу https://portalkso.ru.
Портал КСО является единым источником информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, Совета контрольно-счетных органов и Союза муниципальных контрольно-счетных органов в целях повышения эффективности осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля).
Портал КСО обеспечивает возможность проведения видеоконференций, осуществления электронного документооборота, совместной работы с документами, формирования и использования электронной библиотеки, проведения обучения, хранения информации Счетной палаты и контрольно-счетных органов и осуществления иных сервисов.
Одной из необходимых задач было формирование «блока» информационно-технологического обеспечения деятельности Счетной палаты, который включил в себя как Департамент, так и подведомственное Счетной палате учреждение, контроль и координацию деятельности которого осуществлял Департамент.
На основании предложений Департамента автоматизации информационного обеспечения Счетной палаты, в дальнейшем Департамента информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты в 2014 году было осуществлено создание федерального казенного учреждения «Федеральный центр информатизации Счетной палаты» в целях обеспечения эксплуатации информационных систем, оператором которых является Счетная палата, а также в целях внедрения и развития применения информационных технологий в деятельности Счетной палаты.
С 1 января 2018 года на ФКУ «ФЦИ-СП» дополнительно к информационно-технологическому обеспечению были возложены иные функции по выполнению аналитического сопровождения деятельности Счетной палаты, экспертной поддержки и информационного обеспечения деятельности Счетной палаты и осуществлено переименование в федеральное казенное учреждение «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты».
С 2018 года на Департамент также возложены дополнительные функции по аналитическому обеспечению и осуществлено его переименование в Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.