ИТ в регионах России 2012
Последний год в России можно смело назвать годом старта масштабной информатизации регионов. Проект СМЭВ, усилия по запуску УЭК, разворачивание глобальной системы информатизации системы здравоохранения. Эти и другие инициативы по-настоящему подключили субъекты федерации к использованию преимуществ ИТ в госуправлении. Для своего проекта TAdviser собрал уникальные цифры и подготовил первый в России справочник ИТ-директоров регионов.
Смотрите также:
ИТ в регионах России 2012
От центра к регионам |
Россия в ИТ-рейтингах
Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
В рейтинге готовности к сетевому обществу среди всех стран мира Россия занимает 77-е место, в индексе готовности к электронному правительству ООН – 27-е место (вдвое улучшив результат предыдущего года), в индексе экономики знаний – 55-е место (плюс 9 позиций), а в рейтинге инновационных экономик ITIF – одну из последних строчек. Очевидно, что год от года есть позитивная динамика, но работа еще предстоит огромная.
Индекс готовности к сетевому обществу |
Индекс готовности к электронному правительству |
Индекс экономики знаний |
Рейтинг инновационных экономик ITIF
Информационное общество и софинансирование регионов
Государственная программа «Информационное общество» рассчитана на период с 2011 по 2020 годы, она пришла на смену ФЦП «Электронная Россия», сроки которой завершались в 2010 году.
Состав ФЦП |
История программы |
Финансирование |
Эффективность |
Роль "Ростелекома" |
Интересные факты
Индекс готовности регионов РФ к информационному обществу, 2009-2010 гг.
Регион | Показатель индекса |
Москва | 0.627 |
Санкт-Петербург | 0.575 |
ЯНАО | 0.492 |
Томская область | 0.486 |
Ханты-Манский АО | 0.481 |
Тюменская область | 0.461 |
Чукотский АО | 0.447 |
Мурманская область | 0.442 |
Чувашия | 0.432 |
Республика Карелия | 0.429 |
Посмотреть рейтинг полностью
Институт развития информационного общества (ИРИО), 2011
Статистика использования ИКТ в госсекторе России
Одной из главных проблем на пути Российской Федерации к цифровому обществу является крайне неравномерное проникновение инфокоммуникационных технологий в субъектах федерации. Хотя в целом показатели использования высоких технология в отрасли государственной власти, образования и здравоохранения растут, разница между отдельно взятыми областями может достигать сотен процентов по отдельно взятым параметрам.
Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства
Субъект федерации | Место по РФ | Место по округу | Баллы |
Санкт-Петербург | 1 | 1 | 166,00 |
Нижегородская область | 2 | 1 | 156,50 |
Москва | 3 | 1 | 134,00 |
Республика Татарстан | 4 | 2 | 132,00 |
Краснодарский край | 5 | 1 | 130,50 |
Ростовская область | 6 | 2 | 116,5 |
Кабардино-Балкарская республика | 7 | 1 | 114,00 |
Липецкая область | 8 | 2 | 96,50 |
Тюменская область | 9 | 1 | 95,50 |
Белгородская область | 10 | 3 | 95,00 |
Самарская область | 11 | 3 | 94,50 |
Омская область | 12 | 1 | 92,50 |
Забайкальский край | 13 | 2 | 91,00 |
Томская область | 14 | 3 | 89,00 |
Ханты-Мансийский АО/Еврейская АО | 15 | 2/1 | 86,50 |
Калужская область | 17 | 4 | 84,00 |
Пермский край | 18 | 4 | 83,50 |
Республика Чувашия | 19 | 5 | 81,50 |
Республика Бурятия | 20 | 4 | 81,00 |
Каталог персон |
ИТ-директора российских регионов 2012
В каждом субъекте федерации есть заместитель руководителя субъекта, курирующий информатизацию региона, а также непосредственный руководитель ведомства по направлению ИТ и связи. Данные списка актуальны на июль 2012 года.
Поставщики ИТ для регионов |
Крупнейшие поставщики решений и услуг для информатизации госсектора, 2011, тыс. рублей
№ | Компания | Доходы от проектов в госсекторе в 2011 году | Доходы от проектов в госсекторе в 2010 году | Рост доходов 2010-2011, % |
1 | Техносерв | 8066827 | 7373865 | 9,4 |
2 | Энвижн Груп | 5670560 | 4532000 | 25,1 |
3 | Холдинг ITG | 4905320 | 2754400 | 78,0 |
4 | КРОК | 4523880 | 3413421 | 32,5 |
5 | Армада | 3644000 | 2872000 | 26,9 |
6 | ФОРС | 3387331 | 2328054 | 45,5 |
7 | Микротест | 1902453 | 1487744 | 27,9 |
8 | АйТи | 1720600 | 1501620 | 14,6 |
9 | Прогноз | 1383600 | 1135120 | 21,9 |
10 | Парус | 1240996 | 1113271 | 11,5 |
11 | Астерос | 1225343 | 894387 | 37 |
12 | М2М Телематика | 900120 | - | - |
13 | АМТ-Груп | 671429 | 480500 | 39,7 |
14 | ИНСОФТ | 288674 | 286190 | 0,9 |
15 | Форт Диалог (Fort Dialogue) | 234773 | 202441 | 16 |
16 | Digital Design (Диджитал Дизайн) | 161600 | 109054 | 48,1 |
17 | Корпорация Галактика | 66859 | 54310 | 23,1 |
18 | Компас | 7362 | 6425 | 14,6 |
TAdviser, 2012
Выручка некоторых поставщиков решений и услуг для информатизации субъектов РФ, 2011, тыс. рублей
№ | Компания | Доходы от проектов в госсекторе в 2011 году | Доходы от проектов в госсекторе в 2010 году | Рост доходов 2010-2011, % |
1 | Энвижн Груп | 2205760 | 1518000 | 45,3 |
2 | Прогноз | 532160 | 102150 | 520 |
3 | АйТи | 452205 | 189965 | 238 |
4 | М2М Телематика | 256030 | - | - |
5 | Форт Диалог (Fort Dialogue) | 221830 | 191873 | 15,6 |
6 | ИНСОФТ | 165526 | 171802 | -3,65 |
7 | Корпорация Галактика | 23708 | 12670 | 87,1 |
8 | Компас | 5503 | 5436 | 1,2 |
TAdviser, 2012
Андрей Бурин: Лавинообразный спрос на ИТ в регионах - это реальность В современной России именно госсектор на протяжении последних нескольких лет генерирует мощный спрос на средства автоматизации и услуги по внедрению ИТ-систем. Андрей Бурин, руководитель направления целевых программ департамента по работе с госсектором «ФОРС», рассказал в интервью TAdviser об опыте компании по работе с госзаказом, а также об актуальных тенденциях в этой сфере. | |
Константин Королев: Оплата госуслуг как сервис становится реальностью Летом 2012 года во всех субъектах Российской Федерации официально стартует система межведомственного электронного взаимодействия, которая должна избавить граждан нашей страны от необходимости сбора справок в разных ведомствах. Важным и логическим продолжением должна стать система государственных и муниципальных платежей. О том, как будут работать сервисы по оплате госуслуг, а также об опыте «БСС Инжиниринг» по разработке подобного рода систем, TAdviser рассказал Константин Королев, директор департамента по работе с государственным сектором «БСС Инжиниринг». |
Важнейшие проекты |
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Система межведомственного электронного взаимодействия является ключевым и одним из самых амбициозных проектов в области развития электронного правительства текущего года. Ее внедрение означает практическую реализацию принципа "одного окна", когда гражданам при обращении в госучреждения нет необходимости самостоятельно запрашивать дополнительные данные, справки и документы в других организациях исполнительной власти. Сможет ли система заработать повсеместно уже 1 июля? Пока этот вопрос остается открытым.
Как работает СМЭВ |
Задачи системы |
Масштаб задачи |
Базовые информационные ресурсы |
Участники СМЭВ |
История развития СМЭВ
Развитие СМЭВ в субъектах РФ
По официальным данным, субъекты РФ готовы к переходу на СМЭФ по состоянию на конец июня 2012 года на 60-80%. Независимый мониторинг ВШЭ дает менее оптимистическую картину готовности регионов к электронному взаимодействию. Кто является лидером и кто является аутсайдером?
Статус внедрения СМЭВ по всей стране |
Внедрение СМЭВ в регионах
Универсальная электронная карта (УЭК)
Универсальная электронная карта разработана на основе единого федерального стандарта. Она придет на смену всем социальным картам, которые локально выпускали субъекты федерации, а также заменит многие другие документы, такие как, например, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, студенческие билеты, проездные документы на транспорте и многие другие.
Идея проекта |
Как защищена карта |
Стоимость использования |
Когда начнут выдавать УЭК |
Кто будет выдавать УЭК |
Пилотный проект |
Концепция внедрения |
План внедрения |
Кто управляет проектом |
Затраты на УЭК |
Единая платежно-сервисная система |
Технические требования |
Дизайн |
Мнения противников
УЭК в регионах России
В 2011 году все регионы РФ завершили формирование уполномоченных организаций субъектов (УОС) РФ по внедрению УЭК. Договор о присоединении к Правилам ЕПСС УЭК подписан с 65 уполномоченными организациями субъектов РФ.
Уполномоченные организации |
Типовые программные решения |
Алтайский край |
Дагестан |
Калининградская область |
Кемеровская область |
Краснодарский край |
Курская область |
Марий Эл |
Москва |
Московская область |
Омская область |
Ростовская область |
Самарская область
Цифровизация здравоохранения России
В апреле 2011 года в рамках программы "Информационное общество" приказом Минздравсоцразвития РФ была утверждена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИС Здрав). В ней определен четкий курс на облачную модель построения информационных технологий, но таким образом, чтобы не разрушать уже разработанные и запущенные ИТ-системы. Важность этого события очевидна. На информатизацию отечественного здравоохранения впервые выделены колоссальные суммы: 19,6 млрд руб. из федерального и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов - всего 29,2 млрд руб. Это позволяет надеяться на радикальное качественное изменение государственного здравоохранения.
Ключевые инициативы |
Концептуальные проблемы |
Этапы создания ЕГИС Здрав |
Кадровые перестановки |
Бюджет и его освоение регионами |
Прогресс в пилотных регионах|
Критика программы |
Опыт регионов
ИТ в образовании РФ
Единственными масштабными ИТ-проектами в российском образовании до сих пор стали интернетизация школ и переход на СПО: хотя в ходе их реализации и возникли трудности, результаты этих проектов все же оказались существенными. Куда будет двигаться дальше информатизация российского образования и что для этого предусмотрено в ФЦР развития образования на 2011-2015 годы?
Концептуальная основа информатизации |
Индекс готовности системы образования регионов РФ к информационному обществу |
Крупнейшие проекты 2011 |
Электронные образовательные ресурсы |
Интернетизация школ |
СПО в образовании
Успешные проекты |
ИАС Ярославской области:
новая философия управления
Реализация межведомственного электронного взаимодействия для Волгоградской области (пилотный регион)
Иностранный опыт |
ИТ в госсекторе США
Президент США Барак Обама (Barack Obama) предложил федеральный ИТ-бюджет на 2013 года в размере $78,9 млрд, что на 0,7% ниже ИТ-бюджета 2012 года. Ключевыми приоритетами ИТ-расходов США в 2013 году станут усиление кибер безопасности и развитие электронного правительства, в частности, способов взаимодействия граждан и бизнеса с государственными агентствами.
Бюджет 2012-13 |
Неоднозначные итоги |
Мобильная стратегия Пентагона
ИТ в госсекторе Евросоюза
Все без исключения страны Евросоюза поддерживают внедрение сервисов Электронного правительства, в основном за счет реализации национальных активностей, хотя значительные усилия в этой области предпринимаются и на уровне Еврокомиссии.
Общая стратегия |
Бюджет |
Страны-участницы |
Основные программы
ИТ в госсекторе Великобритании
В 2012-2014 годы ИТ-госзакупки Великобритании составят 4 млрд фунтов стерлингов только в аппартной части, не принимая в расчет покупку ПО и крупномасштабные проекты типа G-cloud и NHS
Объем расходов 2012-2014 |
DirectGov |
Ключевые инициативы
ИТ в госсекторе Индии
NeGP (National e-Governance Plan) это план правительства Индии по развитию электронных государственных услуг для населения страны. Реализация плана контролируется Департаментом информационных технологий Министерства коммуникаций и информационных технологий правительства Индии.