Содержание |
ЕТРИС ДЗЗ
Основная статья: Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)
2023: Объем российского рынка ДЗЗ вырос на 21,5% до 25,6 млрд рублей
По итогам 2023 года объем отечественного рынка дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) достиг 25,6 млрд рублей, увеличившись в 1,6 раза по сравнению с 2019 годом или на 21,5% по отношению к аналогичному показателю 2022 года. На рынке работает более 200 компаний, предлагающих продукты и услуги ДЗЗ. Таким данными с TAdviser в ноябре 2024 года поделились представители частного аэрокосмического холдинга SR Space.
По динамике рынок ДЗЗ сопоставим со среднегодовыми темпами роста российской экономики, однако отстает от многих смежных отраслей, растущих ускоренными темпами: ИТ, БПЛА, инженерно-технического проектирования.
По оценкам экспертов, хотя данный рынок освоен лишь на 10%, его потенциал на порядок превышает текущие показатели. Так, общий объем продаж всем потенциальным пользователям (TAM) составляет почти 250 млрд рублей, то есть рынок может вырасти в 10 раз, подсчитали в SR Space. При сохранении темпов роста к 2030 году рынок может вырасти в 2-4 раза.
На российском рынке ДЗЗ лидирует беспилотная съемка, на которую приходится более 60% объема продаж и большинства компаний. Однако развитие сегмента космических данных отстает от рынка, что затрудняет удовлетворение спроса на высококачественные спутниковые снимки. При этом спрос превышает предложение: абсолютно все российские пользователи используют спутниковые снимки, хотя половина комбинирует их с данными беспилотной съемки. Российским компаниям предстоит решить вопросы создания инфраструктуры и повышения частоты съемки, чтобы компенсировать дефицит качественных данных, усилившийся после ухода зарубежных поставщиков, говорится в отчете SR Space.
Лидерство беспилотников наблюдается в сегментах с меньшей добавленной стоимостью – сбор и обработка данных, при этом большинство аналитических сервисов использует космические снимки. На компании, занимающиеся пилотируемой съемкой, приходится около трети от общего объема рынка. Водные ДЗЗ-системы в России разрабатывают всего 5 компаний, при этом у половины продукт на стадии прототипа.
Абсолютное большинство (92%) пользователей в России использует сырые данные ДЗЗ, а треть даже не комбинирует их с сервисами по анализу, обработке и визуализации данных. Такой перекос, по мнению экспертов SR Space, вероятно связан с тем, что на российском рынке преобладают «профессиональные» пользователи – ГИС-специалисты, ИТ-разработчики, картографы.
На «сырые» данные также приходится более половины от общего количества компаний и объема продаж на российском рынке ДЗЗ. Преобладают компании, занимающиеся сбором данных: либо как производители, либо как операторы. Все существующие инструменты государственной поддержки также сфокусированы на поддержке развития сегмента данных.
В сегменте «Сервисы» пока преобладают относительно простые решения по обработке данных, хотя провайдеры аналитических сервисов растут ускоренными темпами. Как следствие, структура рынка хоть и медленно, но меняется в сторону продуктов с более высокой добавленной стоимостью, отмечается в отчете SR Space.
Большинство продуктов и услуг на рынке ДЗЗ – кросс-отраслевые, хотя постепенно доля компаний с отраслевой специализацией растет (в два раза за последние 5 лет).
Отраслевая структура российского рынка ДЗЗ отличается от мировой. Почти половина продаж приходится на сельское хозяйство. В пятерку отраслей-лидеров, помимо сельского, также попало лесное хозяйство (на втором месте), что связано со спецификой России и большой площадью лесных территорий. В мире на эту отрасль приходится всего 6% рынка. Наблюдается дефицит специализированных ДЗЗ-решений для финансовых и страховых компаний и городского управления (несмотря на формальное лидерство последнего по объему продаж).
Несмотря на позитивные прогнозы, исследователи выявили несколько барьеров, сдерживающих рост рынка. Среди них – высокая стоимость данных и недостаток квалифицированных специалистов, способных интегрировать ДЗЗ-решения в бизнес-процессы. Также отмечается дефицит «готовых» клиентов, способных эффективно использовать возможности ДЗЗ.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
Среди других значимых барьеров развития рынка ДЗЗ в России выделяются:
- низкий уровень конкуренции и монополия Роскосмоса;
- дефицит собственных спутников ДЗЗ: высокого разрешения, с высокой частотой съемки и покрытия;
- невыстроенная маркетинговая стратегия у компаний, работающих на рынке ДЗЗ, отсутствие адресного маркетинга, привязанного к бизнес-функциям;
- узкое восприятие клиентской базы – только специалисты, которые умеют работать с данными ДЗЗ;
- неурегулированность правовых вопросов в части конфиденциальности данных ДЗЗ.
Исследование показало, что несмотря на активное стимулирование предложений, спрос на данные и сервисы ДЗЗ поддерживается слабо. Государственные меры направлены на развитие инфраструктуры сбора данных, а формирование спроса в основном поддерживается лишь в сегменте беспилотных систем.
«Национальные проекты способствуют созданию и развитию собственных инструментов сбора данных ДЗЗ (спутников и БПЛА) и, как следствие, достаточного объема данных с высоким разрешением и частотой обновления для удовлетворения текущего и формирования нового спроса. Курс на ускоренную цифровизацию бизнеса и госсектора стимулирует спрос на выстраивание систем больших данных, в том числе геопространственных, а также развитие отдельных отраслевых ГИС-систем как эффективных инструментов управления», – говорится в отчете к исследованию. |
Компании, работающие на рынке ДЗЗ, уже ощутили растущий интерес со стороны стартапов и корпораций, активно поддерживаемых крупными игроками и университетами. По состоянию на ноябрь 2024 года доля стартапов на российском рынке ДЗЗ увеличилась в 3,5 раза по сравнению с 2019 годом, а среднегодовые темпы роста более чем в четыре раза превышают среднерыночные, что подчеркивает высокую значимость сектора для национальной экономики.
65% респондентов платит за данные ДЗЗ, но только около 8% используют исключительно платные источники, например, покупают данные напрямую у операторов спутников или на маркетплейсах данных. Отдельный бюджет на ДЗЗ есть только у 29% организаций, в среднем он составляет 750–800 тыс. рублей в год. При этом 34% респондентов использует исключительно бесплатные данные.
Российские венчурные инвесторы минимально вкладываются в технологии ДЗЗ. Так, по данным SR Space, с 2017 года инвесторы заключили 11 сделок на общую сумму $11,6 млн, что составляет тысячные доли от общероссийского венчурного рынка. При этом наиболее активны корпоративные игроки, предпочитающие разработчиков БПЛА и продуктов на основе данных беспилотной съемки для решения конкретных отраслевых задач, например мониторинга строительства.
По оценкам SR Space, текущая структура российского рынка ДЗЗ значительно отличается от мировой по цепочке создания стоимости. Поэтому в краткосрочной перспективе (3-5 лет), по мнению экспертов, стоит ожидать развития сегментов с большей добавленной стоимостью. Рост рынка ДЗЗ будет обеспечиваться специализированной отраслевой аналитикой и решениями на основе искусственного интеллекта (ИИ):
- Платформы Insights-as-a-Service – позволяют решать специфические отраслевые задачи, повышать эффективность бизнес-процессов с учетом особенностей конкретной индустрии (например, эффективно вносить удобрения, отслеживать незаконные вырубки или выдавать кредиты). Предназначены для аналитиков, менеджеров и руководителей без специальных технических навыков, поэтому их проще масштабировать. Используя подобные сервисы, пользователь часто не осознает, что в основе – данные ДЗЗ.
- Искусственный интеллект и машинное обучение будут использоваться не только для целей анализа и автоматической детекции объектов разных типов, но и для повышения качества собираемых данных, создания наборов синтетических данных, бортовых вычислений.
В ближайшие 3-5 лет эти направления будут ключевыми для бизнеса, предоставляя российским компаниям возможность догнать международные аналоги по уровню аналитических сервисов и сделать доступ к ДЗЗ более массовым, считают в SR Space.
В свою очередь, хардверные решения развиты на российском рынке слабее, что, как полагают в SR Space, связано с их технологической сложностью, высокой стоимостью производства и внедрения. Однако с учетом мировых трендов перспективными в долгосрочной перспективе (5-10 лет) являются:
- Новые типы датчиков и систем полезной нагрузки для спутников, БПЛА, самолетов. Наиболее востребованные – оптические системы сверхвысокого разрешения, радарные системы и лидары.
- Вычислительные процессоры, позволяющие обрабатывать данные на борту космического аппарата или другого летательного средства.
Подробнее ознакомиться с результатами исследования SR Space можно по ссылке.
Смотрите также