Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере информационных технологий
Государственно-частное партнерство позволяет разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, тем самым делая его заинтересованным в эффективности, качестве и надежности проекта. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их по времени и привязки к достижению нужных показателей.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в России
Основная статья: Государственно-частное партнерство (ГЧП) в России
2023
Государство сможет оплачивать ИТ-системы из дополнительных доходов от них
В середине декабря 2023 года в Госдуму РФ внесен законопроект о новой форме финансового участия государства в ИТ-концессиях. Речь идет об оплате концессионеру стоимости услуг, оказываемых им при эксплуатации объекта соглашения в интересах государства.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», предлагаемый подход основан на концепции «доходных концессий». Обязательства сторон в данном случае обусловлены только результатом: создаваемые частными партнерами информационные системы или базы данных государство использует «при формировании дополнительных доходов бюджета», а концессионер «должен быть заинтересован в достижении конечного результата». Предполагается, что такой подход позволит создать более упорядоченный механизм финансирования ИТ-концессий.
На выплаты концессионеру авторы документа предлагают выделять не более 50% доходов, полученных государством от эксплуатации объекта. Это необходимо для обеспечения «бюджетной эффективности». Новая схема может применяться при соблюдении определенных условий: в частности, соглашение должно предусматривать возможность получения государством дохода от использования концессионером ИТ-объектов. Использование иных форм финансового участия государства в подобных проектах, таких как, капитальный грант или возмещение расходов после ввода объекта в эксплуатацию, не допускается. При этом сами проекты могут отбираться только на конкурсной основе.
Вместе с тем некоторые эксперты указывают на возможные сложности при практической реализации механизма. Например, нет ясности по поводу того, как будут защищены инвесторы при отсутствии доходов.
Непонятно, как именно на практике и насколько широко будет применяться механизм конкурсов на право заключать концессии на ИТ-объекты и будут ли ИТ-компании участвовать в таких соглашениях с учетом того, что отрасли предоставлены налоговые преференции при ведении определенных видов деятельности,— отмечает советник гендиректора «СКБ Контур» по правовым вопросам Ирина Левитан.[1] |
В России насчитали 35 городских ГЧП-проектов в сфере ИТ. Могло бы быть больше, но есть препятствия
В России реализуется 35 городских ГЧП-проектов в сфере информационных технологий. Такие данные 26 сентября 2023 года привёл Максим Ткаченко, старший управляющий директор АНО «Национальный центр ГЧП», на конференции, посвящённой государственно-частному партнерству и привлечению инвестиций в инфраструктуру России.
Объекты в сфере городского освещения, как ИТ-объекты пока не проходили, они всё ещё проходят, как элементы обустройства улично-дорожной сети и как «хардовая» инфраструктура, поэтому в приведённую статистику они не включены, уточнил Максим Ткаченко. В качестве «городских» не учтены также концессионное соглашение в отношении системы взимания платы «Платон» и соглашение ГЧП в отношении системы цифровой маркировки и прослеживания оборота товаров. При этом в статистике учтены проекты по фото- и видеофиксации и по цифровизации в спорте и образовании.
Наибольшая доля текущих ГЧП-проектов приходится на цифровизацию на транспорте – в основном, это парковочные концессии, концессии в области фото- и видеофиксации. Плата за доступность пока доминирует на рынке – это проекты фото- и видеофиксации большого количества интеграторов, которые «прошлись по стране» пару лет назад, отмечает Максим Ткаченко. Но запрос от городов при этом в обратной концепции – «дайте нам проекты ИТ, в которых я не плачу», в которых разменивается эксклюзивность в обмен на инвестиции.
В госуправлении проектов пока очень мало. В их числе «Цифровое Приморье» и кейс Красногорска с выявлением корректности использования земельных участков. Компания «Цифровое Приморье», в частности, стала одним из первопроходцев ГЧП в крае и первой в своем роде концессией в стране – впервые в России в концессии участвует не только регион, но и муниципалитеты – Владивосток, Уссурийск, Артем и Находка. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Власти выступили заказчиком, инвестор – исполнителем. «Цифровое Приморье» создало по заказу властей 30 различных сервисов в сферах транспорта, безопасности, ЖКХ, туризма, образования. Сервис с широким спектром применения БПЛА – одна из составляющих проекта. Для этих целей были приобретены несколько беспилотников разного класса, подготовлен персонал. Операторы БПЛА «Цифрового Приморья» неоднократно выполняли задания МЧС, Минлесхоза, привлекались к процессу мониторинга различных строек, состояния инфраструктуры и т.д.
В области образования есть пример «Дневник.ру», который заключил 6 соглашений о ГЧП, и «Мой спорт», у которого есть 2 соглашения о ГЧП по цифровизации в сфере спорта. Они продвигают модель, в рамках которой готовы сделать бесплатно информационную систему, и за счёт эксклюзивного положения и трафика монетизируют проекты.
Можно ли в проектах с концепцией «хард плюс софт» выработать такую бизнес модель, отдельный вопрос. Можно ли найти такую модель монетизации, которая позволила бы окупить большие вложения в технологическое оборудование, – рассуждает старший управляющий директор АНО «Национальный центр ГЧП». |
По небольшим показателям сложно говорить о трендах, но кое-какие вырисовываются. Так, например, упор в проектах ГЧП сейчас делается не на «хард», а на софт, о чём говорилось выше. Кроме того, преимущество отдаётся не концессиям, а соглашениям о ГЧП. Это происходит потому, что в соглашениях о ГЧП гораздо проще и понятнее, что делать с результатами интеллектуальной деятельности – права остаются у держателя результатов интеллектуальной деятельности, пояснил Максим Ткаченко. В ИТ это самое главное.
Если возникает ситуация, когда права на продукт в рамках концессии передаются, всегда есть момент взаимных претензий по дальнейшему использованию и тиражированию этого продукта, – объясняет старший управляющий директор АНО «Национальный центр ГЧП». |
Всё от работы с населением до госуправления, ГИС, городского транспорта гипотетически может быть объектами концессионного соглашения. АНО «Национальный центр ГЧП» запустил пилот акселерации, где вместе со «Сколково» и РФРИТ пытались помогать входящим инвесторам, у которых есть решения, потенциально применимые по модели ГЧП. Таких инвесторов пытались приземлять на территории городов и регионов.
В ходе этого проекта увидели, что города и регионы не понимают, что от них хотят. Самый простой путь – это брать готовое решение, которое уже где-то используется, и предлагать его по концессии с объяснением, как это можно сделать. А спрашивать город или регион, что ему нужно сделать по концессии, бессмысленное упражнение, полагает Максим Ткаченко.
Говоря о рыночных ограничениях для ГЧП в области ИТ, старший управляющий директор АНО «Национальный центр ГЧП» выделил, к примеру, то, что лица, принимающие решения, пока в принципе слабо осведомлены о такой возможности.
Мне кажется, Минцифры и институты развития должны отдельно обратить на эту тему внимание – что можно делать концессии в ИТ, – считает Максим Ткаченко. |
Присутствует и определённая правовая незрелость: в основном, в вопросах монетизации – непонятно, как монетизировать данные, эксклюзивное положение, не будет ли вопросов со стороны ФАС.
Не хватает также единой точки сборки таких проектов. Также пробел в том, как подтвердить реальную стоимость разработки в ИТ – нет инструментария, который мог бы защитить чиновника в случае проверки, полагает Максим Ткаченко.
Цифровые концессии – это новое веяние, отмечает Владимир Килинкаров, руководитель практики в области инфраструктуры и ГЧП провайдера юридических услуг «Некстонс». Все привыкли к тому, что есть традиционные концессии в области инфраструктуры в рамках городского хозяйства и безопасности, например, в сфере городского освещения, фото- и видеофиксации, обеспечения безопасности и т.д. Есть также ИТ-концессии, которые начали развиваться сравнительно недавно. В 2018 году были внесены значительные поправки в федеральное законодательство, которые позволили запустить ряд проектов.
А цифровые концессии – это новое понятие, которое предполагает возможность решения капиталоёмких задач в области городского хозяйства за счёт механизмов частных инвестиций и с применением «умных» технологий для повышения качества реализации этих проектов, в том числе, снижения их стоимости для региона, для города.
Большим подспорьем здесь являются поправки, которые были приняты в законодательство в конце 2022 года: они позволили муниципалитетам становиться концедентами и публичными партнёрами в ИТ-концессиях. Т.е. запрет на муниципально-частные партнёрства (МЧП) был снят, и теперь есть возможность для реализации комплексных проектов, где у города, у региона будут интеллектуальные права на объект концессии – на те цифровые решения, которые в этом проекте используются, отмечает Владимир Килинкаров.
2022: РФРИТ, Фонд «Сколково» и Национальный Центр ГЧП запустили акселератор ИТ-проектов
РФРИТ, Фонд «Сколково» и Национальный Центр ГЧП 16 сентября 2022 года объявили о запуске акселератора ИТ-проектов, призванного увеличить количество проектов ГЧП в сфере информационных технологий и повысить эффективность их реализации. Создание программы предусмотрено соглашением о сотрудничестве, которое заключили РФРИТ, Фонд «Сколково» и Национальный Центр ГЧП. Подробнее здесь.
Акселератор для отбора и подготовки таких инициатив запущен на базе платформы «Росинфра», оператором которой является Национальный Центр ГЧП.
2020
Инвесторы выстроились в очередь: готовятся 35 проектов создания государственных ИТ-систем по модели концессии
По состоянию на начало сентября 2020 года Минкомсвязи насчитывает более 35 потенциальных концессионных проектов в сфере создания государственных ИТ-систем на федеральном и на региональном уровнях, рассказал TAdviser директор департамента развития архитектуры и координации информатизации ведомства Василий Слышкин. По некоторым проектам уже инициированы процедуры внутриведомственных и межведомственных согласований решений о заключении концессионных соглашений или же подготовки частных концессионных инициатив, сказал он.
Потенциальные инвесторы, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ активно интересуются возможностями для создания и развития государственных информационных систем на основании концессионных соглашений, - отметил Слышкин. |
А в конце августа 2020 года Минкомсвязи направило в правительство проект постановления, который вводит ясность, как должны создаваться, развиваться и эксплуатироваться государственные ИТ-системы, создаваемые по концессионным соглашениям при участии частных инвесторов. Речь идет, в частности, о внесении изменений в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, которые определяются постановлением правительства от 6 июля 2015 года № 676[2]. Они уже распространяются на государственные ИТ-системы, создаваемые в рамках государственно-частного партнерства, а теперь к ним предлагается добавить и создание систем по концессионным соглашениям.
TAdviser ознакомился с проектом документа и пояснительной запиской к нему. В записке авторы объясняют, что новое постановление призвано устранить правовую неопределенность касательно применения требований к созданию, развитию и т.д. в отношении государственных информационных систем, создаваемых на основании концессионных соглашений.
Текущая нормативно-правовая база для двух основных видов соглашений в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) - соглашений о ГЧП и концессионных соглашений – предусматривает возможность их заключения в отношении объектов ИТ, в том числе государственных информационных систем. Операторами таких систем становятся, соответственно, частный партнер или концессионер, указывают разработчики проекта постановления. Но остались не учтенными особенности создания и ввода в эксплуатацию систем, создаваемых на основании концессионного соглашения. Отсутствие положений, учитывающих такие особенности, создает определенные барьеры и риски, говорится в пояснительной записке.
Из текста проекта постановления следует, что с появлением концессий в постановлении правительства № 676 сами требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации госсистем при этом не меняются.
Например, пункт постановления правительства № 676, где говорится, кто должен выполнять требования, предлагается добавить и концессионеров. В текущей версии постановления речь идет только об органах исполнительной власти и частных партнерах. Похожим образом авторы предлагают ввести упоминание концессионных соглашений и концессионеров и в ряд других пунктов постановления.
Говоря о том, какие системы могут быть переданы в концессию, Василий Слышкин заявил TAdviser, что с принятием 173-ФЗ от 29.06.2018 созданы возможности для заключения концессионных соглашений в отношении объектов ИТ, включая государственные и иные информационные системы. Такие информационные системы могут быть и новыми, и разрабатываемые путем переработки (модификации) существующих объектов ИТ. Законодательство не ограничивает отраслевую принадлежность и назначение таких систем.
По концессионному соглашению в отношении информационной системы, концессионер (инвестор) обязуется за свой счет создать такую систему, осуществлять деятельность с ее использованием (эксплуатацией), а концедент – Российская Федерация или субъект Российской Федерации – обязуется предоставить или обеспечить предоставление концессионеру права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе такой системы для осуществления указанной деятельности на срок, установленный концессионным соглашением, - объяснил директор департамента развития архитектуры и координации информатизации Минкомсвязи. |
Для государственных ИТ-систем наряду с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях необходимо обеспечить соблюдение требований к порядку их создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением правительства от 06.07.2015 № 676, добавили в Минкомсвязи.
В действующей редакции данного постановления требования учитывают особенности, связанные с созданием или развитием государственных информационных систем в рамках реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, но не учитывают аналогичные особенности для концессионных соглашений, что является барьером для их реализации. Предлагаемые Минкомсвязью России изменения в данное постановление устраняют указанные барьеры, что позволяет осуществлять создание или развитие государственных информационных систем на основании концессионного соглашения, - отметил Василий Слышкин. |
В ближайшее время, после принятия разработанных изменений в постановление правительства РФ от 06.07.2015 № 676, в Минкомсвязи ожидают запуск концессионных проектов, о которых рассказал TAdviser представитель ведомства.
В НИИ "Восход" написали план развития ИТ через ГЧП в российских регионах
Центр развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике ФГБУ НИИ «Восход» подготовил план работы по развитию ГЧП в сфере ИТ. Документ подразумевает сопровождение центром структурирования, согласования и реализации концессионных и ГЧП-соглашений в сфере ИТ. Об этом TAdviser сообщила 29 января 2020 года руководитель центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике Надежда Кострюкова. Подробнее здесь
2019
Минкомсвязи создало центр помощи ГЧП-проектам в сфере ИТ
Минкомсвязи создало центр развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике на базе ФГБУ НИИ «Восход». Центр будет работать с ИТ-проектами, желающими реализовываться или уже развивающимися по модели государственно-частного партнерства. Об этом в декабре заявил директор департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Михаил Насибулин.
По состоянию на декабрь 2019 года, центр анализирует текущее состояние рынка ГЧП в сфере ИТ во всех российских регионах. В ходе данного анализа центр, в частности, выявляет барьеры при реализации ГЧП-проектов. Помимо того, центр собирает с регионов предложения и инициативы по развитию ГЧП, рассказал TAdviser заместитель директора департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Алексей Дорожко.
Можно сделать предварительные выводы, что российские регионы нуждаются в оперативной и квалифицированной помощи в структурировании проектов с применением механизмов ГЧП и концессий в сфере ИТ. Помимо того, они отмечают необходимость повышения квалификации своих сотрудников в сфере ИТ с применением механизмов ГЧП и концессий, - указал Алексей Дорожко |
Центр развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике, по его словам, является структурным подразделением ФГБУ НИИ «Восход». Предусматриваемая им численность и состав штата - 5 предметных специалистов в сфере ГЧП. Однако, по словам Дорожко, их количество может быть увеличено в случае роста обращений в центр. В то же время, как добавил Дорожко, в своей деятельности центр использует всю имеющуюся экспертизу и компетенции ФГБУ НИИ «Восход» в области информационных технологий.
Руководителем центра назначена Надежда Кострюкова. Ранее она работала директором проектов продуктового офиса «Умный город» «Ростелекома».
В качестве услуг, предоставляемых центром, Алексей Дорожко назвал помощь концедентам и публичным партнерам в выявлении и подготовке ИТ-проектов, консультационную поддержку при взаимодействии инвесторов и государства, информационную и образовательную поддержку, а также содействие в развитии нормативной правовой базы и методологии ГЧП в ИТ.
В услуги центра, по словам Алексея Дорожко, не входит финансовая поддержка участников рынка. Вместе с тем, важной задачей центра является оказание потенциальным инвесторам ИТ-проектов содействия при взаимодействии с институтами развития, а также с финансовыми организациями. Целью такого содействия, по словам Дорожко, является обеспечение доступа к существующим инструментам финансирования.
Совместно с центром развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике, проектным офисом по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» и Национальным центром ГЧП, как указал Михаил Насибулин, Минкомсвязи планирует проводить ГЧП-акселераторы. В них регионы, операторы и частные инвесторы будут совместно прорабатывать пилотные ГЧП-проекты в ИТ и через серию хакатонов и роуд-шоу правильно «упаковывать» готовые к запуску проекты.
Частично ГЧП-акселератор уже был апробирован - на мастер-классе «Инвестиции и ГЧП в сфере ИТ» в рамках межрегионального совещания «Лидеры цифрового развития», проходившего в октябре 2019 года в Сочи.
Говоря о причинах создания центра, Михаил Насибулин напомнил, что на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика» необходимо привлечь около 535 млрд рублей частных инвестиций. Важным инструментом такого привлечения, по его словам, выступит как раз механизм ГЧП.
Алексей Дорожко обратил внимание TAdviser на то, что ИТ-проекты относительно недавно получили полноценные возможности для реализации с использованием механизмов ГЧП.
В 2018 году был принят 173 ФЗ, который создал возможности для реализации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в отношении объектов ИТ. У государственных органов на стороне публичных партнеров и концедентов, как на федеральном, так и на региональном уровнях востребована комплексная поддержка по вопросам применения новых механизмов и реализации соответствующих проектов, - проинформировал TAdviser Алексей Дорожко |
При этом он отметил, что в условиях развития цифровой экономики такие проекты носят междисциплинарный характер. В этом смысле, по его словам, создание Центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике позволило объединить на одной площадке разносторонние уникальные компетенции для решения актуальных вопросов развития ГЧП в ИТ.
Алексей Дорожко также обратил внимание TAdviser на то, что в России отсутствуют специализированные финансовые организации, а равно и финансовые продукты для реализации проектов ГЧП в ИТ.
При наличии ряда центров компетенции в области ГЧП, такой специфический сектор, как ИТ, по большому счету ими практически не охвачен. ГЧП позволяет вовлечь частный бизнес в финансирование и эксплуатацию различного рода информационных систем, центров обработки данных, восполнить нехватку кадров и профильных специалистов у государства, а также снизить нагрузку на федеральные и региональные ИТ-бюджеты, - отметил Алексей Дорожко |
Он также указал TAdviser на те ИТ-проекты, у которых есть перспективы с точки зрения реализации по модели ГЧП.
В России увеличивается количество проектов в области цифровизации, как в государственном секторе, так и в частном секторе при взаимодействии с государственными органами, которые потенциально могут иметь рыночные источники дохода, в том числе за счет оказания информационных и информационно-аналитических услуг, а также предоставления иных платных сервисов. Подобные проекты имеют высокий потенциал для реализации на основе механизмов ГЧП и концессии. Особенно это характерно для капиталоемких проектов, требуемый объем финансирования которых может достигать нескольких десятков и даже сотен миллиардов рублей, - указал Алексей Дорожко |
Развитие уже существующих государственных информационных систем, по его словам, в некоторых случаях также может быть переориентировано на использование новых инвестиционных механизмов. Кроме того, как отметил Дорожко, в регионах интенсивное развитие получает проект «Умный город», в ходе реализации которого уже происходит апробация новых механизмов концессии и ГЧП в ИТ.
Руководитель проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического центра при правительстве России Владимир Месропян заявил TAdviser, что проектный офис поддерживает создание центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике и рассматривает его в качестве одного из ключевых партнеров.
При нашей поддержке на базе Центра сформирована профессиональная команда, имеющая практический опыт работы в сфере ГЧП и цифровизации государственного сектора. Мы считаем, что центр сможет не только выступить катализатором процессов развития ГЧП в ИТ, способствовать решению методологических и правовых проблем, но также будет принимать деятельное участие в выявлении, подготовке и сопровождении конкретных проектов, - указал Владимир Месропян |
При этом он отметил, что центр уже приступил к предоставлению комплексной технической, экономической и юридической поддержки федеральным и региональным органами государственной власти, ответственным за проведение государственной политики и реализацию проектов в данной сфере.
Говоря о целесообразности создания центра, Владимир Месропян заметил, что у государственных органов на стороне публичных партнеров и концедентов, как на федеральном, так и на региональном уровнях есть потребность в специальных компетенциях, необходимых для применения новых механизмов при реализации соответствующих проектов.
В России отсутствуют иные центры и инфраструктурные организации, специализирующиеся на сопровождении реализации таких проектов. На наш взгляд, вновь созданный центр позволит заполнить пустовавшую до недавнего времени нишу, и совместно мы сможем обеспечить необходимую поддержку как государству, так и бизнесу, - заявил Владимир Месропян |
По его словам, поддержка, оказываемая центром ИТ-проектам – это главное, что им не хватает для успешного развития.
Для развития направления ГЧП в ИТ требуется не столько финансовая поддержка государства, сколько формирование специализированного центра компетенции, который бы восполнял нехватку предметных специалистов в публичных партнерах и концедентах и обеспечивал бы необходимую правовую, образовательную, информационно-аналитическую и иную поддержку их деятельности. Центр выступает именно таким институтом, - отметил Владимир Месропян |
Он также добавил, что, в конечном итоге деятельность центра в сфере ИТ позволит вовлечь частный бизнес в финансирование и эксплуатацию различного рода информационных систем и иных объектов ИТ, а также снизить нагрузку на федеральные и региональные бюджеты при реализации проектов нацпрограммы «Цифровая экономика».
Максим Акимов объявил войну государственно-частным проектам видеофиксации нарушений ПДД
Вице-премьер Максим Акимов в интервью РБК в феврале 2019 года раскритиковал идею государственно-частных партнерств (ГЧП) и коммерциализации технологий в сфере регулирования безопасности движения на дорогах[3]. Он отметил, что сейчас камера на дороге — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят, полагает Акимов. Подробнее здесь.
2018
Какие государственные региональные системы могут перейти на модель государственно-частного партнерства
Модель государственно-частного партнерства (ГЧП) – распространенная форма взаимоотношений для сфер, которые являются драйверами развития государственных институтов региональной экономики. Финансирование из госбюджета таких высокозатратных направлений, как цифровизация госуправления, находит серьезные препятствия в дотационных регионах. Да и не только в них – даже регионы-доноры сталкиваются с необходимостью в первую очередь финансировать социальные проекты и откладывают на потом задачу по формированию собственного цифрового пространства.
Но затраты на создание или модернизацию, а также на повышение эффективности государственных цифровых сервисов может брать на себя бизнес, который планирует возвращать затраты за счет коммерциализации созданного им продукта. Какие направления могут быть переданы бизнесу? В первую очередь, это транспорт, сфера услуг, в том числе ЖКХ, телекоммуникации, здравоохранение и безопасность.
По мнению Дмитрия Горбачева, эксперта компании «Форсайт», наиболее успешные известные типовые ИТ-проекты по модели ГЧП – системы мониторинга, контроля и безопасности, системы видеоконтроля и фотофиксации ПДД, системы обеспечения оплаты проезда в транспорте, система предоставления публичной сети Wi-Fi в московском метро.
Основная проблема популяризации этой формы взаимоотношений бизнеса с государством в ИТ-сфере – это недостаточно проработанная нормативно-правовая база. Именно поэтому рост проектов ГЧП не такой бурный, как хотелось бы, - считает он. |
Как известно, подписанный в июне этого года Президентом РФ федеральный закон, расширяющий перечень объектов соглашений о государственном партнерстве, называет такими объектами как ИТ-системы, так и проекты, напоминает Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС.
В регионах России возможность вести разработки и проекты на принципах партнерства государства и бизнеса, с минимальными бюджетными расходами, может быть весьма востребована для создания «Умных городов», развития инновационных медицинских технологий, импортозамещающих продуктов, - отмечает она. |
Кроме того, по её словам, модель ГЧП применима к развитию систем управления документами.
Перевод в электронный вид процессов работы с документами лежит в основе цифровизации. Финансирование проектов и импортозамещающих разработок через государственно-частные партнерства – это тот механизм, который способен дать ускорение приходу передовых технологий в регионы, особенно с низким ИТ-бюджетом, - добавляет Елена Иванова. |
В компании «БАРС Груп» считают, что на модель государственно-частного партнерства могут перейти практически все государственные и региональные системы, чьи критерии обеспечения информационной безопасности позволяют это делать. Вопрос всегда стоит в качестве данных, которые есть в системе, или в потенциале уже имеющихся полномочий у той или иной системы и, разумеется, в уровне креатива и творческого подхода к разработке сервисов.
Это одна из причин, почему у в «БАРС Груп» появилось новое направление - нормативное и GR сопровождение заказчиков при реализации ИТ-решений. Компания будет оказывать услуги по всестороннему сопровождению разработки проектов нормативно-правовых актов, анализу правовых барьеров и подготовке необходимых аргументов для продвижения инициатив. А также существенно расширяются департаменты, так скажем, креативных айтишников, способных по-новому взглянуть на имеющиеся системы и инфраструктуру, продумать способы монетизации или дополнительные услуги, а также правильно сформировать целевую структуру партнерских отношений с различными организациями, - отметил генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров. |
В каждом регионе уже есть большое количество разработанных систем, во многие из которых нужно вдохнуть новую жизнь, уверен Иван Глушков, руководитель направления «Ланит».
Принятый летом 2018 года закон, признающий ИТ-системы объектами государственно-частного партнёрства, как раз позволит модифицировать многие из существующих региональных разработок. Также документ поспособствует созданию новых. Закон способен придать мощный толчок цифровой трансформации в России. В ближайшее же время в регионах также могут выстрелить проекты, связанные с такими направлениями, как умный город, ЖКХ и платные парковки, - полагает он. |
Виктор Дьячков, руководитель группы компаний ICL, генеральный директор «АйСиЭл-КПО ВС», считает, что говоря о модели ГЧП, в первую очередь, речь можно вести о системе ГосСОПКА, в которой данная модель уже присутствует в определенном формате.
Частные компании, профессионально занимающиеся вопросами кибербезопасности, активно взаимодействуют с системой ГосСОПКА, обмениваются данными о потенциальных угрозах и уязвимостях, тем самым повышая общий уровень способности региона противостоять киберпреступности, - поясняет он. |
По мнению Елены Оголь, руководителя направления информатизации в органах государственной и муниципальной власти группы компаний Softline, основное в частно-государственном партнерстве – это поиск баланса интересов бизнеса и государства. Бизнес заинтересован в получении прибыли, а государство – в удовлетворении какой-либо социально-экономической потребности бизнеса и/или жителей.
На мой взгляд, практически любая инициатива, если она не связана с решением задач, характерных для армии или спецслужб, может быть «упакована» в рамки государственно-частного партнерства. Позитивные примеры уже есть. Это системы оплаты безналичного проезда (когда создание и внедрение такой системы финансирует частный инвестор и зарабатывает при этом на каждой транзакции), электронные дневники (когда базовая функциональность предоставляется бесплатно, а дополнительные услуги – за небольшую плату). Примеров много, и опыт показывает, что они все отлично работают в формате ГЧП, - заключает эксперт Softline. |
Путин подписал закон о ГЧП в сфере ИТ
29 июня 2018 года президент Владимир Путин подписал федеральный закон, расширяющий перечень объектов соглашений о государственном партнерстве и концессионных соглашений. Теперь объектами таких соглашений могут быть ИТ-системы и проекты. В частности, закон устанавливает, что объектами соглашений о госпартнерстве и концессионных соглашений могут быть:
- программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы и сайты в интернете или других сетях, либо технологически связанные ИТ-объекты и имущество;
- совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанными с ИТ-объектами, и предназначенных для автоматизации.
В первом случае концессионером не могут являться иностранные инвесторы, под которыми подразумеваются иностранные физические лица и юридические лица. Не могут являться концессионером и российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные юрлица и физлица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором РФ, федеральным законом, решением президента РФ.
Закон также устанавливает особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, объектами которых являются объекты ИТ и технические средства обеспечения функционирования объектов ИТ.
Представители российского рынка, опрошенные TAdviser, приветствуют появление нового закона - и заказчики ИТ, и поставщики. Так, в ГК «Ростех» заявили TAdviser, что государственно-частное партнерство уже зарекомендовало себя как эффективный инструмент развития в множестве отраслей. То, что оно будет применяться и в сфере информационных технологий – хорошая новость для всей отрасли, полагают в госкорпорации.
Это позволит более эффективно привлекать частный капитал для решения государственных задач в сфере ИТ, в частности – создания импортозамещающих разработок. Так, к примеру, мы считаем, что ГЧП будет удобным инструментом для разработки и внедрения технологий «Умного города» в регионах России, - отметили в «Ростехе». |
В «Вымпелкоме» (работает под брендом «Билайн») заявили, приветствуют инициативы, направленные на симплификацию инфраструктурных процессов. В МТС отметили, что реализация положений нового закона позитивно повлияет на деятельность ИКТ-отрасли.
Представители ИТ-индустрии участвовали в разработке закона, например, «Ланит». Чтобы в законе были учтены пожелания и государства, и рынка и чтобы закон был принят, рабочей группой была проделана очень серьезная работа, отметил в разговоре с TAdviser руководитель направления «Ланит» Иван Глушков.
Ранее федеральное законодательство в части ГЧП не учитывало специфику ИТ-проектов. Так, обязательным условием в части концессий было наличие недвижимого имущества, его нужно было создать или реконструировать. Это существенно осложняло разработку и модернизацию государственных информационных систем и ИТ-инфраструктуры. Новый же закон позволят привлекать дополнительные инвестиции частных компаний для этих целей, - заявил Глушков TAdviser. |
Представитель «Ланита» добавил, что их компания рассматривает различные форматы реализации проектов, в том числе и по модели ГЧП.
Разработанная «Ланитом» информационная система по автоматизации деятельности платных муниципальных парковок успешно используется в Краснодаре и Ставрополе. В этих городах мы выступаем инвесторами и выполняем проекты по созданию и эксплуатации платного муниципального парковочного пространства, между сторонами заключены инвестиционное соглашение и соглашение о МЧП, - рассказывает Иван Глушков. |
Если сравнивать различные формы ГЧП, то именно модель концессии больше защищает инвестора в правовом плане, отметил он. Глушков полагает, что проекты создания платных муниципальных парковок в будущем все чаще будут оформлены как концессионные соглашения. Бюджеты государственных организаций зачастую очень ограничены, поэтому частные инвестиции помогут оперативно запускать ИТ-проекты и существенно экономить средства государства, говорит представитель «Ланита».
Советник президента компании «АйТеко» Валерий Квон заявил TAdviser, что к этому закону сообщество шло несколько лет. По его мнению, закон имеет колоссальное значение для рынка: он открывает шлюз для начала целого ряда проектов по модели ГЧП, доступ к которым был существенно ограничен или доступен только крупным игрокам рынка.
Это чрезвычайно важно для развития таких сегментов, где достигается синергия возможностей государства и инновационных стартапов, а таких отраслей много: например, туризм, транспорт, спорт, исполнение целого ряда госфункций, добавил Квон.
Главное - это то, что закон позволяет существенно повысить сложность и комплексность реализуемых в госсекторе инновационных ИТ-проектов. Именно в сложных проектах реализуется весь потенциал ИТ-ГЧП. Если раньше стартапы, скажем, в сфере облачных технологий, интернета вещей или AI могли войти в госпроект исключительно в качестве подрядчика, а госзаказчик не имел возможности оказать ему существенную поддержку, кроме оплаты, то в партнерской схеме госзаказчик может дать нечто большее, чем деньги, - рассуждает представитель «АйТеко». - И проект намного вероятнее и быстрее принесет ожидаемый результат, чем обычная подрядная схема. |
Добро властей на государственно-частное партнерство в ИТ
Госдума установила возможность заключать соглашения так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии в отношении информационных систем, в том числе государственных, баз данных, сайтов в интернете и программ для ЭВМ. До сих пор такие отношения государства и бизнеса в полной мере отрегулированы не были, считают законотворцы. При этом подобный формат все же в России использовался[4].
Соответствующий законопроект Госдума приняла в третьем чтении 21 июня 2018 г.
На сайте законотворцев отмечается, что инициаторами законопроекта выступила группа депутатов во главе с председателем думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, членом фракции «Единая Россия» Николаем Николаевым.
По словам главы профильного комитета, утвержденный акт актуален и является этапом решения задачи цифровизации российской экономики, поскольку позволяет привлечь в сферу ГЧП частные инвестиции и мировые практики.
«Законопроект позволит привлечь частные инвестиции в развитие государственных информационных систем и ИТ-инфраструктуры, что в свою очередь, позволит государству эффективно, с наименьшими затратами для бюджета реализовать цели по информатизации всех сфер жизни общества», — говорит Николаев. |
В конце июня Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон "О концессионных соглашениях", которые предусматривают, что объектами государственно-частного партнерства (ГЧП) может стать программное обеспечение, базы данных, информационные системы и сайты, а также здания и помещения, технологически связанные с IT-объектами[5].
2017: В Госдуму внесён законопроект о создании ИТ-систем по модели ГЧП
В Госдуму внесены поправки в законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессиях, которые, по мнению их авторов, позволят государству сэкономить расходы на информатизацию госорганов, которые ежегодно составляют порядка 100 млрд рублей.
Статус законопроекта на сайте Госдумы
24 апреля 2017 года депутат Николай Николаев внес на рассмотрение в Государственную Думу поправки в ФЗ №224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ №115 «О концессионных соглашениях», признающие ИТ-системы объектами ГЧП и концессии – ранее таковыми признавались только объекты недвижимого имущества, например, дороги или здания. Поправки в законопроект были инициированы ФРИИ при поддержке экспертов Минэкономразвития, Ростелекома и Газпромбанка. На межведомственной комиссии по ГЧП их поддержали все участники заседания.
В случае создания объекта по модели ГЧП или концессии, затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы ИТ-системы может взять на себя исполнитель из числа компаний ИТ-рынка, а в договоре предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного/модернизированного им продукта. При этом сохранится социальная значимость объекта – доступ к той или иной электронной системе госуслуг может получить любой желающий.
По всей России работает больше 1000 ГИСов, из них более 300 – федеральный государственных информационных систем. Из них по-настоящему удобных в эксплуатации, работающих без сбоев - не больше 30%. О том, чтобы такая система приносила прибыль - речи вообще не идет», - подчеркнул разработчик законопроекта Искендер Нурбеков, директор по правовым вопросам и инициативам ФРИИ. «Но если создавать ГИСы через механизм ГЧП или концессии, на рынке сложится ситуация win-win. Конечные пользователи получат максимально «рыночный» продукт, удобный для эксплуатации и работающий без сбоев, федеральные и региональные органы власти смогут значительно уменьшить стоимость создания государственных информационных систем и сэкономить миллиарды рублей, а частные разработчики получат доступ к новому рынку, коммерциализуя продукт за счет дополнительных пользовательских сервисов. |
По данным TAdviser, создание и развитие 10 самых дорогих информационных систем обошлось государству в 15,4 млрд руб. в 2015-16 гг., эксплуатация и модернизация – еще в 43,4 млрд руб. В их числе система Пенсионного фонда РФ, системы Фонда социального страхования, Федерального казначейства, таможенных органов и пр. Для сравнения, около 100 млрд руб. будет стоить государству программа продовольственной помощи малоимущим.
Признание ИТ-систем объектами ГЧП или концессии значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, а значит, сделает многие рынки более прозрачными и улучшит качество конкуренции на этих рынках», - считает автор законопроекта, депутат государственной думы Николаев. «Рыночные компании могут в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый пласт процессов и функций станет понятным и прозрачным всем пользователям этой системы – будь то простые граждане, желающие записаться к врачу, участники тендера или претенденты на получение определенного типа лицензии. |
По мнению авторов, принятие правок в законопроекты также поспособствует выполнению поручения президента №2346 об утверждении программы «Цифровая экономика России», где будут предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ.
2016: Перспективы государственно-частного партнерства в информационных технологиях глазами ИТ-компаний
Как вы оцениваете перспективы государственно-частного партнерства в сфере ИТ? С таким вопросом TAdviser обратился к российским компаниям, занимающимся ИТ-проектами в государственном секторе.
Из ответов респондентов можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство (ГЧП) может быть перспективным, однако такое сотрудничество имеет ограниченный потенциал. В частности, по мнению экспертов, механизм ГЧП сегодня прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса. Главной же проблемой является юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством. Кроме того, законодательство устроено достаточно консервативно и в ряд задач, которые государство могло бы и хотело бы отдать на аутсорсинг бизнесу, войти коммерческим компаниям невозможно из-за нормативных ограничений.
Для динамичного развития ГЧП необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития. По мнению экспертов, возможно даже нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок.
Значительный всплеск ИТ-проектов по модели ГЧП, как на федеральном, так и на региональном уровнях будет только тогда, когда свою эффективность покажут действующие проекты государственно-частного партнерства, считает вице-президент Maykor Ирина Семенова.
Наиболее заметные ГЧП-проекты по состоянию на 2016 год реализуются в Московской области. В частности, это создание системы оплаты проезда в общественном транспорте (партнер - "Сбербанк"), видеофиксации нарушений правил дорожного движения (партнер "МВС Груп"), ИТ-системы ЖКХ и электронных дневников (партнер - "Ростелеком").
ГЧП перспективно в сервисах, которые напрямую выходят на граждан или коммерческие организации, и позволяют себя монетизировать через дополнительные услуги, констатирует Тимур Меджитов, заместитель директора по работе с органами власти компании Directum.
Модель интересна, но требует от частной компании гигантских инвестиций, возврат которых в российских условиях не всегда гарантирован, объясняет генеральный директор "Айтоники" Алексей Болдырев. Механизм ГЧП прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса, наверное, для десятка-другого игроков российского рынка, добавляет он.
ГЧП в государственной информатизации развивается параллельно секвестрованию ИТ-бюджетов, и служит весьма надёжной антикризисной мерой, считает Галина Ахмерова, заместитель гендиректора "БАРС Груп" по коммерции и развитию бизнеса. Интерес к данной модели проявляют крупные банки и телекоммуникационные компании, готовые вкладывать свои деньги в госинформатизацию, а в качестве их подрядчиков могут выступать уже ИТ-компании.
Александр Семенов, президент ГК "Корус Консалтинг", высоко оценивая перспективы ГЧП, напоминает о проблемах тарификации, которая должна быть подъемной для потребителей.
Мы видим пример "Платона" – идея правильная, но по факту мы получили достаточно большую социальную напряженность, - добавляет президент «Корус Консалтинг» |
Государственно-частное партнерство может хорошо работать в городах с большой плотностью населения, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие, но не годится для малонаселенных областей, где сложно развивать частный бизнес, уверен Вадим Злобин, генеральный директор "Систематика Консалтинг".
Кроме того, по его мнению, частные компании и государственные организации имеют разные цели. У частных компаний - это получение прибыли, у госорганов - оказание услуг всем категориям граждан. Возникает конфликт интересов, что несет риск развала партнерства. Крайне непросто в проектах, реализуемых по схеме ГЧП, поддерживать этот баланс.
ГЧП дает возможность разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, делая тем самым его заинтересованным в эффективности проекта, его качестве и надежности. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их и по времени и привязки к достижению нужных показателей (KPI), - отмечает заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос" Дмитрий Трофимов |
В качестве примера он приводит проект создания общественных сетей Wi-Fi в метро: По сути, в обмен на доступ к инфраструктуре, город и горожане получили бесплатную возможность доступа в интернет в любой точке подземки. Возврат инвестиций в этом случае полностью переносится на сторону оператора.
Одна из главных проблем ГЧП - юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством и консервативное законодательство.
Для динамичного развития этого направления необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития, уверен Сергей Эйсымонт, заместитель директора департамента комплексных проектов "Ланит". Возможно, нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок - своего рода "ярмарка госвакансий", добавляет он.
Сотрудничество в форме ГЧП выгодно обеим сторонам только в том случае, если государство дает определенные и твердые гарантии, а их добиться под силу только крупному бизнесу, соглашается коммерческий директор "ФОРС – Центр разработки" Евгений Ефименко.
Вообще, государственно-частное партнерство является одним из механизмов реализации крупных проектов, экономически непосильных или сложных в краткосрочной перспективе для государства и бизнеса по отдельности, и поэтому для сохранения баланса рыночной модели оно должно сочетаться со свободной конкуренцией. Причем, компании для такого партнерства не должны просто выбираться или назначаться сверху – так же, как не должны создаваться новые целевые компании под какие-то определенные проекты. А у нас, к сожалению, сегодня это именно так. Создание государственно-частных предприятий должно происходить только на основе открытого конкурса инвестиционных проектов, чтобы ИТ-компании участвовали в нем на равных и побеждали сильнейшие. При этом участники таких проектов со стороны бизнеса должны нести полную ответственность за потраченные средства и полученные результаты, - говорит Ефименко |
Риски в проектах ГЧП возникают не только у коммерческих компаний, но и у чиновников.
Из 200 человек, находящихся сейчас под следствием в Коми, 150, думаю, это ГЧП... Птицефабрика, строительство, фермы... Большинство из этих объектов были в форме ГЧП. А там легко "приклеить" неэффективность, интересы третьих сторон, - говорил в интервью TAdviser Александр Селютин, в 2010-2015 годах ИТ-директор республики Коми |
В сфере ИТ в Коми, по словам Селютина, проекты в форме ГЧП также планировались, но не состоялись: "Слава Богу, не успели".
Примечания
- ↑ Цифровые услуги в рассрочку
- ↑ Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676
- ↑ Максим Акимов — РБК: «Надо менять структуру рынка, а не монополизировать»
- ↑ Власти разрешили частникам накачивать деньгами государственные ИТ-проекты
- ↑ Федеральный закон от 29.06.2018 № 173-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Читайте также