Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2025/08/26 09:00:00

Алкогольные напитки (мировой рынок)


Содержание

[Свернуть]

Популярность видов алкоголя в странах мира

Карта популярности алкогольных напитков в странах мира, (около 2012 года)

Популярность напитков в США

Популярность напитков в США в зависимости от возраста: серый - пиво, чёрный - крепкие, красный - вино. 2019 г.

Рынок алкоголя в России

Пиво (мировой рынок)

Основная статья: Пиво (мировой рынок)

Водка (мировой рынок)

Основная статья: Водка (мировой рынок)

Вино (мировой рынок)

Основная статья: Вино (мировой рынок)

Шампанское (мировой рынок)

Основная статья:Шампанское (мировой рынок)

Рынок виски

Хроника

2024

10 стран по объему экспорта водки

В 2024 году мировой экспорт водки достиг в денежном выражении примерно $2,83 млрд. Это на 17,9% больше по сравнению с предыдущим годом, когда показатель равнялся $2,4 млрд. Такие данные приводятся в материале Tendata, с которым TAdviser ознакомился в конце августа 2025 года.

В целом, поставки водки из всех стран-экспортеров выросли на 55,8% по отношению к 2020 году: тогда общий объем экспорта составлял $1,82 млрд. Пятью крупнейшими экспортерами данной продукции в 2024 году стали Швеция, Франция, США, Польша и Ирландия. В совокупности на эти страны пришлось примерно 59,9% мирового экспорта водки. Рейтинг 10 ведущих экспортеров выглядит следующим образом:

  1. Швеция — $493,2 млн (17,4%);
  2. Франция — $458,3 млн (16,2%);
  3. США — $305,4 млн (10,8%);
  4. Польша — $224,6 млн (7,9%);
  5. Ирландия — $213,6 млн (7,5%);
  6. Италия — $128,5 млн (4,5%);
  7. Нидерланды — $122,8 млн (4,3%);
  8. Германия — $92 миллиона (3,3%);
  9. Финляндия — $89,8 млн (3,2%);
  10. Латвия — $84,5 млн (3%).
Крупнейшие экспортеры водки

Кроме того, Британия обеспечила экспорт примерно на $79,8 млн (2,8%), Бельгия — на $78,4 млн (2,8%), Россия — на $68,1 млн (2,4%), Украина — на $51,6 млн (1,8%), Литва — на $26,8 млн (0,9%). В совокупности эти 15 стран контролировали 88,9% мирового экспорта водки в 2024 году.Алексей Фоменко, «Группа Астра»: Служба каталога ALD Pro трансформирует разрозненную ИТ-инфраструктуру в управляемую систему 12.3 т

С географической точки зрения в 2024 году в глобальной торговле водкой доминировали европейские экспортеры, на которых пришлось в сумме $2,36 млрд, или 83,4%, от общемирового объема отгрузок. Северная Америка заняла второе место с 11,2%, а азиатские поставщики обеспечили 2,7%. На экспортеров из Латинской Америки пришлось 1,1% (без учета Мексики, но включая страны Карибского бассейна), из Океании — 1% (в основном Австралия и Новая Зеландия), из Африки — 0,6%.[1]

Рост производства джина в мире на 2% до 107 млн девятилитровых кейсов

В 2024 году объёмы продаж джина в мире выросли на 2%, в основном за счёт развивающихся рынков - Италии и Индии, в Великобритании и США продажи продолжали снижаться. Об этом в июне 2025 года сообщил аналитик по напиткам в Redburn Atlantic Крис Питчер. Он отметил, что в 2024 году мировое потребление джина достигло примерно 107 млн девятилитровых кейсов (традиционная мера реализации алкогольной продукции). Потребление джина было на 25% выше, чем в 2019 году. Стоимость джина выросла на 3% и составила примерно $14 млрд, что на 29% выше уровня 2019 года.[2]

Рост продаж алкоголя в мире до $1,85 трлн

Продажи алкогольных напитков в мире по итогам 2024 года достигли $1,85 трлн. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Research and Markets, которые были обнародованы в марте 2025 года. Эксперты не уточнили динамику рынка и лишь заявили, что в 2024 году зафиксирован рост. Ему способствовали следующие факторы:

  • изменение потребительских предпочтений в пользу крафтовых и премиальных напитков;
  • рост располагаемых доходов людей в мире;
  • строгое государственное регулирование;
  • рост интернет-продаж
  • новые социальные и культурные влияния.[3]

2023: Россия заняла третье место в мире по размеру рынка алкоголя

11 июля 2024 года стало известно, что Россия заняла третье место в мире по размеру рынка алкоголя, разделив эту позицию с Индией. Согласно исследованию Всемирного альянса производителей алкоголя (World Spirits Alliance), объем российского алкогольного рынка составил чуть более 20 млрд долларов США.

По данным РБК, лидером по объемам продаж алкоголя остается Китай с показателем в 215 млрд долларов, на втором месте – США с более чем 60 млрд долларов. Великобритания замыкает пятерку крупнейших алкогольных рынков мира. Седьмую позицию в мировых продажах занимают магазины Duty Free.

Россия заняла третье место в мире по размеру рынка алкоголя

По словам Павла Шапкина, руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики, российский рынок алкоголя оценивается примерно в 20 млрд долларов, из которых около 12 млрд приходится на пиво, 4 млрд – на вино, чуть больше 3 млрд – на водку, остальное формируют другие виды алкоголя.

Александр Ставцев, вице-президент Ассоциации экспертов рынка ритейла, подчеркнул, что для российского рынка очень важна цена напитка. Он также отметил рост локальных напитков и брендов как основной тренд в сегменте крепкого алкоголя в России на фоне ухода импортной продукции.

Исследование показало, что в мировом масштабе самым популярным напитком по объему остается пиво (75,2% от всего производимого алкоголя), за ним следуют вино (10,4%) и крепкий алкоголь (9,9%). В денежном выражении лидирует крепкий алкоголь (40% рынка), затем идут пиво (38,1%) и вино (17%).

Исследование также выявило, что вклад алкогольной индустрии в мировой ВВП превышает 730 млрд долларов. Отрасль обеспечивает 36 млн рабочих мест и ежегодно выплачивает своим сотрудникам 15 млрд долларов. Налоговые отчисления алкогольной промышленности превысили 390 млрд долларов.

Филипп Шаус, генеральный директор Moёt Hennessy и президент Всемирного альянса производителей алкоголя, отметил:

«
Если бы алкогольная отрасль была бы отдельной страной, то она бы входила в число 20 крупнейших экономик мира.
»

Важной тенденцией мирового алкогольного рынка стала «премиализация». В денежном выражении на премиум-сегмент сегодня приходится уже 50% рынка, хотя в 2021 году этот показатель составлял всего 26%. [4]

2022

Объем мирового рынка онлайн-продажи алкоголя за год оценен в $73 млрд

Объем глобального рынка алкогольных напитков, продаваемых через интернет, в 2022 году составил более $73 млрд, подсчитали аналитики Analytic Research Group, чьи данные были опубликованы в ноябре 2023 года.

По оценкам экспертов, в период с 2017 по 2022 гг. онлайн-продажи алкоголя в мире росли в среднем на 26,97% ежегодно. Ожидается, что к 2027 году объем рынка превысит $100 млрд.

Как отмечается в исследовании, онлайн-торговля алкоголем к 2022 году является хорошо развитым рынком в европейских странах, таких Британия, Германия, Франция и Италия. При этом в пятерку стран-лидеров по объему продаж в денежном выражении в 2022 году вошли Китай, США, Япония, Британия и Таиланд.

Что касается России, то к 2022 году онлайн-продажа алкоголя по-прежнему остается незаконной. Игроки, работающие в легальном сегменте рынка, могут предлагать покупателям каталоги и онлайн-витрины продукции, но получение заказа в любом случае производится только в ритейл-точке продавца.

Лидерами мирового рынка онлайн-продаж алкоголя названы следующие компании:

  • Vivino;
  • Uber Technologies;
  • Vintage Wine Estates;
  • Drizly;
  • Naked Wines;
  • Evino;
  • Winc;
  • Bright Cellars;
  • ReserveBar;
  • Flaviar;
  • Total Wine and More;
  • Costco Wholesale;
  • Wine.com;
  • WineAccess;
  • Minibar Delivery;
  • Underground Enterprises.


К 2022 году интернет-торговля алкоголем были разрешена почти в сотне стран мира . Помимо крупнейших экономик речь идет в том числе о странах — членах БРИКС (Китай, Бразилия и ЮАР), государствах — членах ЕАЭС (Казахстан, Армения, Киргизия), а также странах с жесткой и целенаправленной антиалкогольной политикой (Финляндия и Норвегия). Внутренние правила продажи и доставки спиртосодержащих напитков в разных государствах могут несколько различаться, но ключевые правила остаются общими — контроль возраста покупателей и лицензирование поставщиков спиртной продукции.[5]

Стимулирование потребления алкоголя среди молодежи в Японии из-за спада налоговых поступлений

В августе 2022 г Налоговые органы Японии объявили конкурс среди людей в возрасте от 20 до 39 лет — его участники должны предложить способы склонить молодежь к большему потреблению алкоголя, пишет Financial Times. Причина инициативы в том, что в 2011 году на долю алкогольной продукции приходилось 3% всех налоговых поступлений в Японии, то к 2020 году она сократилась до 2%.

Участникам конкурс Sake Viva! нужно представить «новые продукты и дизайны», а также способы поощрения употребления спиртного дома.

С какого возраста продают алкоголь в странах мира

Данные на 2018 г.

Вред от употребления алкоголя

Алкоголизм

Основная статья: Алкоголизм

Рак

ВОЗ: В 741 тыс. случаев развития рака причиной стал алкоголь

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 741 300 случаев развития рака в 2020 году причиной стал алкоголь. Такая статистика была опубликована в июле 2021-го. Подробнее здесь.