2024/12/04 08:51:15

Как Платформа Сфера помогает автоматизировать разработку продуктов

Для автоматизации разработки ПО традиционно использовалось множество программных инструментов. Однако, ни один из них не закрывал все потребности команды полностью, а решения были слабо связаны друг с другом. С уходом глобальных вендоров с российского рынка дефицит IT4IT-сервисов только усилился. Для решения проблемы Холдинг Т1 в 2021 году задумался над созданием Платформы Сфера, которая включала бы комплекс инструментов, необходимых для разработки, доставки и эксплуатации современных программных продуктов.

Содержание

Единая платформа для разработчиков и инженеров, эксплуатирующих ПО

Разработчики Сферы создали набор инструментов, которые функционально соответствуют запросам как корпоративных заказчиков, так и стартапов. Эти программные средства реализованы на основе Apache Kafka, Redis, ClickHouse, React, TypeScript и других. Все модули интегрированы в единую экосистему и связаны фреймворком.

Для крупного бизнеса и организаций с госучастием предпочтительнее вариант развертывания комплекса on-premise на площадке клиента в закрытом информационном периметре (без доступа в Интернет).

Для малого и среднего бизнеса предлагается модель SaaS: все данные будут храниться в облаке, созданном компанией Т1 Cloud (входит в Холдинг Т1). Оно удовлетворяет всем регуляторным требованиям, включая 152-ФЗ «О персональных данных» и 63-ФЗ «Об электронной подписи», и гарантирует сохранность персональных и прочих данных всех категорий.

Фреймворк Платформы Сфера

Фреймоворк Сферы опирается на набор проверенных временем процессов и практик организации ИТ-производства, включающих в себя гибкие подходы. Таким образом, фреймворк позволяет гарантировать высокое качество и надежность внедрения высокотехнологичных продуктов. Как показали реальные внедрения, частота поставок новых релизов возрастает в пять раз, при этом время вывода продукта на рынок сокращается в 8 раз. Что важно, снижение временного показателя сопровождается серьезным — до 5 раз — сокращением доли дефектов, выявляемых на этапе вывода в промышленную эксплуатацию. Все эти результаты получены при комплексном внедрении фреймворка Сфера совместно с инструментами платформы (в этом случае достигается максимальная синергия). Однако, модули платформы могут быть внедрены по отдельности, так же, как и фреймворк может быть интегрирован с уже используемым ПО заказчика.

Фреймворк создает новые возможности для всех ролей в компании. Так, топ-менеджмент получает инструмент для достижения стратегических целей компании, а также для повышения прозрачности процессов и улучшения качества управленческих решений за счет Data Driven-подхода.

Менеджеры бизнес- и ИТ-направлений благодаря применению фреймворка могут сделать производство более конкурентоспособным и клиентоориентированным. Также, фреймворк упрощает управление масштабными кросс-функциональными проектами и дает возможность объединить бизнес- и ИТ-функции для быстрого достижения целей компании.

Рядовые сотрудники начинают четко понимать общие задачи и цели компании и осознавать собственный вклад в их достижение, а также более продуктивно взаимодействовать друг с другом и смежными командами.

Фреймворк предполагает работу по нескольким направлениям. Методологи фреймворка Сфера помогают заказчикам настроить процессы целеполагания, сформировать кросс-функциональные команды, управлять работами в командах, сервисами и продуктами. Также, фреймворк внедряет процессы управления производством и сопровождением. Каждый из этих элементов опирается на мониторинг существующих в организации процессов производства технологических продуктов, а вместе они увязываются культурой и системой ценностей компании.

Инструменты для управления разработкой программных продуктов, аналоги Confluence и Jira

Три ключевых продукта, обеспечивающих эффективное управление разработкой:

  • Сфера. Задачи. Набор инструментов для гибкой организации производственного процесса и управления командами. Он включает интегрированный конструктор типов задач, «движок» автоматизации бизнес-процессов (BPMS) и открытый API для кастомизации и расширения функциональных возможностей. Решение «из коробки» поддерживает популярные гибкие методологии: Scrum, Kanban, SAFe, а также фреймворк Сфера.
  • Сфера. Знания. Простой и понятный инструмент для формализации, накопления и обмена знаниям как внутри команд, так и между ними. Иными словами, создается единое для всех участников производственного процесса информационное поле, что позволяет повысить качество и скорость разработки продуктов. Это альтернатива Confluence, Notion или Redmine.
  • Сфера. Документы. Модуль, который позволяет автоматизировать документальное сопровождение процесса разработки.

Дополнительный инструмент — Сфера. Команды. Он необходим для быстрого комплектования отдельных команд и стримов, учета ресурсов по проектам, аллокации затрат на проекты. Инструмент обеспечивает прозрачность процессов ресурсного планирования и эффективную реализацию стратегии сорсинга.

За своевременность релизов программных продуктов отвечают еще два сервиса ALM: Сфера. Релизы (дает возможность вести календарь выпусков, проверять готовность всех артефактов и согласовывать выпуск со всеми участниками процесса) и Сфера. Контрольные точки (обеспечивают проверку соблюдения всех требований в рамках подготовки релиза и дают возможность учесть множество признаков, характеризующих состояние целевой системы, а также результатов оценки правил чек-листа).

Единым центром контроля над всем производственным процессом выступает Сфера. Мониторинг производства. В нем консолидируется информация из сервисов управления производством и ключевых инженерных сервисов. Развитая система дашбордов и отчетов предоставляет аналитику на разных уровнях управления и на различных этапах производственного процесса и позволяет погружаться в детали.

Конвейер DevSecOps для любой команды

На платформе реализован набор инструментов для совместной разработки и развертывания кода в рабочей среде. Инструмент Сфера. Код позволяет сформировать хранилища кода (репозитории и субрепозитории) для поддержки одновременной работы множества разработчиков.

Сфера. Код также включает тысячи автоматизированных правил статического анализа кода, защищающих создаваемые программные продукты от неочевидных ошибок, что повышает чистоту и поддерживаемость кодовой базы и увеличивает скорость разработки.

Инструмент Сфера. Оркестрация (CI/CD) — это сердце конвейера DevSecOps, обеспечивающее процесс непрерывной интеграции ПО. Промежуточные и результирующие артефакты собираются инструментом Сфера. Дистрибутивы и лицензии, который превращается в единый источник достоверных данных обо всех используемых компонентах ПО. Он же позволяет проверять актуальность лицензий, под которыми выпущены различные компоненты.

Автоматизировать рутинные действия при разработке позволяет решение Сфера. Портал разработки, который служит для создания микросервисов и компонентов, а также их обновления и импорта. Примечательно, что решение не просто позволяет вести реестр зарегистрированных компонентов, но и осуществлять их полнотекстовый семантический поиск.

Инструменты для управления бизнес-сервисами проектирования и дизайна

Платформа Сфера содержит набор инструментов проектирования, поддерживающих синтез новых идей и упрощающих обмен информацией. К ним относится Сфера. Управление архитектурой: продукт позволяет разрабатывать, уточнять и детализировать архитектуру предприятия, отдельных сервисов и их компонентов, используя современные методологии, стандарты фреймворки и нотации, такие как ArchiMate, TOGAF, IT4IT, ITIL, COBIT, BPMN, UML, IDEF и другие.

Более глубокое проектирование и каталогизация создаваемых бизнес-сервисов реализуется в Сфера. Каталог сервисов. Этот инструмент консолидирует требования к создаваемым бизнес-сервисам в привязке к архитектуре. Для проектирования API создаваемых сервисов, ведения единого реестра API, генерации документации к программным интерфейсам и программного кода клиентских приложений используется Сфера. Реестр API.

Инструменты тестирования

Платформа Сфера предоставляет исчерпывающий набор инструментов для реализации ручного функционального, автоматического, нагрузочного и веб- тестирования с высокой производительностью. Так, сервис Сфера. Функциональное тестирование позволяет автоматически проводить тысячу тестов в день, исполняя их в кластерах Kubernetes на любом оборудовании и в облаке.

В составе платформы реализован инструмент Сфера. Нагрузочное тестирование, который поддерживает широкий спектр протоколов, таких как HTTP/S, SOAP, REST, FTP, LDAP, SMTP, POP3 и IMAP и другие. Для тестирования веб-приложений в настольных и мобильных браузерах, работающих в кластере Kubernetes, создан инструмент Сфера. Тестирование веб.

Инструмент Сфера. Мобильная ферма позволяет не только удаленно управлять мобильными устройствами для тестирования, но и проводить полноценное тестирование программных приложений, включая тестирование push- и SMS-функционала.

Инструменты работы с данными

ешение Сфера. Генерация синтетических данных позволяет создать модель данных и настроить с помощью интегрированного ETL-инструмента процесс доставки (загрузки) созданных по модели данных в тестируемые системы, что существенно сокращает время на проверку и снижает риски утраты информации.

Создать большие наборы тестовых данных на основе информации из «боевых» систем помогает инструмент Сфера. Обезличивание данных, который реализован в точном соответствии с требованиями законодательства о работе с персональной информацией.

Управление ИТ-услугами (ITSM)

Платформа Сфера включает пакет программных решений, автоматизирующих поддержку пользователей ИТ- и бизнес-сервисов, и гарантирующих качество услуг, предусмотренное соглашением об уровне обслуживания (SLA).

Эта группа сервисов направлена на организацию и управление всеми линиями службы поддержки, оптимизацию и повышение качества поддержки и эксплуатации. Так, Сфера. Заявки на обслуживание автоматически фиксирует запрос пользователя, направляемый в ИТ-службу, формализует и автоматизирует процессы регистрации, согласования и выполнения запросов. Сервис Сфера. Инциденты предназначен для отслеживания инцидента с момента сообщения о нем пользователем или системой мониторинга до окончательного восстановления услуги до заявленного качества.

Сфера. Изменения автоматизирует внесение изменений в ИТ-инфраструктуру на всех этапах жизненного цикла (регистрация запроса на изменение, планирование, согласование, выполнение, оценка и подтверждения со стороны систем инвентаризации).

Как эффективно управлять ИТ-активами и инфраструктурой

Для автоматизации процесса управления ИТ-активами: физического учета, финансового контроля и соблюдения контрактных обязательств, связанных с ИТ-активами на протяжении всего жизненного цикла — предназначен инструмент Сфера. Активы. Его ключевая задача — устранение хаоса в учете оборудования, запасных частей, расходных материалов, лицензий и установок (экземпляров) программного обеспечения. Но инструмент не ограничен только нуждами ИТ – его можно использовать для учета любого вида активов.

Комплексный взгляд на ИТ-активы с точки зрения процессов эксплуатации ПО обеспечивает решение Сфера. Конфигурации. Инструмент использует механизм построения связей сервисно-ресурсной модели для оценки влияния инцидентов и работ на уровень предоставления услуг.

Сервисы интеллектуального мониторинга

Инструмент Сфера. Зонтичный мониторинг позволяет централизованно собирать, анализировать и хранить метрики, а также обогащать их сведениями из различных систем управления и контроля. Это необходимо в целях минимизации времени простоя и недоступности ИТ- и бизнес-сервисов.

Решение Сфера. Интеллектуальный анализ событий позволяет реагировать на инциденты в проактивном режиме за счет инструментов искусственного интеллекта. Сотрудникам всех ролей, задействованных в процессах анализа работоспособности, оптимизации и эксплуатации бизнес-сервисов, будет полезен инструмент Сфера. Транзакционный мониторинг бизнес-процессов, который служит поиску сценариев оптимизации.

Инструменты анализа

Сфера. Анализ пользовательской активности отвечает за автоматическое выявление реальных бизнес-процессов (Process Discovery) на основе выполняемых пользователем операций и поиск нецелевых активностей пользователей, в том числе мошеннических действий.

Сфера. Мониторинг рабочих станций используется для сбора и анализа пользовательского опыта сотрудников, работающих на физических и виртуальных рабочих станциях, и поставляет данные об аппаратных и программных конфигурациях различных устройств, о потребляемых ресурсах, времени выполнения бизнес-операций как в разрезе процессов и пользователей, так и по организации в целом. Важный элемент решения Сфера.Мониторинг рабочих станций — расчет «Индекса здоровья» применительно к устройствам (на основании доступности потребляемых ресурсов) и бизнес-процессам (на основании соблюдения параметров обслуживания SLA).

Сфера. Учет рабочего времени позволяет определять для каждого сотрудника или организационной единицы общее отработанное время, анализировать эффективные периоды и время бездействия. Эти сведения помогут эффективно управлять загрузкой сотрудников и рассчитывать вознаграждения.

Работа с общесистемными сервисами

Обеспечить единую точку входа и навигацию по линейке продуктов Сферы позволит канальное приложение платформы, которое в том числе унифицирует механизмы аутентификации пользователей платформы и их авторизации. Решение Сфера. Поиск позволяет сделать процесс разработки программного обеспечения более простым и удобным за счет возможности поиска данных локально внутри отдельного инструмента и по всей Сфере.

Сократить время на согласование документов и других артефактов на всех этапах производственного процесса можно, используя Сфера. Согласования.

Реальный кейс использования Платформы Сфера

Платформа Сфера с равным успехом может применяться организациями любого размера для реализации сквозного процесса разработки ПО. Методологический базис Сферы позволяет быстро достичь слаженной работы всех подразделений, невзирая на численность разработчиков и количество команд.

Платформа Сфера — отечественный продукт, не уступающий по функциональности решениям глобальных вендоров. И при этом более безопасный для российского бизнеса: в августе 2024 года в Едином реестре российских продуктов (ЕРРП) было зарегистрировано 28 инструментов Сферы, что делает продукт подходящим для комплексного импортозамещения.

Так, в банке ВТБ Платформу Сфера используют более 20 тысяч корпоративных пользователей ежедневно. Они объединяются в более чем 1450 команд по 180 стримам. Более 2 тысяч команд ведут бэклоги, в которые суммарно вносится более 60 тысяч изменений. В проекте задействовано свыше 70 ТБ библиотек и дистрибутивов, более 25 тысяч репозиториев с кодом, осуществляется более 29 тысяч сборок в день. Достигнутый с помощью Сферы релизный темп — более 8 тысяч релизов нового функционала в год (при средней длительности в 14 дней).

Контур контроля процессов Сферы в ВТБ

В компании заказчика обеспечивается единая система учета стримов и команд, мониторинг ресурсной обеспеченности команд, а также контроль стратегии сорсинга, повышающей эффективность и маневренность управления за счет трансформации части бизнес-процессов в промежуточные коммерческие продукты.

Благодаря открытым API инструменты Сферы легко интегрируются с тем ПО, которое уже работает в банке, обеспечивая полностью бесшовный процесс производства.