Искусственный интеллект в промышленности: 3 кейса Directum с суперэффектом
Промышленные предприятия вышли в авангард использования ИИ в бизнес-процессах. Это логично: интеллектуальные системы хорошо справляются с рутинными процедурами и «конвейером» однотипных документов. В результате компании оптимизируют бизнес-процессы и высвобождают время для решения стратегических задач. Разберемся, как и за счет чего ИИ меняет правила игры в промышленности, и к каким результатам приходят предприятия после внедрения умных сервисов.
Содержание |
Причины использования ИИ
Применение искусственного интеллекта приносит компании очевидную пользу:
1. Снижается риск человеческих ошибок.
2. Повышается производительность труда при уменьшении затрат.
3. Производственные процессы становятся более гибкими, благодаря чему компания быстрее адаптируется под изменения рынка.
4. Повышается конкурентоспособность: оперативно происходит анализ данных, сокращается срок принятия решений, быстрее выходят новые продукты.
5. Улучшается безопасность, снижается процент производственных травм.
Внедрение технологий начинается с возникновения конкретной задачи, требующей решения.
В 2021 году поток входящей корреспонденции и первичных документов в АО «Боровичский комбинат огнеупоров» достиг объема в 6,5 тыс. файлов в месяц. Обработка документов при такой загрузке занимала 325 часов в месяц. Для повышения общей эффективности было принято решение ускорить этот процесс с помощью интеллектуальных сервисов Directum.
Система Directum используется на нашем предприятии уже 15 лет. С ее помощью мы перевели в электронный вид ключевые бизнес-процессы по работе с документами и добились качественных улучшений. Но объем входящей документации к 2021 году вырос до 6,5 тысяч в месяц, и это направление работы потребовалось дополнительно оптимизировать. Чтобы облегчить занесение информации, поступающей от контрагентов, мы решили разгрузить сотрудников и внедрить автоматическое распознавание. Выбор остановили на интеллектуальных сервисах Directum Ario. Они показали хорошие результаты во время тестирования. Плюс мы оценили возможности их гибкого обучения».
Юрий Саламонов, заместитель директора — руководитель службы информационных технологий АО «БКО»
|
Использование ИИ позволило достичь 100%-ной точности при классификации документов с QR-кодом и повысить достоверность распознавания остальных документов. Сейчас в АО «БКО» с помощью интеллектуальных сервисов Directum классифицируется 24 вида документов. При оформлении 8 из них AI самостоятельно извлекает реквизиты.
В результате время обработки сократилось в 3 раза. Раньше сотрудники тратили по 3 минуты на создание одного документа: сканировали бумажный оригинал, сохраняли файл в Directum, вручную выбирая вид, и отправляли по типовому маршруту. Теперь они только проверяют результат работы интеллектуальных сервисов. В результате на обработку 1 документа уходит 1 минута. Количество часов, затрачиваемых на этот процесс в месяц, сократилось с 325 до 108.
Ускорилась подготовка документации для государственных органов и внутренних контролеров. Ежегодно по требованиям налоговой инспекции АО «БКО» представляет около 18 тыс листов. Вручную на поиск и сбор такого объема данных уходило не меньше 3-х рабочих дней. Сейчас обработка одного запроса занимает 2 минуты, вне зависимости от количества запрашиваемых документов. Кроме того, 22 рабочих часа в месяц освободились в бухгалтерии. Раньше это время тратилось на подготовку копий. Теперь сотрудники отделов внешних поставок, продаж и других структурных подразделений не отвлекают бухгалтеров просьбами о подготовке копий документов, поскольку в электронном архиве Directum можно самостоятельно найти нужный файл и отправить его коллеге.
С внедрением ИИ упростилась и работа делопроизводителей. До появления интеллектуальных сервисов создавался единый файл со всеми входящими документами. Для поиска скан-версии приходилось просматривать все зарегистрированные пакеты, открывать файлы, извлекать страницы. Сейчас от делопроизводителей требуется только отсканировать и проверить документ.
Опытные новаторы
В промышленной сфере бизнес-процессы можно разделить на 3 категории:
- Основные — приобретение сырья, производство продукции, логистика, продажи и маркетинг, обслуживание клиентов;
- Вспомогательные — те, что направлены на поддержание работы организации. К ним относятся техническое обслуживание и ремонт оборудования, обеспечение безопасности и охраны, информационные технологии и связь;
- Управленческие — контроль качества продукции, составление бизнес-планов, подбор персонала и управление рисками.
ИИ может оптимизировать и удешевить любые из них. Пример передового производства — конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель». Компания занимается разработкой газотурбинных двигателей для авиации, промышленных газотурбинных установок и электростанций. Цифровизация на предприятии не останавливается больше 10 лет.
Например, сейчас умные технологии на производстве помогают выявлять дефекты, анализировать результаты испытаний, оценивать состояние газотурбинных установок, управлять качеством деталей, отслеживать взаимодействие оператора со станком, включение-выключение оборудования, загромождение проходов и многое другое.
Перед многими промышленными предприятиями стоит задача перехода к цифровому производству, и одним из ключевых компонентов информационных систем станут программы на основе искусственного интеллекта. Они будут автоматизировать рутинные операции пользователей, анализировать информацию, помогать в принятии решений. Directum Ario наглядно демонстрирует, что интеллектуальные сервисы уже становятся реальностью, а их применение может давать полезный эффект уже сейчас».
Дан Олейников, начальник отдела систем документооборота и управления контентом «ОДК-Авиадвигатель»
|
Не меньше внимания компания уделяет оптимизации с помощью ИИ бизнес-процессов. Так еще в 2018 году в «ОДК-Авиадвигатель» внедрили интеллектуальные сервисы Directum Ario для автоматического определения вида документа и заполнения карточки документа в системе.
Затем компания стала использовать инструмент на базе ИИ Directum Smart Search для удобного поиска документов по контексту. Программа дополнительно производит семантический анализ запросов пользователей для извлечения ключевых фактов из текста документов. За счет этого достигается высокое качество поиска данных. Пользователь может вводить запрос на естественном языке, при этом результаты поиска будут максимально релевантными, а скорость выдачи — высокой. Когда в Directum появилось решение на базе больших языковых моделей с функцией саммаризации и генерации внутренних документов и писем, «ОДК-Авиадвигатель» стало одним из первых предприятий, опробовавших технологию.
По итогам тестирования, коллеги отметили следующие преимущества использования генеративного ИИ:
- возможность формирования грамматически верных, контекстно-релевантных текстов;
- возможность создавать выжимки и аннотации к большим текстам;
- приведение текста к определенному деловому стилю;
- пользователь может взаимодействовать с системой на естественном языке;
- ускорение работы по созданию документов.
Пользу от нового инструмента оценили многие сотрудники ключевых подразделений компании, в том числе руководство. Всего в системе зарегистрировано более 2 тыс. пользователей.
Сразу с интеллектом
По статистике 2023 года в России цифровизацией охвачено 79% промышленных предприятий. Но технологии искусственного интеллекта используют всего 10% из них. Впрочем, внедрение ИИ — сейчас самая востребованная услуга: компании массово используют умные сервисы для решения рутинных задач уже на старте цифровизации. Потому, вероятно, в конце текущего года мы можем увидеть кардинально другую картину.
Пример предприятия, где цифровизация идет рука об руку с внедрением ИИ — «Татспиртпром». Компания за 6 месяцев перешла на налоговый мониторинг для того, чтобы снизить трудозатраты перед проверками и ускорить рабочие процессы в бухгалтерии. Во время перехода команда проекта оцифровала весь финансовый документооборот, который ранее был только в бумажном виде.
Применение ИИ для обработки первичных документов — это базовый этап, с которого необходимо начать формировать электронный архив. «Пропускная способность» интеллектуальных сервисов в сравнении со скоростью работы специалистов бухгалтерии в 2–3 раза выше. К тому же исключается риск ошибок и опечаток из-за человеческого фактора. Помимо оцифровки бумажных документов, ИИ-сервисы обрабатывают неструктурированные первичные учетные документы, поступившие через сервисы обмена. Кроме того, с помощью ИИ можно собирать первичку в комплекты, связать с карточкой организации для удобных выгрузок и отчетов по контрагенту. Благодаря ИИ-обработке из документов извлекается текстовый слой, что делает их доступными для полнотекстового поиска в финансовом архиве Directum. Илья Петухов, руководитель проектов развития AI-продуктов Directum
|