Антон Балагаев, Arenadata: нужно освоиться и использовать облака тогда, когда это оправдано
На вопросы TAdviser о том, почему в Рунет все активнее приходит B2B-сегмент, как помогают ему в этом направлении разработчики системного софта и почему магистральным направлением развития отрасли становится облачная платформа данных, рассказал Антон Балагаев, директор по консалтингу Arenadata.
К своему 30-летию Рунет стал мощной коммуникационной и бизнес-структурой, сумевшей успешно пройти через ряд испытаний. Его аудитория и вклад в российскую экономику растут с каждым годом. Какие новые возможности сейчас есть у бизнеса, чтобы зарабатывать с помощью Рунета?
Антон Балагаев: К счастью, Рунет в плане своей зрелости и материального обеспечения вполне состоятелен, поэтому тенденции, проявляющиеся на Западе и связанные с потреблением абсолютно всего как облачного сервиса, не обошли нас стороной. Если раньше при словах «заработать в Рунете» все представляли себе методы продажи товаров вроде SMM, открытия интернет-магазинов, размещения на маркетплейсах и тому подобное, то сейчас на первый план выходит предоставление услуг, процессов и функций по подписной модели. FaaS, BPaaS — аббревиатуры будущего; SaaS, PaaS — уже привычные слуху термины, в сегменте которых рынок будет расти в ближайшие пару лет. Огромный B2B-сегмент все активнее приходит в Рунет, не желая терять SMB-сектор, активно интересующийся облаками. За клиентами тянутся поставщики прикладных решений, за прикладниками — разработчики системного софта: СУБД, операционных систем, средств виртуализации.
Устойчивый рост спроса в этом сегменте формирует представление об «облачной платформе данных» как о магистральном направлении развития отрасли. На ваш взгляд, стоит ли всем компаниям идти в облака? Есть ли какие-то ограничения для игроков?
ФИО: Сходить в облака следует, конечно, абсолютно всем. Ответственным за техническую сторону вопроса будет очень важно на практике понять принципы работы облаков и немалочисленные ограничения, которые несет с собой использование универсального оборудования, необходимого для того, чтобы экономика облаков сходилась как для провайдеров, так и для потребителей облачных сервисов. Нужно освоиться и использовать облака тогда, когда это оправдано. Ответственным же за коммерческую часть бизнеса будет важно понять, насколько бизнес выигрывает от бизнес-модели облака, какая часть бизнес-процессов задействуется лишь эпизодически и можно получать ее как сервис или хотя бы выделять под нее мощности только по запросу, а какая требует постоянной локальной доступности мощного оборудования, которое будет в таком случае дешевле приобретать и обслуживать самостоятельно. Важно также оценить, насколько быстро вы сможете в случае инициации плана Б переехать между провайдерами облачных услуг или даже просто забрать свои данные на свое оборудование: время переезда может оказаться значительно выше ожиданий из-за факторов, которые изначально могли быть не приняты во внимание, таких как ширина канала до облака или производительность встроенных инструментов передачи данных. Иногда может сложиться впечатление, что риски велики, но и полностью отказываться от возможностей, которые дают облака, будет неразумно, так как действительно многие сценарии можно оптимизировать за счет гибкости облаков, просто не нужно пытаться решить ими абсолютно все проблемы.
С какими сложностями сталкиваются компании при переходе в облака? Как они их решают?
Антон Балагаев: Одним из главных вызовов при переходе в облака является обеспечение безопасности данных и соответствие нормативным требованиям. Компании должны убедиться, что их данные будут защищены и что использование облачных услуг не приведет к нарушению требований к защите данных, определяемых регулятором отрасли. Решение этой задачи сопряжено с пониманием и утверждением собственной стратегии информационной безопасности и может привести к переосмыслению внутренних процессов компании. Эта грань вопроса может остановить компанию от перехода в облако, даже если облачный провайдер готов удовлетворить всем требованиям.
Еще одной значительной сложностью является миграция существующих систем и данных в облако. Компании сталкиваются с необходимостью адаптировать или полностью перестраивать свои IT-системы для оптимальной работы в облачной инфраструктуре. Здесь на помощь приходят услуги профессиональных консультантов и интеграторов, которые помогают минимизировать риски и ускорить процесс перехода. Найти партнера-интегратора, которому можно доверять, не всегда простая задача, но всегда можно попросить вендоров решений посоветовать зарекомендовавших себя партнеров.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Также не стоит недооценивать культурные и организационные аспекты. Переход в облака часто требует изменения в подходах к работе, в управлении IT-ресурсами и в самой корпоративной культуре. Обучение и поддержка сотрудников, адаптация бизнес-процессов и создание новых рабочих процедур на поверку оказываются задачей не одного дня.
Как, на ваш взгляд, будет развиваться аналитика данных в облаках?
Антон Балагаев: Аналитика данных в облаках будет развиваться в сторону увеличения гибкости, масштабируемости и доступности для бизнеса всех размеров. На фоне постоянного роста среднего объема данных на организацию многие компании SMB и средне-крупного сегмента будут выбирать облако, чтобы масштабировать ресурсы в зависимости от текущих потребностей, без регулярной инициации дозакупки и расширения поддержки собственной инфраструктуры. Мы увидим более тесную интеграцию инструментов машинного обучения и искусственного интеллекта в облачные аналитические сервисы, системы мониторинга и даже СУБД, что позволит компаниям получать значимые инсайты из своих данных, не привлекая собственные data-science-команды.
Важным направлением станет развитие технологий обработки данных в реальном времени. Компании стремятся к тому, чтобы делать данные доступными для анализа сразу после их появления, российские разработчики в этой области — одни из лидеров, и упрощение использования IMDG в облаках и создание типовых FaaS-сервисов на их основе — это вопрос среднесрочной или даже краткосрочной перспективы.
Прозрачность и управление данными станут еще более актуальными с ростом числа заказчиков облачных сервисов, поскольку облака пока вызывают опаску и страх, а значит, организации будут искать способы лучше понимать и контролировать, как данные собираются, обрабатываются и хранятся. Это включает в себя улучшенные средства для управления данными, их качеством, безопасностью и соответствием нормативным требованиям.
Аналитики отмечают в 2024 году рост рынка решений промышленного интернета вещей (IIoT). Наверняка рука об руку с ними идут и ИИ-решения. Как они сегодня помогают российским компаниям? Почему так активно развиваются?
Антон Балагаев: Безусловно, в рамках IIoT-задач есть место ИИ — можно как и прежде выискивать паттерны в данных от умных устройств и датчиков, более того, это и раньше делали инструментами AI/ML. В целом ИИ в последний год сильно шагнул вперед именно в части больших языковых моделей, и рост применимости ИИ в Рунете в ближайшее время можно будет ожидать именно от LLM. Этот сектор так быстро меняется и открывает настолько большие возможности, что сложно делать прогнозы дальше чем на пару месяцев вперед. Для примера: еще несколько месяцев назад задача миграции между разными СУБД однозначно требовала огромных трудозатрат даже для бизнеса среднего размера, а теперь мы умеем мигрировать бо́льшую часть SQL-кода между разными платформами полностью автоматически. Что будет еще через несколько месяцев — неясно. Вероятно, исчезнет понятие vendor lock и настанет светлый добрый мир конкуренции исключительно за счет компетенций.