Заказчики: Аэрофлот Продукт: SAP ERP На базе: SAP NetWeaver Второй продукт: SAP Audit Management Третий продукт: SAP HANA (High Performance Analytic Appliance) Дата проекта: 2017/01 — 2019/12
|
Технология: Учетные системы
|
2019
Поддержка ПО SAP в 2019 году
В конце декабря 2018 года «Аэрофлот» провел безальтернативную закупку услуг по поддержке и развитию информационной системы управления на основе ПО SAP.[1] Поставщиком услуг выбрана компания «САП СНГ».
В рамках контракта исполнитель должен сопровождать и развивать информационную систему управления крупнейшего российского авиаперевозчика на основе ПО SAP, находящегося в промышленной эксплуатации по сквозным процессам, а также по инфраструктуре и базису информационной системы управления SAP.
В периметр проекта входит 21 процесс:
- От закупки до оплаты,
- Управление запасами,
- Управление договорами,
- Казначейство,
- Учет по МСФО,
- Внутригрупповые расчеты,
- Учет затрат,
- Бюджетирование,
- Оперативные процессы управления персоналом,
- Корпоративные процессы управления персоналом,
- Бухгалтерский учет,
- Учет внеоборотных активов,
- Налоговый учёт,
- Управление качеством продукта,
- Трансфертное ценообразование,
- Поддержание автоматической синхронизации ландшафтов всех подсистем SAP,
- Учет грузовых и почтовых перевозок,
- Автоматизация внутреннего аудита,
- Управление политиками доступа к SAP ERP,
- Мониторинг процессов закрытия учетных периодов,
- Определение лимитов на дебиторскую задолженность контрагентов «Аэрофлота».
Все услуги должны предоставляться с 1 января по 31 декабря 2019 года.
Ориентировочная стоимость работ в рамках контракта составляет 648 млн рублей. Этот расчет цены услуг не является юридически обязывающим и, как говорится в договоре, приводится для планирования бюджета заказчика и ресурсов SAP. Указанная сумма определена на основе информации, полученной SAP от заказчика, и представления SAP об объеме услуг, составленного по информации заказчика. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Фактическая стоимость услуг может отличаться от ориентировочной, но не должна превышать ее. Итоговый счет с фактической суммой за предоставленные услуги будет выставляться в соответствии с затраченным временем и ресурсами SAP. Услуги должны оплачиваться ежемесячно.
В целом стоимость всех работ складывается из стоимости консультационных услуг, которая ориентировочно составляет 470 млн рублей, и стоимости услуг по разработке ПО – 70 млн рублей. Сверх этого учитывается НДС 20%.
Предварительный расчет стоимости услуг представлен в таблице ниже.
При этом, набор оказываемых услуг может быть изменен, а дополнительные услуги могут быть предоставлены по запросу.
В 2018 году аналогичные услуги без учета НДС оценивались примерно в такую же сумму - 539,977 млн рублей. С учетом НДС 18% общая стоимость составляла 637,2 млн рублей.
2018
Внедрение системы для налогового мониторинга
18 октября 2018 года компания SAP CIS соощила, что Аэрофлот стал участником налогового мониторинга. По информации компании, на базе решений SAP в компании создана гибкая система, с помощью которой Федеральная налоговая служба (ФНС) России получила онлайн-доступ к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчетности, а также соответствующим данным системы внутреннего контроля авиакомпании. В результате за 1 полугодие 2018 года Аэрофлот на 7% сократил затраты на налоговое администрирование, а количество представленных бумажных документов уменьшилось более чем в 5 раз.
Проект «Витрина данных ПАО «Аэрофлот» для целей налогового мониторинга» реализован специалистами SAP Digital Business Services. Теперь ФНС в рамках налогового мониторинга может проверить правильность исчислений и полноту налоговой отчетности. Предпосылками создания системы в Аэрофлоте стали требования ФНС, увеличение документооборота компании в связи с ростом объемов деятельности, а также ограниченность традиционных форм работы с налоговым органом.
Внедрение комплексного решения SAP для налогового мониторинга позволит Аэрофлоту уменьшить объем и сроки налоговых проверок, сократить расходы на налоговое администрирование, а также снизить налоговые риски за счет получения мотивированных мнений налоговых органов по сложным и нетипичным операциям.
Различные системы хранения документов объединены в единый электронный архив. Это позволяет хранить и систематизировать данные, обеспечивать быстрый доступ к нужной информации. В специализированной системе налогового мониторинга работники ФНС России могут просматривать соответствующие скан-образы первичных учетных документов из электронного архива. Более совершенным стал и сам процесс формирования налоговой отчетности. Для прозрачного отражения информации из учетной системы SAP ERP на уровне «Витрины данных» изменен процесс закрытия отчетности и формирования налоговых деклараций. В решении организован процесс подготовки, проверки и публикации налогов на прибыль, НДС, на доходы иностранных лиц, на имущество, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и др.
Мы высоко оценили возможность применить цифровые решения для налогового администрирования. В результате компания снизила расходы и оптимизировала трудозатраты. Кроме того, этот проект принес нам репутационную выгоду. Ирина Николаева, главный бухгалтер ПАО «Аэрофлот» |
Проект по внедрению комплексного решения для налогового мониторинга, на наш взгляд – логичный шаг Аэрофлота на пути построения цифрового предприятия, предпосылки для которого назрели уже давно. С помощью SAP Аэрофлот создал полноценное «рабочее место» для взаимодействия с налоговыми органами, которое поможет значительно упростить процесс проверок и вывести его на следующий уровень. Андрей Горяйнов, заместитель генерального директора SAP CIS |
Расширение лицензирования ПО SAP
29 июня 2018 года стало известно, что компания «Аэрофлот» потратит на ПО немецкой компании SAP дополнительно 815 млн. руб. Эти деньги пойдут на приобретение прав использования софта и услуг техподдержки SAP Enterprise Support. Выделение средств российскому офису зарубежного поставщика «САП СНГ» произошло без посредников — в формате прямой безальтернативной закупки.
Заключенный контракт формально рассчитан на срок до конца 2050 года. Тем не менее, по документации о закупке можно сделать вывод, что техподдержка закупается только на 2,5 года. Именно этот срок соответствует указанию на то, что расходы на само ПО в рамках вышеописанного лота составляют 494,3 млн. руб., а расходы на поддержку — 128,3 млн. руб. «ежегодно».
В пресс-службе «Аэрофлота» растущие объемы лицензирования ПО SAP для нужд организации объяснили ростом своего бизнеса, увеличением объемов и значимости обрабатываемой системой SAP информации и ростом интеграционных потоков данных. При этом в организации уверены, что специальные условия, которые авиаперевозчик получил у SAP в рамках рассматриваемой закупки, позволяют не только значительно оптимизировать затраты компании на программное обеспечение в ближайшие три года, но и дают возможность обеспечить ИТ-поддержкой рост бизнеса группы.
В пресс-службе «Аэрофлота» также пояснили, что по состоянию на июнь 2018 года в компании на ПО SAP автоматизированы все ключевые функциональные области: бухгалтерский и налоговый учет, учет финансового лизинга, логистика и склад, казначейство, управление персоналом, юридически значимый документооборот, управление договорами, бюджетирование, учет доходов по грузоперевозкам, управление внутренним аудитом, налоговый мониторинг, управление закупочной деятельностью, мониторинг закрытия отчетных периодов, учет МСФО и финансовая консолидация.
В «Аэрофлоте» отметили, что реализованная в компании система интегрирована со всеми ключевыми информационными системами и ИТ-решениями: AMOS, Sirax, системами производственной платформы Sabre, СОФИ, IBM FileNet, SITA CrewTablet, Champ, КАСУД, «Монитор» руководителя и другими системами. Обеспечена интеграция платформы с производственными системами для получения необходимой производственной управленческой отчетности и аналитики в режиме реального времени (система агрегации производственных данных OPS BI).
Из документов, размещенных на сайте госзакупок, следует, что «Аэрофлот» к четырем лицензиям на ПО SAP Data Services для интеграции, обеспечения качества, профилирования данных и анализа текста докупает еще 18. К 9027 лицензиям на SAP Payroll Processing для расчета заработной платы — еще 10. К 40 лицензиям на SAP Business Planning для планирования и бюджетирования — еще восемь. К 40 лицензиям на SAP Intercompany для сверки баланса предприятия в режиме реального времени — еще восемь.
К 37 лицензиям на ПО SAP Financial Closing Cockpit для сокращения сроков закрытия отчетных периодов докупается еще восемь. К 129 лицензиям SAP Treasury and Risk Management для казначейских расчетов и управления рисками — еще 13. К 1468 лицензиям на SAP Extended Procurement для закупочной деятельности — еще 3800. К 51 лицензии на SAP S/4HANA for advanced compliance reporting для проверки отчетности — еще 23. К 11 лицензиям на SAP Tax Compliance для автоматизации налоговых проверок — еще четыре.
Кроме того, «Аэрофлот» ранее не располагал лицензиями на использование платформы для хранения и обработки данных SAP HANA (очевидно, только конкретной версии), поэтому приобретает их в количестве 251 штуки. Расходы на это ПО самые крупные в закупке — 260 млн руб. из упомянутых 494,3 млн руб.[2]
2017
Стоимость обслуживания ERP выросла
12 апреля 2017 года стало известно о возросших на 113 млн руб. годовых затратах компании «Аэрофлот» на техподдержку и развитие информационной системы управления компанией на платформе SAP. Подрядчик в этом проекте (авиаперевозчик назначает его без конкурса) российское представительство SAP.
Техническая поддержка и развитие информационной системы управления «Аэрофлота» на основе ПО SAP в 2017 году обойдется российскому авиаперевозчику в 566,4 млн руб. Аналогичный контракт в 2016 году заключенный между «Аэрофлотом» и «САП СНГ» был на сумму 453,1 млн руб [3].
3 марта 2016 года авиаперевозчик объявлял, что к задействованным в компании решениям SAP добавилась система автоматизации учета рабочего времени и расчета зарплаты на базе SAP HCM (Human Capital Management — управление человеческим капиталом) для более 19 тыс. сотрудников. Однако этот проект начался в 2015 году, поэтому техподдержка системы должна быть учтена в контракте на 2016 год.
Договор компании с «САП СНГ» в части техобслуживания и развития информационной системы управления касается техпроцессов, реализованных на ПО SAP. Среди них:
- управление запасами,
- казначейство,
- учет по МСФО,
- управление договорами,
- внутригрупповые расчеты,
- учет затрат,
- бюджетирование,
- оперативное и корпоративное управление персоналом,
- бухгалтерский и налоговый учет,
- учет внеоборотных активов,
- управление качеством продукта,
- трансфертное ценообразование,
- контроль доступа,
- тестирование,
- учет грузовых и почтовых перевозок.
Договором учтены «работы по инфраструктуре информационной системы управления SAP», состав которых не конкретизирован в опубликованных документах.
SAP Audit Management
«Мы стали первыми, кто внедрил SAP Audit Management в России, — подчеркнул Кирилл Богданов, заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» по информационным технологиям. — Внедрение нового решения позволяет нам осуществлять внутренний аудит на качественно новом уровне, делает этот процесс более быстрым, прозрачным и эффективным».
«SAP Audit Management снижает операционные затраты на проведение внутреннего аудита. В том числе это помогает соответствовать требованиям Правительства РФ для госкомпаний по непрерывному ежегодному снижению операционных затрат на 10%, — отметил [Красюков Дмитрий]], заместитель генерального директора SAP СНГ. – Проект стал одним из первых внедрений SAP Audit Management в мире. Была проделана большая работа по расширению его функциональности, которую группа разработчиков SAP и проектная команда Аэрофлота осуществляли в тесном сотрудничестве».
2016
Аэрофлот перенес ERP-системы на платформу SAP HANA
Компания SAP СНГ и Аэрофлот, национальный авиаперевозчик России, завершили к августу 2016 года проект по переходу SAP ERP на платформу SAP HANA для повышения производительности бизнес-процессов. Аэрофлот стал первой российской авиакомпанией, работающей на высокотехнологичной платформе SAP HANA.
Ключевой целью проекта стало повышение скорости принятия управленческих решений на основе информации из SAP ERP за счет уменьшения сроков выполнения транзакций и отчетов. В среднем после перехода на платформу SAP HANA их скорость увеличилась в 4,4 раза.
Также для Аэрофлота критически важно было повысить стабильность и доступность систем в период пиковых нагрузок (быстрое закрытие, завершение отчетного периода), оптимизировать загрузку процессорных мощностей продуктивной системы SAP ERP, а также обеспечить возможность параллельной работы множества пользователей с отчетами, затрагивающими большие объемы данных, без замедления скорости. Результатом проекта стала отказо- и катастрофоустойчивая система, обеспечивающая одновременный доступ более 2500 сотрудникам. Решение, созданное на платформе SAP HANA и программно-аппаратном комплексе HP, не имеет аналогов по масштабу, как в России, так и в Европе. Его воплощение потребовало совместной работы специалистов SAP Digital Business Services, HP и Аэрофлота, которым в условиях территориальной удаленности технологических площадок удалось создать и протестировать дополнительные нестандартные сценарии и серверы приложений в сжатые сроки, и в конечном итоге успешно провести миграцию системы SAP ERP на SAP HANA.
На реализацию проекта по переходу SAP ERP на платформу SAP HANA потребовалось 11 месяцев. Для подтверждения качества миграции специалисты провели три итерации тестирования: функциональное, интеграционное, а также финальное «приемочное» тестирование, в рамках которого была подтверждена корректная работа всех приложений и консистентность загрузки данных в новую систему. Благодаря совместным усилиям команды специалистов, процесс внедрения вошел в число лучших практик SAP.
2012
Экономия Аэрофлота после внедрения ERP-системы SAP уже составила около 25 млн евро, заявил журналистам 3 октября 2012 года генеральный директор авиаперевозчика Виталий Савельев.
Ход проекта
В дополнение к ранее принятым и внедряемым в «Аэрофлоте» проектам «Автоматизированная система управления техническим обслуживанием воздушных судов» и «Система планирования и бюджетирования» были дополнительно инициированы следующие проекты и задачи на базе решений SAP:
- автоматизированная система управления качеством, безопасностью и рисками;
- построение централизованной базы данных нормативно-справочной информации и бизнес-процессов;
- интеграция используемых приложений других поставщиков с ERP-системой SAP;
- переход на новую версию SAP ERP 2005.
В связи с расширением использования продуктов SAP было произведено существенное увеличение объёма обучения работников Аэрофлота продуктам SAP.
Эффект, полученный от внедрения
Внедрение решений SAP и обеспечение комплексной интеграции SAP с другими информационными системами «Аэрофлота» позволило компании получить качественно иной инструмент для ведения бизнеса и развития бизнес-процессов, контроля существующих технологических операций.
Первые итоги внедрения и новые горизонты
Внедренная ERP система от SAP уже сэкономила Аэрофлоту около 25 млн евро, об этом журналистам заявил генеральный директор авиаперевозчика Виталий Савельев на пресс-конференции в Москве 3 октября 2012 года.
Оценка первоначальных систем и выбор вендора
По словам Савельева, SAP позволил сократить число существующих систем, с помощью которых управлялась компания. "Когда мы с командой пришли в компанию, то в ней было 180 работающих систем от разных вендоров. Постепенно мы сократили их число до 3, - говорит Савельев. - За первые полтора года проекта было внедрено 9 движков ERP-системы, которая заменяла все то лоскутное покрывало, что было ранее".
Выбор SAP Савельев объяснил страдициями и перспективами быть в русле мировых практик и тенденций. "Так исторически сложилось, что Аэрофлот сотрудничал с SAP, поэтому мы решили на его базе перестроить систему", - продолжил он. - Если посмотреть на проект, то получится, что Аэрофлот внедряет SAP почти 10 лет".
Первые итоги
По словам финансового директора Аэрофлота Шамиля Курмашова за первые полгода после внедрения компания сократила свои расходы на 10 млн долларов. "Если оценивать экономию, то она составила около 25 млн евро, в том числе около 10 млн евро на управление запасами, 3 млн евро на учет финансов, 5 млн евро на управление персоналом. Мы обнаружили около 2500 заключенных договоров, по которым мы платили, а услугами не пользовались. Все это выявить помогла система SAP", - продолжил рассказывать Савельев. - Вообще система окупается за три года".
За 18 месяцев внедрения было реализовано 11 проектов, включая автоматизацию бухгалтерского и налогового учета, казначейства, управленческого учета, международных стандартов финансовой отчетности, бюджетирования, управление договорами, закупками и запасами, технического обслуживания и ремонта воздушных судов, управления персоналом и прочее.
Планы масштабирования
Виталий Савельев заявил, что компания планирует транслировать свой опыт внедрения систем SAP в своих дочерних предприятиях и первой компанией будет авиаперевозчик "Россия". Однако о точных сроках проекта и о бюджете он не сообщил.
"Мы сейчас оцениваем временные и денежные затраты. В любом случае решение будет принимать совет директоров, потому что SAP-дорогое удовольствие", - сказал Савельев.
Он уточнил, что т.к. базовая система уже внедрена, то последующие проекты будут более легкими. "Сроки внедрения должны быть реальными, я имею в виду не 1,5 года и не 10 лет, а средние сроки для подобных проектов"
Согласно планам компании в ближайнем будущем будут внедрены следующие системы: корпоративная мобильная платформа SAP Afaria, SAP Unwired Platform; система управления политиками доступа к SAP GRC; решение для охраны окружающей среды и энергосбережения SAP EHSM+EC; SAP HANA; мониторинг рабочей среды конечных пользователей SAP UEM.
Займется ли внедрением Техносерв Консалтинг, работавший на субподряде у SAP, пока не ясно.
Виталий Савельев выразил надежду, что проекты будут запущены уже в 2013 году. При этом он уточнил, что все внедрения будут постепенными от дочки к дочке. Точную стоимость новых проектов он не назвал, заявив, что " это будет точно несколько десятков миллионов евро".
2007
В 2007 году в «Аэрофлоте» был проведён завершающий этап внедрения ERP-продуктов производителя SAP.
Ссылки