Заказчики: Рулог (Rulog) Москва; Логистика и дистрибуция Подрядчики: 65apps (65 Гигабайт) Продукт: Корпоративный портал - проекты модернизацииДата проекта: 2023/06 — 2023/12
|
Технология: Корпоративные порталы
|
«РУЛОГ» — логистический оператор, который предоставляет услуги в области управления цепочками поставок, оптимизации процессов и создает комфортную цифровую инфраструктуру для ведущих брендов, делая логистику прозрачной, понятной и удобной. Сейчас компания обслуживает свыше тысячи ресторанов быстрого питания в России.
В 2022 году началась локализация бизнеса и ИТ-сервисов «РУЛОГ», при этом компании важно было сохранить привычный для клиентов уровень качества и сервиса.
Рассказываем, как мы помогли «РУЛОГу» всего за год создать новый ИТ-продукт, сохранить качество процессов и бесшовно перезапустить работу с клиентами.
Клиент
Немного истории: раньше «РУЛОГ» был частью глобальной компании HAVI, логистического гиганта, который более 50 лет управляет цепочками поставок от производителя сырья до конечного покупателя по всему миру. В основе ИТ-ландшафта HAVI лежат цифровые продукты — интегрированные сервисы, отвечающие за планирование, прогнозирование и оформление заказов, оптимизацию процессов, снабжение и аналитику.
В процессе локализации бизнеса и ИТ-сервисов в России было необходимо полностью импортозаместить всю инфраструктуру с опорой на опыт HAVI, при этом без перерывов в работе сервисов, без потери качества и быстро — до конца 2023 года. Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Частью этого огромного проекта по импортозамещению стали мы, 65apps, когда взяли на себя разработку B2B-портала.
Задача
B2B-портал — это сервис для ресторанов, клиентов «РУЛОГа», в котором можно:
- работать с заказами,
- делать новостные рассылки для информирования пользователей,
- фиксировать отчетность по поставкам,
- получать фото и документы от точек продаж,
- проводить опросы,
- обрабатывать обращения клиентов в службу поддержки.
Портал — это верхушка сложного логистического айсберга, единое окно входа и выхода всех заказов, информации по всем данным, которые интегрируются в системы склада, логистики и документооборота. Поэтому необходимо было создать отказоустойчивый продукт, хорошо проработанный в интеграции и в логике.
Глобальный веб-портал покрывает весь процесс работы заказами для наших клиентов. Когда потребовалось импортозамещение этой системы, мы начали локальную разработку b2b-портала с нуля, потому что на рынке просто не было готовых решений. Нам было важно сделать продукт, максимально похожим по своему дизайну и функциональности на привычный пользователям глобальный сервис, чтобы переход был безболезненным и быстрым, - Венера Никитина, Руководитель команды по развитию цифровых продуктов и аналитических решений ООО «РУЛОГ» |
Воссоздать систему с почти полувековой историей развития сложнее, чем сделать продукт с нуля и развивать его — а у нас был всего год, чтобы полностью перенести бизнес-процессы клиента на новую систему до отключения от ресурсов HAVI.
Несмотря на сжатые сроки, мы выделили 2 месяца на проведение качественного исследования. Это дало нам возможность как следует разобраться во внутренней логике системы и спроектировать ИТ-решение таким образом, чтобы оно обеспечивало работу всех бизнес-процессов на привычно высоком уровне. А оставшиеся 9 месяцев мы заложили на разработку MVP, интеграцию в новую ERP-систему и объединение с другими сервисами, разработка которых шла параллельно.
Дискавери
На этапе дискавери наши аналитики разбирали сложные бизнес-процессы и выясняли, как они связаны с другими сервисами: какие это данные, по каким маршрутам они перемещаются внутри системы.
Систему работы B2B-портала мы изучали и воспроизводили, имея ограниченные артефакты: текущие бизнес-процессы, имеющиеся файлы, API и данные по взаимосвязям различных объектов системы. Для восстановления маппинга мы использовали ретроспективный анализ — от результата к началу. То есть буквально смотрели на портал как пользователи, делали набросок сущностей с атрибутами, опираясь на то, что фронтенд портала получает от бэкенда. Далее шли в мастер-систему и при помощи бизнес-пользователей изучали содержание справочников и основных объектов, - Анна Анисимова, аналитик 65apps. |
Чуть меньше чем за 2 месяца мы разобрались в архитектуре системы и сформировали обязательные сценарии, которые легли в основу MVP. Также мы дополнительно разработали ряд улучшений, которые сделали интерфейс более удобным для сотрудников и внешних пользователей, и при этом не нарушали привычной логики работы портала.
Деливери
В этом проекте MVP создавался не для проверки гипотезы и не как временная доработка. Необходимо было на старте заложить качественную архитектуру — гибкую и масштабируемую систему, которая будет легко развиваться вместе с компанией. Для этого мы использовали микросервисы: они прекрасно закрывают поставленные задачи, легко интегрируются, обеспечивают отказоустойчивость, а также позволяют обновлять систему частично, не затрагивая работу других сервисов.
На первом этапе мы реализовали все ключевые бизнес-сценарии, связанные с публикацией контента (новости, документы и т.д.) и работой с заказами, календарем, новостями. Они необходимы для обеспечения операционной деятельности компании.
В июне 2023 года мы запустили работы по интеграции B2B-портала с новой ERP-системой, которая уже была готова и протестирована.
Для пользователей практически ничего не изменилось — мы сохранили визуальную часть личного кабинета и привычный UX. Клиенту было важно перейти на новое ПО бесшовно, без затрат на переобучение сотрудников, без ущерба для повседневных рабочих процессов и без падения эффективности работы и дополнительной нагрузки на службу поддержки клиентов.
Интерфейс стал более удобным: мы доработали логику процессов под локальный рынок, улучшили навигацию между разделами, упростили процесс публикации новостей и документов, работу с каталогом продуктов, - Анастасия Рыбенко, Руководитель отдела управления портфелем проектов 65apps. |
Переезд проходил итерационно: начинали с 60 ресторанов — отлаживали в них работу системы, проверяли работоспособность в целом, отлавливали неочевидные ошибки, быстро их исправляли, и затем в три этапа подключили всех остальных клиентов.
Сейчас в системе более 1000 ресторанов. Масштабирование портала прошло за 7 недель, и к 31 декабря 2023 года все клиенты уже перешли на новый сервис, - Анастасия Рыбенко, Руководитель отдела управления портфелем проектов 65apps. |
Благодаря тому, что система была разработана с нуля под четкие цели и задачи бизнеса, мы легко адаптировали и модифицировали ее под наши потребности, добавили новые функции, чтобы портал стал еще более удобным и эффективным инструментом, - Венера Никитина, Руководитель команды по развитию цифровых продуктов и аналитических решений ООО «РУЛОГ» |
Дальнейшее развитие
Сейчас система обрабатывает больше 1000 заказов ежедневно и «РУЛОГ» успешно использует новый продукт. А мы тем временем продолжаем доработку и развитие продукта под запрос клиента, запускаем новые функции. Раньше в глобальном продукте отсутствовали многие фичи, которые позволяют ускорить рабочие процессы. Например, с помощью электронных заявок мы автоматизировали управление заказами — это сильно облегчило жизнь отделу по работе с клиентами.
Один из следующих больших шагов — интеграция портала с системой планирования и прогнозирования. Это еще один проект импортозамещения, который идет параллельно, его разработкой занимается отдельная команда. На основе современных технологий и анализа причин изменения спроса система помогает с достаточной точностью спрогнозировать нужное количество продуктов и сразу разместить заказ на b2b- портале. Также наша команда подключилась на вторую линию технической поддержки и обеспечивает работоспособность продукта по SLA.
Это большой и сложный, но крайне успешный проект. Чем масштабнее задача, тем важнее работать четко по плану, а он в таких случаях состоит из множества пунктов. Нас выручила совокупность факторов: глубокая вовлеченность клиента в проект, профессионализм коллег и обоюдное желание сделать качественный продукт.