Проект

Ситуационный центр Вологодской области создан на базе аналитической платформы «Триафлай»

Заказчики: Администрация Вологодской области

Вологда; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: Доверенная среда
Продукт: Доверенная среда: Триафлай BI-платформа

Дата проекта: 2020/07 — 2020/12
Технология: BI
подрядчики - 451
проекты - 3060
системы - 1149
вендоры - 559
Технология: Big Data
подрядчики - 224
проекты - 627
системы - 237
вендоры - 194

Задачи проекта

Ситуационный центр Губернатора Вологодской области создан для обеспечения информационно-аналитической поддержки деятельности Губернатора при реализации своих полномочий, для оценки текущего состояния развития региона, прогнозирования темпов развития при различных сценариях изменения условий в регионе, а также повышения эффективности информационного взаимодействия органов государственного, регионального и муниципального управления.

Целью создания Системы является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Вологодской области на основе применения современных информационно-аналитических технологий поддержки принятия решений в социально-экономической сфере.

Для достижения указанной цели необходимо было обеспечить решение следующих функциональных задач:

  • обеспечение сбора, обработки, структурирования и хранения данных, необходимых для принятия управленческих решений, полученных из различных информационных источников федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе в результате интеграция с различными информационными ресурсами;
  • визуализация данных;
  • мониторинг, контроль, анализ (в том числе моделирования и прогнозирования) социально-экономического и общественно-политического развития, а также состояния комплексной безопасности;
  • решение экспертно-аналитических задач социально-экономического развития (комплексной оценки ситуации, расчёта сводных, рейтинговых оценок и др.);
  • контроль исполнения планов и программ, включая оценку достижения целевых показателей, оценку эффективности и результативности программ и проектов;
  • мониторинг и оценка результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития;
  • информационное взаимодействие с внешними ИС.

Ход проекта

В ходе реализации проекта был реализован один из этапов создания ситуационного центра Губернатора Вологодской области – оперативный мониторинг ключевых показателей жизни области и подготовка достоверной информации для принятия решений руководством региона. Выполненные работы нацелены на автоматизацию процессов государственного управления Вологодской области, включая информационно-аналитическое обеспечение деятельности Губернатора Вологодской области с необходимым уровнем информационной безопасности, на безопасное и эффективное социально-экономическое и общественно-политическое развитие региона.

Функционал разрабатываемой системы автоматизировал следующие процессы:

  • сбор данных из различных источников, в том числе из федеральных и региональных информационных систем, по показателям мониторинга и оценки социально-экономического и общественно-политического развития, а также состояния комплексной безопасности Вологодской области;
  • консолидация и анализ данных по основным показателям регионального развития, экономической устойчивости, внешнего воздействия;
  • формирование и ведение системы показателей эффективности принимаемых решений;
  • многокритериальный анализ показателей;
  • прогнозирование и ситуационное моделирование значений основных показателей;
  • формирование интегральных показателей и индикаторов социально-экономической ситуации;
  • решение аналитических задач по различным направлениям социально-экономического развития Вологодской области;
  • выявление устойчивых взаимосвязей, тенденций и закономерностей социально-экономического развития Вологодской области.

Используемые решения

В реализации проекта, был использован весь многолетний опыт создания на платформе «Триафлай» систем ситуационного управления и поддержки принятия решений регионального, федерального и корпоративного уровней.

Организация работы и функции ситуационного центра

Ситуационный центр получает обратную связь от оперативных служб: УМВД, УМЧС и других. В фокусе внимания его специалистов — крупные аварии на объектах, техногенные катастрофы, паводки и пожары. Также здесь проводится работа по анализу текущей обстановки в регионе, выполняемости национальных проектов и градостроительных советов.

Разработанный личный кабинет Губернатора Вологодской области представляет собой набор параметризованных тематических информационных панелей (дашбордов, соответствующих современным требованиям дизайна), предназначенных для аналитического обеспечения принятия управленческих решений Губернатором. Дашборды отражают результаты мониторинга всего спектра необходимой информации:

  • Мониторинг динамики социально-экономических показателей по следующим направлениям:
    • Мониторинг динамики более 500 показателей, входящих в перечень показателей информационного обмена между Правительством Вологодской области и аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СЗФО от 19 ноября 2019 года;
    • Мониторинг динамики 15 показателей, входящих в KPI Губернатора Вологодской области (Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»);
    • Мониторинг динамики более 200 показателей реализации региональных проектов на территории Вологодской области (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»);
    • Мониторинг динамики макропоказателей, показателей ведомственной статистики (в общем количестве 145 штук) с учетом территориального разреза по городским округам и муниципальным районам Вологодской области, а также дифференциации по видам экономической деятельности.

  • Мониторинг безопасности – производится по следующим направлениям:
    • получение и визуальное отображение в режиме реального времени данных с камер фото-видео фиксации (источник данных – ИС «Безопасный город», протокол передачи данных – RTSP);
    • получение, анализ и визуальное отображение информации, относящейся к сфере государственной и общественной безопасности, в формате справки по оперативной ситуации (загружаемый в Систему файл формата docx или pdf) и показателей, входящих в перечень показателей информационного обмена между Правительством Вологодской области и аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СЗФО от 19 ноября 2019 года, обладателем информации по которым является Управление Министерства внутренних дел России по Вологодской области (источник данных – ввод и/или загрузка данных в Систему пользователями-операторами).

  • Мониторинг оперативной ситуации и чрезвычайных ситуаций – представляет собой получение, анализ и визуальное отображение (в том числе картографическое) оперативных данных об инцидентах, имеющих признаки наличия чрезвычайной ситуации (источник данных – ввод и/или загрузка данных в Систему пользователями-операторами); В рамках данного мониторинга Система должна предоставлять возможности:

    • организации оперативного внесения данных об инцидентах, имеющих признаки наличия чрезвычайной ситуации, в Системы;
    • организации мониторинга (в режиме реального времени) за данными о возникновении инцидентов, имеющих признаки наличия чрезвычайной ситуации, в Системе с настройкой различного рода уведомлений пользователей о возникновении таких инцидентов;
    • отображения оперативной и отчетной информации об инцидентах, имеющих признаки наличия чрезвычайной ситуации (в том числе на картах/картограммах), в формах, облегчающих принятие соответствующих управленческих решений.

  • Мониторинг обращений граждан («Тепловая карта обращений») – представляет собой получение, анализ и визуальное отображение (в том числе картографическое) информации о поступающих обращениях граждан (источник данных – АСЭД «Директум»). В рамках данного мониторинга должно быть разработаны:
    • классификация обращений граждан по набору характеристик, в том числе тематике обращения, времени поступления, территориальной принадлежности, сроку и результату рассмотрения обращения;
    • аналитические отчеты, позволяющие осуществлять контроль за процессом рассмотрения обращений граждан и способствующие принятию взвешенных управленческих решений на основе содержащейся в них информации;
    • формы визуального отображения отчетной информации (в том числе с представлением отчетных данных на картах/картограммах).

  • Мониторинг новостной информации – представляет собой получение, анализ и визуальное отображение информации об опубликованных в СМИ материалах (источник данных – ИАС «Семантический архив»). В рамках данного мониторинга должно быть обеспечено:

    • автоматическая загрузка данных из ИАС «Семантический архив» в Систему (состав данных и параметры их передачи определяются Исполнителем на этапе обследования объекта автоматизации в ходе согласования с Заказчиком и фиксируются в ЧТЗ);
    • отображение на параметризованных тематических информационных панелях (дашбордах) Системы персональных дашбордов (с учетом прав доступа) ИАС «Семантический архив»;
    • разработка аналитических отчетов и форм визуального отображения отчетной информации.

  • Мониторинг основных событий Вологодской области, в том числе предполагающих личное участие Губернатора Вологодской области («Календарь мероприятий») – представляет собой получение, анализ и визуальное отображение (в том числе картографическое) информации об особо важных мероприятиях, планируемых к проведению на территории Вологодской области (источник данных – ввод и/или загрузка данных в Систему пользователями-операторами). В рамках данного мониторинга Система должна предоставлять возможности:

    • составления графика событий на определенный период времени (день/неделю/месяц);
    • ведение календаря мероприятий;
    • планирование рабочего дня Губернатора Вологодской области;
    • планирование событий, привязанных к определенной дате, времени и географическому местоположению;
    • планирование задач (заданий, дел) для контроля за их самостоятельным или сторонним выполнением;
    • категорирование событий и мероприятий (например, «ярмарки», «торжественные открытия», «совещания», «встречи», «рабочие поездки», «дни рождения»);
    • отображение информации, подготовленной для информационной поддержки проведения мероприятий (встреч).

Результаты проекта

Работа ситуационного центра касается всех сфер жизни: социально-экономического и общественно-политического развития, общественной безопасности, реагирование на чрезвычайные ситуации. В зоне внимания Центра вся жизнь региона – от крупных аварий на объектах инфраструктуры до контроля за объектами Градсоветов. В ближайшей перспективе на базе Ситуационного центра будет осуществляться и прогнозирование процессов, происходящих в регионе.

Создание Центра решает множество задач, ключевая из которых – оперативное получение достоверной информации. Это позволит повысить качество и скорость принятия решений. А значит – своевременно видеть все возникающие проблемы, ускорить реагирование на чрезвычайные ситуации, сделать жизнь в регионе комфортнее[1].

«
То, что сделано в Вологодской области - объединение ЦУР и Ситуационного центра в одной структуре, - решает сразу несколько задач. Сейчас события развиваются очень быстро, поэтому и реагировать нужно быстро. ЦУР - это возможность быстро собрать и обработать информацию, а также оперативно реагировать, используя самые современные средства коммуникации. Ситуационные центры - это возможность подключить все необходимые ресурсы для решения комплексной проблемы. Считаю, что это правильное решение, которое является хорошим примером для других субъектов. Этот опыт надо тиражировать, а также проекты реализовывать на территории всей страны[2],
сказал Дмитрий Годунов, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации - директор Центра национальных проектов
»

Примечания