Беспилотные поезда в РЖД

Продукт
Разработчики: Российские железные дороги (РЖД)
Отрасли: Транспорт

Содержание

2024

Глава РЖД назвал сроки появления в России беспилотных поездов дальнего следования

В сентябре 2024 года генеральный директор РЖД Олег Белозёров заявил, что беспилотные поезда дальнего следования могут появиться на российских железных дорогах до 2030 года. По его словам, технологии автоматического управления уже активно развиваются, однако для обеспечения полной безопасности на железнодорожных путях потребуется оставлять в кабине машиниста, который будет следить за функционированием системы и в случае необходимости сможет вмешаться. Белозёров отметил, что роботизация процессов управления поездом требует дополнительных мер, но в ближайшие 8-10 лет полностью автоматизированные поезда станут реальностью.

Как передает «РИА Новости», глава РЖД подчеркнул, что внедрение беспилотных технологий уже началось, и Россия делает шаги в этом направлении. В частности, В августе 2024 года был запущен первый в мире пассажирский поезд «Ласточка» с третьим уровнем автоматизации. Данная система подразумевает присутствие машиниста в кабине, который не управляет поездом, а лишь контролирует работу автоматических механизмов, и в случае возникновения нештатной ситуации может вмешаться в управление.

Глава РЖД озвучил сроки появления в России беспилотных поездов дальнего следования

Белозёров также добавил, что в будущем планируется переход к четвертому уровню автоматизации, что предполагает полное отсутствие людей в кабине. Это станет важным этапом в развитии беспилотного движения на железных дорогах. Тем не менее, как отметил глава РЖД, данный процесс будет требовать значительных усилий по обеспечению безопасности и модернизации инфраструктуры.

Внедрение автоматизированных систем управления на железнодорожном транспорте является одним из приоритетных направлений развития компании. По сообщению РЖД, проектирование и тестирование новых технологий к концу сентября 2024 года уже ведется на различных участках железнодорожной сети.[1]

РЖД запустили первую беспилотную «Ласточку» на МЦК. На ней может ездить любой желающий

28 августа 2024 года РЖД объявили о запуске первого в истории железнодорожного транспорта России беспилотного электропоезда. Специально оборудованная «Ласточка» будет перевозить пассажиров по Московскому центральному кольцу (МЦК). Подробнее здесь.

РЖД назвали сроки запуска полностью беспилотного поезда

В январе 2024 года в РЖД назвали сроки запуска полностью беспилотного поезда. По словам главы холдинга Олега Белозерова, эксплуатация такого транспортного средства должна начаться в 2026 году, а на лето 2024-го намечен запуск частично самоуправляемого состава (он будет курсировать по Московскому центральному кольцу/МЦК).

«
Полностью беспилотный поезд мы планируем запустить в 2026 году. Сдвижка некоторая связана с тем, что «Финист», полностью замещенный электропоезд, буквально сейчас появился, и мы, соответственно, на него сейчас навешиваем необходимое оборудование, которое у нас уже разработано, — сказал глава РЖД 19 января 2024 года.
»

Внутри поезда «Финист»

«Финист» — импортзамещенная версия «Ласточки». Эти поезда были построены на платформе немецкого электропоезда Siemens Desiro, в России они выпускались с 2014 года на заводе «Уральские локомотивы». Российский аналог имеет пять вагонов и 416 мест (в «Ласточке» их 346), сиденья в салоне расположены по три и по два в ряду друг за другом, мест друг напротив друга нет. Также было увеличено число туалетов — три вместо двух.

Согласно ГОСТу в сфере беспилотного транспорта, существует пять уровней автоматизации (УА), где УА0 – отсутствие автоматизации, УА1 – частичная автоматизация, УА2 – условная автоматизация, УА3 – высокая автоматизация и УА4 – полная автоматизация.Как Threat Intelligence помогает бизнесу бороться с таргетированными кибератаками 3.4 т

Третий уровень подразумевает внедрение бортового технического зрения, основанного на системе искусственного интеллекта. Таким образом, у машиниста появляется больше свободы и улучшается контроль за обстановкой на путях перед поездом. Система распознает объекты и препятствия и призвана реагировать быстрее, чем человек.

При УА4 управление осуществляется в полностью автоматическом режиме без присутствия машиниста в кабине поезда. Вся электрика, тормозная система и другие агрегаты, управление которыми обычно осуществляется машинистом в ручном режиме, должны управляться либо автоматически, либо дистанционно.[2]

2021: РЖД готовится к запуску беспилотного поезда в Москве

В конце 2021 года на Московском центральном кольце (МЦК) планируется запустить в тестовую эксплуатацию беспилотный электропоезд, соответствующий самому высокому уровню автоматизации, когда машинист в поезде может отсутствовать. Об этом в феврале рассказал Павел Попов, заместитель гендиректора, технический руководитель проектов по беспилотным поездам Санкт-Петербургского филиала НИИАС, «дочки» РЖД.

Павел Попов уточнил, что разработки, связанные с беспилотными поездами, в НИИАС начались в 2015 году. В 2017-м был запущен первый беспилотный локомотив на станции Лужская, в 2019-м РЖД начали тестировать электропоезда на МЦК, оснащенные системами технического зрения и дистанционного управления. Есть два таких поезда. Кроме того, поезда «Ласточка» на МЦК оснащены системами по второму уровню автоматизации: когда находящийся в поезде машинист может запустить движение поезда и осуществлять контроль тяги и торможения автоматически.

А теперь проектируется финальная версия электропоезда, которая будет полностью соответствовать требованиям по автоматизации четвертого уровня, когда машинист отсутствует в поезде, рассказал Павел Попов.

Слайд из презентации Павла Попова. GoA - уровень автоматизации, МЭК 62290 - стандарт уровней автоматизации Международной электротехнической комиссии

Беспилотный электропоезд – это комплексная система, которая взаимоувязана с системами контроля посадки и высадки, интервального регулирования, цифровой радиосвязи, центром дистанционного контроля и управления и др. Дополнительно продумывается депо для обслуживания беспилотных поездов и фактически меняется вся технология обслуживания, отметил представитель НИИАС.

Он пояснил, что обычно при возникновении нештатной ситуации диспетчер должен связаться с машинистом поезда, сообщить, что произошло. Здесь, бывает, возникают задержки и не всегда правильное восприятие. Но теперь все подобные ситуации пересматриваются, анализируются все возможные сценарии, и фактически при возникновении того или иного события система совместно с диспетчером должна распознать, что произошло, и отдать команду всем поездам, как действовать.

Слайд из презентации Павла Попова

Для обеспечения цифровой связи беспилотных поездов планируется использовать LTE, рассказал Павел Попов. Он добавил, что у РЖД с Минтрансом есть выделенная частота, и по состоянию на 2021 года строится и вводится в эксплуатацию сеть LTE.

Один оператор контролирует до 10 поездов и при необходимости может управлять одним дистанционно. По словам Попова, уже отработана технология перехода из автоматического режима в режим дистанционного управления и обратно. Кроме того, создается центр дистанционного контроля и управления движением электропоездов.

Система технического зрения, которой оснащен поезд, на последних испытаниях детектировала все в пределах 700 метров в зимних условиях. Но будет произведено обновление, которое должно увеличить эту дистанцию до 1 тыс. метров.

Дополнительно в зонах ограниченной видимости по пути движения поезда устанавливаются стационарные комплексы, с которых информация о препятствиях автоматически передается на поезд.

Слайд из презентации Павла Попова

Один из сложных вопросов – обеспечение безопасного входа и выхода пассажиров, особенно сложно это в часы пик, отметил Павел Попов. Сейчас за это отвечает бригада электропоезда, и случались инциденты. В связи с этим по состоянию на начало года ведется комплект работ, чтобы можно было контролировать все ситуации.

Представитель НИИАС добавил, что на момент запуска беспилотного электропоезда на МЦК сначала в нем все-таки будет присутствовать машинист, который, впрочем, не будет никак задействован. В течение 2021 года планируется разработать нормативные документы, позволяющие обходиться совсем без машиниста.

2020

РЖД начали тестировать первые поезда с искусственным интеллектом от Cognitive Technologies

В начале сентября 2020 года о тестировании РЖД первых поездов с искусственным интеллектом. Для этого проекта было организовано сотрудничество с компанией Cognitive Technologies. Подробнее здесь.

Минтранс и РЖД создают виртуальный полигон для беспилотных поездов

20 июля 2020 года Минтранс РФ и РЖД сообщили о создании виртуального полигона для беспилотных поездов. Компьютерный симулятор, представленный ведомством, предназначен для тестирования технологии компьютерного зрения в беспилотной технологии на ж/д транспорте.

Задача полигона – проверить корректность работы систем виртуального машиниста на поездах с реализацией технологии компьютерного зрения. Виртуальный полигон должен обеспечить имитацию различных условий движения, возникающих на железной дороге, в том числе модели угроз физических средств в сложных метеорологических условиях и незаконное вмешательство в инфраструктурные объекты.

Минтранс РФ и РЖД сообщили о создании виртуального полигона для беспилотных поездов

Результаты аналитики и проектирования будут рассматриваться в конце года. Общая стоимость проекта будет определена после разработки и апробации технического решения полигона.

«
Необходимо проверить надежность, устойчивость и точность работы программных модулей, реализующих технологии компьютерного зрения на беспилотных транспортных средствах и подающих соответствующие сигналы на системы управления транспортных средств, – говорит директор департамента цифровой трансформации Минтранса Дмитрий Баканов. – Обеспечить проверку таких систем в реальных физических условиях может быть не просто дорого и долго, но и труднореализуемо. Снег, дождь, туман, сумерки, внезапные препятствия, опасные сближения с другими участниками движения – всё это нужно проверить в виртуальных условиях, прежде чем выпускать оснащенные системами компьютерного зрения беспилотники в реальный мир.
»

К 20 июля 2020 года, как сообщил директор направления «Информационная безопасность» организации «Цифровая экономика» Николай Зубарев, в федеральном проекте «Информационная безопасность» на достижение результата определено 25 млн рублей в 2021 году из внебюджетных источников и 75 млн рублей из федерального бюджета в 2020-2021 гг.[3]

Робототехника



Примечания



ПРОЕКТЫ (1) ИНТЕГРАТОРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (7)