Как пишет президент Panorama Consulting Group Эрик Кимберлинг (Eric Kimberling) в своем блоге, согласно исследованию Panorama Consulting Group, 72% ERP-проекта терпят неудачу по трем ключевым причинам: стоимость, продолжительность и/или полученные преимущества для бизнеса. Многие, кто пытается выбрать и внедрить ERP-систему, испытывают большие надежды и большие ожидания, однако на этом пути они также сталкиваются с серьезными проблемами и неудачными решениями.
В одном из последних сообщений собраны крайние случаи провалов ERP-проектов, которые привели к судебным разбирательствам. Хотя не все проблемы, связанные с внедрениями ERP-систем доходят до суда, ясно, что «неправильные ожидания» являются ключевым фактором неудач ERP-проектов. В одном из последних опросов, проведенных Panorama Consulting Group, 25% респондентов назвали «реалистичные ожидания от реализации ERP-проектов» самым важным требованием, чтобы избежать провала.
Существуют некоторые способы, чтобы привести ожидания в соответствии с реальностью. Также важно учитывать ошибки, которые зачастую приводят к нереалистичным ожиданиям. Например, какие из следующих утверждений кажутся знакомыми?
«Мы реализуем это в кратчайшие сроки». Многие вендоры и консультанты заведомо упрощают процесс внедрения . Большинство продавцов не знают и в некоторых случаях не беспокоятся о том, что необходимо сделать для правильного внедрения ERP-системы, но они знают, что они хотят продать. Поэтому естественно в их интересах приуменьшать время, затраты и риски, связанные с проектом. Большинство проектов занимают больше времени, чем ожидалось и/или стоят дороже, чем ожидалось, поэтому необходимо убедиться, что сроки и бюджет реалистичны. А более реалистичные ожидания таковы: ERP-внедрение является сложным и комплексным преобразованием бизнеса, поэтому необходимо планировать время, деньги и ресурсы соответственно.
«Мы не собираемся дорабатывать функционал ERP-системы». Большинство компаний ставят такую задачу до оценки ERP-системы и выбора интегратора. Это благородная и рациональная цель, но она далека от реальности. По данным исследования Panorama Consulting Group, охватившему 1600 ERP-проекта по всему миру, только одно из четырех ERP-внедрений реализуется без каких-либо доработок функционала системы.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Кроме того, по данным одного из опросов Panorama Consulting Group, только 6% респондентов называют наиболее важным фактором для предотвращения провала ERP-проекта доработку функционала ERP-системы. Более реалистичные ожидания заключаются в следующем: доработка функционала – только когда это абсолютно необходимо для сохранения основных компетенций и конкурентных преимуществ компании.
«Это изменит весь наш бизнес». Так и должно быть, но это не произойдет в одночасье. Исследование Panorama Consulting Group показывает, что более половины компаний, внедривших ERP-системы, не смогли реализовать по крайней мере 30% измеримых преимуществ для бизнеса, которые они ожидали. Опять же, нормально ожидать многого, особенно в этой области, но необходима определенная работа, чтобы это получить. Более реалистичные ожидания таковы: ожидать высокую выгоду для бизнеса, но при этом ставить цели и работать, чтобы их достичь.
Все хотят, чтобы ERP-проекты выполнялись гладко с минимальными временными и финансовыми затратами, обеспечивая высокую эффективность для бизнеса. Однако внедрение ERP-систем не являются только техническим процессом, это преобразование бизнеса, поэтому очень важно относиться к нему соответственно. Внедряется ли традиционная ERP-система или программное обеспечение, предоставляемое по модели SaaS, изменение бизнес-процессов и организация этого процесса требует большого мастерства и работы.