Российский рынок CRM сбавляет темпы

22.04.14, Вт, 08:56, Мск,

Аналитики TAdviser оценили объем рынка CRM-систем в России, а также собрали данные о выручке ведущих игроков в данном сегменте и крупнейших реализованных ими проектах.

Исследовательский центр TAdviser объявил о выходе второго обзора «Системы CRM в России 2014». Российский рынок программного обеспечения для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) в 2013 году вырос, по данным TAdviser, на 10% до 28,39 млрд рублей (+14% в 2012 году). Общий объем рынка CRM (лицензии и услуги по внедрению ПО) превысил 51 млрд рублей.

Снижение темпов роста обусловлено уменьшением числа крупных (на тысячи рабочих мест) внедрений, особенно в банковской отрасли, где большинство таких проектов уже подошли к завершению. Напротив, растет число проектов в среднем и малом бизнесе, в торговле и телекоме, на транспорте и в других отраслях, что свидетельствует, скорее, об изменении вектора на рынке, о его дозревании. С момента выхода прошлого исследования TAdviser в феврале 2012 года в базу центра было добавлено 545 CRM-проектов. За всю историю наблюдений были проанализированы данные о 1688 проектах, из которых 286 были завершены в 2012 году, и 239 - в 2013-м.

Диаграмма показывают долю вендоров в %. Диаграмма показывает количество реализованных интеграторами проектов. В базу вносились проекты на базе решений 1С с числом автоматизированных рабочих мест более 10.

В базу центра TAdviser попадает около 20% CRM-проектов, реализованных на рынке, однако, она позволяет оценить позиции наиболее динамичных и открытых к предоставлению данных интеграторов и вендоров. Значительную трудность представляет оценка доли на рынке таких крупных западных вендоров как Oracle и SAP, у которых CRM-системы, как правило, внедряются как часть проектов по внедрению ERP, то же самое относится к решениям крупных отечественных вендоров ERP, например, «Галактика» или «Компас».Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2.1 т

По данным базы TAdviser, в 2012 и 2013 году наибольшее число внедрений в области CRM приходилось на решения компаний (включая решения франчайзи, выполненные на платформе 1С) и Microsoft (Microsoft Dynamics CRM). Также большое число проектов приходилось на внедрение систем от украинской Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг), ASoft и Bmicro.

Крупные западные CRM-платформы могут уступать другим решениям по числу проектов, но оказывать значительное влияние на рынок. Как, например, Oracle Siebel CRM, чьи продолжающиеся внедрения в Сбербанк РФ и ВТБ24 насчитывают уже более 20 тыс. пользователей в каждом отдельном случае. По данным IDC, Oracle лидируют на российском рынке CRM-систем по объему выручки (TAdviser, напротив, оценивает распространение систем по частоте их внедрения). Среди интеграторов наибольшее число CRM-внедрений, по данным базы TAdviser, выполнили Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг), «1С-Рарус», «Первый БИТ», Manzana Group (М Софт) и ASoft.

Доходы некоторых системных интеграторов на рынке CRM в России, 2012-2013, тыс. рублей

Компания Доходы от проектов 2012 Доходы от проектов 2013 (прогноз) Рост доходов 2012-2013, %
1 Техносерв Консалтинг 1 236 900 1 726 100 39,5
2 1С-Рарус* 485 000 552 000 13,8
3 КОРУС Консалтинг 100 000 120 000 20
4 ELMA 38 000 55 000 44,7
5 Свежие решения FreshOffice (SMTsoft) 18 982 27 631 45,6
6 Компас 350 200 -42,9
Всего 1 879 232
  • Включая продажи в партнерской сети, данные обобщены приблизительно, в общей сложности реализуется около 9 тыс. лицензий ежегодно

TAdviser, 2014

По данным каталога CRM-проектов TAdviser, который на февраль 2014 года насчитывает 1688 внедрений, за всю историю наблюдений наиболее активно проекты по автоматизации управления взаимоотношениями с клиентами реализовывались в таких отраслях как финансы (286 проектов), торговля (271), ИТ (135), строительство (91), машиностроение (91) и телекоме (77).

Исторически наиболее активно CRM-системы внедряли компании сферы финансов: именно здесь реализовывались самые масштабные и дорогостоящие проекты с момента становления данного рынка в России. Однако, на рубеже 2012-2013 пальма первенства впервые перешла к компаниям сферы торговли, что подтверждают данные базы: если в 2012 году в базе зафиксировано по 62 проекта CRM в финансах и телекоме (установился паритет), то в 2013-м году 53 проекта в сфере торговли и 40 проектов в отрасли финансов.

Крупные проекты реализовывались в 2012-2013 годах также в сфере дистрибуции и госсекторе. Среди торговых компаний особо выделяются внедрения Microsoft Dynamics CRM в компании «Каркаде» (600 пользователей) и 1С:CRM КОРП в «Юнайтед Элементс Групп (United Elements Group)» (300 пользователей). Ни один из CRM-проектов в торговле не взял барьер в 1 тыс. пользователей, хотя для банков это довольно обычное дело.

Крупнейшие по числу лицензий внедрения CRM 2012-2013

Заказчик Отрасль Интегратор Система Число лицензий Подробности
1 Сбербанк РФ Финансы Техносерв Консалтинг Oracle Siebel CRM Более 20000* пользователей Подробнее
2 ВТБ24 Финансы Техносерв Консалтинг Oracle Siebel CRM 20000** Подробнее
3 Балтика FMCG Монолит-Инфо Монолит: CRM 6500 Подробнее
4 Хоум Кредит Финансы Техносерв Консалтинг Oracle Siebel CRM 2000 Подробнее
5 Промсвязьбанк Финансы Техносерв Консалтинг SAP CRM 1100 Подробнее
6 БКС Финансы Tops Consulting (Топс Консалтинг) Microsoft Dynamics CRM 1000 Подробнее
6 ПартКом Дистрибуция ELMA ELMA 3.2.5 1000 Подробнее
7 БКС Брокер (БрокерКредитСервис, БКС) Финансы Tops Consulting (Топс Консалтинг) Microsoft Dynamics CRM 800 Подробнее
8 Ярославская область Госсектор Tops Consulting (Топс Консалтинг) Microsoft Dynamics CRM 750 Подробнее
9 Каркаде Лизинг (Carcade Leasing) Торговля КОРУС Консалтинг Microsoft Dynamics CRM 600 Подробнее
9 ВТБ-Лизинг Финансы КОРУС Консалтинг Microsoft Dynamics CRM 2011 600 Подробнее
10 Балтийский лизинг Финансы Атлантконсалт SAP CRM 400 Подробнее
10 Яндекс (Yandex) Интернет Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) BPMonline CRM 400 Подробнее
11 Юнайтед Элементс Групп (United Elements Group) Торговля 1С-Рарус 1С:CRM КОРП 300 Подробнее
12 Yota Телеком Нет данных Microsoft Dynamics CRM 2011 250 Подробнее
12 Лайф Финансы Tops Consulting (Топс Консалтинг) Microsoft Dynamics CRM 250 Подробнее
13 DPD Дистрибуция КОРУС Консалтинг Microsoft Dynamics CRM 2011 150 Подробнее
14 Хоум Кредит Финансы Manzana Group (М Софт) Manzana Loyalty 130 Подробнее
15 InCity Торговля 1С-Рарус 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) 120 Подробнее

1 - По данным Техносерв Консалтинг на январь 2014 года, всего реализовано уже 15 тыс. лицензий системы, а на конец проекта (2015 год) их будет установлено около 100 тыс.
2 - Число пользователей, которое будет достигнуто на конец проекта.

TAdviser, 2014

Участники рынка в отношении перспектив CRM в России настроены оптимистично. Директор по CRM-решениям компании «1С-Рарус» Алексей Кудинов в 2014 году прогнозирует рост российского рынка CRM на 30%.
«Этому будет способствовать снижение темпов роста экономики в стране, повышение уровня конкуренции на рынках, желание компаний повысить производительность труда сотрудников в связи с усилением «кадрового голода». Компании будут искать на рынке инструменты для повышения эффективности своей работы, - считает он.
Генеральный директор Manzana Group (М Софт) Олег Паленов также считает, что рынок сохранит динамику.
«Ввиду того, что на рынке появилось предложение не только о покупке, но и об аренде CRM-систем, система становится доступной не только крупным, но и средним и даже небольшим розничным сетям. Такой подход значительно снижает уровень затрат на приобретение лицензий и обеспечивающего персонала, но никак не отражается на качестве и позволяет небольшим и средним сетям использовать самые современные средства анализа, поощрения и коммуникаций уже сейчас»,- поделился эксперт.
«Средний и малый бизнес также получает выгоду от использования CRM в формате SaaS за счет экономии на запуске, администрировании, поддержке и обновлении систем. А мобильные приложения помогают сотрудникам всегда быть в курсе дел», - отметил коммерческий директор ASoft Алексей Фитискин. Он считает, что SaaS CRM, а также мобильные CRM технологии станут наиболее актуальными трендами в ближайшей перспективе.

Еще одна тенденция, о которой говорят эксперты – сращение CRM с другими информационными системами, в том числе для реализации принципа «единого окна», когда менеджер может получать полную картину взаимодействия с клиентом из нескольких источников. Интересный подход, например, реализует компания ELMA, объединив в рамках платформы собственной разработки функционал BPM (управления бизнес-процессами), CRM и СЭД. Например, через основные процессы можно ориентировать все подразделения на результативную работу с клиентами компании – это «умеет» ELMA CRM+, рассказал Алексей Будин, директор компании.