Особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море РФ, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
- С 05.01.2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие особый налоговый режим для организаций, занимающихся деятельностью в сфере разработки компьютерного программного обеспечения, а также деятельностью в области информационных технологий (62 и 63 коды групп ОКВЭД-2). Объем планируемых инвестиций в размере 1 млн рублей в течение 3 лет позволяет получить статус резидента Особой экономической зоны (далее – ОЭЗ) в Калининградской области и возможность применять особый режим налогообложения.
- В 2006 году второй закон о калининградской ОЭЗ ввел льготы по налогу на прибыль и имущество для инвесторов, вложивших в экономику региона не менее 150 млн рублей. Прогрессивные для нулевых, эти условия утрачивали свою привлекательность по мере создания аналогичных режимов в других субъектах. Поэтому заручившись поддержкой федерального руководства, власти региона провели модернизацию, своеобразный upgrade преференций калининградской ОЭЗ, добившись новых преимуществ для инвесторов.
- Первый закон об ОЭЗ региона был принят в 1996 году. Тогда установленные для Янтарного края льготы на ввоз импортного сырья и комплектующих, а также беспошлинный вывоз произведенных из них товаров стимулировали развитие на территории эксклава частичного реэкспорта.
10 факторов, делающих Калининградскую область одной из самых инвестиционно привлекательных территорий современной России. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
1. С 1 января 2018 года режим Особой экономической зоны распространяется не просто на всю территорию региона, как это было установлено раньше, но также охватывает прибрежную акваторию. Это условие открывает возможности для реализации новых транспортных и туристических проектов.
2. На 14 лет – с прежнего 2031 до 2045 года, - увеличен срок действия режима ОЭЗ. Если инвестор становится резидентом в 2018 году, законодатель гарантирует ему как минимум 27-летний период определенности и неизменности правил игры.
3. Устанавливается минимальная фискальная нагрузка для резидентов ОЭЗ. Они получают налоговые преференции по налогу на прибыль и налогу на имущество - 0% в течение первых 6 лет реализации проекта, с 7 по 12 годы реализации проекта 10% налог на прибыль, 1,1% - налог на имущество. При этом, первый шестилетний период льгот отсчитывается с момента получения первой прибыли по проекту. В том случае, если прибыль не появится в течение первых трех налоговых периодов, то отсчет начнется с 4 года. Таким образом, льготный период может достигать 15 лет. Нулевая ставка на землю действует в первые пять лет. Многократно – с 30 до 7,6%, - снижены страховые взносы для новых резидентов ОЭЗ. Эта льгота распространяется только на новые рабочие места и действует в отношении инвестпроекта в течение семи лет с момента его включения в реестр резидентов. Предельный срок применения пониженных тарифов – 31 декабря 2025 года. С точки зрения снижения фискальной нагрузки, эта новелла считается самым прорывным и привлекательным условием резидентства в Калининградской области.
4. Правила свободной таможенной зоны формируют фундамент экономики региона, отделенного от основной территории России границами иностранных государств. Для инвесторов в Калининградской области предусмотрено нулевая таможенная пошлина на ввоз товаров, сырья и комплектующих на территорию региона. Обнулен ввозной НДС и действует 180-дневная отсрочка его уплаты при вывозе импортных товаров на территорию большой» России. Кроме того, отсутствуют квоты на ввоз товаров, сырья или комплектующих на территорию Калининградской области.
5. Пожалуй, самые кардинальные изменения коснулись инвестиционных обязательств резидентов. Властям региона удалось добиться снижения минимального порога инвестиций для резидентов ОЭЗ двух категорий: в сфере ИТ - всего до одного миллиона рублей и для инвестпроектов в области здравоохранения – до 10 миллионов. Ранее, напомним, чтобы получить статус резидента ОЭЗ Калининградской области требовалось инвестировать в форме капитальных вложений в определенный период не менее 150 млн рублей.
6. Федеральным законодательством утверждены гарантии неизменности условий ведения бизнеса для резидентов ОЭЗ Калининградской области. Они касаются, например, арендной платы за земельный участок – её ставки будут неизменными в течение всего срока действия договора аренды. Действуют гарантии неприменения мер, увеличивающих налоговую нагрузку резидента.
7. Стоимость готовых промышленных площадок для организации производства в Калининградской области – одна из самых низких в стране. К примеру, аренда одного гектара в технопарке, оборудованного всей необходимой инфраструктурой, составляет порядка 189 тысяч рублей в год. Цена выкупа земельного участка в технопарке после ввода в эксплуатацию производства составит 2,9 млн. рублей за один гектар.
8. Безусловным преимуществом Калининградской области является хорошо развитая логистика и транспортная инфраструктура. В регионе находится единственный незамерзающий порт на Балтике. Уникальные возможности для развития транзитных и экспортных проектов открывает фактор наличия железнодорожной колеи двух видов: ширококолейной (страны ЕАЭС) и узкоколейной (европейской). Регион пересекают автомобильные трансъевропейские транспортные коридоры. К Чемпионату мира по футболу в Калининграде провели реконструкция аэропорта, который теперь может принимать самолеты любого типа.
9. Ещё один объективный фактор инвестиционной привлекательности самого западного региона России – его географическое положение. Он наиболее близок к промышленно развитым странам Европы – потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций. Калининградская область с низкими затратами, налоговыми льготами, доступной инфраструктурой промпарков является идеальной площадкой для производства конкурентного товара и выхода с ним на российские и зарубежные рынки.
10. В Калининградской области инвестор получает не только налоговые льготы, но также полноценный консьерж-сервис. Власти региона помогают предпринимателям подобрать офис и промышленные площадки, найти нужных специалистов. При необходимости в правительстве области посодействуют с поиском жилья для иногородних сотрудников, предложат варианты трудоустройства для членов их семей, оформления детей в школы или детские сады.
История
2023: За 6 лет ОЭЗ покинула половина ИТ-компаний
27 из 59 резидентов (то есть почти половина) из сферы информационных технологий покинули Калининградскую особую экономическую зону (ОЭЗ) с 2018 года. Такие данные в ноябре 2023-го были представлены на сайте областного Министерства экономического развития, промышленности и торговли.
Как пишет РБК со ссылкой на опубликованные материалы, наибольшее количество заявлений об исключении из реестра особой экономической зоны поступило в 2022 году – тогда его покинули 7 ИТ-компании. Все компании были исключены из списка по собственному желанию.
Также сообщается, что в 2018 году ОЭЗ покинула одна компания, в 2019 – пять, в 2020 – шесть, а в 2021 – три. В январе-ноябре 2023 года пять фирм подали заявления об исключении из реестра.
Эксперты связывают это с изменением условий для ИТ-бизнеса на федеральном уровне. В 2018 году компании могли вступить в реестр ОЭЗ, вложив всего миллион рублей и получить взамен обширное количество полезных льгот – право на применение пониженной ставки по социальным отчислениям при создании новых рабочих мест и полное освобождение от налогов на прибыль и имущество на первые шесть лет.
В 2020 году у ИТ-компаний появилась возможность перейти на сниженные социальные платежи на общефедеральном уровне. По общефедеральной льготе плата составляла всего 7,6%. Также для компаний снизили налог на прибыль – с 30 до 3%.
К ноябрю 2023 года в правительстве рассматривают внесение поправок в Налоговый кодекс, которые могут существенно изменить льготы, предоставляемые новым резидентам ОЭЗ на территории региона. Комитет Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам выступил против поправок в налоговом регулировании Особой экономической зоны, также инициативу не поддержали представители областного бизнеса.[1]