SCM: Рассчет размера заказа
Миссия управленца запасами торговой компании — обеспечить наличие товара на складе. Более строго наличие или отсутствие товара можно выразить через «уровень доступности» (УД). Если 100 клиентов обратились на склад и все получили свои заказы укомплектованными полностью, УД=100%. Если же один клиент не получил заказа из-за нехватки товара, УД падает до 99%.При выборе стратегии важно понимать желаемый УД: cтопроцентный привлекателен для клиентов, но дорог для компании (скорее всего, придется держать завышенный запас); пятидесятипроцентный поддерживать значительно дешевле, но он может вызвать недовольство клиентов, хотя и не всегда. Определение желаемого уровня доступности — элемент творчества в работе. Понятно, что УД должен быть определен для каждого товара индивидуально. Менее затратный вариант предполагает разбиение ассортимента на несколько групп (например, с помощью ABC-анализа) и присвоение товарам группового уровня доступности.
Содержание |
Структура пополнения запасов
Задавшись УД, можно перейти к следующему этапу — ответу на два основных вопроса: пора ли пополнять запас, и если да, каким должен быть размер заказа? Базисом многих расчетов в логистике является грузооборот: объем продукции, прошедшей через склад (магазин, торговую сеть) за какое-то время. В нашем случае речь может идти о грузообороте по отгрузке склада, то есть о продажах. Понятие грузооборота предполагает некий период времени, за который отгружено некоторое количество продукции. При каждодневных расчетах потребности в товаре логично измерять продажи за день, но, учитывая возможные скачки в значениях дневных продаж, правильнее пользоваться средним значением продаж в день, например за неделю или за десять дней — период выбирается в зависимости от специфики бизнеса и является элементом настройки системы. Говоря конкретнее, удобно пользоваться формулой скользящего среднего за относительно небольшой период: система будет менее чувствительна к случайным скачкам в спросе и в то же время отреагирует на краткосрочные тенденции изменения спроса.
Движемся далее. Любое усреднение содержит в себе лукавство — сейчас мы не отличим случайную крупную продажу от стабильного потока мелких отгрузок. Статистический аппарат предоставляет нам возможность отделения с помощью стандартного отклонения. Разовая продажа будет иметь значительное отклонение, стабильные продажи такого отклонения иметь не будут.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
Уровень запаса
Простейшие системы управления запасом предполагают элементарное сравнение заданного уровня остатка на складе с фактическим. При этом заданный уровень запаса (иногда его называют неснижаемым уровнем запаса) может определяться экспертно или рассчитываться по какой-либо методике (например, запаса должно хватать на 2 месяца торговли). Очевидно, что создаваемая нами система также должна учитывать заданный уровень запаса, однако делать это более изящно. Грамотное название неснижаемого уровня запаса — страховой товарный запас. Напомню, что нужен он для компенсации возможных отклонений в спросе и в сроках реакции поставщика. Если цепочка поставок гарантирует отсутствие таковых отклонений, компания может работать без страхового товарного запаса, а стратегию управления в этом случае называют «Just-in-Time». Для корректного расчета размера страхового товарного запаса необходимо количественно оценить отклонения в спросе и в сроках реакции, о чем мы уже говорили. Но еще интересна возможность оценивать требуемый размер страхового запаса не по единожды утвержденным значениям, а учитывая новейшие изменения ситуации: в случае стабильного улучшения параметров поставки и выравнивания спроса страховой запас должен уменьшаться. Справедливо и обратное: при росте нестабильности поставок страховой запас должен быть увеличен. Таким образом, размер страхового товарного запаса должен вычисляться каждый раз заново для каждой позиции. В этом случае система будет учитывать последние изменения в ситуации, что, бесспорно, является конкурентным преимуществом для компании. Формул для расчета страхового товарного запаса существует много, и выбор самой правильной сопряжен с определенными трудностями: ни одна из них не лишена изъянов. Однако, считая «хорошую формулу» приемлемым вариантом, можно воспользоваться формулой 1.1. Коэффициент «k» — в данном случае обратное значение стандартного нормального распределения, имеющее функциональную зависимость от уровня доступности товара. Более подробное и математически корректное разъяснение можно получить в любом учебнике по статистике, нам же для работы будет достаточно данных, приведенных в Таблице 1. Повторюсь, использование значения стандартного нормального распределения есть серьезное упрощение с точки зрения математической статистики, однако, по глубокому убеждению автора, данный подход вполне оправдан в логистических расчетах.
Данные по позициям
Ниже приведен перечень данных, требуемых по каждой товарной позиции: 1. Требуемый уровень доступности для товарной позиции или для группы, которой принадлежит данная товарная позиция. 2. Для определения параметра «продажи в день» нужно задаться временным интервалом, за который считается среднее значение. Интервал может задаваться отдельно по товарной позиции для группы, к которой принадлежит данная товарная позиция. 3. Для определения параметра «Срок реакции поставщика» необходимо фиксировать в информационной системе по каждой поставке момент формирования потребности в товаре и момент оприходования товара на складе получателя — в разрезе каждой товарной позиции. 4. Необходимо фиксировать в информационной системе данные о товарах, находящихся в пути от поставщика. 5. Разумеется, расчетный модуль должен «знать» товарные остатки на дату расчета.
См. также
Логистическая информационная система
Источник
Александр Кирикеза, бизнес-тренер ITC Group/АйТиСи Груп для IT-СПЕЦ