2010/05/09 20:06:45

Информационная система ТОиР

Информационная система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) — совокупность программных средств для оптимизации и контроля процессов, связанных с ремонтом и обслуживание аппаратной части, агрегатов и узлов промышленных и производственных предприятий.

Каталог ТОиР-решений и проектов доступен на TAdviser

Содержание


Внедрение специализированной системы управления в области ТОиР является экономически обоснованным с точки зрения сокращения затрат на ремонты, снижения потерь от простоев оборудования. Внедрение модуля ТОиР позволяет руководителям технологических служб интегрироваться в корпоративную систему, получать и предоставлять более точную и своевременную информацию по всем задачам, связанным с планированием и учетом ТОиР.

Российский рынок ИС ТОиР

Российские автоматизированные системы управления ТОиР находятся в самом начале своего развития. Это характеризуется присутствием небольшого количества игроков, в нашем обзоре приняло участие только 20 компаний разного масштаба. Для сравнения, на Западе в этом секторе играют до 50 крупных и несколько сот мелких компаний. Тут надо отметить, что большинство этих компаний начали предлагать свои решения по автоматизации ТОиР более 25 лет назад.

Классификация

В современной разработке информационных систем все системы относятся к автоматизированным системам управления (АСУ), при этом достаточно часто используется общий класс АСУ ТОиР. Уже около 30 лет существует класс информационных систем для автоматизации управления процессами ТОиР. В его состав входят три вида систем:

  • Системы CMMS (Computerized Maintenance Management System)- автоматизированные системы управления ТОиР - достаточно несложные информационные системы, которые нацелены на управление только процессами ТОиР.
  • Системы EAM (Enterprise Asset Management) - управление активами предприятия -

системы специального назначения, предоставляющие возможность автоматизировать весь процесс ТОиР и обеспечивающие его процессы, такие как, управление ремонтным персоналом, материальную базу, поставки и т.д.

  • Модули ТОиР в ERP-системах – самостоятельные объединенные модули в ERP пакетах. Главное достоинство - интеграция со всеми остальными модулями. Как правило, имеют ограниченную функциональность в управлении ТОиР.

Программные продукты для управления проектами, которые временами попадают в разряд систем управления ТОиР, нельзя назвать полноправными решениями для управления ТОиР, поскольку они используются, главным образом, для календарного планирования сроков проведения работ.

Задачи и инструмент

Главными задачами управления проектом ТОиР являются:

  • Дальнейшее укрупненное планирование ТОиР и совершенствование по многим объектам или эксплуатирующим предприятиям, включая бюджетное планирование;
  • Составление плана выполнения работ по ТОиР и модификация с необходимой степенью конкретизации, учитывая технологии, ограничения укрупненных графиков и требования безопасности;
  • Подробное планирование применения наличных средств с учетом их синхронной работы в различных проектах;
  • Оформление подрядных соглашений. Внесение поправок в запланированный бюджет проекта ТОиР и модификации.
  • Проверка качества выполнения работ исполнителями.
  • Оценка осуществления и модификации проекта ТОиР и прогнозирование вариантов его развития.
  • Контроль выявления незапланированных ранее работ. Корректировка подрядных соглашений.
  • Подробное планирование нового проекта ТОиР и модификации.
  • Составление протоколов совещаний и контроль выполнения их решений.

Для решения выше перечисленных задач необходимы специализированные программные средства. Они дают возможность многократно увеличить эффективность управления проектом ТОиР и модификации с помощью более подробного планирования работ, средств и финансовых параметров проекта, разработки вариантов развития проекта и т.д. В программном обеспечении фирмы Primavera Systems предоставлен набор инструментов такого плана.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 59.5 т

Характеристики

Размер предприятия и отрасль, в которой оно работает, являются главными характеристиками объекта автоматизации. От этих характеристик во многом зависит выбор определенного решения по автоматизации и его архитектура. В капиталоемких отраслях большим предприятиям требуются более сложные и дорогие решения по автоматизации процессов ТОиР.

Процессы ТОиР обычно характеризуются широкой территориальной распространенностью. Для автоматизации данных процессов необходима установка рабочих мест как можно ближе к месту проведения ремонтных работ или же к местам, где накапливается информация о состоянии оборудования, например, диспетчерские или пункты диагностики. Следует отметить, что результат эксплуатации системы требует установки рабочих мест в непосредственной близости от места проведения работ (участки, требующие ремонта, склады ТМЦ, пункты диагностирования, места выписки нарядов на работы).

Важным показателем для начала ремонта является количество записей по номенклатуре ТМЦ, поскольку мотивированность планирования при проведении ремонтов в большей мере определяется аргументированностью планирования ТМЦ, поэтому, как правило, заказываемые позиции должны вноситься в систему и использоваться при формировании планов ремонта.

Количество единиц оборудования в базе дает возможность проанализировать, с какой точностью проведено описание структуры оборудования. В зависимости от того, на сколько широко проведено описание может зависеть дальнейшая оценка информации и разработка улучшенных стратегий обслуживания. Большая часть проектов характеризуется результатом описания структуры оборудования. Это значительно усложняет применение в автоматизированной системе таких подходов как ремонт по состоянию и анализ причин отказов.

Количество наряд-заданий, которые создаются в системе вручную или автоматически, показывает активность использования данной системы. Соответственно, чем больше наряд-заданий, тем больше информации для дальнейшей оценки. Суммарные, большие наряд-заказы, главной задачей которых является списание на них расходов по работам нельзя считать достаточными для решения аналитических задач.

Виды ТОиР

Существует три основных вида ТОиР, используемых на предприятиях.

Первый вид - обслуживание «по событию». Данный вид получает право на существование, при условии, что себестоимость ремонта достаточно низкая, а брак продукции, полученный в результате поломки оборудования, незначителен и не окажет никакого влияния на выполнение обязательств перед заказчиками. В случае непредвиденного ремонта предприятие несет убытки в результате брака продукции и нарушения обязательств, и вынуждено делать срочные закупки, как правило, не выгодные по ценовым условиям, и ждать, пока заказанные запчасти будут доставлены от поставщика.

Вторым видом ТОиР считается регламентное обслуживание. У каждого актива есть паспорт производителя, в котором написано, в каком режиме и какое обслуживание необходимо предоставить для того, чтобы оборудование продолжало свою работу. Этот вид обслуживания самый дорогой, хотя и дает самый высокий процент готовности оборудования.

Третий вид обслуживания – «по состоянию». С помощью установленных на оборудовании измерителей или экспертным путем производится оценка его состояния, на основании чего делается прогноз, о времени вывода данного оборудования в ремонт. Положительные стороны этого типа обслуживания в том, что себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ очень высока.

Решения

Основная статья: EAM

См. также