Как ИТ помогают ФНС улучшить контроль и ужесточить борьбу с однодневками
Выступая на мероприятии в Москве в октябре 2019 года, Константин Новоселов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, рассказал о влиянии технологий на развитие налогового контроля.
По итогам работы налоговых органов за 8 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило более 15 трлн. рублей, что на 10,9% или 1,5 трлн. рублей больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. При этом в федеральный бюджет поступило 8,3 трлн. рублей (рост на 10,6% или 800 млрд. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Высокие темпы поступлений, по оценке ведомства, демонстрируют все основные налоги: налог на прибыль, НДС, НДФЛ и налог на добычу полезных ископаемых.
В 2020 году ФНС планируется продолжить глобальный вектор контрольной работы, который был задан ранее, плановую работу по тем же направлениям, что и в прошлые годы. Вместе с тем, существенно наращиваются возможности ИТ-систем ведомства. Именно они сегодня оказываются первым звеном в контролирующем взаимодействии налоговой службы с корпоративными налогоплательщиками.
Основные направления развития контрольной деятельности ФНС России
По словам Константина Новоселова, ФНС системно занимает позицию снижения административной нагрузки на бизнес и последовательно осуществляет соответствующие мероприятия. Так, за 8 месяцев 2019 года количество выездных проверок сократилось на 35%: если за 8 месяцев 2018 года было проведено 9,4 тыс. проверок, то за 8 месяцев 2019 года - 6100.
Один из основных документов, которыми руководствуется служба, - «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», разработанный Министерством финансов РФ. Он, в частности, определяет ряд системных мер, направленыых на стимулирование инвестиций. Среди них важное значение имеет формирование справедливых конкурентных условий.
Необходимо устранить несправедливые конкурентные преимущества теневого сектора, что обеспечит рост доходов в бюджетной сфере, - пояснил чиновник. |
Новоселов также подчеркнул, что в этом стратегическом ключе и министерство финансов, и ФНС, и другие институциональные организации реализовывают мероприятия по улучшению администрирования доходов бюджетной системы. Что касается ФНС, в частности, это ведомство рассматривает в качестве основного инструмента улучшения налогового администрирования системы цифровизации деятельности.
Усовершенствование налогового администрирования осуществляется на базе дальнейшей цифровизации, которая предполагает интеграцию всех источников информации о налогоплательщиках в единое информационное пространство,- поясняет Константин Новоселов. |
Один из позитивных результатов такого подхода, полагают в ведомстве, заключается в формировании новой тенденции: рост добровольных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов. Подразумевается ситуация, когда налоговый орган, изучив результаты аналитической обработки данных по компании, направляет налогоплательщику требование с предоставлением пояснений, задает перечень вопросов. А бизнес, увидев риски, в добровольном порядке уточняет свои налоговые обязательства. В результате дополнительные денежные средства поступают в бюджет без проведения выездных налоговых проверок. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Доля таких поступлений по итогам 8 месяцев 2019 года достигла 39%, показав рост на уровне 22% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
За счет роста налоговой дисциплины удалось значительно снизить административную нагрузку, уверен Константин Новоселов. Например, в 2018 году количество проверок по сравнению с 2017 годом снизилось на 30%: сегодня, по оценке специалиста, выездными проверками охвачено всего два налогоплательщика из 1 тыс., а по малому бизнесу, который использует специальные налоговые режимы, ФНС проверяет одну компанию из 4 тыс.
Фактически проверки назначаются только тогда, когда у компании проявляются достаточно серьезные налоговые риски, а иные формы диалога с налогоплательщиком не дали какого-то положительного результата, - подчеркивает Новоселов. - В подавляющем большинстве случаев еще до назначения проверки мы проводим работу, которая направлена на побуждение налогоплательщика к отказу от применяемых схем отклонения от уплаты налогов. |
Чиновник разъясняет, в чем заключается смысл такого стимулирования: это экономия на санкциях. Если в ходе выездной проверки заходит речь о применении схем уклонения от уплаты налогов, то, как правило, эти действия оцениваются как умышленные и подлежат штрафу размере 40%, а не 20%, как в случае с добровольным уточнением налоговых обязательств.
В зоне особого внимания ФНС – задача повышения собираемости зарплатных налогов. Кроме того, планируется дальнейшее развитие налогового мониторинга - новой формы налогового контроля, которая дает возможность крупным компаниям поддерживать расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом, включая доступ к данным компании в режиме реального времени.
По данным Константина Новоселова, 52 крупные компании планируют присоединиться к проекту налогового мониторинга в 2020 году.
Налоговый мониторинг позволяет оперативно согласовывать подходы по налогообложению, осуществлять консультирование по совершенным и планируемым сделкам посредством предоставления мотивированного мнения налогового органа, - рассказывает представитель ФНС. - Он позволяет сократить трудозатраты организации на сопровождение налоговых проверок, предоставление налоговых деклараций, пояснений, требуемых документов. |
По его оценке, этот механизм фактически позволяет реализовать риск-ориентированный подход на транзакционном уровне и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.
Интеграция данных для работы контрольного блока ФНС России
Работа по интеграции данных для аналитической обработки данных налогоплательщиков началась несколько лет назад в рамках работ по созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов на базе информационных систем ведомств. ФНС совместно с таможенной службой создает национальный сегмент прослеживаемости импортных товаров: это позволит оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также пресекать раздувание среднерыночных цен.
Новая система позволит идентифицировать товарные потоки по номенклатуре. На первом этапе будет прослеживаться 10 товарных групп: транспортные средства промышленного назначения, промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.
Важное направление интеграции данных – использование информации, которая поступает в ФНС в рамках автоматического обмена ею с другими странами. Сегодня, по словам Константина Новоселова, она приходит из более, чем 60 стран, включая Кипр, Люксембург, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Маврикий, Сейшельские острова. По итогам 2018 года к списку добавятся такие важные юрисдикции, как Австрия, Панама, Швейцария, Латвия и другие.
Те данные, которые мы получаем в рамках автоматического обмена, мы применяем для установления недекларированных доходов в зарубежных источниках, а также зарубежных счетов, инвестиционных договоров, контролирующих лиц из контролируемых иностранных компаний,- отмечает чиновник. |
Он добавил, что с 2020 года экономить на уплате налогов при выплатах за рубеж станет сложнее, потому что 1 мая 2019 года был подписан федеральный закон № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».
Цель этой международной конвенции - сокращение злоупотреблений в части соглашений с целью избежания двойного налогообложения, - поясняет Новоселов. - С учетом нового фактора мы несколько скорректируем конфигурацию налогового контроля. |
ИТ в борьбе с фирмами-однодневками
Количество компаний с признаками фирмы-однодневки, по оценке ведомства, составляет сегодня около 4% от общего количества юридических лиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ. Для такого анализа используется, в первую очередь, разработанная в ФНС система анализа НДС (АСК НДС 2), а также система, работающая с онлайн-данными контрольно-кассовой техники.
Применение этих цифровых технологий позволило ведомству разработать стандарт по реализации отраслевых проектов пресечения схем необоснованной налоговой оптимизации, - подчеркивает Константин Новоселов. |
Появление такого стандарта, полагает чиновник, существенно активизировало деятельность по созданию саморегулируемых организаций (СРО) в ряде сегментов экономики. В частности, создана ассоциация добросовестных участников зернового рынка агропромышленного комплекса РФ, которая уже насчитывает более 8 тыс. участников. Ведется также отраслевой проект по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации. В рамках него в мае начал функционировать реестр добросовестных facility-операторов. Это означает, что заказчики могут оценить потенциальных контрагентов еще на стадии выбор оператора услуг. Кроме того, у участников рынка появился стимул для повышения открытости, отмечает Константин Новоселов.
Стимулирование открытости данных со стороны компаний
Согласно нынешнему законодательству, ФНС России предоставляет данные об отдельных показателях финансово-хозяйственной деятельности профессиональных участников рынка, которые дали согласие на публичное раскрытие этой информации. Кроме того, следует иметь в виду, что налоговой тайной не являются сведения, которые не перечислены в ст. 102 Налогового кодекса «Налоговая тайна», например, сведения по налоговой нагрузке в части уплачиваемых налогов, по выручке и т.д. Эти данные широко используются различными онлайн-сервисами. Фактически любой желающий может самостоятельно проанализировать, какую налоговую нагрузку несет та или иная компания.
Компании, участники вышеуказанных СРО, например, добровольно раскрывают некоторые дополнительные данные о показателях финансово-хозяйственной деятельности.
Тем самым они демонстрируют, что открыты и прозрачны как для налоговых органов, так и для других государственных органов, а, прежде всего, для других участников этого рынка, - подчеркивает Константин Новоселов. - У любой компании есть такая возможность - раскрыть данные о себе полностью или частично, в зависимости от выбора налогоплательщика. |
Сервисы прозрачности бизнеса ФНС
ФНС планирует обеспечить доступность данных, которые тот или иной налогоплательщик решил открыть миру, всем пользователям услуг ведомственного сайта. В частности, предполагается сделать ее доступной через личный кабинет налогоплательщика как логичное продолжение уже работающего информационного сервиса «Калькулятор налоговой нагрузки». Калькулятор позволяет оценить, например, как выглядит собственная компания или потенциальный контрагент с точки зрения налоговой нагрузки по тому или иному виду экономической деятельности. Он входит в состав комплексного сервиса «Прозрачный бизнес», который предоставляет в концентрированном виде всю открытую информацию, которая есть на сайте ФНС по тому или иному юридическому лицу.
Всего на сайте ФНС доступно более 50 электронных сервисов. Ряд низ них образует отдельный блок «Проверьте, не рискуете ли вы или ваш бизнес».
Оценка благонадежности компании
Тема проверки добросовестности контрагента в русле цифровизации аналитической деятельности ФНС приобретает новое звучание. Ранее этот вопрос был четко описан в постановлении пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В нем с самого начала устанавливалось: «Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны». Понятие должной осмотрительности контрагента рассматривалось в контексте данной нормы как обязательное требование, которому должна следовать любая компания.
Современная, так называемая, «антиуклонительная» статья 54.1 Налогового кодекса, которая введена федеральным законом №163-ФЗ от 18.07.2017, такого понятия в явном виде не использует.
Но по факту от компаний ожидается, что они будут это делать самостоятельно: оценивать риски от сотрудничества с тем или иным деловым партнером, потому что это подразумевает, в первую очередь, минимизацию рисков для самого бизнеса,- говорит Константин Новоселов. |
Ведомство предоставляет на своем сайте доступ пользователям ко всем сведениям, которые являются открытыми.
Я думаю, что мы когда-нибудь придем к тому, что нежелание компании раскрывать хотя бы налоговые сведения будет восприниматься рынком, потенциальными партнерам этой компании как сигнал о том, что с организацией что-то не так,- продолжает представитель ФНС. |
Само ведомство ведет постоянную аналитическую работу по выявлению зон налоговых рисков, используя всю доступную информацию, включая анализ взаимоотношений межу компаниями, которые связаны с формированием налоговой базы.
В основу аналитических правил положена концепция системы планирования выездных проверок, которая была сформирована еще в 2007 году. Она включает 12 критериев, которые ведомство рекомендует, в частности, для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиком:
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Как рассказал Константин Новоселов, деятельность компаний автоматически анализируется в соответствии с этими критериями. По результатам обработки данных формируется перечень компаний с наибольшими налоговыми рисками. Далее по ним проводится детальный анализ товарных потоков, денежных потоков и др. Эта работа выполняется также с помощью специального ПО. Например, специальный внутренний сервис службы позволяет анализировать в автоматизированном режиме банковские выписки налогоплательщиков.
Мы автоматически получаем картину движения и товаров, и денежных средств, практически полную картину финансово-хозяйственной деятельности с выявлением зон налоговых рисков, - подчеркивает Новоселов. |
Особое внимание ФНС уделяет 12-му критерию - деятельности с высоким налоговым риском. Он охватывает анализ ситуаций, связанных с взаимодействием с фирмами-однодневками. Для выявления таких взаимосвязей используется также система АСК НДС 2, которая позволяет увидеть «налоговые разрывы».
В ряде случаев эти разрывы являются техническими, но есть ситуации так называемых сложных расхождений, которые указывают, что мы фактически имеем дело со схемой уклонения от уплаты налогов, - поясняет Константин Новоселов. - Наша задача в этом контексте – выявить, в чьих интересах реализуется данная схема: продавца, покупателя, импортера, экспортера и т.д. |
В результате компания может стать объектом внимания ФНС из-за того, что она оказалась включена в цепочки «подозрительных» бизнес-связей.
Чиновник призывает контролировать такие ситуации и самостоятельно проверять своих контрагентов на благонадежность. Процесс проверки начинается с анализа выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но, конечно, присутствие в соответствующем реестре не гарантирует добросовестность автоматически. Следует изучить другие параметры деятельности, на которые также обращает внимание налоговая служба. Например, на адрес регистрации контрагента. Если он совпадает с адресом массовой регистрации или фактическое местонахождение не совпадает с адресом регистрации, это должно вызвать сомнения в благонадежности. ФНС в таком случае делает в своих данных соответствующую пометку и учитывает при анализе.
Кроме того, чиновник рекомендует использовать информационные сервисы государственных структур: ресурс Федеральной службы судебных приставов, единый федеральный реестр сведений о банкротстве, единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов, картотека арбитражных дел, реестр недобросовестных подрядных организаций.
Такой набор сведений дает возможность составить первичное представление о том контрагенте, с которым вы собираетесь работать, и самостоятельно оценить бизнес-риски, в том числе, налоговые. Чем большей информацией вы будете обладать, тем меньше вероятность того, что вашим деловым партнером окажется недобросовестный хозяйствующий субъект,- резюмирует Новоселов. |
Судебная практика по «антиуклонительной» статье Налогового кодекса
Ведомство работает в рамках данной правовой нормы более двух лет, и судебная практика по этому направлению только формируется.
ФНС разъясняет: статья говорит о том, что компания имеет право отразить в расходах по налогу на прибыль и в вычетах по НДС затраты по сделке, если целью этой сделки не является уход от уплаты налогов. Причем, сделка должна фактически соответствовать норме закона, а не быть формальной. То есть, если налогоплательщик создает фиктивный документооборот для уклонения от уплаты налогов, то, поясняет Новоселов, закон нарушается. Поскольку речь идет о такой тонкой материи, как соответствие не букве, а духу закона, ФНС пристально следит за формирующейся судебной практикой.
По данным ведомства, около 70 судебных дел такого плана прошли рассмотрение по существу в судах первой инстанции, и в подавляющем количестве случаев решения приняты в пользу налоговых органов. Три определения из этих судебных актов дошли уже до Верховного суда РФ, и суд отказал в передаче дел в судебную коллегию по экономическим спорам, рассказывает Константин Новоселов:
Тем самым был подтвержден вывод судов нижестоящих инстанций, в том числе, кассационных, по практике применения этой нормы закона. |
Информационные технологии в ФНС
- Основная статья: Федеральная налоговая служба (информационные системы)
- Центры обработки данных ФНС
- ИТ-проекты ФНС