Содержание |
Рынки стран
- ИТ в госсекторе Индии
- ИТ в госсекторе Евросоюза
- ИТ в госсекторе Финляндии
- ИТ в госсекторе США
- ИТ в госсекторе Великобритании
Программы развития электронного госуправления
- Электронное правительство России
- Электронное правительство Украины
- Электронное правительство Казахстана
- Электронное правительство Таджикистана
- Электронное правительство Азербайджана
- Электронное правительство Узбекистана
- Электронное правительство Кореи
- Электронное правительство Японии
- Электронное правительство Австралии
- Электронное правительство Эстонии
- Электронное правительство Великобритании
2024
Названы самые важные цифровые технологии для госсектора
4 сентября 2024 года аналитики Gartner назвали самые важные цифровые технологии, которые способны оказать преобразующее воздействие на государственный сектор. Многие из этих решений связаны с искусственным интеллектом, генеративными системами и средствами аналитики данных. Отмечается, что предоставление услуг в цифровом формате продолжает оставаться приоритетом в программах государственной трансформации.
Цифровизация рабочих мест
По мнению авторов отчета, к 2027 году многопрофильные рабочие группы, объединяющие бизнес-кадры и специалистов в области ИТ, будут демонстрировать на 50% более высокую эффективность в плане достижения положительных результатов, чем команды, сформированные только из ИТ-сотрудников. Стратегии цифровизации рабочих мест используют лучшие практики взаимодействия, такие как образ пользователя, карты поведения и «голос» сотрудников, чтобы развивать цифровые навыки, привлекать и удерживать ценных специалистов и помогать сотрудникам в выполнении бизнес-задач. Целостный скоординированный подход к взаимодействию между ИТ-отделом и другими структурными подразделениями может свести к минимуму неприятие цифровизации, уменьшить разрозненность, расширить цифровые навыки и повысить удовлетворенность персонала. В конечном итоге, цифровизация поможет государственным служащим в освоении новых способов работы за счет минимизации технологических противоречий и поддержки осмысленного внедрения.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
ИИ-инструменты для написания программного кода
ИИ-помощники, интегрированные в инструменты разработки, используют предварительно обученные модели, взаимодействуя с разработчиками ПО посредством естественного языка, в том числе с применением фрагментов исходного кода. Такие системы способны выполнять широкий спектр задач, включая генерацию кода, его анализ, отладку, исправление и рефакторинг, создание документации и преобразование кода между различными языками программирования. ИИ-помощники можно настроить на кодовую базу и документацию конкретной организации, что очень важно для государственных органов — от местного до федерального уровней. Gartner прогнозирует, что к 2028 году около 75% инженеров-программистов организаций будут использовать помощников по кодированию на основе ИИ, тогда как в начале 2023 года этот показатель составлял менее 10%.
Генеративный ИИ (ГенИИ)
Фокус бизнеса смещается с ажиотажа вокруг базовых моделей на варианты использования, которые обеспечивают рентабельность инвестиций. Большинство внедрений ГенИИ по состоянию на 2024 год являются низкорисковыми и ориентированными на внутреннее применение. В дальнейшем, полагают авторы исследования, организации начнут применять ГенИИ для более критических задач в отраслевых вертикалях и в научной сфере. В долгосрочной перспективе диалоговые интерфейсы с поддержкой ГенИИ будут способствовать коммерциализации и демократизации ИИ. Модели ГенИИ могут дополнять рабочие процессы сотрудников и выполнять функции эффективных помощников для всех сотрудников организации. В частности, ГенИИ помогает руководителям в составлении отчетов, сводок и прогнозов, а также создает новые предложения по программному коду для задач разработки приложений.
Генеративное ИИ-проектирование
Данная технология использует ИИ для автоматического создания различных вариантов дизайна на основе параметров и ограничений, указанных пользователем. Такой ИИ использует специальные алгоритмы для оценки многочисленных вариаций с целью достижения наилучших возможных результатов. При этом соблюдаются заданные критерии, которые часто являются ключевым компонентом государственных услуг. Эта технология уже существует в виде поддержки на уровне функций для разработчиков интерфейсов.
Предиктивная аналитика для государственных организаций
Речь идет об использовании машинного обучения, моделирования и средств имитации. Технология учитывает внутренние и внешние данные при формировании государственной политики, оптимизации государственных процессов и улучшении принятия решений в режиме реального времени. Для ответственного и этичного использования предиктивной аналитики госслужбами необходимо исключить влияние предвзятости, присущей всем массивам данных. Быстрые, точные и безопасные решения имеют ключевое значение для достижения желаемых результатов во всех ветвях власти. Прогностические подходы позволяют заранее учитывать последствия готовящихся решений и оптимизировать планируемые действия по мере необходимости. Это обеспечивает оптимальные результаты при минимизации рисков. Однако для сохранения доверия общественности требуется соблюдение прозрачности.
Аналитика стиля работы
Специалисты Gartner полагают, что к 2027 году руководители ИТ-отделов, которые согласуют инвестиции в цифровое рабочее пространство с текущим и желаемым уровнями зрелости и общими цифровыми амбициями, сократят потери, связанные с несвоевременными и нецелесообразными действиями, на 50%. Аналитика стиля работы — это подход, который основан на сборе данных ИТ-отделов, кадровых служб и бизнес-структур о деятельности сотрудников. Метод помогает в анализе и оптимизации сложных взаимосвязей между инвестициями в технологии, опытом сотрудников и бизнес-результатами. Для повышения эффективности и улучшения кадрового обеспечения организациям следует накапливать и анализировать разнородные данные.[1]
Названы 5 главных ИТ-трендов в госсекторе
Внедрение новых средств обеспечения информационной безопасности и использование технологий искусственного интеллекта станут одними из главных ИТ-трендов в госсекторе в 2024 году. Вместе с тем влияние на развитие отрасли окажут геополитические факторы и макроэкономическая обстановка. Об этом говорится в исследовании Gartner, результаты которого обнародованы 16 апреля 2024 года.
Эскалация глобальных потрясений, постоянные киберугрозы и развитие ИИ оказывают все большее давление на правительства. В таких условиях ИТ-руководителям в госсекторе необходимо найти новые способы удовлетворения потребностей граждан, сосредоточив внимание на устойчивых и масштабируемых технологиях, — говорит Тодд Кимбриел (Todd Kimbriel), вице-президент по аналитике Gartner. |
В отчете выделены пять основных тенденций развития государственной ИТ-отрасли. Это адаптивная безопасность, экосистемы цифровой идентификации, ИИ для принятия решений, программное управление данными и платформенные решения.
Адаптивная безопасность
Gartner прогнозирует, что к 2028 году доля мультиагентного ИИ в обнаружении угроз и реагировании на инциденты вырастет с 5% до 70%. Такие системы будут дополнять, а не заменять специалистов в области ИБ. Модель адаптивной безопасности предполагает объединение и постоянную оптимизацию инструментов и методов обеспечения кибербезопасности в условиях меняющегося ландшафта угроз.
Экосистемы цифровой идентификации
В госсекторе наблюдается формирование масштабных экосистем, которые включают аутентификацию пользователей, уникальные идентификаторы граждан или организаций и проверку учетных данных, например, на основе кошельков для смартфонов. По мнению Gartner, правительственные ИТ-руководители могут улучшить стратегию цифровой идентификации, опираясь на различные варианты использования технологий и партнерские отношения, которые выходят за традиционные отраслевые рамки и повышают ценность для граждан, государства и бизнеса.
ИИ для принятия решений
Аналитики полагают, что к 2026 году более 70% правительственных учреждений будут использовать ИИ для улучшения процесса принятия административных решений. Прогнозируется активное развитие технологий машинного обучения, средств аналитики и генеративного ИИ, которые будут объединяться в набор инструментов, помогающих повысить качество государственных услуг.
Программное управление данными
Речь идет о внедрении систематического и масштабируемого подхода, позволяющего использовать имеющиеся массивы данных в инфраструктуре всего предприятия. По оценкам Gartner, к 2026 году более 60% государственных организаций будут уделять приоритетное внимание инвестициям в автоматизацию бизнес-процессов по сравнению с 35% в 2022 году. В развитии данного направления помогут технологии ИИ.
Платформенные решения
Государственные организации все чаще использует платформенные решения, такие как отраслевые облака и инфраструктуры приложений low-code. Это позволяет быстро внедрять новые бизнес-функции и минимизировать риски, связанные с применением устаревших систем. Кроме того, улучшаются возможности в плане масштабирования и адаптации к изменяющимся потребностям граждан. Платформенные облачные решения открывают новые перспективы для инноваций и трансформации бизнес-процессов в государственных организациях. Gartner рекомендует правительственным ИТ-руководителям реализовывать мультиоблачную стратегию, чтобы максимизировать имеющиеся возможности и упростить модернизацию систем.[2]
2023: Названы 10 ключевых ИТ-трендов в госсекторе - Gartner
17 апреля 2023 года компания Gartner назвала 10 главных тенденций в области информационных технологий для государственного сектора, которые помогут ускорить цифровую трансформацию отрасли и повысить качество предоставляемых населению услуг.
Глобальные потрясения и технологические прорывы не только вынуждают искать баланс между цифровыми возможностями и рисками, но и предоставляют хорошую почву для формирования цифрового правительства следующего поколения. В сложившейся ситуации ИТ-директорам в госсекторе необходимо продемонстрировать, что их инвестиции носят не только тактический характер, но и продолжают улучшать уровень сервисов, — сказал Артур Миколеит (Arthur Mickoleit), директор-аналитик Gartner. |
Тенденция №1. Адаптивная безопасность
Gartner прогнозирует, что к 2025 году 75% ИТ-директоров государственных органов будут нести прямую ответственность за безопасность вне своей области, включая операционные и критически важные технологические среды. Конвергенция корпоративных данных, конфиденциальности, цепочек поставок, киберфизических систем и облаков требует комплексного подхода к обеспечению защиты. ИТ-директорам следует совместить адаптивную безопасность с более широкими цифровыми инновациями и устойчивостью.
Тенденция №2. Модернизация устаревших облачных технологий
Госсектору нужно отказываться от устаревших разрозненных систем и хранилищ данных, чтобы модернизировать ИТ-инфраструктуру и приложения для повышения отказоустойчивости сервисов. Руководители могут использовать адаптивные стратегии поиска поставщиков услуг. Gartner полагает, что к 2025 году свыше 75% правительств будут управлять более чем половиной рабочих нагрузок, используя гипермасштабируемые облачные платформы.
Тенденция №3. Суверенное облако
Глобальные неопределённости, а также опасения по поводу конфиденциальности данных и возможного превышения полномочий правительства приводят к увеличению востребованности суверенных облаков. По мнению аналитиков Gartner, к 2025 году более 35% устаревших государственных служб будут заменены решениями, разработанными на платформах приложений с малым кодом. Это поможет улучшить конфиденциальность информации.
Тенденция №4. Гиперавтоматизация
По данным Gartner, к 2026 году 60% государственных организаций будут уделять приоритетное внимание автоматизации бизнес-процессов против 35% в 2022-м. ИТ-директорам следует согласовывать инициативы по гиперавтоматизации с текущими приоритетами с целью повышения эффективности цифровой трансформации и оптимизации операционных расходов.
Тенденция №5. ИИ для принятия решений
К 2024 году, прогнозирует Gartner, 60% государственных инвестиций в искусственный интеллект и анализ данных будут напрямую влиять на оперативные решения и результаты в режиме реального времени. ИИ предоставляет правительствам возможность раннего, быстрого и эффективного принятия решений в любом масштабе.
Тенденция №6. Совместное использование данных
Аналитики полагают, что к концу 2023 года 50% государственных организаций создадут отдельные подразделения для обмена данными. При этом будут выработаны стандарты структуры, качества и оперативности бизнес-информации.
Тенденция №7. Обобщённый опыт (TX)
Данная стратегия призвана объединить навыки сотрудников и клиентский опыт для анализа эффективности бизнес-процессов и точек взаимодействия. К 2026 году, как ожидается, TX-инициативы в госсекторе снизят неопределённости процессов на 90%, тогда как показатели удовлетворённости клиентов и работников увеличатся на 50%.
Тенденция №8. Экосистемы цифровой идентификации
По прогнозам Gartner, к 2024 году более трети национальных правительств предложат гражданам мобильные решения для идентификации. Соответствующие услуги должны быть доступными и удобными для разных групп конечных пользователей.
Тенденция №9. Управление процессами по модели «как услуга» (CMaaS)
Gartner прогнозирует, что к 2024 году организации, использующие концепцию CMaaS, будут внедрять новые функции на 80% быстрее, чем другие структуры. Данный подход поможет применять компонуемые продукты и сервисы на разных уровнях власти.
Тенденция №10. Модульные государственные приложения
Органы власти могут избавиться от устаревших разрозненных систем, применяя компонуемую архитектуру. Совершенствование и модернизация сервисов могут быть достигнуты путём внедрения модульной архитектуры приложений и использования достижений в области автоматизации и машинного обучения.[3]
2022
Госрасходы на ИТ в мире стали расти гораздо медленнее
12 декабря 2022 года компания Gartner опубликовала результаты исследования, посвящённого развитию государственного сегмента глобального ИТ-рынка. Главными драйверами отрасли названы модернизация устаревших систем и улучшение доступа к критически важным сервисам.
Аналитики говорят, что такие инициативы, как перенос систем в облако, обновление приложений и усиление сетевой безопасности, входят в число основных приоритетов для государственных организаций. В соответствии с этими целями увеличатся инвестиции в средства киберзащиты, модернизацию программной составляющей, облачные платформы, а также интеграционные технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, инструменты бизнес-аналитики и анализа данных. В то же время ИТ-директорам придётся преодолевать различные сложности, в частности, учитывать меняющиеся запросы инвесторов.
По оценкам, в 2022 году объём государственного ИТ-сектора в денежном выражении достиг $551,5 млрд, что на 3,0 % больше результата за 2021 год, равного $535,4 млрд. Таким образом, темпы роста затрат существенно снизились: в 2021-м была зафиксирована прибавка на уровне 8,9 %.
В 2022 году крупнейшим сегментом государственного рынка ИТ стали соответствующие сервисы с затратами приблизительно $193,9 млрд и прибавкой около 4,5 % в годовом исчислении. Ещё примерно $162,8 млрд принесло программное обеспечение — плюс 9,3 % по сравнению с 2021-м. На телекоммуникационные сервисы пришлось $67,8 млрд, но здесь отмечено сокращение в 5,5 %. Размер сегмента внутренних сервисов составил $67,1 млрд, снижение по сравнению с 2021 годом — около 2,0 %. Выручка от реализации различных устройств и компьютерного оборудования за год уменьшилась на 7,3 % — до $34,8 млрд. Примерно $25,0 млрд пришлось на системы для центров обработки данных, что на 8,4 % больше по сравнению с 2021-м.
Прогнозируется, что в 2023 году государственные расходы на ИТ увеличатся во всех сегментах, кроме устройств и оборудования, поскольку конечные пользователи в правительственном секторе продлевают срок службы своих аппаратных решений, приобретённых в начале пандемии. Программное обеспечение станет самым быстрорастущим сегментом в 2023 году, за ним последуют ИТ-сервисы и внутренние сервисы. В целом, объём государственного ИТ-рынка в 2023-м, по прогнозам аналитиков Gartner, достигнет $589,0 млрд, увеличившись на 6,8 % по сравнению с 2022 годом.
Одним из ключевых драйверов роста расходов на ИТ в государственном сегменте в 2023 году называется комплексный клиентский опыт (Total Experience, TX). Развитие данного направления поможет организациям в управлении взаимодействием сотрудников и граждан, а также будет способствовать цифровой трансформации. Кроме того, эффективная стратегия TX поможет правительственным структурам повысить цифровые навыки и грамотность своих работников, предоставив современные инструменты и подходы для улучшения качества обслуживания граждан. Неспособность создать надёжную стратегию TX увеличивает риск задержек в работе сервисов и оборачивается неудовлетворительным уровнем предоставления услуг.
Согласно проведенному Gartner опросу ИТ-директоров, цифровая трансформация, эффективное использование данных и модернизация технологий являются тремя главными приоритетами государственных ИТ-директоров. От развития этих направлений будет зависеть устойчивость работы организации, а следовательно, удовлетворённость граждан при получении тех или иных услуг, в том числе цифровых сервисов на базе облачных инфраструктур. [4]
Gartner: 10 главных ИТ-трендов в госсекторе
В середине февраля 2022 года аналитики Gartner определили 10 основных тенденций в области информационных технологий в сфере государственного управления на 2022 год. По мнению экспертов, эти тренды могут помочь лидерам государственного сектора ускорить цифровую трансформацию и снизить риски сбоев.
Компонуемые государственные платформы
К 2024 году более 25% правительственных запросов на критически важные ИТ-системы потребуют архитектуры решений и переменного лицензирования, которые поддерживают компонуемый подход к проектированию. Он позволяет правительствам сосредоточиться на услугах, ориентированных на граждан, а не на часто используемом разрозненном программно-ориентированном подходе. Такие платформы демонстрируют компонуемость в трех направлениях: бизнес-архитектуре, технологиях и мышлении.
Адаптивная безопасность
По прогнозам Gartner, к 2025 году 75 % ИТ-директоров в госструктурах будут нести прямую ответственность за безопасность вне ИТ, включая операционные и критически важные технологические среды. Государственные ИТ-директора должны учитывать человеческий фактор как важнейшую cоставляющую кибербезопасности, повышая квалификацию изнутри с помощью углубленных программ обучения и широкой поддержки сотрудников посредством информационно-просветительской работы.
Экосистемы цифровой идентификации
Gartner прогнозирует, что к 2024 году по крайней мере треть национальных правительств и половина штатов США предложат гражданам мобильные решения для идентификации личности. Но лишь немногие из них будут совместимы между секторами и юрисдикциями. Масштабы и проблемы, связанные с цифровой идентификацией, быстро расширяются, поскольку правительства стремятся к внедрению разных решений для проверки личности для обеспечения надежного и удобного доступа к услугам.
Всеобъемлющий опыт
Gartner прогнозирует, что к 2023 году большинство правительств без стратегии всеобъемлющего опыта (Total Experience или TX) не смогут успешно трансформировать государственные сервисы. TX предлагает правительствам способ улучшить стратегии управления талантами и развить более сильные наборы цифровых навыков в своих организациях, одновременно улучшая предоставление услуг гражданам. Отсутствие стратегии TX может увеличить проблемы в обслуживании, что приведет к риску возникновения задержек и неудовлетворительного качества обслуживания.
Все как услуга (XaaS)
Аналитики отмечают, что 95% новых инвестиций в ИТ, сделанных государственными учреждениями, в течение следующих трех лет будут приходиться на XaaS-решения. XaaS включает в себя несколько категорий ИТ-инфраструктуры и программных услуг, в том числе предоставляемых в облаке в виде услуги на основе подписки.
Ускоренная модернизация legacy-систем
Когда началась пандемия COVID-19, базовые устаревшие бизнес-системы не смогли справиться с резким ростом спроса на сервисы. Так, ИТ-директорам необходимо будет сделать модернизацию постоянной деятельностью, а не рассматривать ее как разовую инвестицию.
Управление делами как услуга (CMaaS)
Делопроизводство - универсальный стиль работы правительств. CMaaS может повысить институциональную гибкость в правительстве за счет использования компонуемых бизнес-принципов и практики при замене устаревших систем на модульные продукты управления делами. Gartner прогнозирует, что к 2024 году государственные организации с подходом к составлению приложений для управления делами будут внедрять новые функции как минимум на 80% быстрее, чем без них.
Гиперавтоматизация
Аналитики Gartner отмечают, что в ближайшие три года 75% правительств запустят или реализуют как минимум три инициативы по гиперавтоматизации в масштабах предприятия. Гиперавтоматизация предлагает больше, чем возможность эффективного предоставления подключенных и бесперебойных государственных услуг. Она также ориентирована на увеличение эффективности госуправления за счет применения сквозных инициатив, нацеленных на end-to-end процесс, а не только на автоматизацию разрозненных задач.
ИИ при принятии решений
К 2024 году 60% государственных инвестиций в ИИ и аналитику данных будут направлены на непосредственное влияние на оперативные решения и результаты в режиме реального времени. Планирование и решения должны быть все более предсказуемыми и упреждающими, с использованием ИИ, аналитики, бизнес-аналитики и науки о данных, чтобы добиться существенного сокращения расходов, которые бывают из-за позднего вмешательства.
Дата-шеринг как программа
Обмен данными в правительстве, как правило, носит ситуативный характер и связан с громкими инцидентами. Напротив, дата-шеринг как программа представляет собой систематический и масштабируемый подход, обеспечивающий повторное использование данных и инноваций в сфере услуг. Gartner прогнозирует, что к 2023 году организации, продвигающие дата-шеринг, превзойдут своих конкурентов по большинству показателей ценности бизнеса. Для этого потребуется культурный сдвиг от разделения использования данных к повторному использованию данных для лучшего обслуживания граждан.[5]
2020: Рост ИТ-расходов в госсекторе на 4,2% в условиях COVID-19, до $459,43 млрд - Gartner
По итогам 2020 года ИТ-расходы в государственном секторе в мире достигли $459,43 млрд, увеличившись на 4,2% в сравнении с 2019-м, когда темпы роста измерялись +3,9%. Такие данные приводят аналитики Gartner.
По их словам, в условиях пандемии коронавируса COVID-19 государственным организациям было сложно реагировать на её последствия и восстанавливаться. Но вакцинация и другие меры по защите здоровья населения стали приоритетными для властей, в результате чего они стали быстрее выполнять процессы цифровой трансформации.
Старший директор по исследованиям Gartner Ирма Фабулар (Irma Fabular) говорит, что госорганы стали быстрее внедрять инновации, используя коммерческие технологии для решения операционных и критически важных задач. ИТ-продукты и данные все чаще применяются в качестве контроля и реагирования на пандемию, а также для оказания финансовой и гуманитарной помощи, добавила она.
Пандемия COVID-19 выявила слабые места в способности государственных организаций быстро реагировать, масштабировать и обеспечивать важные услуги, - продолжает Ирма Фабулар. - Уроки, извлеченные из этих действий государственных организаций, дают стимул для повышения устойчивости и построения более сильного будущего для граждан и бизнеса. |
Самым быстрорастущим сегментом ИТ-отрасли в глобальном государственном секторе остается программное обеспечение, к которому в Gartner относят приложения, инфраструктурные решения и специализированные продукты. В 2020 году продажи софта в госсекторе поднялись на 8,9%, до $108,21 млрд.
Второе место по динамике заняли системы для дата-центров, на которые в 2020 году было потрачено $30,28 млрд, что на 5,7% превосходит показатель годичной давности. На 4,8% увеличились расходы госорганов на ИТ-сервисы, они превысили $160,04 млрд.
Продажи ИТ-оборудования для госнужд по итогам 2020 года достигли $33,03 млрд, что на 1,6% больше в сравнении с 2019-м. Спрос в этом сегменте подстегнула пандемия коронавируса COVID-19, из-за которой государственные организации стали активно практиковать удаленную работу и использование публичных сервисов.
Ещё одной статьёй ИТ-расходов госучреждений называются так называемые внутренние услуги (Internal Services), когда организации нанимают специалистов, которые планируют, разрабатывают, внедряют и обслуживают информационные системы. На зарплаты и премии таким сотрудникам госорганы по всему миру потратили в 2020 году около $63,93 млрд, что на 1% превосходит значение годичной давности.
Также в исследование включены телекоммуникационные услуги, на которые в 2020 году госорганы потратили порядка $63,94 млрд, что на 0,5% больше относительно 2019-го.
Лучшим ИТ-проектом в госсекторе EMEA в Gartner назвали разработанную шведским агентством социального страхования систему для автоматизированного предоставления социальных услуг и выплат.
В США победителем стало решение HHS Protect, которое представляет собой безопасную платформу для данных и экосистемы, основанную на восьми коммерческих технологиях для обмена, анализа, хранения и доступа к данным, связанным с COVID-19. Проект объединяет более 200 разрозненных источников данных в одну экосистему, которая объединяет данные федерального правительства, правительства штата и местного самоуправления, а также отрасли здравоохранения.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе, по мнению экспертов Gartner, лучшим ИТ-проектом 2020 года стало приложение TraceTogether. Оно разработано в Сингапуре для отслеживания контактов людей, зараженных коронавирусом. За нарушение карантина в стране сажают в тюрьму и штрафуют. Программа TraceTogether создана всего за восемь недель, её исходные коды открыты для применения в других странах.
По словам аналитиков, в 2021 году темпы роста ИТ-расходов в госсекторе в мире станут еще больше (+5,1%), а в абсолютном выражении затраты будут измеряться $482,8 млрд. Три сегмента покажут рост выше рыночного:
- программное обеспечение (+9,2%);
- ИТ-оборудование (+5,6%);
- ИТ-услуги (+5,4%).[6]
2019
Мировые ИТ-расходы в госсекторе выросли на 3,9%
Объем мировых расходов на информационные технологии (ИТ) в государственном секторе в 2019 году составил $440,14 млрд, что на 3,9% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Gartner.
Наибольшие темпы роста продемонстрировали продажи программного обеспечения: они достигли $99,34 млрд, увеличившись на 9,4%. На 4,5% увеличились расходы госорганов на ИТ-услуги — до $152,69 млрд. Эта категория остаётся крупнейшей на рассматриваемом рынке.
Около $32,5 млрд в 2019 году госучреждения израсходовали на ИТ-оборудование, что на 4,7% больше показателя годичной давности. На 0,2% просели расходы на закупку решений для дата-центров, они составили $28,19 млрд.
Государственные организации ускоряют инвестирование в ИТ в таких областях, как электронные госуслуги, здравоохранение, социальные услуги, образование и переподготовка кадров, чтобы поддержать отдельных людей, семьи и компании, которые серьезно пострадали от пандемии COVID-19, — говорит старший директор по исследованиям Gartner Ирма Фабулар (Irma Fabular). — Для поддержания экономической жизнеспособности госорганизации также развернули государственные программы помощи в восстановлении, которые помогают малому бизнесу и позволяют перепрофилировать персонал. |
По словам Фабулар, многие правительственные организации будут предпринимать меры по повышению устойчивости сообществ и стран в целом, включая улучшение систем наблюдения за заболеваниями и другими угрозами. Примером может служить помощь в размере $500 млн, выделенная федеральным правительством США на наблюдение за данными в области здравоохранения и модернизацию инфраструктуры, чтобы помочь штатам и местным органам власти разработать инструменты борьбы против COVID-19.
Важные, но менее срочные ИТ-проекты, такие как системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и роботизированная автоматизация процессов (RPA), откладываются, чтобы освободить место для актуальных и критических расходов на поддержку цифровых рабочих мест, меры общественного здравоохранения и экономический рост. Внедрение облачных сервисов продолжает ускоряться, в то время как расходы на внутренние серверы и хранилище идут на спад, отметила аналитик Gartner.
Одна из актуальных к 2019 году тенденций — активное использование в госсекторе облачных сервисов и BigData. Облачные сервисы очень удобны для небольших органов власти: комитетов, ведомств, местных структур, подведомственных учреждений.
Например, для школы или администрации маленького городка создать сайт – целая история, ведь нет ни специалистов, ни бюджета на стороннюю разработку. Эту проблему отлично решает SaaS-сервис: все учреждения получают стандартизированные сайты с оптимальной структурой, достойным дизайном и возможностью оперативно добавлять контент в простом интерфейсе.
По словам экспертов, технологии машинного анализа (Business Intelligence), активно используемые в частном секторе, приходят и в государственное управление. Они позволят обрабатывать огромные объёмы неструктурированной информации, переводя её в визуально понятную форму, и повысят организационную эффективность работы госструктур.
Пандемия коронавируса COVID-19 вынуждает компании и государственные учреждения урезать ИТ-бюджеты. В 2020 году соответствующие расходы в госсекторе упадут на 0,5% после роста в 2019-м, прогнозируют в Gartner. Ожидается, что на госсектор в 2020 году придется 16% ИТ-расходов во всех отраслях вместе взятых.[7]
5 главных технологий для цифрового правительства
В начале марта 2020 года аналитическая компания Gartner представила пять основных технологий для цифрового правительства, которые вышли на первый план в 2019 году.
Чат-боты
Предполагается, что чат-боты окажут серьезное влияние на то, каким образом граждане взаимодействуют с правительством. Чат-бот - это диалоговый интерфейс, использующий ИИ для консультации клиентов на платформе обмена сообщениями, в социальной сети или в чате. Чат-боты стали основным приложением искусственного интеллекта для обслуживания клиентов, управления персоналом, службы поддержки ИТ, самообслуживания, планирования, клиентского программного обеспечения предприятия, а также для повышения производительности труда сотрудников и предоставления консультативных услуг.
Цифровые двойники правительства
Цифровые двойники обеспечат единый интерфейс для оперативного контроля над всеми юрисдикциями. В долгосрочной перспективе правительства будут использовать цифровых двойников для автоматизации командно-контрольных операций, что позволит сократить персонал, а со временем и для тестирования сценариев, связанных с политикой и законодательством.
Блокчейн
Блокчейн может полностью трансформировать сферу государственных услуг, предоставляя прозрачную систему контроля государственных транзакций и согласуя работу государственного и частного секторов. Он позволяет проводить безопасно внедрять различные функции, такие как идентификация пользователей, голосование, публичные записи, закупки и надзор за рисками в цепочке поставок.
Опрос ИТ-директоров Gartner 2019 показывает, что 7% государственных организаций уже внедрили блокчейн-технологии или планируют внедрить их в течение ближайших 12 месяцев. Но в том же опросе 43% респондентов, работающих в правительственных учреждениях указали, что не заинтересованы в блокчейне (в 2018 году этот показатель составил 35%).
Торговая площадка данных
Торговые площадки данных являются интерактивными платформами для обмена данными с целью получения коммерческой и социальной выгоды. Они создают ценные потоки данных для государственных и частных пользователей и позволяют правительству, промышленности и гражданам совместно использовать информацию.
Торговые площадки данных создают инновационную среду для новых цифровых бизнес-моделей. Многие ИТ-директора, которые работают над концепцией и реализацией умных городов, постараются монетизировать существующие порталы открытых данных, перемещая их на рынки.
Интеллектуальное рабочее пространство
Интеллектуальное рабочее пространство использует растущую цифровизацию физических объектов. Такое рабочее пространство активно применяет новые технологии, в том числе IoT и ИИ, чтобы предоставить клиенту новые способы работы, планирования ресурсов, координации обслуживания, обмена информацией и сотрудничества.
Преимущества интеллектуальных рабочих пространств разнообразны: они увеличивают производительность труда, улучшают восприятие рабочего места, а также повышают качество обслуживания клиентов.
При этом интеллектуальные рабочие пространства могут оптимизировать процессы, специфичные для конкретной отрасли. Например, сотрудник сможет использовать цифровое перо, которое напрямую взаимодействует с внутренними системами обработки, а пациент будет находиться на постоянном удаленном мониторинге благодаря носимому интерфейсу.
Правительственным ИТ-директорам, работающим в правительственных учреждениях, нужно наладить тесное сотрудничество с командами по недвижимости и объектам, чтобы обеспечить интеллектуальные рабочие пространства.[8]
2013
Расходы на ИТ правительственных организаций оценены в $449,5 млрд
Мировые расходы правительственных организаций на ИТ, по прогнозам Gartner[9] от июня 2013 года, составят $449,5 млрд в 2013 году, что на 0,1% меньше 2012 года. Эта сумма включает расходы государственного сектора на оборудование, софт, ИТ-сервисы и телекоммуникации. При этом относительно предыдущего новый прогноз Gartner понижен: ранее эксперты предполагали, что рост расходов на ИТ правительств разных стран составит 0,2% в 2013 году.
Несмотря на общую тенденцию понижению, по словам экспертов Gartner, в области инвестиций государств мира в ИТ остаются «горячие» области, где возможен рост. Например, мобильные технологии, модернизация ИТ и облачные вычисления остаются тремя наиболее популярными областями вложения средств в госсекторе в 2013 году. Также прогнозируется высокий спрос на профессиональные услуги и Big Data.
По словам Кристины Аркарис (Christine Arcaris), директора по исследованиям Gartner, «расходы на облачные решения продолжают расти по сравнению с предыдущими годами из-за сложных экономических условий, а также того обстоятельства, что такие решения быстро развертываются и позволяют снизить число рисков». По ее словам, есть и области, где за снижением спроса последует и сокращение расходов, например, консолидация дата-центров.
Исследование Gartner показало, что правительства мира наращивают объем внедрений как частных, так и публичных облачных сервисов, при этом 30-50% государственных организаций либо уже имеют активный контракт на получение таких услуг, либо планируют заключить его в ближайшие 12 месяцев. Причем хотя изначально основной упор делался на SaaS, в дальнейшем роль IaaS и PaaS также будет возрастать.
Фокус на внедрение мобильных технологий также актуален для государственных организаций по всему миру. Особенно такие технологии актуальны для организаций с децентрализованным штатом или тех, где трудится большое количество «полевых» сотрудников, например, инспекторов или социальных работников.
Также растет актуальность подхода bring-your-own-device (BYOD), когда сотрудники могут использовать рабочее ПО на своих персональных мобильных компьютерах. В ходе исследования среди государственных организаций в Gartner выяснили, что 52% из них уже позволяют своим работникам пользоваться личными смартфонами на работе, 50% - разрешают пользоваться ноутбуками, 38% - планшетами. В Gartner также ожидают увеличения спроса на решения big data в будущем.
В ходе опроса Gartner были опрошены респонденты из 13 стран, включая Австрию, Бразилию, Китай, Колумбию, Германию, Индию, Индонезию, Мексику, Россию, Сингапур, Южную Корею, Великобританию и США.
Прогноз Gartner до 2017
В июле 2013 года Gartner обнародовала данные[10] очередного исследования, согласно которому в 75% стран расходы на ИТ правительств в течение 2013 года либо остались на прежнем уровне, либо увеличились в объеме несмотря на общемировой тренд к снижению стоимости ИТ-сервисов.
По словам исследовательского директора Gartner Рика Говарда (Rick Howard), это означает кардинальное изменении обстановки на рынке автоматизации госсектора. Многие годы правительства мира в части освоения информационных технологий и развития ИТ-сервисов были вынуждены добиваться большего меньшими средствами, то есть находились в условиях постоянного дефицита бюджетов. Сейчас же, по его словам, ситуация стабилизировалась.
Впрочем, тренд к росту правительственных ИТ-бюджетов в Gartner расценивают как краткосрочный. Среднегодовой темп роста ИТ-расходов в секторе государственных и образовательных организаций в мире до 2017 года составит всего 1,3%. Государственные компании увеличивают инвестиции в электронную коммерцию, мобильные, социальные и облачные технологии, также госсектор будут интересовать вложения в ИТ-сервисы, ПО и дата-центры.
В исследовании также названы топ-10 технологий на 2013 год для правительственной автоматизации: это средства бизнес-анализа и аналитики, модернизация законодательства, ИТ-менеджмент, технологии совместной работы, мобильные устройства, мобильные приложения, средства защиты информации, cloud computing, виртуализация рабочих станций и SOA.
Согласно исследованию Gartner, 76% ИТ-директоров мировых правительств имеют обширную зону ответственности также и за пределами сферы информационных технологий. При этом средний срок пребывания в должности для «государственных» ИТ-директоров составляет 3,8 года, тогда как в среднем для всех отраслей – 4,8 лет.
См.также
Обзор ИТ в регионах России 2015
- Россия в ИТ-рейтингах
- Информационное общество и софинансирование регионов
- Цифровизация регионов России
- Статистика использования ИКТ в госсекторе России
- Электронные госуслуги в регионах России
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
- Развитие СМЭВ в субъектах РФ
- Универсальная электронная карта (УЭК)
- УЭК в регионах России
- Цифровизация здравоохранения России
- ИТ в образовании РФ
- Концепция МФЦ
- Информатизация МФЦ Мои документы
- Аудит соответствия МФЦ рекомендациям к ИТ
- МФЦ. Международный опыт
- ИТ-директора российских регионов
- Анализ базы ИТ-директоров российских регионов 2014
Примечания
- ↑ Technologies to Have Transformational Benefit within Five Years
- ↑ CIOs Should Capitalize on These Trends to Deliver and Expand Mission Capabilities
- ↑ Gartner Announces the Top 10 Government Technology Trends for 2023
- ↑ Gartner Forecasts Worldwide Government IT Spending to Grow 6.8% in 2023
- ↑ Gartner Unveils the Top 10 Government Technology Trends for 2022
- ↑ Gartner Forecasts Global Government IT Spending to Grow 5% in 2021
- ↑ Gartner Forecasts Global Government IT Spending to Decline 0.6% in 2020
- ↑ Top Trends From Gartner Hype Cycle for Digital Government Technology, 2019
- ↑ Gartner Says Worldwide Government IT Spending Flat in 2013
- ↑ Gartner Survey Shows 75 Percent of Government CIO Budgets Flat or Increasing in 2013