2024/10/02 14:50:05

Северный морской путь


Содержание

2024

Дефицит грузовых судов ледового класса

По словам полномочного представителя Президента РФ в ДФО Россия испытывает дефицит грузовых судов ледового класса для гигантского проекта Северного морского пути, так как страна пока не может построить этот флот целиком самостоятельно.

Российские верфи способны построить к 2030 году только 16 арктических грузовых судов из как минимум 70 необходимых.

Грузопоток по Северному морскому пути на октябрь 2024 г составляет половину от первоначальной цели на 2024 год.

На новый федпроект по развитию Северного морского пути выделяется 175 млрд рублей на 2025-2027 гг

Правительство России планирует направить ₽175,45 млрд на реализацию федерального проекта «Развитие Большого Северного морского пути» (БСМП) в период с 2025 по 2027 годы. Информация о распределении средств стала известна 30 сентября 2024 года из пояснительной записки к законопроекту о федеральном бюджете на предстоящий трехлетний период.

Как передает Portnews, распределение средств предполагается осуществить следующим образом: в 2025 году — ₽55,28 млрд, в 2026 году — ₽63,69 млрд и в 2027 году — ₽56,48 млрд. Данная информация содержится в пояснительной записке к законопроекту о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов.

Корабль-ледокол

Значительная часть выделяемых средств будет направлена на развитие инфраструктуры морских портов вдоль Северного морского пути. На эти цели в 2026-2027 годах планируется выделить более ₽19 млрд. Кроме того, ₽3,6 млрд предусмотрено на государственную поддержку навигационно-гидрографического обеспечения судоходства по трассам СМП в течение трех лет, а ₽1,28 млрд — на организацию регулярных перевозок.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

Реализация мероприятий по развитию портовой инфраструктуры СМП и реконструкции морского канала потребует ₽17,43 млрд за трехлетний период. На строительство судна атомно-технологического обслуживания запланировано выделить ₽2,2 млрд в 2025 году, ₽2,64 млрд в 2026 году и ₽5,38 млрд в 2027 году.

Проект также предусматривает финансирование строительства пятого и шестого серийных атомных ледоколов проекта 22220 в размере ₽31,3 млрд на период 2025-2027 годов.

Концепция Большого Северного морского пути была представлена премьер-министром России Михаилом Мишустиным летом 2024 года. Новый маршрут от Калининграда до Сахалина охватит около 8 тыс. морских миль, что почти втрое превышает протяженность традиционного Севморпути. В расширенный маршрут планируется включить порты Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград, которые находятся за пределами акватории СМП.[1]

Новатэк начал поставки СПГ по Севморпути

Новатэк приступил к транспортировке сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути. Первая партия СПГ была отправлена из порта Сабетта 21 июня 2024 года. Танкер Arc7 «Эдуард Толль» с грузом СПГ направляется в Китай под сопровождением ледокола «Сибирь». Подробнее здесь

«Атомфлот» разработал ИИ-систему управления кораблями Севморпути

В конце марта 2024 года стало известно о создании ИИ-системы управления кораблями Северного морского пути. Реализацией этого проекта занимается подконтрольное «Росатому» ФГУП «Атомфлот». Подробнее здесь.

2023

Рекордный рост транзитных перевозок по Севморпути - до 2,15 млн тонн

Объем транзитных перевозок по Северному морскому пути (СМП) по итогам 2023 года составил 2,15 млн тонн, чего не было никогда. Об этом рекорде в феврале 2024 года рассказал генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.

По его данным, суммарный объем перевезенных грузов по СМП в 2023 году также достиг рекордных значений - 36,25 млн т, что превысило плановые показатели на 250 тыс. тонн.

Кроме того, глава «Росатома» привел статистику, согласно которой число разрешений на плавание в акватории СМП, выданных иностранным компаниям, в 2023 году увеличилось более чем в два раза.

Объем транзитных перевозок по Северному морскому пути (СМП) по итогам 2023 года составил 2,15 млн тонн

Ранее в «Росатоме» сообщали, что в 2023 году основным грузом при использовании СМП была нефть: ее перевезено 1,5 млн тонн. Порядка 350 тыс. тонн пришлось на железорудный концентрат, также «Газпром» отправил одно судно со сжиженным природным газом в объеме 70 тыс. тонн, и «ЭЛСИ Майнинг» тоже отправила одно судно с 70 тыс. тонн.

В 2023 году транзитом по СМП прошло 80 рейсов (в 2022 году - 47). Дважды совершена проводка крупных судов безледового класса, которые прошли Севморпутем в августе и октябре: балкер Gingo и балкер Platos из порта Мурманска прошли по СМП в китайские порты Циндао и Далянь. Кроме того, по данным «Росатома», в 2023 году выполнены три регулярных каботажных рейса по Северному морскому пути из северо-западной части России в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении.

Северный морской путь — кратчайший морской путь из Европы в Азию. Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев ожидает, что объем перевозок по Севморпути в 2024 году планируется на уровне 50 млн тонн. Трутнев считает, что Севморпуть позволит создать на Дальнем Востоке дополнительные рабочие места и свяжет регионы России. Он отметил, что для работы СМП необходимо большое количество судов и сопровождения.[2]

«Софтлайн Арктика» и САФУ объединят усилия в цифровизации Северного морского пути

ГК Softline (ПАО «Софтлайн») 11 декабря 2023 года объявила о начале сотрудничества ООО «Софтлайн Арктика» и Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ). Стороны планируют создать совместную рабочую группу для разработки и выполнения проектов в рамках цифровизации Северного морского пути. Подробнее здесь.

В России создали беспилотники для маркировки айсбергов — чтобы суда не врезались в них

В декабре 2023 года в компании «Дрон Солюшнс» рассказали о создании беспилотников «Шершень» и «Аист», которые будут применяться для ледовой проводки и маркирования айсбергов на Северном морском пути. Подробнее здесь.

Карта действующих и планируемых совместных проектов с Китаем вдоль морского пути

Россия впервые провела через Арктику тонкокорпусные нефтяные танкеры

Основная статья: Экспорт нефти из России

В сентябре 2023 г Россия впервые провела через Арктику тонкокорпусные нефтяные танкеры. В августе два танкера получили разрешение на прохождение маршрута вдоль северного побережья России, несмотря на то, что они не являются танкерами так называемого "ледового класса", которые усилены для работы в более суровых условиях.

«Газпром» впервые поставил партию СПГ собственного производства по Северному морскому пути

15 сентября 2023 года танкер-газовоз «Великий Новгород» с партией сжиженного природного газа (СПГ), произведенного «Газпромом» на Комплексе в районе КС «Портовая», завершил разгрузку на приемном СПГ-терминале «Таншань» в Китае. Об этом говорится в сообщении «Газпрома», опубликованном на сайте компании.

Россия отправляет часть газовозов по Северному морскому пути и перегружает часть своего арктического сжиженного газа в европейских портах

Как уточнили в компании, это первая поставка СПГ производства «Газпрома» по Северному морскому пути. Подробнее здесь.

Мишустин поручил ускорить создание системы дистанционного зондирования Земли

Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения по итогам прошедшей в июне 2023 года стратегической сессии, посвящённой развитию Северного морского пути (СМП). Одно из них касается ускорения создания национальной системы дистанционного зондирования Земли для мониторинга льдообразования и ледовой обстановки на основе современной национальной космической спутниковой группировки. Подробнее здесь.

В России разработали «ядерную батарейку», способную согреть Севморпуть. «Росатом» потратит на нее миллиарды

12 апреля 2023 года в национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» сообщил о разработке так называемой «ядерной батарейки», которая, как ожидается, поможет обеспечить энергией труднодоступные районы по всей России. Речь идет об атомной термоэлектрической станции (АТСТ) малой мощности «Елена-М». Подробнее здесь.

Турция добивается участия в проектах в Арктике

К 2023 году арктический регион стремительно превращается в одну из наиболее перспективных точек роста для экономики России. Интерес к этому региону заметно активизировался не только со стороны Китая, но также со стороны Индии, Южной Кореи и Турции.

Как видит турецкая сторона свое участие в арктических проектах?

Еще в 2018 году была опубликована национальная полярная научная программа, в которой были изложены интересы Турции в регионе. В рамках программы планировалось разработать дорожную карту для вступления в Арктический совет. Турецкие власти выразили желание присоединиться к договору о Шпицбергене.

Изучение Арктики в Турции ведется в Центре Тубитак Мармара, в Институте арктических исследований. По словам руководителя института Бурсу Озсой, присоединение к договору предоставит Турции право заниматься морской, горнодобывающей, торговой и промышленной деятельностью, а также рыболовством и охотой в регионе.

К марту 2023 г представители Норвегии предложили турецкой стороне либо работать в Арктике под их патронажем, либо заниматься научными и экологическими исследованиями, не ведя хозяйственной и торговой деятельности. 

О каких проектах может идти речь на начальном этапе?

В первую очередь, Турция может принять участие в судостроении для Севморпути, отмечал канал "Рыбарь".

Северный морской путь в том числе ориентирован на поставки ресурсов и полезных ископаемых в Китай и поставки готовых товаров из Китая в ЕС. Это по сути внутренний водный путь РФ, защищенный от пиратства и санкций недружественных стран.

Из-за нехватки в РФ ледокольного торгового флота, необходимого для работы в высоких широтах, наиболее перспективно сотрудничество в области судостроения. В российском судостроении в это время наблюдается нехватка мощностей и достаточно серьезные проблемы с производством судовых двигателей для крупнотоннажных судов.

У турецких верфей уже есть опыт строительства судов именно для Севморпути. На наиболее сложных участках маршрута будут работать российские атомные ледоколы, а основной объем перевозок можно обеспечить за счет неатомного флота.

По словам заместителя директора Севморпути Максима Кулинко планируется разместить заказы на строительство неатомных ледоколов на верфях Китая и Турции. Заказчиком выступает «Росатом». Турецкая верфь Kuzey Star Shipyard на март 2023 года уже выполняет заказ «Росатома» на строительство плавдока для атомных ледоколов.

Для российской стороны сотрудничество с верфями Южной Кореи было бы хорошей альтернативой, но американские власти оказывают на них серьезное давление.

С другой стороны, в 2023 году в арктическом регионе Россия противостоит семи странам НАТО, которые активно наращивают свое военное присутствие. Это требует незамедлительных действий, направленных на создание гражданской инфраструктуры, промышленных объектов и усиления арктической группировки ВС РФ для прикрытия одного из самых перспективных экспортных маршрутов. В этом контексте, контакты с турецкой стороной по вопросам развития Севморпути выглядят довольно подозрительно. Турция — это прежде всего член НАТО.

Мишустин выделил 27,5 млрд рублей на расширение морского порта Певек в Арктике

В марте 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении более 27,6 млрд рублей на строительство нового терминала в порту Певек на Чукотке. Таким образом, в РФ продолжается работа по развитию и обустройству Северного морского пути (СМП) – важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения, отметила пресс-служба кабмина. Подробнее здесь.

Минобороны России предлагает запретить проход иностранных судов по СМП без разрешения России

В марте 2023 г стало известно, что Минобороны России предлагает запретить иностранным судам ходить по Севморпути без разрешения России. Заявку нужно подавать за 90 дней до плавания, заходить в российские порты "иностранцам" будет нельзя. МИД и Минтранс инициативу поддержали.

Выделено 4 млрд рублей на создание «ледового навигатора»

Российские власти в 2023-2024 гг. направят около 4 млрд рублей на создание цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП), сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями 16 января 2023 года. Глава Правительства РФ подписал соответствующие документы.

Как уточняет пресс-служба кабмина, речь идёт о создании «ледового навигатора», позволяющего с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана. Создание цифровой экосистемы включает установку бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолётах и вертолётах ледовой разведки. Предполагается, что благодаря данным таких комплексов удастся повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Затем сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов попадёт на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи – грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.

Российские власти выделят около 4 млрд рублей на создание цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП)
«
"Можно будет собирать более полную информацию о погодных условиях и в реальном времени отслеживать ситуацию, повышать безопасность судоходства на Северном морском пути, что очень важно для своевременной доставки грузов, в том числе в рамках северного завоза и на экспорт", - отметил Мишустин
»

Создание цифровой экосистемы планируется завершить к середине 2025 года. Оно идёт в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», сообщили в правительстве.

На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги судоходным компаниям, использующим Северный морской путь. Речь идёт в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.[3]

Мишустин выделил миллиарды рублей на инфраструктурные проекты

В январе 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение и постановление, которым выделил новые средства на инфраструктурные проекты, необходимые для развития Северного морского путию

Одним из документов утверждён объём бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала «Порт `Бухта Север`». В 2023 году они составят более 2 млрд рублей, а в 2024 году – более 1,6 млрд рублей.

За счёт федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, а также установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза свыше 120 тыс. т. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.

Премьер-министр Михаил Мишустин выделил миллиарды рублей для развития Северного морского пути

Порт «Бухта Север» будет обслуживать Пайяхскую группу месторождений на севере Красноярского края вблизи Диксона. Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приёма и хранения нефти. Появление «Бухты Север» позволит к 2024 году увеличить суммарный объём грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн.

«
Рассчитываем, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в Арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение её жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона, – отметил Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 16 января 2023 года.
»

Как напомнила пресс-служба кабмина, Северный морской путь является кратчайшим водным маршрутом между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции, добавили в правительстве.[4]

2022

Заявление АО «ГЛОНАСС о создании локальной навигационной системы для Севморпути

28 ноября 2022 года в АО «ГЛОНАСС» сообщили о создании локальной навигационной системы для обеспечения связи на всем протяжении Северного морского пути (СМП). По словам главного конструктора компании Михаила Кораблева, предполагается, что платформы не будет зависеть от спутниковой навигации.

На первом этапе система заработает в районе Обской губы, а затем она охватит весь Северный морской путь.

«
Тем самым мы сможем решить задачу гарантированного навигационного обеспечения всей Арктической зоны, которая нуждается в данной услуге, - сказал Кораблев, чьи слова приводит ТАСС.

»

ГЛОНАСС разрабатывает локальную навигационную систему для Северного морского пути

В октябре 2022 года «Роскосмос» сообщал, что к 2024-му российская орбитальная группировка будет расширена за счет двух гидрометеорологических аппаратов «Арктика-М», а также спутников «Кондор-ФКА» и «Обзор-Р» для радиолокационного наблюдения. До 2026 года госкорпорация планирует вывести четыре аппарата «Экспресс-РВ» для широкополосного интернета, в частности, вдоль Севморпути.

СМП пролегает вдоль северных берегов России и соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. Его протяженность составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. Навигация в восточном секторе СМП зимой невозможна без ледокольной проводки (толщина льда достигает 3 м). Проект перехода на круглогодичную навигацию по Севморпути является стратегическим для России. По данным Минвостокразвития, это позволит сделать СМП полноценной альтернативой Суэцкому каналу, сократив более чем на 30% морской путь из Европы в Азию.

В октябре 2022 года с космодрома Плесецк был запущен навигационный спутник «Глонасс-К». Генеральный конструктор ГЛОНАСС Сергей Карутин говорил, что новые космические аппараты «Глонасс-К2» обеспечат точность навигации менее 30 см.[5]

На развитие Севморпути выделяется 1,8 трлн рублей

Правительство РФ утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года, на его реализацию планируется выделить 1,8 трлн рублей. Об этом 7 сентября 2022 года заявил президент России Владимир Путина во время своего выступления в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ).

По словам российского лидера, деньги на развитие проекта будут взяты «из разных источников». Путин сообщил, что грузопоток этого коридора может вырасти с 35 млн тонн до целевого показателя в 220 млн тонн. Президент заявил о необходимости создания на всем протяжении Севморпути условий для обслуживания кораблей.

На развитие Севморпути выделяется 1,8 трлн рублей

О том, что кабмин направит на развитие Севморпути 1,8 трлн рублей, стало известно еще в августе 2022 года. Тогда премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что в программу развития маршрута войдет более 150 мероприятий. В их числе – строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке.

Также планируется строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.

Отдельный раздел плана посвящён созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей.

Кроме этого, предусмотрены мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота из 46 судов, оснащению арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолётами. Также будет создана арктическая спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и позволит оценивать изменения климата.[6]

План поставок 32 млн тонн грузов контейнеровозом «Севморпуть»

В 2022 году по Северному морскому пути планируют доставить 32 млн тонн грузов. Часть работы возьмёт на себя контейнеровоз «Севморпуть». Об этом стало известно 24 мая 2022 года.

Транспортное судно с атомной установкой может ходить в высоких широтах без помощи ледоколов и выгружаться прямо на лёд, обходясь без причала.

2021: Создание цифровой платформы для навигации по Севморпути

В начале августа 2021 года стало известно о создании в России цифровой платформы для навигации по Севморпути (СМП). Реализацией проекта стоимостью около 2,9 млрд рублей занялся «Росатом». Подробнее здесь.

Примечания