Содержание |
Основная статья: История музыки в России
Биография
Родился 1 [13] мая 1892 в Пропойске, Могилёвской губернии Российской империи. Настоящее имя — Наум Израилевич Лурья.
Артура Лурье знают в России скорее, филологи, чем музыканты: Лурье один из адресатов лирики Анны Ахматовой. Они увиделись в первый раз в 1914 году в «артистическом подвале» «Бродячая собака» и эта встреча определила всю дальнейшую судьбу композитора. По словам самого Лурье «Анна Андреевна разорила его гнездо, как коршун, и все разрушила в его молодой семейной жизни».
А между тем, уроженец городка Пропойска Могилевской губернии вошел в историю как один из лидеров русского музыкального футуризма, тесно сотрудничая с Кульбиным, Хлебниковым, братьями Бурлюками, Бруни, Пуниным, Крученых, Маяковским, Лурье был соавтором их знаменитых манифестов. Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке
Поклонник кубизма, четвертитоновой музыки и додекафонии Артур Лурье предвосхитил работы Шенберга, Кейджа и Крамба в области свободного обращения со звуковым пространством и временем (большинство его авангардных произведений создано около 1916 года).
При большевиках Лурье с 1918 по 1921 год работал начальником музыкального отдела Наркомпроса. На этом странном для него поприще «ответственного» за музыку в первом правительстве Советской России он успел помочь довольно многим талантливым русским музыкантам.
В августе 1922 года Лурье уехал в Берлин, а весной 1941, вслед за Стравинским, с которым очень сблизился, эмигрировал в США. Композитор и музыкальный писатель, теоретик и критик, Артур Лурье, без сомнения, явился одним из крупнейших деятелей русского музыкального авангарда ХХ столетия.
Сочинения
Греческие песни
«Греческие песни» на стихи Вячеслава Ивановасочинялись осенью 1914 года. Петербург уже сменил свое «немецкое» имя и стал называться Петроградом, Россия потеряла на фронте более двух миллионов солдат убитыми, мир рушился, а в «Бродячей собаке» по-прежнему собирались те, кто все еще хотел решительно «сбросить с корабля современности» Пушкина, Достоевского и Толстого. «Греческие песни» удивляют экстравагантным сочетанием серьезных модернистских поисков и вполне традиционных и даже салонных интонаций. Композиторские находки лежат здесь и в области различных архаичных ладов, созвучных ивановским переводам из Сафо. Некоторые песни изобилуют изысканной, на грани атональности гармонией. Лурье очень свободно обращается с ритмической структурой произведений, его фантазия изощрена до предела. Лаконизм, обусловленный формой поэтического первоисточника, вполне в духе самого Лурье. Кажется, что Лурье, подобно архитектору или скульптору античности, не сочиняет, но лишь распределяет звуковые формы в пространстве.