Нижегородская ярмарка
Собственники:
Администрация города Нижний Новгород
Содержание |
Конечные собственники
Основная статья: Нижний Новгород
История
1896: XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка
1817: Реконструкция комплекса Ярмарки после пожара под управлением Августина Бетанкура
16 (28) августа 1816 года произошёл пожар, который уничтожил гостиный двор в Нижнем Новгороде, со всеми временными балаганами.
Понимая важность постройки нового экономического центра, император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив выделенные для этого деньги на постройку ярмарки. Всего на постройку гостиного двора было ассигновано из казны 6 миллионов рублей. Строительство возглавил Августин Бетанкур.
Основой для создания архитектурного ансамбля послужил план, разработанный ещё в 1804 году архитектором Андреяном Захаровым.
15 февраля 1817 года началось строительство, которое длилось 4 года. 15 (27) июля 1822 года в каменном гостином дворе и деревянных временных помещениях была открыта торговля.
Ярмарка занимала площадь почти 8 км² на левом низком берегу реки Оки, на большом мысе (Стрелке), образуемом при впадении Оки в Волгу.
Уникальной частью ярмарки был сооружённый гостиный двор, спроектированный Августином Бетанкуром, состоящий из 60 отдельных корпусов с 2530 лавками. Главный дом в духе классицизма и боковые административные корпуса образовывали центральную парадную площадь. Для защиты от весенних вод, затоплявших это место, было насыпано основание высотой 3,5 метра.
Подковообразный обводной канал 100-метровой ширины с трёх сторон окружал центральную часть архитектурного ансамбля. Уникальное гидротехническое сооружение, получившее имя Бетанкуровского канала, соединялось с Мещерским озером и Пырским каналом. Метавселенная ВДНХ
По берегам обводного канала было выстроено ещё более 40 каменных больших зданий для торговли и склада товаров.
По масштабу комплекс был сравним с гидротехническими сооружениями Царского Села и Петергофа. В настоящее время от канала и системы мостов ничего не осталось.
Особое внимание привлекал уникальный для того времени плашкоутный (наплавной) мост через Оку. Имея 510 метров в длину, он являлся самым длинным наплавным мостом того времени.
Впервые для российских ярмарок того времени на территории были разработаны санитарно-технические сооружения — подземная сводчатая канализация. Две круглые башенки между крайними рядами гостиного двора служили входами в две подземные галереи. Подземные галереи представляли собой длинные коридоры с каменными стенами и сводами и кирпичным полом. Длина каждой галереи — 640 метров, ширина — 2,1 метра, высота — 2,5 метра. Вдоль задней стены коридора пролегал жёлоб, над которым были установлены разделённые перегородками писсуары. Чистота помещений поддерживалась ежедневно при помощи воды из трубы, соединявшейся с обводным каналом. Для России того времени это были уникальные сооружения, подземные работы до этого времени проводились лишь в Москве (1816—1829). Гораздо позднее подобные подземные галереи появились в Париже.