2019/05/21 10:11:59

Интервью TAdviser:
ИТ-директор ВТБ Сергей Баранов - о приоритетах технологического развития

Банк ВТБ завершает выполнение трехлетней ИТ-стратегии и ставит новые задачи. ИТ-директор ВТБ Сергей Баранов в интервью TAdviser рассказал о ключевых преобразованиях последних лет, способах сокращения показателя time-to-market и новых направлениях развития в области ИТ.

Сергей
Баранов
Информационные технологии должны стать драйвером технологического развития банка

В 2019 году завершается трехлетняя стратегия ВТБ, утвержденная в 2016 году. Ключевым проектом стратегии было присоединение экс-ВТБ24 к ВТБ. Каковы ключевые итоги объединения на уровне информационных систем?

Сергей Баранов: В 2019 году мы завершаем выполнение нашей ИТ-стратегии 2017-2019 годов. Все ключевые цели, которые мы себе поставили, достигнуты. Важно подчеркнуть, что за это время изменились потребности клиентов и ожидания наших внутренних бизнес-заказчиков к ИТ в целом. Особенно это касается надежности и отказоустойчивости наших решений, скорости обслуживания и вывода на рынок продуктов. Поэтому в 2018 году мы одновременно реализовывали поставленные ранее задачи и работали на перспективу.

Одним из самых знаковых событий этого периода стало, конечно, присоединение экс-ВТБ24 к ВТБ. На обновленные платформы и ИТ-системы мигрировали данные более 19 млн. клиентов, более 50 тыс. сотрудников, свыше 1600 точек продаж.

Объединение позитивно отразилось на наших бизнес-показателях. Так, число пользователей ВТБ-онлайн за 2018 год выросло в 1,5 раза, до 6,4 млн человек. При этом более 80% из них стали использовать для совершения банковских операций мобильные устройства. Доля онлайн-пользователей впервые в истории ВТБ превысила половину от общего числа активных клиентов. За последний год выдачи онлайн-вкладов и кредитов увеличились в несколько раз. Развитие функционала привело к росту среднего числа операций на одного пользователя - с 10,2 до 12,4, а также улучшению ключевых показателей.Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

С 1 января 2019 года были объединены корпоративная и розничная региональные сети ВТБ. Обеспечена непрерывность клиентского сервиса во всех точках продаж, которые вошли в периметр преобразований. Проведена масштабная работа по построению концепции целевой архитектуры региональной сети. В результате чего планируется обновить более 30 информационных систем банка.

Какая система была выбрана в качестве единой АБС и почему? Каковы планы по ее дальнейшему развитию?

Сергей Баранов: Нужно понимать, что ИТ-ландшафт ВТБ исторически развивался за счет интеграции с другими крупными банками (экс-ВТБ24, Банком Москвы и др.), у которых были свои ИТ-системы и ИТ-инфраструктура. Поэтому вопрос консолидации ИТ-ландшафта - комплексный и требует детальной проработки. В конце 2018 года мы определили ключевые направления развития ИТ-архитектуры и утвердили перечень мероприятий по всем бизнес-линиям.

Было принято решение, что у нас будет несколько core-banking систем. Так, к примеру, для корпоративного блока в качестве целевой автоматизированной банковской системы (АБС) выбран «М-Банк». Причина проста - это наша собственная разработка. У нас сформирована компетенция по ее развитию. Кроме того, с 2017 года «М-Банк» успешно прошел сертификацию и внесен в реестр отечественного программного обеспечения. В 2018 году реализован первый шаг консолидации АБС корпоративного бизнеса – проведена миграция АБС Северо-западного регионального центра на «М-Банк». Эта же АБС вместе с TI+ выбрана целевой для СМБ. В розничном сегменте мы решили сконцентрировать усилия на развитии системы Profile.

Удалось ли выстроить единые системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) для физических и юридических лиц? В чем заключались основные сложности? Каковы планы дальнейшего развития этих систем?

Сергей Баранов: В 2017 году мы запустили большой проект по созданию обновленного ДБО для юрлиц. Он основывался на базе гибкой методологии проектного управления (Scrum-of-Scrums), однако довольно быстро мы увидели, что этот выбор был неоптимальным. Поэтому оперативно проанализировали ситуацию и переформатировали нашу работу. В результате к августу 2018 года мы создали другую платформу ДБО, начали подключать первых клиентов, тестировать и внедрять обновленный функционал. На май 2019 года к ДБО2.0 подключены более 1000 компаний, обновлен личный кабинет, доступны такие опции, как открытие счетов, рублевое и валютное расчетно-кассовое обслуживание, валютный контроль и т.д. В сентябре 2019 года мы планируем подключить более 50 тысяч клиентов, а до конца года – свыше 200 тысяч. Что касается ДБО для розничного бизнеса, то мы завершаем проектирование решения на микросервисной архитектуре, поэтому подробности и детали сможем предоставить позже.

Банковский рынок на протяжении последних лет озадачен сокращением показателя time-to-market. Стоит ли такая задача перед вами и как она отражается на подходах к развитию информационных систем?

Сергей Баранов: Повышение скорости и сокращение Т2М – это глобальный тренд, который обусловлен изменением клиентских предпочтений. Клиенты хотят получать услуги быстро, в любое время и практически из любой географической точки, ну и главное – качественно, безопасно и удобно с точки зрения пользователя. Мы это видим по кратному росту операций и транзакций в наших удаленных каналах.

Чтобы управлять скоростью доставки ИТ-результата мы, прежде всего, переходим к in-house разработке и использованию методологии DevSecOps. Это гибкий и непрерывный процесс внедрения изменений кросс-функциональными (бизнес и ИТ) командами с одновременным соблюдением требований информационной безопасности. В периметре DevSecOps пять розничных ИТ-систем, таких как Единое фронтальное решение, ВТБ-Онлайн, корпоративный сайт и т.д. В ближайшей перспективе данный процесс расширится на ИТ-системы корпоративного бизнеса. Время реализации ИТ-результата благодаря DevSecOps сократится на 30-70% в зависимости от ИТ-системы. Еще один важный стрим – построение слабосвязанной микросервисной ИТ-архитектуры последнего поколения и автоматизация предоставления инфраструктурных мощностей, что также позволит существенно повысить скорость ИТ-изменений.

Возможно ли сочетать задачи повышения скорости и надежности с необходимостью импортозамещения? Какие импортозамещающие проекты являются для вас приоритетными?

Сергей Баранов: Импортозамещение – это один из ключевых приоритетов развития государства и бизнеса. С одной стороны - это последовательный процесс создания инструментов для нивелирования различных геополитических и бизнес-рисков. С другой – механизм, который будет стимулировать развитие ИТ-компетенций и ИТ-отрасли в стране в целом. Безусловно, для этого нужны время, ресурсы и общая координация, которую пока обеспечивает государство. Говорить о сочетании скорости доставки ИТ-результатов и импортозамещения пока сложно. Это можно будет сделать на последующих этапах - после расширения списка российского ПО, совершенствования его функциональности, снижении его стоимости и т.д. Пока основной фокус сосредоточен на выработке и обсуждении механики процесса импортозамещения.

В ИТ-блоке есть отдельное управление, занятое цифровой трансформацией. Каковы его приоритеты? Каким образом проведена граница между цифровой трансформацией и информатизацией?

Сергей Баранов: Да, действительно внутри департамента ИТ есть управление цифровой трансформации, которое специализируется на работе с инновационными технологиями. Здесь сконцентрированы ИТ-компетенции по таким направлениям, как блокчейн, биометрия, искусственный интеллект, интернет вещей и многие другие. Наши коллеги активно изучают все новинки с точки зрения их потенциального применения и пилотируют решения в формате форсайт-проектов. В зависимости от полученных результатов принимается решение о целесообразности дальнейшего прототипирования и масштабирования. Но это лишь часть работы.

Коллеги активно работают с инновационным сообществом и стартапами, которые для банка являются потенциальными точками роста, так как дают возможность найти интересные практически готовые технологии и быстро встроить их в клиентские сервисы или внутренние бизнес-процессы. В 2018 году мы запустили собственный акселератор. В рамках первого набора запущено 10 пилотных проектов со стартапами. Например, Data Fabric — программная платформа для сбора, преобразования, хранения и управления данными на основе семантических технологий. FreshDoc — конструктор документов с использованием искусственного интеллекта. Synpatic — технологии выделения и оценки информации из звуков и речи, а также анализа интонации и другие.

Еще один важное направление – помощь нашим HR-подразделениям по формированию технологической повестки при взаимодействии с вузами, студентами и молодыми специалистами.

Каковы ваши успехи и планы относительно развития ИТ-инфраструктуры? За счет чего планируете снижать ее стоимость?

Сергей Баранов: Развитие ИТ-инфраструктуры – стратегически важная тема. Так, в рамках DevSecOps за счет автоматизации процесса предоставления необходимых инфраструктурных мощностей будет сокращаться показатель Т2М. Мы завершили знаковый для ВТБ проект построения «частного облака». Всего за два года – сравнительно небольшой для таких масштабов срок – мы не только создали единую платформу для гибкого управления ИТ-инфраструктурой, но и обеспечили миграцию в облако 250 ключевых ИТ-систем. Благодаря постоянному изучению существующих на рынке инфраструктурных решений и анализу потребностей наших заказчиков в рамках проекта получилось сэкономить около 1 млрд рублей. Также мы создали прозрачную систему аллокации инфраструктурных затрат, что существенно влияет на эффективность деятельности наших бизнес-заказчиков.

Снижение затрат на ИТ-инфраструктуру мы будем обеспечивать за счет комплексного подхода. Он учитывает постоянный мониторинг утилизации существующих мощностей и оптимизацию их использования. Сюда же относится управление жизненным циклом (End-of-Life) оборудования, развитие собственного частного облака и построение гибридных облаков, когда мы будем использовать внешние инфраструктурные ресурсы (но не для информации, которая находится в промышленной среде).

Мы разработали и в начале лета 2019 года планируем запустить партнерскую программу «Лаборатория», в рамках которой будем тестировать и исследовать оборудование и системное ПО. Одна из целей – апробация инфраструктурных решений, которые смогут обеспечить технологическое лидерство ВТБ за счет внедрения современных технологий и ускорят выполнение плана мероприятий по импортозамещению. Работа будет вестись одновременно по нескольким направлениям – серверы, системы хранения данных, системы виртуализации, сетевое оборудование и сервисы видеоконференцсвязи.

Какой подход вам ближе – аутсорсинг или инсорсинг? Для каких задач аутсорсинг вам кажется неприемлемым?

Сергей Баранов: Раньше банк ВТБ придерживался концепции использования преимущественно внешних ресурсов. Однако в условиях стремительного развития бизнеса и роста нагрузки на наши ИТ-системы, наши потребности изменились. Банк принял решение инвестировать в in-house развитие. Это позволяет лучше управлять скоростью найма ИТ-специалистов, формированием и развитием необходимых ИТ-компетенций и, таким образом, гарантировать качество предоставляемых ИТ-решений и ускорение «time-to-market». Но мы не отказываемся от аутсорсинга. У нас определены три ИТ-модели для ускорения технологических изменений: решения на уже существующей архитектуре, решения на новой архитектуре и решения вне банковского контура. Последние означают разработку ИТ-систем кросс-функциональными командами, сформированными из внешних ресурсов.

В ближайшие годы ВТБ планирует увеличить штат ИТ-специалистов до 5000 человек. За счет каких преимуществ вы можете конкурировать за кадры в области информационных технологий с крупнейшими ИТ-компаниями и Сбербанком?

Сергей Баранов: В 2018 году мы приняли решение увеличить численность сотрудников департамента ИТ и усилить собственные ИТ-компетенции. За 2018 год мы приняли на работу около тысячи ИТ-специалистов. Аналогичные темпы роста сохранятся и в 2019 году. Наша ключевая задача – поддержать реализацию бизнес-задач, создать инфраструктурные и технологические возможности, благодаря которым будут совершенствоваться клиентские сервисы, повысится эффективность и появятся дополнительные конкурентные преимущества.

При найме ИТ-специалистов основной упор сделан на подбор разработчиков, аналитиков и тестировщиков. Кроме того, мы привлекаем руководителей проектов, архитекторов, администраторов, специалистов по сопровождению и другим профильным направлениям. В течение 2019 года рассчитываем принять на работу около полутора тысяч сотрудников в сфере информационных технологий, а к концу 2020 года намерены увеличить количество своих ИТ-специалистов до 5 тысяч.

Перед нами не стоит задача превратить банк в ИТ-компанию. Мы создаем для наших клиентов технологичные решения, которые очень часто признаются лучшими на рынке. Приведу лишь два примера, которые были отмечены наградами за 2018 год. «ВТБ Мои Инвестиции» - было признано лучшей мобильной платформой на рынке. Им пользуются на май 2019 года более 50 тыс. активных пользователей, которые совершили 1 млн сделок с оборотом свыше 700 млрд руб. Второй пример – премия «Проект года» по версии Global CIO за систему управления знаниями «Бизнес-Википедия» ВТБ. Она внедрена в розничных отделениях и контакт-центрах банка. С ее помощью 32 тысячи наших сотрудников одновременно могут находить необходимую для обслуживания клиентов информацию. Поиск данных занимает не более 3-х секунд.

Подобных примеров успешных и значимых проектов у нас много. Поэтому к нам приходят ИТ-специалисты, которые готовы получать уникальный опыт, профессионально расти и развиваться вместе с банком. Темпы найма свидетельствуют о том, что задачи, которые мы предлагаем, интересны многим. В этом нашей ИТ-команде действительно повезло – перед нами стоят очень амбициозные цели.

Какие основные стратегические направления развития в области ИТ вы предполагаете заложить в следующую стратегию?

Сергей Баранов: Информационные технологии должны стать драйвером технологического развития банка. В рамках новой стратегии наша главная задача – обеспечить построение операционно-технологической платформы, которая позволит нашим бизнес-подразделениям достичь поставленных целей и обеспечит технологическое лидерство решений ВТБ на рынке. Для этого мы определили для себя четыре ключевых направления развития. Первое – построение слабосвязанной микросервисной ИT-архитектуры. Второе – использование иного подхода к организации ИТ и внедрение передовых, в том числе гибких средств разработки. Третье – консолидация нашей инфраструктуры и активное применение облачных технологий. И четвертое – обеспечение надежности, доступности и безопасности наших ИТ-систем и сервисов.