2020/09/07 16:22:52

Александр Пестунов, «СИГМА»: Специализированных решений для энергетики мало, а потребность в цифровизации отрасли очень высока

Как развиваются процессы цифровизации предприятий российской электроэнергетики, какие задачи, перспективы и риски являются общими для всей отрасли и насколько велик выбор современных отраслевых ИТ-решений, TAdviser рассказал Александр Пестунов, заместитель генерального директора компании «СИГМА».

Александр
Пестунов
Наши решения позволяют сделать весь процесс управления сбытом электроэнергии цифровым

Среди клиентов компании «СИГМА» - организации из разных сегментов электроэнергетики. Можно ли назвать компанию универсальным поставщиком ИТ-решений и услуг для всей российской электроэнергетики?

Александр Пестунов: СИГМА, действительно, является таким поставщиком: мы помогаем клиентам управлять развитием и обеспечиваем надежность функционирования инфраструктуры, автоматизируем каналы взаимоотношений с партнерами и контрагентами, расчетами с потребителями, ремонтом и обслуживанием оборудования сетевого и генерирующего комплекса. Такой широкий спектр направлений нашей экспертизы сложился за более 15 лет сотрудничества с ведущими энергетическими компаниями России – особенно с энергосбытовыми. В сегменте сбыта СИГМА предлагает, пожалуй, наиболее полный спектр ИТ-решений, позволяющих нашим заказчикам выйти на новый уровень прозрачности, оперативности и точности расчетов со всеми категориями потребителей.

Почему сегмент сбыта особенно важен?

Александр Пестунов: У этой задачи всегда был и будет очень высокий приоритет. С одной стороны, растет энергоемкость по всем направлениям: от частных домовладений до промышленных предприятий и инфраструктуры городов. С другой стороны, общество требует от потребителей и производителей действовать осознанно и экологично: контролировать потребление, не допускать перепроизводства, снижать финансовые и техногенные риски. Скажем, дебиторская задолженность – это существенный финансовый риск.

А с третьей стороны, у российской энергетики большой резерв роста эффективности даже в существующих условиях. По официальным оценкам, относительные потери электроэнергии в электрических сетях России в 2–3 раза выше, чем в ряде развитых стран. На этот показатель влияют не только кражи и технические потери, но и несовершенство процедур энергоучета, а также исторически сложившиеся проблемы взаимодействия между сбытом и сетевыми компаниями. Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 11.7 т

В целом, перед сбытовыми компаниями стоит задача повышения рентабельности. И они могут ее решить разными способами (помимо повышения тарифов): например, снижать объем неплатежей и предлагать абонентам дополнительные услуги. В основе таких начинаний – идея, что потребителю удобно получить максимум услуг в одном месте, и не просто в одном окне, а, например, в одном мобильном приложении. Очевидно, что происходящее в сегменте энергосбыта создает благоприятную среду для цифровизации и открывает новые возможности для развития российских технологий.

Какие задачи информатизации Вы считаете наиболее актуальными для отрасли?

Александр Пестунов: Одной из ключевых задач для всей энергетики является сокращение потерь энергии на всех этапах: от производства до поставки потребителю. В ее решении мы видим большие перспективы для роста применения IoT, Big Data, RPA и других прорывных технологий.

А какое направление сбытовой компании является наиболее «горячим», с точки зрения конкуренции рыночных игроков?

Александр Пестунов: Самым «горячим» и в то же время «вечным» является вопрос сокращения дебиторской задолженности. Он решается на всех этапах развития отрасли. Просто используются разные и все более совершенные средства. Но важно еще и воспитывать своего потребителя.

В целом, наши решения позволяют сделать весь процесс управления сбытом электроэнергии цифровым: устранить информационные разрывы и ускорить получение данных на всех уровнях: от сбора показателей со счетчиков до принятия стратегических управленческих решений. И органично встроить эти процессы в общий отраслевой процесс: генерации электроэнергии, ее транспортировки и сбыта.

Что это за решения?

Александр Пестунов: В первую очередь, выделю комплекс решений для автоматизации деятельности энергосбытовых компаний. С нашей помощью энергосбыт может контролировать весь процесс: от закупок до сбора платежей, контроля расчетов и анализа доходности по всем категориям потребителей. В этой области у СИГМЫ, пожалуй, наиболее полное портфолио на российском ИТ-рынке. Сюда входят решения для биллинга, управления сбытом, аналитики по работе с потребителями разных категорий (юрлица и физлица), организации взаимодействия потребителей со сбытовой компанией (личные кабинеты, мобильные приложения, CRM).

Особо отмечу решение по управлению основными данными (СИГМА.MDM), которое позволяет компаниям повысить качество информации о потребителях, с которой они работают. Оно помогает преодолеть «исторически сложившиеся» ограничения роста: большое количество разрозненных источников данных (например, локальных справочников, не связанных между собой), использование систем на разных программных платформах, низкое качество основных данных (неполнота, неактуальность, ошибки). СИГМА.MDM дает возможность консолидировать данные и вести единый учет на основе точной, проверенной и оперативно доступной информации, и это позволяет повысить эффективность деятельности всей организации. Сейчас СИГМА.MDM проходит регистрацию в Реестре российского ПО.

Во вторую группу мы выделяем инструменты автоматизации производственных процессов. Решения этой группы позволяют заказчикам оптимизировать процессы технического обслуживания и ремонтов оборудования, мониторинг и контроль сервисных подразделений. В качестве примера приведу нашу разработку – решение «СИГМА:Алькор» для мобильного мониторинга оборудования. На базе «СИГМА:Алькор» можно решить весь спектр задач, связанных с техобслуживанием оборудования, оперативным устранением неисправностей, эффективностью загрузки персонала, автопарка и другой техники. Все операции происходят в режиме онлайн, с использованием мобильных устройств и ЭЦП – это экономит время и позволяет гораздо оперативнее реагировать на инциденты. А в случае с энергоснабжением это критически важно. К этой же группе относятся решения для ТОРО и управления производственными активами (СУПА), реализованные на платформе .

В третью группу можно выделить кросс-отраслевые решения для таких областей, как бухгалтерский учет, электронный документооборот, управление инвестиционной деятельностью, персоналом и зарплатой. Эти бизнес-процессы аналогичны для многих отраслей, хотя специфика энергетической отрасли в них, безусловно, учтена.

Подчеркну, что наши решения – это полностью российские разработки, созданные на основе многолетнего сотрудничества с лидерами российской энергетики. Они учитывают актуальные ИТ-тренды и лучший опыт цифровой трансформации энергетики России и других стран. Появление таких ИТ-продуктов очень важно: специализированных решений для энергетики на рынке мало, а потребность в цифровизации отрасли очень высока. Поэтому мы ведем разработку новых решений, которые также готовим к регистрации в Реестре.

Энергетические компании всегда уделяют особое внимание информационной безопасности. С вашей точки зрения, какие риски ИБ являются сегодня наиболее актуальными для энергетических компаний, и какие ИТ-решения им жизненно необходимы?

Александр Пестунов: К сфере обеспечения ИБ всегда предъявлялись серьезные требования со стороны законодательства. «Драйвером» ИБ последних нескольких лет является защита критической информационной инфраструктуры (КИИ) в соответствии с Федеральным законом 187-ФЗ, принятым в 2017 году. Топливно-энергетическая отрасль ожидаемо была включена в перечень отраслей, наиболее критичных для государства.

С момента принятия 187-ФЗ некоторые наши заказчики уже прошли сложный путь выявления критичных бизнес-процессов, категорирования объектов КИИ, проектирования систем безопасности и перешли к реализации. Но многие компании сейчас находятся только в начале этого пути. Реализация требований законодательства, выполнение корпоративных стандартов обеспечения безопасности является сложной задачей для региональных компаний холдинговых структур в связи с дефицитом квалифицированных специалистов и недостатком финансирования ИБ. Эта задача частично решается за счет аутсорсинга, частично за счет создания центров компетенций (в том числе, создание SOC), централизованных корпоративных сервисов, унификации и централизации ИТ- и ИБ-решений. Сегодня недостаточно формально выполнить требования законодательства. Необходимо обеспечивать реальную, а не только «бумажную» информационную безопасность.

Идет активная цифровизация, проникновение информационных технологий в бизнес-процессы компаний ТЭК. Сейчас одно из перспективных направлений ИБ – обеспечение безопасности в сфере интернета вещей (IoT) и киберфизических систем, это связано с распространением интеллектуальных систем учета электроэнергии. «Умные» приборы учета позволят реализовать автоматический обмен данными, снизить количество разногласий при учете, повысить скорость реагирования на сбои и аварии, минимизировать потери сбытовых и сетевых компаний. В итоге это повысит надежность и качество предоставления услуг потребителям.

Все компании ТЭК уже встали на эти «рельсы»?

Александр Пестунов: К сожалению, пока не все компании сформировали системный подход, в рамках которого риски в области ИБ рассматриваются наравне с другими, и выстроили зрелые процессы в этой сфере. Один из положительных примеров – ПАО «Интер РАО». Во всех новых проектах по созданию или модернизации корпоративных информационных систем оценка рисков ИБ является обязательной частью работ. И в этом году мы видим рост спроса на услуги по оценке рисков ИБ со стороны крупных компаний.

Соответственно, растет и потребность в специализированных технических решениях, позволяющих автоматизировать управление рисками ИБ, обеспечить его непрерывность и интеграцию во все бизнес-процессы компании.

Что является центральной идеей, объединяющей все ИТ-решения компании в комплексную линейку продуктов для цифровизации ТЭК?

Александр Пестунов: За 15 лет работы мы четко определили свою специализацию: СИГМА занимается оптимизацией бизнес-процессов предприятий российской электроэнергетики, цель которой – повысить эффективность и прибыльность наших заказчиков с помощью технологических инструментов. Сегодня у заказчиков есть возможность выбирать, причем не только между российскими и зарубежными решениями, но и между разработками разных российских поставщиков, а также между внешними поставщиками и собственными разработками. Нас очень радует, что лидеры российской энергетики выбирают технологии и решения ООО «СИГМА».