2023/04/04 11:54:05

Среда общих данных Pilot-BIM
Обзор решения и кейсы использования

Этот обзор посвящен системе Pilot-BIM, старшей редакции в линейке решений Pilot, которая позволяет структурировать все данные по строительному проекту, заключать рабочие процессы в одну среду, делать их прозрачными и контролируемыми, обеспечивать доступ участников к актуальной BIM-модели с самого начала проектирования, проводить её визуальную экспертизу и автоматические проверки на коллизии. Внутри среды Pilot-BIM проект проживает все стадии: заключение договора с заказчиком и выдача ТЗ проектировщику, совместная работа с документацией и BIM-моделями, согласование с использованием электронных подписей, сдача проекта в экспертизу, строительство и эксплуатация.

Содержание

Как правило, компании, которые работают по технологии информационного моделирования, используют больше одной системы. Причина в том, что на рынке пока ещё нет BIM-системы, которая решала бы одновременно все задачи, стоящие перед архитектурно-проектными и строительными организациями. При этом компаниям необходимо обеспечить коллективную работу над проектом, обмен данными между специалистами разных дисциплин и эффективное управление этими бизнес-процессами.

Перечисленные задачи решают среды общих данных, в частности линейка решений Pilot от компании АСКОН. Компании выбирают для себя ту редакцию линейки, которая соответствует её уровню освоения и внедрения BIM-технологий:

  • Pilot-ECM предназначена для работы с организационно-распорядительным документооборотом (ОРД);
  • Pilot-ICE Enterprise — для работы с ОРД и инженерно-техническим документооборотом;
  • Pilot-BIM включает в себя функциональность предыдущих редакций, а также автоматически собирает консолидированные модели и позволяет наладить коллективную работу с ними.

Рассмотрим примеры конкретных процессов в Pilot-BIM.

Автоматическая сборка консолидированной модели

Основной принцип Pilot-BIM — независимость от применяемых инструментов создания BIM-моделей. Это значит, что BIM-сервер системы Pilot-BIM соберёт сводную информационную модель из отдельных частей, даже если эти части были разработаны в разных САПР-системах. Данные о модели из САПР-инструмента в Pilot-BIM передаются в файлах-контейнерах открытого универсального формата IFC. В результате, консолидированная модель с самого начала проектирования доступна всем участникам проекта в соответствии с их правами доступа. При этом модель находится на общем сервере, что позволяет одновременно работать с ней всем заинтересованным лицам.

Сборка модели происходит автоматически при добавлении проектировщиками IFC-файлов на сервер, а при обновлении модели актуализируется только измененная часть. Это позволяет быстро вносить изменения в сводную модель и постоянно поддерживать её в актуальном состоянии. Сразу после сборки 3D-модели свойства каждого BIM-объекта становятся доступными для просмотра и анализа.

Рис. 1. Консолидированная модель в Pilot-BIM

Экспертиза консолидированной BIM-модели

Если ошибки в проекте вскрываются после начала строительства или когда проект почти готов, стоимость их исправления возрастает — требуются значительные изменения в модели и дополнительное время на согласование. Pilot-BIM же позволяет проводить проверки с самого начала проектирования и постоянно в процессе накопления наработок. Это позволяет моментально вносить корректировки и таким образом минимизировать расходы на устранение коллизий во время проектирования и строительства.

Важно проверять модели как вручную, так и с помощью автоматизированных средств, которые значительно снижают риски влияния человеческого фактора. Для проведения визуальной экспертизы в Pilot-BIM специалистам доступны:

  • Инструменты измерения длин прямых рёбер или расстояний между произвольными точками на модели и в облаке точек;
  • Сохранение настроенного вида модели в сочетании с фильтрами и скрытием отдельных элементов в точки взгляда. С их помощью пользователи быстро переходят к нужному виду или отправляют его ссылкой своим коллегам для быстрой передачи контекста;
  • Плоскости сечения для просмотра модели изнутри.

Рис. 2. Измерение расстояния между точками на модели

При автоматизированных проверках Pilot-BIM проверяет модель на пересечения элементов, ориентируясь на габариты тел пересечения. При этом пользователь управляет настройками проверки — указывает, какие части модели и какие элементы проверять, пересечения каких габаритов считать допустимыми. По итогам проверки формируется журнал коллизий, а каркас тела пересечения выбранной коллизии подсвечивается на модели красным цветом:

Рис. 3. Коллизия в модели, обнаруженная с помощью Pilot-BIM

Для обсуждения конкретных проектных решений или коллизий один пользователь оставляет замечание прямо на модели и назначает ответственным другого пользователя. Последнему приходит уведомление, они могут переписываться конкретно по этому замечанию и менять его статус на «Принято», «Отклонено», «Решено» и т.д. для быстрого ориентирования среди всех замечаний к объекту. Кроме подобных замечаний есть возможность оставлять на модели простые текстовые заметки.

Рис. 4. Замечание к модели

На этапе работы с коллизиями пригодится функциональность быстрого перехода от объекта в Pilot-BIM к этому же объекту в BIM-инструменте. Это позволяет при отработке замечаний быстро найти нужное место на модели и внести изменения.

Рис. 5. Переход от объекта модели в Pilot-BIM к этому объекту в системе Renga

Работа с инженерно-техническим документооборотом

Документы и чертежи хранятся в структуре проекта, а к каждому проекту, разделу или просто элементу гибко настраиваются права доступа для разных пользователей — на просмотр, редактирование, с ограничением срока действия прав, с распространением на дочерние элементы или без.

Несколько специалистов одновременно просматривают документы, при необходимости измеряют размеры и площадь, проставляют графические и текстовые замечания, ведут переписку по ним и подписывают документы электронными подписями. Переписку можно вести и по всему документу в целом.

Рис. 6. Замечание к документу

Pilot-BIM позволяет вести работу не только с моделями и технической документацией, но и с организационно-распорядительной документацией — входящей и исходящей корреспонденцией, служебными записками, договорами, актами, приказами. Для повышения скорости и удобства работы с такими данными заказчики используют функциональность создания документов по шаблону, автоматической регистрации приходящих на почту писем, проставление факсимиле и др.

Версионирование данных

При изменении документов и моделей все версии сохраняются с указанием авторства и даты изменения. В любой момент времени можно обратиться к предыдущим версиям и провести автоматическое сравнение:

  • Различия в тексте и геометрии версий документов система подсветит красным цветом.
  • При сравнении версий BIM-модели система подсветит разными цветами добавленные, удаленные и измененные объекты либо их атрибуты.

рис. 7. Автоматическое сравнение версий BIM-модели

Важный инструмент отслеживания изменений — подписка на изменения конкретного элемента. Это может быть отдельный документ, конкретный раздел, часть модели или вся папка проекта.

Управление процессами и коммуникация

Оперативное управление процессами компании в Pilot-BIM реализовано через инструменты выдачи заданий и контроля их исполнения. В системе можно формировать сложные многоэтапные процессы, состоящие из заданий и подзаданий различных типов.

Функциональность работы с заданиями гибко настраивается, позволяя описать любой маршрут движения документов. Для продвинутых пользователей будет полезна возможность формировать собственные, уникальные типы заданий, их состояния, переходы, а также тонко настраивать сценарии автоматизации.

Рис. 8. Журнал заданий и процессов

Для обсуждения проектных и корпоративных вопросов без привязки к документам, задачам или модели предусмотрены личные и групповые чаты. В переписку пользователи вкладывают документы и файлы из пространства Pilot-BIM и с локального компьютера, изображения из буфера обмена, записывают голосовые сообщения. Уведомления о новых сообщениях в системе, статусы прочтения, индикатор набора текста позволяют в режиме реального времени вести коммуникацию для принятия эффективных проектных решений.

Рис. 9. Личные и групповые чаты в Pilot-BIM

Привязка фотографий объекта к модели

Android-приложение Pilot-BIM Camera создаёт фото объекта строительства или эксплуатации, как и обычная камера, но кроме этого фиксирует глобальную геолокацию и информацию об ориентации смартфона в пространстве. После загрузки фото в Pilot-BIM система считывает эту информацию и располагает фото на 3D-сцене в соответствии с координатами проекта и в нужном положении. Фотографии, привязанные к конкретным точкам пространства 3D-модели, пользователи Pilot-BIM могут использовать при обследовании, авторском надзоре, экспертизе и эксплуатации.

Рис. 10. Фотографии, сделанные в Pilot-BIM-Camera, и привязанные к модели в Pilot-BIM

Поддержка облаков точек

Pilot-BIM-Server обрабатывает файлы с облаками точек, полученных при лазерном сканировании местности, и координирует их с проектной моделью. В результате пользователь видит на 3D-сцене BIM-модель будущего здания в контексте окружающей среды: ландшафта, дорог, существующих зданий, деревьев.

Облако точек упрощает планирование и принятие проектных решений, помогает визуально оценить отклонения построенного объекта от проектной модели и сориентироваться в окружающем контексте. Сотрудники, взаимодействующие с заказчиком, с помощью такой комплексной модели могут наглядно презентовать проект. А заказчик в этом случае получает достоверное представление о будущем объекте, о том, как он впишется в городскую застройку и природный ландшафт.

Рис. 11. Облако точек на 3D-сцене Pilot-BIM

Сферы применения Pilot-BIM и кейсы использования системы

Компании могут подключить контрагентов к базе данных Pilot-BIM для обмена пакетами документации. В этом случае работа будет вестись в единой информационной среде, а права доступа к той или иной информации при этом гибко настраиваются. Для случаев работы в разных системах предусмотрен функционал экспорта/импорта проекта.

Pilot-BIM применяется на всех стадиях жизненного цикла объекта — разработка проекта, согласование документации и BIM-модели, экспертиза, эксплуатация. Сферы применения — промышленное и гражданское проектирование и строительство. Это девелоперы, инвесторы, застройщики, службы заказчика и эксплуатации, управления и отделы капитального строительства, проектные институты и ПКО в составе холдингов, архитектурные бюро и экспертизы:

  • Центральный проектно-технологический институт (входит в топливный дивизион госкорпорации Росатом) занимается сопровождением производств ядерно-топливного цикла и проектированием объектов класса мегасайенс. В Pilot-BIM, например, собирали консолидированную модель синхротрона СКИФ (сибирский кольцевой источник фотонов) из частей, созданных в разных САПР-инструментах.
  • БИМТЕХНЕТ — первая в Республике Саха (Якутия) высокотехнологичная проектно-инжиниринговая компания. Используют Pilot-BIM для выявления коллизий в моделях на ранних стадиях проектирования, за счёт чего экономят до 30 % сметной стоимости объектов.
  • Группа компаний Магнезит обеспечивает полный цикл создания огнеупорных материалов для российских и зарубежн6ых заказчиков. Для управления инжинирингом, проектами и производством работ используют среду общих данных Pilot-BIM.
  • Проектная мастерская «Петергоф» занимается проектированием социально-значимых государственных и частных объектов с 2012 года. Чтобы координировать удалённых и подрядных специалистов, собирать консолидированные модели и проверять их на коллизии, внедрили в свои процессы Pilot-BIM.
  • Проектная компания «ИНБИМ» стала первым пользователем среды общих данных Pilot-BIM на Дальнем Востоке. При выборе среди различных СОД самым значимым фактором стали иностранные облака для хранения данных у конкурентных решений: требования безопасности некоторых проектов запрещают использование иностранных серверов.
  • Уже 18 лет ростовская компания «Евротехнологии» проектирует объекты промышленного и гражданского строительства. В ее портфеле — реализованные проекты производственно-административных, жилых и офисных зданий, центров обработки данных, систем освещения, объектов транспортной инфраструктуры.
  • Калининградская компания «Агропромпроект» занимается проектированием промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также жилых и общественных зданий. Когда понадобилось программное обеспечение для электронного документооборота и ресурс для объединения моделей по отдельным разделам проекта в консолидированную BIM-модель, приобрели Pilot-BIM.
  • «Север Минералс» — лидер рынка комплексных решений для обогащения и переработки полезных ископаемых. Pilot¬BIM была выбрана, так как закрывала все задачи по документообороту, архиву, открытию 3D-моделей, графикам и другому функционалу.