2023/10/27 15:58:21

Музыка онлайн
музыкальный стриминг

.

Содержание

Рынок России

Доступные сервисы:

2023

Как российские стриминги поделили аудиторию Apple Music и Spotify

Пользователей зарубежных музыкальных сервисов поделили между собой «Яндекс.Музыка» и «Звук». Суммарно за год российские музыкальные стриминги нарастили свою аудиторию на четверть, а потребление интернет-трафика на них выросло на 36%. Как показал «Индекс меломана», составленный аналитиками Yota на основе абонентского трафика за январь-сентябрь 2022 и 2023 годов, больше всего музыку слушают онлайн в городах Сибири. Об этом Yota сообщила 27 октября 2023 года.

После ухода с российского рынка ряда зарубежных сервисов (Spotify, Deezer) и начавшихся сложностей с оплатой подписок (Apple Music, YouTube Music), многие пользователи перешли на отечественные музыкальные стриминги. Так, 65% своей аудитории в РФ и 78% российского трафика за год потерял YouTube Music, а Apple Music не досчитался 15% слушателей и 41% трафика соответственно.Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250 т

Наибольший прирост за год показал «Звук»: число его пользователей увеличилось в 5,2 раза, а трафик вырос на 170%. На втором месте по динамике — «Яндекс Музыка»: аудитория сервиса увеличилась в 1,5 раза, а трафик — в 2,5 раза (+155%). В то же время показатели сервиса «VK Музыка» изменились незначительно (+0,4% пользователей и +1,4% мобильного трафика).

По данным Yota, основной прирост слушателей (93%) в 2023 году произошел за счет пользователей старше 25 лет. Аудитория 16-25 лет, которая наиболее активна в сервисе «VK Музыка», выросла незначительно — всего на 7%.

Image:музыкальный стриминг 2023.jpg

Две трети новых пользователей российских музыкальных сервисов — мужчины. В целом мужская аудитория в этом сегменте на 30% превышает женскую, а по объему потребляемого трафика мужчины слушают музыку больше почти на треть (32%). По предпочтениям сервисов вкусы полов совпадают: первую строчку по популярности занимает «VK Музыка», вторую — «Яндекс Музыка», третью — «Звук», а четвертую и пятую — Apple Music и Zaycev.net соответственно.

На основе трафика стриминговых сервисов с января по сентябрь 2023 года эксперты Yota составили «Индекс меломана». Он показывает объем музыкального трафика (в гигабайтах), который приходится на одного слушателя в месяц в конкретном городе России.

Первые шесть строчек рейтинга заняли города Сибири. Лидером стал Томск с индексом 1,5. Это значит, что томич в среднем слушает аудиотреки в объеме 1,5 Гб ежемесячно. 1,5 Гб соответствует 20 часам аудио, или примерно 378 трекам. Второе место занял Омск с показателем 1,43, третье — Кемерово (1,42), четвертое — Барнаул (1,41), а пятое и шестое делят Новосибирск и Красноярск с показателем 1,39.

В топ-10 также вошли Ульяновск, Пенза, Хабаровск и Калининград. При этом Москва оказалась лишь на 26-й строчке (1,03), а Санкт-Петербург — на 15-й (1,2). Как выяснили аналитики Yota, в десятку самых популярных смартфонов, с которых абоненты слушают музыку онлайн, входят сразу девять моделей Apple (от iPhone 7 до iPhone 14 Pro Max) и одна модель XiaomiRedmiNFC.

Минцифры отказалось давать ИТ-льготы музыкальным сервисам

18 июля 2023 года стало известно о том, что Минцифры не поддержало инициативу по предоставлению ИТ-льгот музыкальным сервисам. С соответствующим вопросом к ведомству обращалась Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ). Подробнее здесь.

2022: Сокращение российского рынка на 30-50% после ухода Spotify, Apple Music и YouTube Music

Объем российского рынка музыкального стриминга по итогам 2022 года достиг 5-7 млрд рублей, что примерно на 30-50% превосходит показатель годичной давности в 9,5 млрд рублей. Такие данные агентство InterMedia привело в начале февраля 2023 года.

По словам главного редактора InterMedia Евгения Сафронова, основные причины спада — уход или сокращение активности ведущих стриминговых сервисов, компаний-мейджоров, платёжных систем, а также выезд из страны «значительного количества активных пользователей». Сафронов указывает, что российские площадки работают по экосистемной модели, в которой доход от стриминга отдельно не выделяется.

Российский рынок аудиосервисов резко сократился после ухода Spotify, Apple Music и YouTube Music

С такими оценками согласен источник «Коммерсанта» в одном из крупных цифровых дистрибьюторов музыки. По его словам, этот сегмент рос в России в основном за счет выхода на рынок крупных игроков — Spotify, Apple Music и YouTube Music.

Часть российских пользователей перешла на отечественные сервисы, но далеко не все платят за подписку — зачастую люди используют бесплатные пробные периоды, переходя с одного сервиса на другой, уточняет собеседник. Кроме того, спрос на отечественные стриминги не такой высокий из-за потери части зарубежных каталогов, добавил он.

По оценке руководителя «МТС Music» Максима Петровского, рынок вырос на 20%. По его словам, те, кто привык платить за подписку, продолжили делать это и в новых условиях. В то же время он согласен, что уход зарубежных игроков привел к снижению средней стоимости за одно прослушивание.

Спад на рынке сказался на доходах российских артистов, отмечает источник газеты в индустрии. По его словам, основные средства приносили Apple Music за счет более высоких цен за подписку и глобального охвата и YouTube в целом за счет монетизации музыки в видеороликах.[1]

2018: Выручка рынка музыкального стриминга в России составила 4,7 млрд рублей

17 мая 2019 года компания J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг) предоставила итоги исследования «Российский рынок музыкального стриминга. Итоги 2018 года».

Стриминг - самый быстрорастущий сегмент и основной драйвер роста всей музыкальной индустрии на протяжении 2014-2018 гг. В ближайшее время он останется главным способом потребления и монетизации аудиоконтента.

J’son & Partners Consulting прогнозирует увеличение доходов музыкального стриминга в мире до $14,3 млрд в 2021 году (CAGR 17%), а число платных подписчиков увеличится до 446 млн. Рост будет поддерживаться развивающимися рынками (Бразилия, Мексика, Индия, Россия), а также странами с поздним принятием музыкального стриминга (например, Германия и Япония).

Что касается России, то прослушивание музыки онлайн уже стало устойчивой привычкой, 61% российских пользователей Интернет уже попробовали услуги музыкального стриминга. При этом 48% слушают музыку почти ежедневно, а 69% делают это три раза в неделю и чаще.

В 2018 году выручка рынка музыкального стриминга в России составила 4,7 млрд рублей. J’son & Partners Consulting прогнозирует, что весь потенциал сервисов музыкального стриминга еще не реализован, и рынок в период до 2021 года будет интенсивно расти. Согласно прогнозу в 2021 году он достигнет 18,6 млрд. рублей (CAGR составит 58%).

В развитых странах работает от 7 до 10 сервисов музыкального стриминга. В России на май 2019 года уже присутствует 8 игроков и рынок близок к насыщению. Анализ перспектив развития рынка показал, что его структура изменится под воздействием роста общего числа подписчиков и рекламных затрат, а также маркетинговой политики действующих игроков.

2013

Данные J’son & Partners Consulting

По оценкам J’son & Partners Consulting (сентябрь 2013 г), именно 2013 год должен стать переломным для российского рынка онлайн дистрибуции цифрового музыкального контента. Общий объем рынка достигнет 8 млн USD. Темпы роста рынка в 2013 году составят 158%. Такие темпы роста выведут российский рынок в безусловные и абсолютные лидеры среди быстрорастущих рынков мировой музыкальной индустрии.

Image:Структура_рынка_музыкальных_онлайн-сервисов_в_России,_млн_долл_2010-2016.PNG

Подписка будет оставаться самым быстрорастущим способом монетизации, именно такую модель J’son&Partners Consulting рассматривает как самую перспективную как на российском, так и на мировом рынках цифрового музыкального контента.

По оценкам J’son & Partners Consulting, доля продаж треков и альбомов в 2016 году составит 80,3%, а совокупная доля подписочной и рекламной модели вырастет до 19,7%.

Основными драйверами роста рынка станут сервисы iTunes (по оценкам J’son & Partners Consulting, его рыночная доля составит более 50%) и Google Music, запуск которого на российском рынке произошел в октябре 2013 года.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2014-2016 годах рост российского рынка цифрового музыкального контента продолжится, хотя и не такими высокими темпами. Более половины объема российского рынка цифрового музыкального контента в 2013-2015 годах придется на доходы iTunes.

По данным компании Яндекс, на основе использования пользователями сервиса Яндекс.Музыка можно выделить следующие рыночные тренды:

  • Пользователи предпочитают российскую музыку: несмотря на тот факт, что в каталоге сервиса отечественный контент занимает около 1%, на него приходится более половины прослушиваний.

  • Основной площадкой прослушивания музыки остается веб: пропорция прослушиваний в веб и мобильной версиях сервиса составляет 95% и 5% соответственно.

  • Ежемесячное количество уникальных пользователей Яндекс.Музыки составляет около 13 миллионов человек.

  • По истечении 1,5 месяцев после запуска мобильного приложения для Android число прослушиваний увеличилось более, чем в 2 раза.

  • Основными барьерами развития сервиса являются несовершенство законодательства в сфере авторских и смежных прав и широкое распространение пиратского контента.

Независимый эксперт музыкального рынка, преподаватель бизнес-школы RMA по дисцилине «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Алексей Николаев в интервью проекту J’son TV описал со своей точки зрения развитие рынка, а также его драйверы и барьеры:

  • "Правообладатели стали переоценивать цифровой рынок и, прежде всего, структурировать свои каталоги" (про приход iTunes)

  • "В до-iTunes-овские времена артисты и лейблы раздавали права, не особо думая"

  • "Для любого музыкального сервиса важен момент дискаверинга, рекомендаций и поиска артистов"

  • "Большая проблема нашего рынка это то, что у нас нет сообщества, которое собирает отчисления за "механические права" (mechanicals) с интернет-площадок за скачивание и за стриминг"

  • "Google Music будет легче, потому что стандарт, который был задан iTunes, научил лейблы работать"

Слухи о запуске Spotify

До 2013 года на рынке цифрового аудиоконтента в России не ожидается активного роста (J’son & Partners Consulting, апрель 2012 года). Объем продаж аудиоконтента через Интернет к 2013 году составит не более 3 млн USD при существующих барьерах, и перспективы оцениваются как умеренно оптимистичные.

В сентябре 2013 года стало известно, что шведский сервис Spotify может запустить музыкальный сервис в России в I квартале 2014 г.

2012

Объем российского рынка цифровых продаж музыкального контента в 2012 году, по оценкам J’son & Partners Consulting, составил 3,1 млн USD против 2,55 млн USD в 2011 году. Эта цифра включает как прямые продажи (более 65% российского рынка музыкального цифрового контента), так и доходы от рекламы, и подписочную модель.

Image:Объем_рынка_онлайн-музыки_в_России_2010-2016.PNG

До конца 2012 года ситуация на российском рынке была сложная, так как многие локальные игроки, такие как Yota Музыка, Fidel, Stream и другие ушли с рынка, отказавшись развивать данное направление бизнеса. Такая непростая ситуация была вызвана комплексом причин: сыграли роль и очень высокий уровень пиратства, и сложности для легальных площадок в области очистки авторских прав, и политика крупных правообладателей. Из сильных российских игроков к концу 2012 года на рынке остался только стриминг-сервис Яндекс.Музыка, который не монетизируется напрямую в web-версии (используется рекламная модель).

Однако в 2012 году произошло событие, которого долгое время ожидали и пользователи, и эксперты, и участники рынков: Apple запустил магазин iTunes в России.

Появление на российском рынке такого игрока сильно поменяло ситуацию. В частности, правообладатели, которые были не столь заинтересованы в небольших площадках с неясными перспективами развития стали намного более заинтересованы в продвижении своей музыкальной продукции через цифровой магазин Apple.

Закрытие Fidel.ru

Весной 2012 года проект Fidel.ru, владевший легальным цифровым каталогом из нескольких миллионов музыкальных треков, закрылся после шести лет существования из-за плохой окупаемости. Теперь компания Fidel Solutions, которая развивала этот сервис, готовит новый проект Tracksflow.com, в котором будет использовать новые модели сотрудничества с правообладателями.

Fidel.ru отличался тем, что первым в СНГ подписал контракт со звукозаписывающей компанией Universal Music, а в дальнейшем и со всеми остальными мейджорами. Трафик на портале достигал 120 тыс. уникальных посетителей в сутки. Тем не менее компании не удалось даже приблизиться к окупаемости проекта.

По словам главы Fidel Solutions, по условиям договора правообладатели хотят минимум 50% от выручки сервиса за смежные права и еще 10-12% - за авторские права. 3-5% выручки компания тратит на биллинг.

Платный сервис Opera Mini

В ноябре 2012 года стало известно, что Оpera Software запускает музыкальный проект, рассказал «Ведомостям» ее директор по развитию бизнеса в России и СНГ Артем Зиновьев. Ориентирован он будет на пользователей мобильного браузера Opera Mini для смартфонов и обычных мобильников, хотя пользователям других браузеров тоже будет доступен. Работать сервис будет по модели подписки: примерно за 150 руб. в месяц можно будет без ограничений скачивать музыку из каталога, насчитывающего более 2 млн записей — как российских, так и зарубежных правообладателей. Лишь пользователи iPhone не смогут скачивать музыку (из-за ограничений операционной системы iOS), но смогут слушать ее в режиме стриминга.

Россия — один из ключевых рынков для Opera. Поэтому сначала сервис заработает в России, а уже потом, если он окажется востребованным здесь, Opera начнет работать над его запуском в других странах, рассказывает Зиновьев.

Техническое обслуживание музыкального магазина Opera и очистку авторских и смежных прав берет на себя ее глобальный партнер — Rights Communications (входит в группу компаний «Ириком»). Бизнес-модель проекта основана на разделении доходов, говорит управляющий партнер Rights Communications Николай Окороков. Детали он не раскрывает, но уверен, что проект быстро окупится: «по самым сдержанным прогнозам», к концу 2013 г. у проекта будет не менее 1,5 млн активных пользователей. По словам близкого к участникам этого проекта человека, отчисления сервиса российским лейблам составят 15-25% от стоимости трека, западным — 30-40%, а мобильные операторы, чей биллинг будет выставлять пользователям счета, получат 50%.

Opera заинтересована в запуске сервиса с российскими мобильными операторами напрямую и ведет с ними переговоры о том, чтобы включить использование этого сервиса в их тарифные планы, говорит Зиновьев. Оператор, запустивший сервис первым, получит максимальный эффект, так как привлечет молодежную аудиторию, на которую и рассчитан сервис, полагает он. МТС изучает предложение Opera, говорит представитель МТС Валерия Кузьменко, но в интернете много возможностей бесплатного доступа к музыке, так что партнерство требует тщательного анализа коммерческих условий. «Вымпелком» всегда готов обсуждать интересные для абонентов возможности, передала «Ведомостям» его вице-президент Ольга Турищева. Правда, «Вымпелком» уже сотрудничает с Google, добиваясь, чтобы его абоненты получили доступ к сервисам Google Play, напоминает она. Представитель «Мегафона» не стал комментировать переговоры с Opera.

Рынок только начал развиваться, продуктов мало, в том числе потому, что у россиян нет привычки скачивать легальную музыку за деньги, говорит руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» (в его каталоге около 4,5 млн записей от 120 правообладателей) Константин Воронцов. Популярность сервисов подписки, по его словам, активно растет во всем мире, именно в этом направлении двигается вся индустрия, но качество сервиса сильно зависит от полноты каталога. Кроме того, такие сервисы требуют инвестиций, которые могут окупиться только в перспективе, предупреждает он[2].

2011: Omlet.ru закрывает распространение музыки

В конце 2011 года компания МТС приняла решение отказаться от раздела «Музыка» на портале Omlet.ru, что 2012 году повлечет за собой снижение продаж в данном сегменте.

В общей структуре российского рынка цифровых продаж аудиоконтента основную долю (99%) занимают продажи мобильного контента. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем продаж музыки через мобильные каналы вырос по итогам 2011 года на 10% по сравнению с показателем 2010 года.

Драйверы и барьеры развития рынка аудиоконтента в России

J’son & Partners Consulting выделяет следующие драйверы и барьеры данного рынка.

Барьеры:

  • Доступность большого количества музыкальных композиций в открытых источниках ограничивает потребность аудитории в ее легальном использовании.
  • Низкая покупательная способность по сравнению с Северной Америкой и Западной Европой – крупнейшими рынками цифровой дистрибуции аудиоконтента.
  • Стоимость прав на распространение музыки у крупнейших музыкальных мэйджоров остается высокой для российского рынка.
  • Несмотря на рост популярности платежей в Интернете остается проблема низкого проникновения банковских карт, а также опасения россиян использовать их для оплаты интернет-покупок.

Драйверы:

  • Рост пользователей как фиксированного, так и мобильного Интернета в России.
  • Повышение доступности мобильных устройств на платформах Android, iOS, Windows Phone положительно влияет на развитие мобильных сервисов, а именно специализированных приложений для доступа к музыке в телефоне.
  • Положительные тенденции в политике музыкальных мейджоров. Крупные лейблы готовы обсуждать новые модели сотрудничества и продаж музыки.
  • Рост популярности использования электронных платежных систем и рост объема платежей через Интернет в целом.

2010: Рост продаж на 207%

По оценкам J’son & Partners Consulting, по итогам 2010 года объем продаж музыки через Интернет вырос на 207% по сравнению с показателем 2009 года, основной причиной данного роста стал запуск магазинов контента от операторов.

Image:Цифровой_контент_в_России_2009-2013.JPG

Крупнейшим участником на рынке мобильного аудиоконтента в России по итогам первой половины 2011 года является оператор связи МТС, а также МТС являлся крупнейшим участником российского рынка цифровой дистрибуции музыки через Интернет по итогам первой половины 2011 года за счет проекта Omlet.ru.

Ближайшим конкурентом Omlet.ru является проект Trava.ru от оператора связи «Мегафон». Тем не менее, бизнес-продажи аудиоконтента не относятся к числу высокорентабельных.

2008: Fidel.ru и Soundkey - лидеры рынка

Fidel.ru и Soundkey — два самых крупных музыкальных магазина в Рунете, на них приходится до 70% легальных продаж музыки онлайн, оценивает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. Другие заметные игроки рынка легальной музыки в Рунете:

  • imobilko.ru,
  • muz.ru,
  • stereokiller.ru и
  • принадлежащий МТС портал Omlet.ru.

Руководители Fidel и «Яндекс.Музыки» сходятся на том, что рынок потокового аудио в Рунете невелик. Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова рассказала, что проводила последний анализ аудио-площадок Рунета в 2008 г., и тогда объем продаж легального аудио компаниями, имеющими прямые договоры с правообладателями (то есть легальными с точки зрения современного российского права) составил 280 млн руб.

По ее же словам, объем продаж аудио с площадок, легализующих контент с помощью агентств по коллективному управлению авторскими правами (ставших нелегальными после принятия 4 части ГК) в 2008 г. составлял около 800 млн руб[3].

  • 3 млн долларов США в год — таков максимальный объём российского рынка легальной музыки в Интернете, считают Елена Крылова из iKS-Consulting и Соня Соколова из Soundkey. Оценка Бориса Голикова еще более скромная — 2 млн долларов США в год.

2,5 млн долларов США в год — объём гарантированных платежей в адрес правообладателей, который должен отчислять интернет-магазин, предлагающий полный и актуальный каталог музыки, говорит Соколова.

Мировой рынок

2021: Стриминг продолжает рост на рынке распространения музыки в США

2019

Стриминг абсолютно доминирует на рынке распространения музыки в США

Платные подписки составляют 80% рынка стриминга в США

Еще пять лет назад (на графике не показано) доля составляла лишь 25%, а год к году выручка выросла на 33%.

Данные: Mid-Year 2019 RIAA Music Revenues Report, визуализация: Axios

2018: Стриминг становится крупнейшим каналом продаж музыки

2017: Благодаря стримингу продажи музыки вернулись к росту

Эволюция способов дистрибуции музыкального контента и его носителей

2012: 20 млн подписчиков на музыкальные сервисы

Общемировой размер музыкального рынка в 2012 году составил 16,5 млрд USD, включая цифровые и физические продажи. На цифровой формат по итогам 2012 года пришлось около 5,8 млрд USD, что на 8% больше по сравнению с 2011 годом.

Image:Онлайн_музыка_мировой_рынок_2011-2012.PNG

В мировом рейтинге 2012 года США по-прежнему занимают первое место с объемом музыкального рынка в 4,48 млрд USD суммарно по всем сегментам - показатель снизился на 0,5% по сравнению с предыдущим годом. Япония находится на втором месте с 4,42 млрд USD, Великобритания на третьем - 1,33 млрд USD. Южная Корея на 11-ом со 188 млн USD.

Популярность мобильных приложений для скачивания музыки растет во всем мире, поскольку цифровые покупки аудиоконтента предлагают удобство и портативность, а так же потому, что функциональные возможности приложений расширяются с каждым годом.

Скачивание до сих пор основной способ покупки цифровой музыки, но сервисы подписки уверенно увеличивают аудиторию, говорится в отчете Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) за 2012 г. Два года назад в мире было 8 млн подписчиков музыкальных сервисов, а сейчас их уже 20 млн. Доля подписок в продажах цифровой музыки в мире в 2012 г. составила 13%, в Европе — 23%. Российский музыкальный рынок, по данным IFPI, составляет менее 1% от мирового.

Image:Число_подписчиков_платных_музыкальных_сервисов_2011-2012.PNG

2011

Данные J’son & Partners Consulting

Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, в 2011 году рынок цифрового аудиоконтента в мире вырос на 7% и составил 6,3 млрд. USD. Рассмотренные в исследовании страны - США, Япония, Южная Корея, Великобритания - составляют около 70% мирового рынка аудиоконтента. Доля России в общемировом рынке незначительна и составляет менее 1%.

Image:Мировой_рынок_цифрового_аудио_2009-2011.JPG

На долю продаж аудиоконтента для мобильных телефонов пришлось около 68% всего объема рынка аудиоконтента в мире. Доминирование продаж цифрового аудиоконтента через мобильные сети связано с удобством использования аудиофайлов на мобильных телефонах, которые прочно заменили аудиоплейеры в сознании абонента, и сейчас практически невозможно встретить мобильный терминал без поддержки воспроизведения музыкальных файлов.

При этом уже сейчас можно отметить, что есть тенденции к росту сегмента интернет-продаж аудиоконтента в мире, так как доля данного канала увеличилась на 2% в 2011 году.

Image:Цифровой_аудиоконтент_структура_рынка_в_странах_2011.JPG

Наибольший вклад в развитие рынка цифровых продаж аудиоконтента через Интернет внес мультимедийный сервис Apple iTunes, через который с 2003 года было реализовано более 10 млрд. единиц аудиофайлов. В 2011 году на долю Apple iTunes приходилось 70% всех загрузок музыки в США. Закономерно, что рынок цифровых продаж аудиоконтента наиболее развит в тех странах, в которых доступен сервис от Apple. Основными конкурентами Apple на рынке цифрового аудиоконтента являются компании Amazon, 7digital, HMV и Tesco.

Как лейблы "выжимают соки" из музыкальных онлайн-сервисов

В декабре 2011 года ветеран музыкальных интернет-сервисов Майкл Робертсон (Michael Robertson), основатель и бывший исполнительный директор сервиса MP3.com, нынешний глава службы MP3tunes и сервиса DAR.fm, опубликовал в издании GigaOM новую заметку, в которой рассказал о секретных требованиях звукозаписывающих компаний, выдвигаемых ими при заключении договоров о лицензировании контента с музыкальными сервисами[4].

Как пишет Робертсон, эти требования являются крайне жесткими для музыкальных сервисов и весьма односторонними, предоставляя звукозаписывающим компаниям очень выгодные условия. Из-за этого данные требования держались в строгом секрете и стали известны только сейчас, отметил создатель MP3.com.

Так, по условиям всех договоров с музыкальными сервисами, лейблы фактически имеют полное право в одностороннем порядке устанавливать цены на музыку, которую покупают пользователи. Также при подписании каждого договора звукозаписывающие компании требуют себе в собственность долю в этом сервисе.

А для подписания соглашения сервисы вынуждены выплачивать им достаточно большие суммы платежей изначально, что сразу устанавливает высокий денежный барьер для многих стартапов. «Крупные объемы денег нужны для того, чтобы просто войти на этот рынок. На мой взгляд, это очень сильно душит инновации в самих сервисах и их бизнес-моделях», - считает автор.

Помимо этого, лейблы требуют от компаний, которым они лицензируют права на свой контент, предоставления очень подробных отчетов со всеми данными, включая счета каждого пользователя, статистику покупок и т.д. «Многие лейблы выдвигают дополнительные требования, такие как предоставление отчетов, не связанных с платежами, например, о долях различных категорий музыки в продажах. Лейблы просто заставляют музыкальные сервисы заниматься аналитикой бизнеса за них. Не думаю, что есть еще какие-либо индустрии, где это является стандартной практикой», - пишет Робертсон.

Еще одним важным пунктом в договорах со всеми крупнейшими звукозаписывающими компаниями является требование предоставления каждому из лейблов наилучших условий контракта, если таковые уже были предоставлены какому-либо другому лейблу. «Это является формой сговора, так как каждый из лейблов получает наилучшие условия контракта, которых добиваются другие лейблы. Именно поэтому для музыкальных сервисов обычно достаточно легко заключить контакт с одним из лейблов (обычно EMI), но очень сложно со всеми – они могут согласиться на не самые выгодные условия, зная, что другие лейблы будут требовать более выгодные для себя цены», - считает Робертсон.

Кроме того, каждый контракт предусматривает очень высокий уровень секретности, строго запрещая сервисам раскрывать какую-либо информацию касательно своих соглашений со звукозаписывающими компаниями. Нарушение этого условия грозит музыкальным сервисам моментальным разрывом лицензионного соглашения и многочисленными судебными исками.

Таким образом, крупнейшие звукозаписывающие компании, которых на сегодняшний день насчитывается четыре («большая четверка» - Universal Music, Sony Music, EMI Group и Warner Music), фактически полностью контролируют рынок онлайн-музыки, не давая интернет-сервисам никаких альтернатив, кроме принятия выдвигаемых условий контрактов.

По мнению создателя MP3.com, из-за таких условий контрактов с лейблами, популярные музыкальные сервисы:

и остальные – никогда не смогут быть по-настоящему прибыльными, так как большую часть их доходов забирает себе «большая четверка».

Примечания