2010/05/27 11:22:31

Fleet management systems (FMS)
Системы управления автохозяйством

В статье рассматриваются основные факторы, определяющие выбор системы управления автопредприятием (Fleet management systems, FMS).

Содержание

Предпосылки внедрения систем

Известно, что при любом строительстве определенную часть расходов имеет транспортная составляющая. Вывоз грунта и строительного мусора, доставка материалов на объект, а также работы по рытью котлованов, подъем груза и пр. связана с эксплуатацией автомобилей и специальной техники. В условиях финансового кризиса, когда строительная отрасль оказалась в достаточно тяжелом положении, вопросы повышения эффективности, рентабельности стали перед руководством компаний что называется "в полный рост". Стремясь улучшить бизнес-результаты, многие из них обратили свое внимание на информационные системы управления автохозяйством.

Недостатки иностранных решений

Казалось бы, отечественные, да и мировые производители предлагают широкую линейку различных систем управления предприятием. Однако, как показывает практика развертывания зарубежных ERP-систем на крупных промышленных предприятиях, в них не в полной мере реализованы разделы, связанные с российской спецификой транспортной отрасли. Этот пробел вытекает из разных традиций документооборота в нашей стране и других государствах.

Например, при изучении одной австрийской системы управления автопарком (Fleet Management System, FMS), выяснилось, что в ней отсутствует такой документ как путевой лист, который в нашей стране является основным при эксплуатации автомобиля предприятием. Таким образом, выявляется отличие в бизнес-процессах управления автотранспортной фирмой в западных странах и у нас. Более того, даже в широко известных у нас ERP-системах иностранного производства, при учете путевых листов не хватает параметров, чтобы описать бланк российской путевки.

Также следует отметить, что автотранспортная отрасль регулируется обширной нормативно-правовой базой. Например, нормы расхода топлива регламентирует Руководящий документ Минтранса АМ-23-Р, где предписывается использовать до 30 различных коэффициентов на различные условия эксплуатации. ТОиР также предписано проводить согласно Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, в котором применяются поправочные коэффициенты.

Решения, представленные на рынке

В настоящее время в Интернет можно встретить различные предложения по системам управления автохозяйством. Однако, многие из них предлагают достаточно скромный функционал, ограничивающийся только ведением путевой документации. Конечно, для небольшой компании, имеющей 3-8 однотипных автомашин вроде ГАЗели, этого может быть и достаточно. Документооборот более чем скромный, особых требований к надежности тоже практически нет, сетевой работы, скорее всего, тоже не предусмотрено.

У крупных промышленных предприятий потребности в автоматизации автохозяйства, конечно, не ограничиваются выпиской путевых листов на компьютере. Как правило, им нужен полноценный учет ГСМ в разрезах по цехам, колоннам, бригадам. На специальной технике нередко бывает установлен дополнительный двигатель, расход топлива по которому надо учитывать отдельно. При этом полноценный учет путевых листов подразумевает и расчет пробегов для ведения наработок до ТО и по резине, и расчет доходов на оказываемые транспортные услуги, и учет времени работы водителей. Кроме того, следует понимать, что объем документации только по путевым листам может достигать 3000-7000 бланков в месяц для парков от 100 автомобилей и выше. С учетом маршрутных листов, ремонтных листов, заказ-нарядов объем данных может составлять довольно внушительный массив. Для его обработки нужны совершенно иные технологически решения, которые, как правило, работают по архитектуре "клиент-сервер" на базе SQL-серверов. Преимуществом таких систем является:

  • высокая надежность, которая гарантирует сохранность данных;
  • высокое быстродействие, в том числе в многопользовательском режиме при работе по сети;
  • разграничение прав доступа между пользователями;
  • запись всех действий пользователя (транзакций) в специальный лог-файл;

Из обзора литературных источников, таким техническим характеристикам соответствуют буквально несколько систем:

Решения имеют похожий функционал, что не удивительно, поскольку руководствуются одной и той же законодательной базой. При этом определенные отличия существуют в интерфейсе, т.е. дизайне окон и размещении управляющих элементов на них. В многих случаях это может оказаться решающим фактором при выборе системы, поскольку диспетчер, который обрабатывает документацию больших автопарков надо делать как можно меньше движений, чтобы выпустить машину на линию. В работах экспертов по ERP-системам отмечается, что в таких случаях заказчик производит замер скорость работы оператора с системой с помощью секундомера.

Фактор техподдержки при выборе системы

Немаловажным фактором при внедрении системы управления является доступность технической поддержки. Как правило, многие компании практикуют выезд специалиста для обучении и консультации пользователей. Естестественно, это стоит заказчику денег. Причем если заказчик находится в другом городе или регионе, то предполагается еще и оплата дороги и командировочных. Таким образом, техническая поддержка стоит чуть ли не больше, чем сама программа. Однако, с развитием глобализации весь мир уже давно применяет системы дистанционной поддержки пользователей через Интернет. Это существенно экономит время и деньги заказчика. Пользователь, где бы он не находился, всегда может получить квалифицированную помощь. Такие системы он-лайн поддержки еще пока слабо распространены у нас в стране, однако они коренным образом меняют скорость внедрения систем управления автохозяйством на предприятии. Таким образом, при выборе программы для автоматизации автопредприятия следует рассмотреть различные варианты, имеющиеся на рынке, изучить положительные и отрицательные стороны, оценить, во что выльется техническая поддержка во время эксплуатации.

Тенеденции в развитии систем управления автохозяйством

Четко прослеживается тенденция на уход от бумажного документооборота. Все параметры эксплуатации транспортного средства записываются в бортовой компьютер. Это и скорость движения а/м, обороты двигателя, заправки, остатки в баке, а также неисправности, которое определяются датчиками системы диагностики. Данные телеметрии предаются либо по спутниковому каналу GPS, либо записываются на магнитную карту в цифровом тахографе. Например, так происходит в FMS системе компании Siemens VDO.

В общественном транспорте широкую распространенность получили счетчики пассажиров (passenger counter, например компании Eurotech Group), которые в автоматическом режиме подсчитывают количество пассажиров в автобусах. Далее эти данные обрабатываются BI-системой, чтобы аналитики получили картину о пассажиропотках. В нашей стране уже существуют предложения из Минтранса, например, о вводе цифровых тахографов на междугородних маршрутах, а также о внедрении ГЛОНАСС.