2014/04/28 07:00:00

CRM в России: прогнозы экспертов

Общий прогноз участников российского рынка CRM-систем на 2014 год позитивный: большинство уверено, что выручка вендоров и интеграторов продолжит расти, в первую очередь за счет реализации новых проектов в среднем и малом бизнесе.

Каталог CRM-решений и проектов доступен на TAdviser

Генеральный директор Manzana Group (М Софт) Олег Паленов:

Мы ожидаем, что в 2014 году рынок CRM-систем продолжит рост. Ввиду того, что на рынке появилось предложение не только о покупке, но и об аренде CRM-систем, система становится доступной не только крупным, но и средним и даже небольшим розничным сетям. Такой подход значительно снижает уровень затрат на приобретение лицензий и обеспечивающего персонала, но никак не отражается на качестве и позволяет небольшим и средним сетям использовать самые современные средства анализа, поощрения и коммуникаций уже сейчас.

Ольга Рубцова, заместитель генерального директора «Техносерв Консалтинг»:

Революций на рынке CRM в 2014 году не будет. Еще более мощно проявят себя тренды, которые наблюдаются уже сейчас. Во-первых, это внедрение CRM для решения узких задач. Такие проекты сейчас очень популярны. На фоне экономического спада и понижения прогнозов темпов роста экономики в нашей стране в целом, компании заинтересованы в ИТ-инструментах, которые принесут видимую ценность бизнесу и сделают это быстро. А просчитать полезность системы для сбора задолженности и ее ROI гораздо проще, чем выгоду от CRM как таковой. Во-вторых, объем рынка не претерпит значительных изменений. В 2014 году он почти застынет. Двигать его вперед будут старты небольших проектов. Тормозить – сокращение бюджетов крупных проектов, запланированных ранее.

Алексей Макеев, партнер компании AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)(АТ Консалтинг), директор практики Siebel CRM:

Процессы управления взаимоотношениями с клиентами – это очень динамично меняющиеся процессы для любой компании. Компании, уже внедрившие CRM-решения, будут активно их модифицировать и адаптировать под изменяющиеся бизнес-процессы. Также есть устойчивый интерес к CRM-решениям со стороны новых клиентов. Поэтому ожидания от наступающего года у нас позитивные.

Главный эксперт компании «Компас» Игорь Якобсон:

Если не случится каких-то экономических катаклизмов, то объем рынка должен возрасти, как это происходит все последние годы. Кроме того, мы рассчитываем на то, что клиенты проявят больше интереса не к изолированному внедрению CRM-систем, а к проектам, в которых CRM используется как составная часть ERP-системы (как было сказано выше, центральная составная часть). Такой подход в гораздо большей степени способствует повышению эффективности предприятия, чем изолированное внедрение, которое, конечно, также приносит пользу, но куда меньшую.

Эксперты «КОРУС Консалтинг»:

В целом мы ожидаем повышение интереса к CRM-системам в связи с выходом новых продуктов. Так, с выпуском новой версии Microsoft CRM 2013 и появлением облачной версии CRM-системы есть все основания предполагать, что системы Microsoft в 2014 году будут занимать ведущие позиции на российском рынке, а Microsoft CRM Online уверенно потеснит своего главного конкурента - Salesforce.

Директор по CRM-решениям компании «1С-Рарус» Алексей Кудинов:

В 2014 году я прогнозирую рост российского рынка CRM на 30%. Этому будет способствовать снижение темпов роста экономики в стране, повышение уровня конкуренции на рынках, желание компаний повысить производительность труда сотрудников в связи с усилением «кадрового голода». Компании будут искать на рынке инструменты для повышения эффективности своей работы.

Эксперты Tops Consulting (Топс Консалтинг):

Рынок CRM-проектов в 2014 году продолжит расти. Возможно, текущая экономическая обстановка в стране несколько замедлит его темп в сравнении с 2013 годом. Будут востребованы быстрые внедрения и горизонтальные решения в сегменте среднего бизнеса. Продолжится спрос на мобильные приложения и на решения в области интеграции с социальными сетями.