2008/12/27 00:00:00

Александр Ничипоренко: Перестройка процессов - главная задача внедрениея бизнес-приложений

Александр Ничипоренко - директор сектора энергетики и жилищно-комунального хозяйства компании SAP СНГ. В сферу его ответственности входит работа с ключевыми заказчиками отрасли.

TAdviser: Как вы оцениваете ситуацию с внедрением и использованием ERP-систем в российской энергетике? На ваш взгляд, «всплеск» интереса к системам автоматизации, вызванный реформированием энергетической отрасли, уже прошел (когда компании готовились к выходу на «свободный» рынок) или напротив, основной поток внедрений еще впереди (когда компании осознают конкретные задачи и «узкие места», которые им необходимо ликвидировать)?

Александр Ничипоренко: Я думаю, что, конечно же, всплеск интереса впереди. Ситуация в последнее время значительно изменилась. Новые собственники, новые менеджеры сейчас разбираются в ситуации на своих предприятиях и строят новые модели управления. Для того, чтобы быстро реализовать эти новые модели, новые бизнес-процессы, им нужны новые инструменты. Один из таких инструментов – это ERP-решение компании SAP, например. Сейчас они осознают эту возможность, часть из них уже обсуждают ее с нами и нашими партнерами, и, я надеюсь, в следующем году мы увидим много интересных, больших проектов в российской энергетике. 

TAdviser: Что, на ваш взгляд, отличает ситуацию в российской энергетике (с точки зрения автоматизации управления бизнесом) от мировой практики? А.Н.: Я не думаю, что есть какие-то фундаментальные отличия, вопрос просто во времени. Я думаю, что и процессы, и методы управления энергетической компанией в России и на западе похожи. Особенно это доказывает опыт приходящих сейчас в Россию западных энергокомпаний, которые приобрели здесь крупные энергоактивы и инвестируют в российскую энергетику. Это не портфельные инвесторы, а стратегические, то есть они собираются реально управлять бизнесом. Свои технологии и методы управления, используемые ими на западе, они пытаются сейчас перенести и в Россию. Так вот, нам очень приятно, что одним из инструментов, которые они пытаются принести с собой, является решение SAP. Они хотят управлять своим бизнесом с помощью наших технологий. 

TAdviser: Не секрет, что обычно на первом этапе компании автоматизируют оперативное, операционное управление, а уже в дальнейшем – стратегическое. Российские компании, в большинстве, сейчас находятся на каком этапе? А.Н.: Мне кажется, что у российских компаний, которые сейчас получили новых менеджеров, новую управленческую команду, нет возможности двигаться такими этапами. Им придется параллельно делать и то, и другое. Инструменты для этого есть. С точки зрения SAP операционное управление строится на базе ERP/EAM - решение, с фокусом в энергетике на задачи связанные с управлением активами предприятия (ремонт, модернизация, строительство и тому подобные вещи). Построение такого рода систем в очень большой компании, конечно, требует времени. А руководство долго ждать, чтобы получить полную информацию о компании, не может. Поэтому мы считаем, что параллельно необходимо строить системы для бизнес-анализа, для сбора, консолидации, агрегации информации, для бизнес-планирования. Это другая линейка продуктов SAP, построенная в основном на базе решений и технологий BusinessObjects. Цифровизация ТЭК: тренды, перспективы, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser 14.2 т

Конечно, качество данных, попавших в систему бизнес-анализа, сильно зависит от того, какая информация была получена с производства (из систем операционного управления). Если там нет хорошей ERP-системы, то неизбежно возникнут проблемы с получением, с интерпретацией данных, со стоимостью получения такой информации. В момент, когда везде будут одинаковые ERP, станет намного легче. Но, тем не менее, на наш взгляд, здесь разумного компромисса нет. Информацию надо получать, обрабатывать и предоставлять руководству. Мне кажется, это особенно актуально в больших энергокомпаниях. Для тех, кто недавно купил много разрозненных активов, возможность собрать и комплексно проанализировать эту информацию, конечно же, необходима. 

TAdviser: На ваш взгляд, реально ли получить весь спектр необходимых решений из рук одного вендора?  А.Н.: Линейка продуктов, которые мы предлагаем энергокомпаниям, состоит, по большому счету, из трех крупных компонент: первая часть – это ERP\EAM-решения, второй компонент – системы для бизнес-анализа, которые мы уже упоминали, и, наконец, третье – отраслевое решение для энергетики. 

Решение SAP for Utilities общепризнанно является одним из лучших отраслевых продуктов в мире. Оно решает специфичные для энергетики задачи, такие как получение и обработка результатов измерений, необходимых для проведения расчетов с потребителями, биллинг, обслуживание клиентов (CRM). В других отраслях часто решения SAP сравнивают с best of breed (лучшие для конкретной ниши). Клиентам приходится искать компромисс между интегрированным решением и выбором продукта best of breed. В энергетике наше решение востребовано и активно используется заказчиками. 

Однако, конечно же, есть специфические задачи, для решения которых SAP строит интеграцию с различными партнерскими продуктами. Такого рода интеграция строится с помощью разработанных SAP инструментов на базе платформы NetWeaver.

TAdviser: Насколько, на ваш взгляд, глобальное решение SAP for Utilities подходит для российских компаний, и для каких его аспектов потребовалась локализация не на уровне интерфейса, а на уровне бизнес-процессов? А.Н.: На уровне бизнес-процессов, в основном, оно как раз подходит очень хорошо. Более того, если раньше под бизнес-процессами понималось следование каким-то регламентам, то сейчас руководство компаний понимает, что эффективные процессы - это путь достижения бизнес целей компании, например, таких как повышение качества обслуживания клиентов и операционной эффективности компании. Многие компании совершенствуют и оптимизируют свои процессы, наличие заложенных в наши продукты «лучших практик», выработанных в ходе многолетнего сотрудничества с крупнейшими мировыми эгергокомпаниями, может быть очень полезного при такого рода оптимизации. Поэтому сложностей с поддержкой ключевых бизнес-процессов у нас нет. 

Есть особенности, связанные с вещами, которые регулируются государством. Например, это специфичные схемы расчета, расчет всевозможных льгот, регламенты взаимодействия между участниками рынка электроэнергии. Такого рода особенности требуют локализации продукта, мы ведем работы по локализации в соответствии с этими требованиями. 

TAdviser: В тех компаниях, которые уже сейчас являются клиентами SAP, стоит именно это отраслевое решение, или же они используют SAP ERP без отраслевых компонентов? А.Н.: Большинство клиентов SAP в России использует именно ERP решение, но у нас есть и клиенты которые активно используют именно отраслевое решение в том числе в сетевом комплексе, энергосбыте и теплосбыте.

TAdviser: Как вы оцениваете ситуацию в близкой к энергетике (по бизнес-процессам), но все же довольно самостоятельной, со своими особенностями сфере – ЖКХ? Компании, работающие в этой области, все же заметно отличаются по масштабам и бюджетам от энергетических компаний. Насколько интересны и доступны им решения SAP? А.Н.: Я бы разделил эти два рынка, они очень разные. Если на энергетическом рынке преобладают крупные игроки, которые обеспечивают энергией целые регионы, то в сегменте ЖКХ число крупных клиентов ограничено, и в основном там работают средние и малые компании. У нас есть первые проекты в ЖКХ, но в целом это достаточно новый рынок для SAP, в котором заключается, на мой взгляд, наше будущее. 

Этот рынок значительно меняется. Если до этого он был представлен фактически госструктурами, которые выполняли вполне конкретную техническую функцию, то сейчас они превращаются в коммерческие предприятия, которые вынуждены работать в условиях рынка. Они заинтересованы в своей эффективности и в предоставлении качественного сервиса своим клиентам. Поэтому появились клиенты, которые серьезное внимание уделяют своей автоматизации. В том числе клиенты, которые автоматизируют себя с помощью решений SAP. Как оказалось, для решения этих задач – построения эффективного бизнеса и качественного обслуживания клиентов – решения SAP вполне подходят и для относительно небольших компаний. В том числе, они внедряют и решение SAP for Utilities. 

TAdviser: Какие проекты вы считаете наиболее успешными, «показательными», и что, на ваш взгляд, сделало их такими? Правильно выбранное решение, удачно подобранная команда, грамотное управление проектами? А.Н.: Из наиболее удачных наших проектов за последнее время можно отметить внедрения в «ВоТГК» и в «МРСК Центра». Проект в «ВоТГК» был реализован в оговоренные сроки, созданное решение полностью соответствует всем требованиям клиента. Кроме того, система имеет широкий географический охват и объединяет большое число автоматизированных рабочих мест. В «МРСК Центра» на настоящий момент внедрены 12 модулей из 40, что говорит о комплексном подходе к автоматизации управления. В ERP-системе работают более 5700 пользователей, что составляет около 22% от общего числа сотрудников компании. 

Что касается ключевых факторов успеха, то они, на мой взгляд, заключаются в следующем. Если у руководства компании-заказчика есть вполне конкретные бизнес-задачи и понимание того, как они могут быть реализованы при помощи информационной системы, присутствует готовность последовательно и решительно двигаться к достижению поставленных целей – проект будет успешным. Все остальное (методика управления проектом, опытная команда, своевременное обучение пользователей), безусловно, очень важно, но это можно купить – на рынке достаточно опытных/квалифицированных компаний партнеров SAP, способных успешно реализовать сложный проект. 

Если руководитель компании принял решение внедрять ERP потому, что «все делают это», проект внедрения информационной системы поручен ИТ-департаменту, который своими силами пытается такого рода систему внедрить, то это, как правило, либо провальный проект, либо проект, который ведет не к тем результатам, которые хотел бы видеть руководитель. 

Внедрение бизнес приложений влечет достаточно перестройку процессов (собственно ради этого они и внедряются) в организации. Это становится возможным, только если есть желание руководителя эту перестройку реализовать. Требуется уделить достаточно времени, сил, энергии, нужно активно участвовать в обсуждении, в реализации этих изменений, понимать, зачем это нужно. Я думаю, что это самое главное. 

TAdviser: Для такой реорганизации обычно привлекаются сторонние консультанты, или дело ограничивается участием интеграторов – партнеров SAP? А.Н.: Бывает по-разному. Иногда компания занимается внедрением информационной системы, и в рамках внедрения производит некоторую коррекцию бизнес-процессов с оглядкой на те стандартные бизнес-процессы, которые прописаны в нашей системе. Это небольшие, step by step изменения, которые достаточно просты. Есть примеры, когда изменение бизнес-процессов – это отдельно сформулированная цель проекта, и там, как правило, привлекаются внешние консультанты.  

TAdviser: Какой, на ваш взгляд, подход наиболее оптимален для крупных, территориально распределенных компаний – автоматизировать целиком «пилотный» филиал и тиражировать решение на все остальные подразделения, или же автоматизировать всю компанию сразу, но «слоями», задачу за задачей? А.Н.: Наверно здесь возможны варианты. Однако подчеркну, что огромное преимущество мы видим в том, чтобы строить интегрированное решение, которое все основные бизнес-процессы, связанные с движением материалов, движением денег, управлением персоналом, увязывает в единое целое. Поэтому, пожалуй, оптимальным является создание интегрированного «пилота», решения, которое должно охватывать как функции производственного подразделения, так и функции управляющей компании (это единый процесс, разделить его нельзя). После этого следует тиражирование, но не по одному филиалу (это слишком долго), а на все подразделения сразу. 

При этом возможно поэтапное наращивание охвата бизнес-процессов реализованных в рамках системы, начиная с наиболее приоритетных направлений. Для генерирующих компаний приоритетными являются функции управления активами, включающие в себя управления материальными потоками, ремонтами оборудования, финансами, бизнес-анализ в рамках этих блоков. Для сбытовых компаний акцент смещается в сторону сбора данных измерений, проведения расчетов/биллинга, построения механизмов общения с потребителями, соответствующей бизнес-аналитики, например, потребления по разным группам клиентов, анализа их поведения, платежной дисциплины.  

Серьезный проект внедрения нашей системы – это 1-2 года. Созданное за это время решение уже, как правило, способно реально приносить отдачу. Однако проект на этом редко останавливается. После решения задач, которые были сформулированы как цели проекта, наступает этап развития. Клиенты, которые работают с нами дольше этого срока, как правило, постоянно заняты запуском каких-то новых задач, идей, новых проектов. Как только люди почувствовали, что созданная ими система приносит эффект, они начинают стремиться к более тонким методам управления, они хотят развиваться, совершенствоваться, и это процесс, который редко останавливается. Меняется жизнь, меняются требования, меняются задачи информационной системы – она развивается.  

Аналитический обзор: ERP в энергетике 2008