Проект

Случай из практики импортозамещения: Как отсекаются российские решения на госзакупках

Заказчики: Управление социальной политики Липецкой области

Липецк; Государственные и социальные структуры

Продукт: Skype for Business (ранее Microsoft Lync)

Дата проекта: 2017/08
Технология: IP-телефония
подрядчики - 256
проекты - 1092
системы - 425
вендоры - 233
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1139
проекты - 14480
системы - 1781
вендоры - 1002
Технология: Видеоконференцсвязь
подрядчики - 295
проекты - 4912
системы - 422
вендоры - 204
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 315
проекты - 1169
системы - 625
вендоры - 350

В августе 2017 года ФАС признала необоснованной жалобу[1] компании «Мастер» на действия заказчика при закупке оборудования и программного обеспечения видеоконференцсвязи (ВКС) для Управления социальной защиты населения Липецкой области.

Организация указала в закупке[2] требование поставить ей лицензии ПО Microsoft Lync (Skype for Business) для расширения имеющейся системы, исключив возможность использования эквивалентов этого продукта в связи с необходимостью интеграции с уже использующимися у нее Microsoft Lync Server.

«Мастер», которая зашла на тендер с продуктом для ВКС TrueConf, считает, что такие требования к товару ограничивают количество участников закупки. Также, по мнению компании, в документации нет надлежащего обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск импортного ПО, а указание в отношении товарного знака без указания эквивалентности является нарушением закона о контрактной системе.

ФАС разрешила заказчику не закупать российское решение ВКС (источник фото - polit.ru)

В Управлении соцзащиты Липецкой области заявили ФАС, что указание на закупку лицензий клиентского доступа к Microsoft Lync не влечет ограничения количества участников, т.к. поставить их может любой участник.

В свою очередь, закупка клиентских лицензий ПО ВКС российских производителей не позволит владельцам таких лицензий участвовать в сеансах видеоконференцсвязи, организованных с использованием применяемого учреждениями социальной защиты населения Липецкой области программного обеспечения - Microsoft Lync, утверждает заказчик. Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.8 т

Для расширения системы ВКС с использованием продуктов из реестра отечественного ПО, ему пришлось бы отказаться отказа от уже установленного у него Microsoft Lync Server и приобретать не только клиентскую, но и серверную части программных продуктов. Это экономически нецелесообразно, заявил заказчик.

В ФАС зачли доводы Управления соцзащиты Липецкой области. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки характеристики товара, отвечающие его потребностям и необходимые для выполнения соответствующих государственных функций, отмечается в решении ФАС.

В TrueConf заявили TAdviser, что не согласны с решением антимонопольного регулятора. Судя по всему, ФАС не вникала в технические возможности предлагаемого в качестве альтернативы решения. Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов заявил TAdviser, что в TrueConf Server реализована полноценная интеграция со Skype for Business: «об этом мы публично заявляли еще в начале этого года. Вся информация есть в открытом доступе у нас на сайте, то есть проверить это довольно просто». Специалисты компании вложили много ресурсов в поддержку протоколов и кодеков Microsoft, добавил он.

При этом закупать отдельно и серверные, и клиентские лицензии в случае с ВКС TrueConf не требуется: на уровне серверной лицензии регулируется лимит числа одновременных подключений пользователей.

Дмитрий Одинцов говорит, что ни ФАС, ни заказчик, ни внешний эксперт не обращались к TrueConf как вендору с официальным запросом на уточнение наличия необходимого функционала. Ситуации, когда регулятор при разборе подобных ситуаций не углубляется в технические возможности товара, возникают довольно часто, отмечают в компании. Видимо, привлечение экспертов – это довольно сложный механизм, и в ФАС стараются обойтись без него, полагает Дмитрий Одинцов.

«
Замечу, что были ситуации, когда на одну и ту же жалобу на идентично подготовленное ТЗ, было дано два абсолютно разных по сути ответа, - говорит представитель TrueConf. - К сожалению, решение зачастую зависит от личности конкретного заказчика.
»

Примечания