Система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД)

Продукт
Разработчики: Министерство транспорта РФ
Дата премьеры системы: июль 2021 г
Дата последнего релиза: 2023/03/30
Отрасли: Государственные и социальные структуры,  Интернет-сервисы,  Логистика и дистрибуция,  Транспорт

Содержание

Основная статья: Электронные транспортные накладные (ЭТрН)

ГИС ЭПД — государственная информационная система, обеспечивающая обмен сведениями из электронных перевозочных документов между участниками перевозочного процесса и представление таких сведений органам государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при осуществлении грузовых автомобильных перевозок допускается наравне с бумажным вариантом использовать электронные перевозочные документы. В случае формирования участниками информационного взаимодействия электронных перевозочных документов они подлежат направлению в ГИС ЭПД.

Потребителями информации ГИС ЭПД на 2023 год являются органы государственной власти, такие как: Правительство РФ, Минтранс России, ФНС России, ФСБ России, МВД России, Ространснадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ФТС России, Минздрав России, Росстат и другие, поставщиками являются участники перевозок, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД) соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.

Участники перевозок направляют сведения в ГИС ЭПД через операторов ИС ЭПД.

Представители ФОИВ получают сведения из ГИС ЭПД следующими способами:

Портал ГИС ЭПД размещен по адресу: https://epd-portal.ru

2023

Минтранс объединяет в одну две ГИС в сфере транспортного электронного документооборота

12 сентября 2023 года в Минтрансе РФ сообщили об объединении двух государственных информационных систем (ГИС) в сфере электронного документооборота. Речь идет о ГИС ЭПД и Электронной транспортной накладной (ЭТРАН). Подробнее здесь.

Создание системы электронной очереди для грузовиков

В конце мая 2023 года стало известно о предстоящем запуске в России ИТ-системы электронной очереди для проезда грузовиков. Дату и время пересечения границы перевозчики смогут резервировать заранее через специальный бесплатный сервис на официальном сайте Росгранстроя.

Технология резервирования времени проезда через пункты пропуска для коммерческого грузового транспорта внедряется в рамках принятого в феврале 2023 года федерального закона. Правительство подготовило необходимую для запуска новой системы нормативную базу, а премьер-министр Михаил Мишустин подписал соответствующие распоряжение и постановление в конце мая 2023 года.

В России запустят систему электронной очереди для проезда грузовиков

Согласно подписанным документам, с 1 сентября 2023 года электронные очереди начнут действовать в пунктах пропуска «Бугристое» на границе с Казахстаном, «Забайкальск» на границе с Китаем и «Чернышевское» на границе с Литвой. Там к концу мая 2023 года уже есть необходимая для внедрения нового механизма дорожная инфраструктура – участки автомобильных дорог или площадки-накопители вблизи пунктов пропуска для размещения грузовиков участников электронной очереди, отметила пресс-служба кабмина.

С 1 марта 2024 года перевозчики смогут бронировать дату и время пересечения границы на Едином портале госуслуг и в государственной информационной системе электронных перевозочных документов. Перевозчику потребуется указать государственный регистрационный номер грузового автомобиля, вид перевозки, контактные данные. Если планы изменились, не позднее, чем за 3 часа до пересечения границы, дату и время можно будет перенести.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.6 т

Система резервирования времени пересечения границы большегрузными транспортными средствами появится впервые в России. Предполагается, что введение электронной очереди позволит исключить скопления автотранспорта на подъездах к погранпереходам, обеспечить комфортное и быстрое пересечение границы водителями.[1]

Возможность оформить путевой лист в электронном формате

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в правила обмена электронными перевозочными документами, которые расширяют функционал государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Теперь в системе перевозчики (собственники транспортных средств) в добровольном порядке могут формировать путевой лист, договор фрахтования и заказ (заявку). Об этом ассоциация Цифровой транспорт и логистика (ЦТЛ) сообщила 30 марта 2023 года.

Использование электронного путевого листа помогает оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более прозрачными, как внутри компании, так и при взаимодействии с контрольно-надзорными органами, а также повысить уровень безопасности на дороге за счет исключения человеческого фактора и верификации данных. Переход на электронный документооборот на транспорте – это прежде всего удобно, в том числе за счет отказа от бумажных документов.

«
Минтранс продолжает планомерную работу, направленную на повышение скорости, прозрачности оформления документов для всех участников рынка и безопасности перевозок. Переход на электронный путевой лист – еще один шаг в этом направлении. Цифровой документ можно будет предъявлять сотруднику ГИБДД в виде QR-кода на дороге в любом месте, даже там, где нет покрытия сетей связи. С 2024 года Минтранс России вместе с Минцифры и ФНС будут работать над введением обязательных требований к использованию электронного документооборота на транспорте. Это позволит убрать с рынка бумажные документы,
сказал Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта Российской Федерации.
»

Вступление в силу изменений в законодательство касается пассажирских и грузовых автомобильных перевозчиков. Переход на электронный документооборот начался с 1 сентября 2022 года, когда для участников рынка грузовых автомобильных перевозок появилась возможность формировать электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд с последующей их передачей в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

«
В ходе подготовки к переходу на электронный путевый лист, электронный договор фрахтования и электронный заказ (заявку) ФНС России утвердила форматы соответствующих документов. Наш общий подход – переход на электронный документооборот – должен помогать бизнесу высвобождать время и ресурсы на расширение основного бизнеса, таким образом, электронный документооборот будет способствовать росту реального сектора экономики и экономики страны в целом,
отметил заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Алекандр Егоричев.
»

Участники рынка могут работать с ГИС ЭПД через аккредитованных Минтрансом России операторов ИС ЭПД, их список опубликован на сайте Министерства.

«
Путевой лист считается внутренним документом организации и служит для учёта контроля работы транспортного средства и водителя. Реализация и внедрение внутреннего электронного документооборота упрощает и систематизирует процесс. В среднем на 30% сокращается время проставления всех отметок в путевом листе. Кроме временных затрат, снижаются издержки, связанные с распечаткой, передачей, хранением документов. Развитие ГИС ЭПД и массовый переход бизнеса на ЭДО позволит одновременно и сделать процессы прозрачнее, и упростить регулирование в сфере перевозок,
добавил генеральный директор одного из аккредитованных операторов ИС ЭПД ООО «Такском» Денис Булкаев.
»

С 1 сентября 2023 года вступают в силу нормы Федерального закона от 29.12.2022 № 629-ФЗ, позволяющие на добровольной основе при оформлении электронного путевого листа использовать данные прохождения предрейсового и послерейсового осмотра водителей с применением телемедицинских технологий.

«
Принятие закона, официально разрешающего проведение дистанционных медицинских осмотров – важный драйвер для цифровизации транспортной отрасли. Интерес к проведению медицинских осмотров в дистанционном формате существует давно. Наш опыт показывает, что автоматизация и цифровизация услуги предрейсового осмотра дает более объективные показатели, которые нельзя исказить и всегда можно проверить. Кроме того, дистанционный формат значительно сокращает временные затраты: в среднем один осмотр на наших программно-аппаратных комплексах занимает 3-4 минуты, что в 3 раза быстрее по сравнению с процедурой очного осмотра у медика,
отметил Максим Владимиров, исполнительный директор компании MedPoint 24, которая более пяти лет организует услуги автоматизированных осмотров для российских компаний во всех отраслях.
»

2022

Запуск ГИС для использования электронных транспортных документов

В конце августа 2022 года в Минтрансе сообщили о готовности к запуску государственной информационной системы (ГИС), обеспечивающей возможность использования электронных транспортных документов, в первую очередь транспортной накладной. Платформа заработает 1 сентября 2022 года.

Об этом было заявлено на совещании межведомственной рабочей группы по развитию электронного документооборота в хозяйственной деятельности в конце августа 2022 года. В нем принял участие глава ФНС Даниил Егоров, а также представители Минцифры, Минтранса Федеральной нотариальной палаты и бизнеса России.

Минтранс запускает ГИС для использования электронных транспортных документов

Участники совещания отметили, что процесс грузоперевозок на время эксперимента стал быстрее и дешевле для участников и прозрачнее для государства. Потенциал экономии за счет ухода от использования бумажных товарно-транспортных накладных для компаний составляет более 16 млрд рублей.

Как сообщает пресс-служба кабмина 26 августа 2022 года, для возможности проверки цифровых транспортных документов на дороге было разработано и совместно с ГИБДД протестировано специальное программное обеспечение, которое будет считывать QR-код и визуализировать для инспектора данные из электронной транспортной накладной. Сам QR-код водитель будет получать у оператора электронного документооборота, через которого происходит обмен документами, а подписан такой код будет электронной подписью государственной информационной системы.

Ожидаемый эффект в результате введения платформы:

  • экономия денежных средств компаний;
  • сокращение транзакционных издержек и уменьшение конечной стоимости товаров;
  • увеличение средней коммерческой скорости движения товаров, и к 2024 году она должна вырасти в 2 раза (с 300 до 600 км в сутки);
  • вывод из «серой зоны» недобросовестных перевозчиков, что обеспечит безопасность. [2]

Мишустин утвердил запуск системы обмена электронными транспортными накладными и заказ-нарядами

В мае 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил правила обмена электронными транспортными накладными, электронными заказ-нарядами и электронными сопроводительными ведомостями.

Как сообщает пресс-служба кабмина, это постановление стало одним из восьми документов, необходимых для начала работы Государственной системы электронных перевозочных документов (ЭПД). Все они вступят в силу 1 сентября 2022 года, после чего в России появится новый ресурс, позволяющий быстрее перемещать грузы по стране и избавить участников рынка от бумажных документов.

Мишустин утвердил запуск системы обмена электронными транспортными накладными и заказ-нарядами

Информационное взаимодействие между государственной информационной системой и участниками рынка будет осуществляться через операторов электронного документооборота. Использование единой системы электронных перевозочных документов позволит заказчикам и перевозчикам упростить бизнес-процессы и снизить издержки, а органам власти – автоматизировать административные процедуры и проверки.

«
В итоге повысится скорость доставки товаров и грузов, предприятия смогут быстрее организовывать цепочки поставок, – отметил Михаил Мишустин в ходе заседания Правительства РФ 25 мая 2022 года.
»

В документе реализуются нормы, содержащиеся в поправках к Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Уставу автомобильного транспорта. Они были приняты в июле 2021 года.

Перевод перевозочных документов в электронный вид – одна из главных задач Транспортной стратегии до 2030 года, принятой Правительством в конце 2021 года.

24 мая 2022 года президент России Владимир Путин провел совещание, посвященное развитию транспортного комплекса. На нем шла речь о создании новых маршрутов для грузоперевозок. [3]

2021: Создание ГИС для электронных накладных при перевозках

В начале июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон, который среди прочего предполагает создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС) электронных перевозочных документов.

В этой системы, в частности, будут храниться транспортные накладные, заказ-наряды и сопроводительные ведомости. Формировать их будут грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи, фрахтовщики, которые будут заключать договоры с оператором информационной системы.

Владимир Путин утвердил создание ГИС для электронных накладных при перевозках

Электронные документы будут подписываться усиленными квалифицированными электронными подписями. Операторы информационных систем - юридические лица, включенные в специальный реестр, будут направлять электронные документы в государственную информационную систему электронных перевозочных документов.

Полномочиями по установлению порядка направления электронных перевозочных документов, технических требований к информационным системам, перечню видов информации, представляемой в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также порядка доступа к этой информации наделяется правительство РФ.

Положения закона, касающиеся электронного документооборота в сфере перевозок, вступят в силу с 1 января 2022 года. К этому времени должна заработать ФГИС. Министерство транспорта будет также и оператором государственной информационной системы электронных перевозочных документов.

Министр транспорта Виталий Савельев считает, что за счет внедрения цифровых технологий и переход на бездокументарный оборот к 2030 году Россия может в шесть раз увеличить скорость перемещения грузов. Пока развитие грузоперевозок сдерживает вал бумажных документов. В 2020 году было оформлено более 3 млрд документов, а к 2030 году, по прогнозам специалистов, будет оформляться в год по семь миллиардов документов, указывал Савельев.[4][5]

2016: Проект создания системы «Электронный путевой лист»

15 декабря 2016 года стало известно о создании в России ИТ-системы, которая поможет медицинским работникам удаленно осматривать водителей. Проект, разрабатываемый Министерством транспорта РФ, получил название «Электронный путевой лист».

Эта система позволит создавать удаленные пункты контроля за состоянием здоровья водителя перед его выходом в рейс без физического присутствия на них врача. Такие пункты помогут дистанционно проводить тесты на алкоголь, наркотики, измерять давление и температуру тела. Врач сможет подписывать результаты анализов электронной цифровой подписью.

Минтранс создает ИТ-систему для удаленного осмотра водителей

Планы по разработке «Электронного путевого листа» описаны в проекте дорожной карты по развитию и внедрению индустриального интернета в отрасли реального сектора экономики, подготовленном подгруппой «Интернет+город». В октябре 2016 года документ согласовали с Минтрансом, и затем он был направлен начальнику Управления президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрею Липову.

Предполагается, что система «Электронный путевой лист» будет создана до декабря 2017 года и начнет работать в 2018 году. По словам члена подгруппы «Интернет+Город» Ольги Валаевой, с принятием закона о телемедицине в первой половине 2017 года станет привычным дистанционный медицинский осмотр, проходящий без физического присутствия врача на пункте контроля. При этом надежность и удобство таких пунктов будет гарантироваться современными средствами контроля и видеонаблюдения, отметила она.

Представитель общественного движения Taxi2018 Станислав Швагерус предположил, что на первых порах после создания системы у предпринимателей и юридических лиц будет выбор, каким способом заполнять путевой лист — электронным или бумажным. [6]

Примечания



ПРОЕКТЫ (2) ИНТЕГРАТОРЫ (2) СМ. ТАКЖЕ (9)