Проект

Искусственный интеллект предотвратил аварийную ситуацию в системе водоснабжения Глазова в Удмуртии

Заказчики: Администрация города Глазов (Удмуртская республика)

Государственные и социальные структуры

Продукт: Росатом Цифровое ресурсоснабжение

Дата проекта: 2022/04 — 2022/10
Технология: Big Data
подрядчики - 203
проекты - 573
системы - 227
вендоры - 185
Технология: SCADA
подрядчики - 69
проекты - 181
системы - 141
вендоры - 113
Технология: АСУ ТП
подрядчики - 67
проекты - 206
системы - 176
вендоры - 121

2022: Искусственный интеллект предотвратил аварийную ситуацию в системе водоснабжения Глазова в Удмуртии

Искусственный интеллект предотвратил аварийную ситуацию в системе водоснабжения Глазова в Удмуртии. Об этом 1 декабря 2022 года сообщала компания РИР (Русатом Инфраструктурные решения).

Установленная в городе информационная система «Цифровой водоканал» разработки АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») вовремя зафиксировала аномалии в расходе воды и подала сигнал диспетчерским службам. В результате осмотра обозначенного участка ремонтная бригада обнаружила утечку, которая в дальнейшем могла привести к серьезной аварии на трубопроводе.

Система «Цифровой водоканал» предназначена для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения. Решение позволяет повысить качество услуг для населения, в том числе за счет снижения перебоев при предоставлении коммунальных ресурсов, сокращения времени ремонтов. Кроме этого, «Цифровой водоканал» повышает экономическую и управленческую эффективность деятельности предприятий. На декабрь 2022 года система используется в Глазове, Белгородской области, Воронежской области и других регионах.

В информационной системе «Цифровой водоканал» применяются элементы искусственного интеллекта на основе алгоритмов машинного обучения. Анализ данных и сравнение со средними значениями выявляют потери, утечки воды и предупреждают аварийные ситуации. Одна из крупных аварий была предотвращена в конце ноября 2022 года. На одной из насосных станций зафиксировали аномальное потребление воды подключенными объектами. На основе анализа данных система определила, что наибольшее количество отклонений зафиксировано по определенным адресам, и предположила место утечки. Ответственные сотрудники получили соответствующие уведомления в системе. Последующий обход показал, что утечка действительно находилась на напорной трубе возле домов по этому адресу, и, своевременно обнаружив ее, предотвратили аварийную ситуацию с отключением потребителей.

Использование искусственного интеллекта в системе «Цифровой водоканал» дает возможность как предотвращать аварийные ситуации, так и в целом снижать потери воды, возникающие вследствие ветхих сетей или незаконных присоединений.

«
Объем потерь в системе может составлять примерно 20–30% от общего объема перекачиваемой воды, в некоторых случаях может достигать и 50%. Зачастую у ресурсоснабжающих организаций нет автоматизированных инструментов, позволяющих на порядок повысить эффективность работы с потерями – дорогостоящие мероприятия по модернизации и ремонту сетей осуществляется на тех участках, где в этом есть максимальная необходимость и срочность для обеспечения надежного и бесперебойного ресурсоснабжения жителей. Используя технологии «Цифрового водоканала», можно обоснованно ответить на вопрос, какой объем потерь воды в системе, имеются ли потери воды на участках трубопроводов, какие именно участки трубопроводов на сети заслуживают особого внимания для проведения ревизии на наличие течей, – отметил Виктор Рубежной, руководитель направления «Цифровое ресурсообеспечение» в АО «Русатом Инфраструктурные решения».
»