1С:Центр администрирования

Продукт
Название базовой системы (платформы): 1С:Предприятие 8.3
Разработчики: 1С Акционерное общество
Дата премьеры системы: 2019/11/18
Отрасли: Финансовые услуги, инвестиции и аудит
Технологии: ITSM - Системы управления IT-службой

2019: Выпуск финальной версии решения

18 ноября 2019 года «Фирма «1С» объявила о выпуске финальной версии решения «:Центр администрирования», которое с июля 2018 года входит в состав «1С:Корпоративного инструментального пакет 8».

«1С:Центр администрирования» представляет собой инструментарий для автоматизации типовых сценариев администрирования и эксплуатации информационных систем, построенных на платформе «1С:Предприятие 8». Продукт предназначен для специалистов, эксплуатирующих информационные системы.

Как отметил разработчик, «1С:Центр администрирования» содержит набор готовых для использования наиболее распространенных сценариев автоматизации. Среди них:

  • установка, обновление, удаление платформы «1С:Предприятие 8»;
  • скачивание с сайта поддержки пользователей (releases.1c.ru) дистрибутивов обновлений следующих продуктов:
    • технологическая платформа «1С:Предприятие 8»;
    • прикладные конфигурации;
    • PostgreSQL;

  • обновление конфигурации до требуемой версии;
  • запуск внешних обработок;
  • изменение настроек контура копированием файлов настроек;
  • изменение конфигурации кластера серверов «1С:Предприятия».

При этом пользователь может создавать собственные и изменять существующие сценарии автоматизации в соответствии со спецификой задач на разных проектах, а также конструировать из простых сценариев более сложные, подчеркнули в «1С».

Сценарии автоматизации в «1С:Центр администрирования»

Со слов разработчика, «1С:Центр администрирования» предоставляет следующие основные функциональные возможности работы со сценариями:

  • запуск сценариев автоматизации в тестовом режиме (контроль корректности сценария, окружения, настроек без изменения состояния системы);
  • запуск сценариев автоматизации в рабочем режиме (изменение состояния системы);
  • автоматический откат сценариев в случае неудачи;
  • планирование и отслеживание работ в календаре;
  • разделение на контуры автоматизации (проекты), в рамках которых можно разделять выполнение сценариев и доступ к различным блокам автоматизации;
  • формирование отчетов о выполненных работах (чек-листы, сводная статистика и т. д.);
  • массовый запуск сценариев автоматизации параллельно на большом числе машин;
  • создание собственных сценариев и вариантов настройки поставляемых сценариев;
  • подключение и использование произвольных интерпретаторов для запуска собственных скриптов автоматизации.

«1С:Центр администрирования» состоит из управляющей части – единого рабочего места администратора – и исполняющей части, устанавливаемой на компьютеры автоматизируемого контура. Распределенная структура продукта позволяет выполнять массовые операции администрирования крупного распределенного контура, например обновлять версию платформы «1С:Предприятие 8» на всех серверах.

«1С:Центр администрирования»

Согласно заявлению разработчика, «1С:Центр администрирования» может работать и как самостоятельная программа, и как подсистема прикладного решения. Управляющая часть «1С:Центра администрирования» поставляется и в виде отдельной конфигурации , и в виде расширения конфигурации, которое может быть включено в произвольную прикладную конфигурацию, работающую на платформе «1С:Предприятие» версии не ниже 8.3.14.

Особенности использования «1С:Центра администрирования», отмеченные разработчиком:

  • снижение стоимости владения системой за счет сокращения трудозатрат на ее администрирование;
  • сокращение времени обновления на новые версии платформы и конфигураций;
  • снижение рисков ошибок администрирования при выполнении задач эксплуатации системы за счет стандартизации сценариев;
  • автоматизация процессов тестирования версий конфигурации перед обновлением;
  • единый интерфейс для контроля состояния выполнения задач администрирования всего контура.

«1С:Центр администрирования», по мнению разработчика, будет полезен при внедрении и эксплуатации крупных корпоративных информационных систем с большим количеством рабочих мест и распределенной структурой контура:

  • КОРП-внедрения;
  • крупный распределенный контур с большим количеством информационных баз и серверов;
  • крупная распределенная информационная база, например розничная сеть.

По сравнению с последним обновлением бета-версии в финальную версию продукта внесены перечисленные ниже изменения:

  • Команды и сценарии:
    • унифицирована структура команд и конструируемых из них сценариев. Для хранения в базе разных настроек одного сценария или команды используется обновленный справочник «Варианты настроек сценария», что позволяет не хранить и не сопровождать несколько копий одного сценария с разными значениями параметров, в отличие от предыдущих версий;
    • при выполнении «Экземпляра сценария» в интерфейс выводится лог исполняемых скриптов;
    • для удобства заполнения шаблонов параметров введены типы параметров «Число», «Дата», «Булево», «Каталог», «Файл»;
    • для шаблонов параметров добавлена возможность динамического расчета параметров с использованием функций работы с датами (вычисление текущей даты в момент начала выполнения шага и ее использования в параметрах сценария);
    • добавлен http-сервис RemoteAdministration, позволяющий запускать и контролировать выполнение сценариев извне.

  • Планировщик заданий:

    • в качестве действий планировщика используются элементы справочника «Варианты настроек сценария»;
    • добавлен ещё один тип триггера «При запуске», позволяющий инициировать выполнение задания планировщика при старте машины.

  • Загрузка поставки и развертывание:

    • комплект скриптов и сценариев поставляется одним архивом, что упрощает процедуру загрузки;
    • скрипты, как и поставляемые сценарии, загружаются в информационную базу в справочник «Скрипты и сценарии», где их можно дополнять и редактировать встроенным текстовым редактором или через соответствующую установленную IDE. Подготовка комплекта скриптов для развертывания также выполняется из пользовательского интерфейса;
    • закрыта возможность редактирования поставляемых команд и сценариев. Кастомизацию предлагается выполнять, создавая собственные «Варианты настроек сценария» поставляемого сценария. Сценарии и команды, создаваемые вручную (добавлением нового или копированием существующего, в том числе поставляемого) не ограничены в части редактирования и изменения.

Переход с бета-версии на финальную версию не требует особых действий и выполняется в обычном порядке обновления версии, отметили в «1С».

Архитектура решения «1С:Центр администрирования»

«1С:Центр администрирования» состоит из следующих отдельно устанавливаемых компонентов:

  • управляющая часть (единое рабочее место администратора);
  • исполняющая часть;
  • поставляемые данные.

По данным на ноябрь 2019 года продукт поставляется только с русскоязычным интерфейсом. Описание «1С:Центра администрирования» включено в документацию по «1С:Корпоративному инструментальному пакету 8». Платформа «1С:Предприятие 8» и лицензии в поставку продукта не входят. Для использования «1С:Центра администрирования» необходимо наличие основной поставки «1С:Предприятия» и клиентской лицензии. «1С:Центр администрирования» входит в поставку продуктов «1С:Корпоративный инструментальный пакет 8» и «1С:Корпоративный инструментальный пакет 8 NFR». Цена продуктов остается прежней.

Пользователи, которые ранее приобрели «1С:Корпоративный инструментальный пакет» и имеют действующий договор 1С:ИТС, получат финальную версию «1С:Центра администрирования» при обновлении «1С:Корпоративного инструментального пакета» до версии 2.1.5 или выше.



Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Naumen (Наумен консалтинг) (318)
  Comindware (Колловэар) (254)
  Softline (Софтлайн) (125)
  Okdesk (Облачные Решения) (39)
  Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) (38)
  Другие (683)

  Comindware (Колловэар) (78)
  Okdesk (Облачные Решения) (14)
  Naumen (Наумен консалтинг) (11)
  Крикунов и Партнеры Бизнес Системы (КПБС, KPBS, Krikunov & Partners Business Systems) (7)
  Крок (3)
  Другие (28)

  Naumen (Наумен консалтинг) (14)
  Okdesk (Облачные Решения) (9)
  Comindware (Колловэар) (8)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (7)
  БизнесАвтоматика НПЦ (3)
  Другие (15)

  Naumen (Наумен консалтинг) (17)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (12)
  SimpleOne (Симпл 1) (5)
  Softline (Софтлайн) (3)
  КСК Технологии (2)
  Другие (16)

  Angara Security (Ангара Технолоджиз Груп, АТ Груп) ранее Angara Technologies Group (1)
  Softline (Софтлайн) (1)
  Газинформсервис (ГИС) (1)
  РусБИТех-Астра (ГК "Астра") (1)
  Флант (Flant) (1)
  Другие (0)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Naumen (Наумен консалтинг) (7, 340)
  Comindware (Колловэар) (1, 257)
  Microsoft (16, 123)
  OmniNet (ОмниНет) (4, 55)
  Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) (4, 47)
  Другие (557, 593)

  Comindware (Колловэар) (1, 78)
  Rails Jedies
  Okdesk (Облачные Решения) (1, 14)
  Naumen (Наумен консалтинг) (3, 12)
  Nutanix (1, 9)
  Другие (18, 24)

  Naumen (Наумен консалтинг) (3, 14)
  Okdesk (Облачные Решения) (1, 10)
  Rails Jedies
  Comindware (Колловэар) (1, 8)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (2, 7)
  Другие (11, 14)

  Naumen (Наумен консалтинг) (4, 17)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (1, 12)
  SimpleOne (Симпл 1) (1, 9)
  РусБИТех-Астра (ГК "Астра") (1, 3)
  Деснол Софт (2, 2)
  Другие (8, 10)

  РусБИТех-Астра (ГК "Астра") (1, 2)
  Газинформсервис (ГИС) (1, 1)
  Флант (Flant) (1, 1)
  Другие (0, 0)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Naumen Service Desk - 276
  Comindware Business Application Platform - 257
  Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM) - 50
  ITSM365.ru - 48
  OmniTracker - 41
  Другие 686

  Comindware Business Application Platform - 78
  Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 14
  Nutanix HCI - 9
  ITSM365.ru - 6
  Naumen Service Desk - 4
  Другие 26

  Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 10
  ITSM365.ru - 9
  Comindware Business Application Platform - 8
  ELMA365 Service - 6
  Naumen Service Desk - 3
  Другие 18

  ELMA365 Service - 12
  ITSM365.ru - 9
  SimpleOne ITSM (IT Service Management) - 9
  Naumen Service Desk - 6
  РусБИТех-Астра: ALD Pro - 3
  Другие 13

  РусБИТех-Астра: ALD Pro - 2
  Efros Config Inspector - 1
  Deckhouse Kubernetes-платформа - 1
  Другие 0