Шереметьево будет платить за ИТ-инфраструктуру в рассрочку

width:200px

21.05.10, Пт, 14:50, Мск,
Текст: Анастасия Симакина

Шереметьево приобрел полностью работающую ИТ-инфраструктуру для нового терминала класса Е у компании «Астерос». Платить за «железо» и программное обеспечение аэропорт будет в течение пяти лет. При такой схеме заказчик и интегратор настолько тесно завязаны, что риски для обоих минимальны, говорят эксперты. Единственный минус, как и в любом кредите – необходимость ежемесячных выплат.

"Аэропорт Шереметьево (МАШ)" открыл новый терминал Е пропускной способностью 7 млн. пассажиров в год, который будет обслуживать международные рейсы: три этажа, четыре зала ожидании, камера хранения, VIP-зал, зона Duty Free и несколько кафе. Оснащение современными ИТ-системами нового терминала выполнила компания «Астерос». В рамках проекта «Астерос» создала полностью работающий комплекс ИТ-систем, куда ходит локальная вычислительная сеть на более чем 1000 подключений на базе оборудования Cisco, а также софт, обслуживающий регистрацию пассажиров, бронирование и продажу билетов, управление деятельностью и ресурсами аэропорта, розыск багажа, диспетчерскую связи и оповещение.

Главная особенность проекта: вся ИТ-инфраструктура предоставлена аэропорту на условиях аренды. По словам директора департамента по работе с авиационным и транспортным сектором компании «Астерос» Андрея Черемных, интегратор оказал аэропорту поддержку в финансировании проекта. ИТ-инфраструктура и системы связи развернуты в новом терминале на условиях рассрочки платежей на 5 лет. Кроме того, в течение этого периода компания будет оказывать сервисную поддержку первой линии системы регистрации пассажиров и выходов на посадку с гарантированным уровнем обслуживания (SLA).

Как рассказал TAdviser Нил Верещагин, вице-президент по корпоративным финансам «Астерос», эта финансовая схема нова как для самого интегратора, так и для рынка в целом. Полностью финансовая модель проекта такова: лизинговая компания предоставила «Астерос» сумму, необходимую для реализации проекта. Для аэропорта Шереметьево была рассчитана итоговая стоимость всего проекта и поделена на аннуитетные платежи, которые заказчик будет выплачивать в течение оговоренного срока.

Рассрочка, по словам Нила Верещагина, и есть главное преимущество такой схемы для заказчика. «Шереметьево» уже сейчас может развивать свой бизнес, оказывая услуги регистрации пассажиров, багажа и прочие, и погашать стоимость проекта уже из прибыли», - говорит он. Здесь важно именно уменьшение капитальных затрат, поскольку часто фактическая стоимость столь больших проектов оказывается больше планируемой.

«В данном случае аэропорт получил возможность не выходить за рамки бюджета и вместе с тем не искать компромисса между его стоимостью и функциональностью ИТ-систем», - поясняет Верещагин. С ним солидарен и Дмитрий Калинин, заместитель генерального директора по экономике и финансам Международного аэропорта Шереметьево: «Все затраты на ИТ мы будем компенсировать в дальнейшем, из получаемой прибыли», – отметил он. Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.7 т

В «Астерос» говорят, что при такой финансовой модели проекта для интегратора сохраняется риск неплатежей, для клиентов же риск – минимален. Как только Шереметьево перестанет удовлетворять качество услуг, выплаты могут быть остановлены. «С другой стороны, мы уверены в том, что наши отношения с клиентом будут складываться позитивно, так как построенная нами ИТ-инфраструктура является критически важной для аэропорта Шереметьево», - говорит Верещагин. Это значит, что выключение «ИТ-рубильника» остановить и весь бизнеса аэропорта. Что касается бюджета проекта, то стороны ее не разглашают.

Как прокомментировала маркетолог «Компас» Анна Ерошина, такие финансовые схемы часто встречаются на рынке ПО, они действительно позволяю сократить затраты на начальном этапе. Минусом же остается то, что при аренде оплата происходит весь период пользования. «Интерес к таким схемам финансирования со стороны заказчиков высокий, но реальных проектов не очень много, - отметил руководителя направления аппаратно-программных комплексов «Микротест» Игорь Литвинов. «Тут все определяется конкретными условиями, при этом для каждой компании будут свои критерии приемлемости той или иной схемы», - считает он.

Еще один участник рынка, пожелавший остаться не названным, отметил, что такие схемы зачастую охраняются коммерческой тайной, поэтому проектов подобного рода на слуху не много, что не свидетельствует о реальном их количестве. «Плюсы здесь - рассрочка на длительное время, отсутствие кредитных процентов, возможность рассчитываться из прибыли. Однозначный минус – более высокая итоговая стоимость», - заявил он.

Евгений Хлыстов, директор департамента ИТ «КОРУС Консалтинг», помимо уже отмеченных особенностей этой схемы, обратил внимание на то, что для потребителя конечная стоимость оборудования в таком случае возрастает, для поставщика же, правильно рассчитавшего процент за использование «железа», схема однозначно прибыльна. По его словам, компаниям на стадии запуска бизнеса выгоднее единовременные капитальные вложения и, наоборот, чем увереннее компания в финансовом отношении и чем дольше она на рынке, тем аренда ей выгоднее.

«По факту компания может остаться в ситуации, когда платить по обязательствам надо, а оборудование простаивает, или не работает, да и в России действуют, в основном, валютные схемы, что прибавляет дополнительный риск», - считает Светлана Хапанкова, руководитель отдела маркетинга Softline. Еще один важный аспект, по мнению Евгения Хлыстова, это вопрос амортизации и налог а на имущество: кому-то выгоднее платить его, но тем, кто работает на повышение капитализации, лучше приобретать технику единоразово.

Впрочем, аналитик «Финам» Татьяна Менькова считает, что российский бизнес напрасно настроен в отношении лизинга консервативно. По ее словам, тот факт, что именно ИТ-сектор в первых рядах осваивает этот финансовый инструмент – хороший знак. По ее словам, новое предложение позволит «Астерос» совершить «серьезный рывок по объемам продаж». В самой «Астерос» говорят, что пока не намерены делать услугу массовой. «Мы будем предлагать ее заказчикам в качестве специального предложения», - добавил Нил Верещагин. «Наши высокие риски, как исполнителя, должны быть хеджированы заинтересованностью в эффективной работе ИТ-систем со стороны клиента», - отметил он.