Слияния ИТ-компаний создают массу проблем ИТ-директорам

width:200px

08.07.10, Чт, 13:15, Мск,

Одной из главных тенденций ИТ-рынка остается его консолидация на глобальном уровне. За последние 3,5 года вендоры потратили на слияния и поглощения $350 млрд. ИТ-компании заявляют, что такие сделки несут исключительные преимущества клиентам, однако, опрос, проведенный Associated Press среди ИТ-директоров, свидетельствует об обратном.

Лидирующие мировые технологические компании находятся на гребне волны слияний и поглощений, расходуя миллиарды долларов на приобретение более мелких игроков. Всегда те, кто покупает, утверждают, что сделка пойдет на пользу их клиентам - бизнесу, госзаказчикам, организациям образования и здравоохранения. По словам мегавендоров, чем больше они становятся, тем больший ассортимент продуктов они могут предложить, что позволяет клиентам приобретать все необходимое у одного поставщика решений.

Однако, от клиентов можно услышать обратное: как правило, от миллионных сделок Oracle, IBM, SAP, Dell и Hewlett-Packard они получают только головную боль. Не трудно себе представить и появление в скором времени обратной тенденции: слишком большие компании, возможно, придется разделить, поэтому деньги акционеров, потраченные на консолидацию, будут выброшены впустую. По словам Гопала Кханна (Gopal Khanna), который распоряжается ИТ-бюджетом в $600 млн штата Миннесота, ему больше нравятся максимальная концентрация инноваций, тогда как создание мегавендоров замедляет инновационные процессы.

За последние 3,5 года, по данным Capital IQ, подразделения Standard & Poor's, компании ИТ-отрасли потратили на поглощения более $350 млрд. Среди них максимально активна была компания Hewlett-Packard, крупнейший мировой ИТ-игрок по объему выручки, что позволило ей выйти далеко за пределы рынка копировальных устройств, благодаря которому она знаменита. То же самое можно сказать и о корпорации Oracle, которая на данный момент присутствует в самых разных сегментах софтверного рынка. Недавно Oracle приобрела за $7 млрд компанию Sun Microsystems. IBM планирует потратить на поглощения $20 млрд в ближайшие пять лет.

Вендоры утверждают, что конечная цель консолидации – предоставление клиентам большего количества опций, лучших цен и сервиса. Это как покупать услуги доступа в интернет, кабельного ТВ и телефонии у одного провайдера: удобнее и дешевле оптом. Обратной же стороной медали является тот факт, что клиенты привыкли иметь дело с узко специализированными производителями софта, а у мегавендоров сервисная поддержка зачастую оказывается слабее.

ИТ-директор Ассоциации тенниса США Лари Бонфанте (Larry Bonfante) рассказал, что за последний год отношения ассоциации с одним крупным поставщиком приложений серьезно ухудшились. Он не назвал его имя, однако, отметил, что это одна из крупнейших публичных ИТ-компаний. По словам CIO, после поглощения уровень сервиса поставщика стал ниже, и если раньше о своих проблемах он мог напрямую доложить генеральному директору вендора, то теперь общается с сотрудником гораздо ниже по рангу. По словам Бонфанте, за свою 30-летнюю карьеру он три или четыре раза отказывался от услуг вендора по той причине, что после поглощения с ним становилось трудно работать. Сейчас Бонфанте подумывает снова пойти этим же путем, хотя после ряда предупреждений качество сервиса текущего вендора все-таки улучшилось. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.6 т

Главный вице-президент по системам и технологиям InterCall Роб Эвинг (Rob Ewing), занимающийся продажей решений конференц-связи, говорит, что его компания прекратила покупать новые лицензии у провайдера СУБД спустя уже 6 месяцев после того, как он был куплен более крупным игроком. Главная проблема состояла в том, что команда поддержки провайдера была сокращена. «Ответы на запросы стали приходить в срок от одного дня до одной недели», - рассказал Эвинг.

Тенденция к ухудшению бизнеса характерна не только для слияний и поглощений в ИТ-отрасли. Результаты исследования, проведенного профессором Гарвардской бизнес-школы Майклом Портером (Michael Porter), в ходе которого была рассмотрена история 33 крупнейших корпораций США за 36-летний период, свидетельствуют, что в итоге эти компании продали больше, чем приобрели. Поглощения сокращали прибыль акционеров вместо того, чтобы увеличить ее. Выводы Портера впервые были опубликованы в 1987 году, но более поздние исследования только подтвердили их.

Вместе с тем технологические сделки являются более высоко рисковыми из-за сложности продуктов. Хотя очередное поглощение может дать краткосрочный положительный эффект вендору, в дальнейшем от него потребуются значительные инвестиции на поддержание жизнеспособности и развитие всех продуктов. «Когда технические компании объединяются, это уравнение всегда имеют вид два плюс два равно три», - прокомментировал профессор школы менеджмента при Массачусетском институте Майкл Кусумано (Michael Cusumano).

Исправление ошибок может дорого стоить. Verisign потратила более $20 млрд на приобретения с момента краха «дот-комов». Интернет-компания стала настолько громоздкой, что за последние три года распродала практически все, что купила, получив менее $1 млрд за почти десяток проданных компаний. На полную же интеграцию компаний при поглощении могут уйти годы.

IBM и другие мегавендоры затруднились предоставить Associated Press отзывы таких клиентов, которые были бы исключительно довольны консолидаций компаний, заказчиками которых они являются. Hewlett-Packard, которая также отказалась от комментариев, перенаправила запрос к одному из своих клиентов, Кристоферу Ренсу (Christopher Rence), ИТ-директору Fair Isaac Corp. Особенности бизнеса компании требуют кастомизации всех без исключения применяемых решений, рассказал Ренс. Однако, процесс поглощений, в который вступило большинство ИТ-поставщиков компании, вызывает у него опасения. По его словам, он, как и многие другие клиенты, больше всего обеспокоен тем, что какие-то продуктовые линейки могут быть сокращены или закрыты. «Когда вендоры объединяются, вы всегда что-то теряете, это реальность…. Однако, это означает и готовность компаний инвестировать в новые области, что выгодно мне», - добавил он.

Смирившись с мыслью, что консолидация на глобальном рынке неизбежна, многие заказчики принимают этот фактор как данность для коррекции своих планов. ИТ-директор Lions Gate Entertainment Лео Коллинс (Leo Collins) отметил, что предусмотрительные клиенты выбирают таких поставщиков, которые способны долгое время оставаться «на плаву». Как только вендор ввязывается в активную конкурентную гонку, такие клиенты стараются сразу отказаться от его услуг, пока он не начал активно скупать активы, что снижает риск оказаться обладателем неактуальных технологий или технологий, которые перестали поддерживаться, добавил Коллинс.