Алексей Артёмов: «Ментальное здоровье людей улучшит уровень сочувствия и инновации»

22.11.23, Ср, 10:30, Мск,

Российский разработчик создал платформу с использованием Big Data и AI, которая помогает людям быстро получать психологическую помощь, преодолев географические, межкультурные и языковые барьеры.

Около 10% россиян находятся в состоянии глубокой депрессии — таковы данные исследования Агентства стратегических инициатив (АСИ), прозвучавшие в сентябре на V Форуме социальных инноваций регионов. По данным Аналитического центра НАФИ, тревожность и депрессивное состояние с начала года испытывают около 70% наших сограждан. Общую тенденцию нарастания подтверждают и данные ВОЗ, согласно которым распространенность тревожных расстройств и депрессии выросла на 25% во всем мире, и это нужно расценивать, по мнению организации, как `сигнал для всех стран о необходимости наращивания объемов оказания услуг поддержки в области охраны психического здоровья`. Алексей Артёмов, разработчик, инженер-архитектор Big Data, эксперт по управлению большими данными с многолетним опытом работы, создал платформу данных для международного проекта Crisis Text Line, на которой обучаются и затем работают модели, построенные с использованием искусственного интеллекта. Они помогают огромному числу людей быстро получить психологическую помощь в кризисной ситуации вне зависимости от того, где они находятся. Подробности проекта и технических решений с использованием Big Data и искусственного интеллекта – в интервью с разработчиком.

Алексей Артёмов

Алексей, проект Crisis Text Line работает с 2013 года, на сегодня к нему обратились более девяти миллионов раз, а с какой проблемой компания обратился к вам?

Алексей Артёмов: Учитывая тот огромный объем данных, с которым работают психологи-волонтеры и скорость, с которой совершенствуются цифровые технологии сегодня, у проекта назрела острая необходимость перейти от существующей устаревшей системы к более надежной, динамичной инфраструктуре отраслевого уровня. Передо мной стояла задача разработать надежную платформу данных, которая станет единственным и неоспоримым источником достоверной информации для организации, обеспечивая точность и согласованность ее работы по всем направлениям. Кроме того, команды аналитиков и исследователей данных нуждались в самых современных инструментах и ресурсах, которые позволили бы им глубже погружаться в данные, замечать важные закономерности и на их основе развивать продукт. Моя платформа данных обеспечила их такими инструментами и ресурсами.

Вам удалось разработать уникальную платформу данных, которая способна обеспечить психологическую поддержку каждому не только в любое время и в любом месте, но и с учетом разности культур и языков. Как вы это сделали?

Алексей Артёмов: Мы использовали передовые технологии, в частности, высокоэффективные большие языковые модели, к которым относится тот же ChatGPT, на нашей современной платформе данных. Помимо этого, для разных языков мы используем различные библиотеки обработки естественного языка. Для интеграции первоначально мы решили использовать систему отслеживания измененных данных для сбора данных из исходных систем, однако столкнулись с проблемами захвата изменений посредством стандартных сервисов облачной платформы AWS. Решение было найдено в использовании упрощенной интеграции — пакетного приема, при котором данные извлекаются несколько раз в день, а не в потоковом режиме. Этот подход был сочтен достаточным с точки зрения требований бизнеса. Еще один вызов, который стоял перед нами - это поддержка нескольких стран, т.е. мы должны были разворачивать нашу систему для каждой страны отдельно и потом ее сопровождать. Чтобы упростить эту задачу, я решил использовать подход "инфраструктура как код", или IaC.

Сегодня платформа управления данными развернута в двух странах, но вы масштабируете проект и на другие. Как обеспечить безопасность данных и соблюдение законодательства в этой сфере, ведь у каждой страны свои требования?

Алексей Артёмов: Это один из ключевых вопросов всего проекта. Мы устанавливаем новые стандарты оказания психологической помощи, наша основная цель — улучшить психическое благополучие людей во всем мире, преодолевая географические и иные барьеры. Для этого мы взаимодействуем с представителями разных культур, разных стран, и строго соблюдаем конкретные местные правила, например, общий регламент по защите персональных данных, принятый в Европейском Союзе. Это не просто требование – это наше обязательство. Любые необходимые изменения оперативно интегрируются в процессы в соответствующих странах, обеспечивая соответствие требованиям и сохраняя целостность данных в глобальном масштабе.

Мы говорим о технологиях, о `железе`, но ведь психологическая поддержка — это прежде всего человеческая поддержка. Чем ваша разработка поможет волонтерам проекта?

Алексей Артёмов: Я вообще уверен, что ментальное здоровье людей улучшит уровень сочувствия и инновации. И эти же ценности помогут волонтерам-психологам. Во-первых, разработанная мной платформа управления данными умеет быстро классифицировать обращения по уровню риска, что ускорит назначение волонтера-консультанта в критических случаях. Во-вторых, с использованием моделей LLM мы разработали симулятор разговоров для новых волонтеров – это поможет им эффективно проходить обучение и быть готовыми к реальным вызовам. Ну и в-третьих, платформа проводит мониторинг всплеска спроса на волонтерскую помощь, что также повышает своевременность оказания психологической помощи. Так что не `железом` единым я стараюсь помочь людям, включая коллег, удерживать психологическое равновесие.

Благодаря передовым решениям и критической важности в поддержке ментального здоровья людей, ваша разработка выдвинута на соискание премии международного конкурса IT-проектов Global CIO. Чем для вас ценно это выдвижение?

Алексей Артёмов: Чем бы ни закончился конкурс, всегда важно получить оценку коллег по цеху. Поэтому само выдвижение – это уже большой шаг к презентации проекта, его технических решений широкой профессиональной аудитории, это возможность получить экспертное мнение от ведущих специалистов Big Data и ИИ, нарастить контакты в сфере разработки и познакомиться с другими идеями.

Автор: Виктор Степанов