2012/05/11 11:26:00

VPN (рынок России)

Виртуальная частная сеть. VPN, Virtual Private Network. Cовокупность программных и аппаратных средств, позволяющих организовать соединение сегментов глобальной коммуникационной сети через открытую общедоступную сеть при обеспечении максимальной безопасности передаваемой информации без физического выделения каналов передачи и узлов обработки данных. Если говорить проще — это технология, которая дает возможность создавать виртуальные защищенные сети для передачи конфиденциальных данных по открытым каналам связи.

Каталог VPN-систем и проектов доступен на TAdviser.

Содержание

Тенденции рынка VPN в 2011-2015 гг.

По мнению аналитиков, к 2015 г. общий объем рынка VPN может вырасти до 30 млрд. рублей, из которых около 14 млрд. руб., — рынок межрегиональных VPN. Госзаказ останется одним из главных драйверов рынка VPN, его доля в общем объеме рынка продолжит расти.

В операторском сегменте рынок будет расти за счет новых высокоскоростных подключений в сетях MPLS L2 Ethernet (например, подключения ЦОДов), развития LTE и, как следствие, увеличения спроса со стороны сотовых операторов на расширение магистральных емкостей региональных сетей передачи данных. Операторский рынок также будет расти за счет процессов миграции с технологий аренды каналов на MPLS VPN.

На рынке корпоративных клиентов наряду с общим ростом уровня проникновения VPN, cвязанным с объединением предприятиями своих распределенных телекоммуникационных сетей, драйверами рынка, по мнению экспертов `ДиректИНФО`, будут дополнительные услуги на базе виртуальных частных сетей:

  • облачные решения и решения, связанные с объединенными коммуникациями (Unified Communication);
  • услуги видеоконференцсвязи и телеприсутствия (Telepresence);
  • услуги управления сетью и услуги по ее оптимизации;
  • удаленный доступ в корпоративную сеть, к процессинговым центрам, к дата-центрам и приложениям для совместной работы, функционирующим на основе облачной архитектуры.

Оценка рынка VPN 2011 года

Аналитическая компания `ДиректИНФО` завершила весной 2012 года очередной этап регулярно проводящегося с 2004 г. исследования рынка виртуальных частных сетей (VPN) в России. По оценкам компании, общий объем рынка управляемого VPN всех типов (MPLS VPN L2 и L3) составил в 2011 г. около 21,1 млрд. руб. По сравнению с 2010 г. он вырос на 19%.

Cегмент VPN условно можно разделить на две составляющие: внутрирегиональные VPN (услуги оказываются внутри одного населенного пункта или области) и межрегиональные (виртуальная частная сеть, объединяющая офисы компаний, расположенные в разных городах и областях).

Размер рынка межрегиональных VPN составил в 2011 году около 11,1 млрд. руб. и вырос за год на 10%. Сегмент внутрирегиональных VPN растет более высокими темпами. Его размер достиг в 2011 г. 9,9 млрд. руб.

По данным регулярного опроса крупных и средних предприятий, уровень охвата услугами межрегиональных VPN у данного типа предприятий составил 5,4% (в 2010 г. — 4,5%), а внутрирегиональных VPN — 13% (в 2010-м — 12%). Темпы роста клиентской базы услуг VPN несмотря на кризисные явления в экономике на протяжении последних пяти лет остаются крайне высокими — более 20% в год.

Государственные организации — крупнейшие потребители услуг VPN. На них приходится 19% всей клиентской базы операторов. На втором месте финансовый сектор (14%), на третьем — торговля, услуги и обрабатывающие производства (по 12% на каждую из этих отраслей). Государственные структуры лидируют по такому показателю, как среднее число портов на компанию — 84 порта на одну организацию.

Среди компаний — лидеров рынка межрегиональных VPN — операторы, активно работающие с государственными структурами. Это, в первую очередь, `Ростелеком` (44% рынка по общему числу портов) и `Синтерра` (18% рынка). Именно сегмент B2G — главный драйвер рынка межрегиональных виртуальных частных сетей. В общем количестве задействованных портов около 48% приходится на государственных потребителей. Доля бизнес-пользователей по данному показателю чуть ниже и составляет 45%.

Оценка рынка VPN 2010 года

Динамика роста рынка VPN постепенно снижается. Его участники дают в октябре 2011 года оценки, отличающиеся почти в 2 раза. По данным ТТК, годовой объем рынка VPN составляет 11 млрд руб., из них около 5 млрд руб. приходится на долю услуг для органов государственной власти. "Это растущий сегмент рынка", – отмечает вице-президент ТТК – руководитель блока "Магистраль" Виталий Котов.

"Ростелеком" считает, что объем рынка услуг VPN в России в 2010 г. составил около 18 млрд руб., прогноз на 2011 г. – не менее 20 млрд руб. Исследовательская компания "Директ ИНФО" обнародовала данные, согласно которым объем российского рынка управляемого VPN (VPN L3) в 2010 г. равнялся 10,6 млрд руб., а в 2011 г. может вырасти до 12,5 млрд руб.

"Вымпелком" оценивает динамику рынка по количеству подключений. "По предварительным данным, в этом году у "Вымпелкома" динамика роста количеств подключений по услугам VPN составит 10-13 %", – говорит Владимир Пащенко, старший менеджер отдела услуг передачи данных и интернета компании "Вымпелком".

Таким образом, показатель роста рынка виртуальных частных сетей находится в пределах 10-18% и в среднем равен 14,5%.

Востребованность услуг по организации сетей VPN на протяжении нескольких лет остается высокой. Например, за последний месяц к этой услуге обратились Федеральное казначейство, российское подразделение европейской розничной сети re:Store, Удмуртстат. Филиал международной компании "Аргус Пайплайн Сервис" (АПС), специализирующейся на проектировании и строительстве трубопроводов, организовал сеть VPN, объединяющую московский и нефтекамский офисы. Услуга предоставлена на базе узлов доступа ТТК, расположенных в Уфе и Нефтекамске Республики Башкортостан. Пропускная способность выделенного для организации сети канала связи составляет 10 Мбит/с. "При решении задач в проектировании и строительстве трубопроводов наша компания активно использует телекоммуникационные технологии", – отметил начальник отдела ИТ компании АПС Андрей Кривцов.

Поставщики характеризуют спрос по-разному. Виталий Котов считает, что рынок VPN можно охарактеризовать как зрелый и насыщенный: "С одной стороны, мы наблюдаем снижение рыночной цены на услугу, с другой – незначительное увеличение объема потребления услуги. В целом сегодня спрос на услуги VPN можно назвать устойчивым».

По мнению заместителя директора департамента по управлению продуктами "Ростелекома" Павла Аверкина, рынок услуг VPN находится в состоянии активного роста. "Это обусловлено как ростом экономики в целом и ростом крупных корпораций, так и развитием различных информационных систем, требующих связанности различных объектов корпоративных и государственных пользователей, – рассказывает он. – При этом происходит постепенное частичное замещение услуг аренды каналов более современными и качественными услугами построения виртуальных частных сетей, что придает услугам VPN дополнительные темпы роста". Крупнейший магистральный оператор страны оценивает свое положение на рынке VPN как лидирующее.

Представитель компании "Т2 РТК Холдинг (ранее Теле2 Россия АБ, Tele2)" Александр Бахорин называет VPN одной из самых востребованных услуг на телекоммуникационном рынке b2b: "Рост числа "мобильных" сотрудников, то есть пользующихся удаленным доступом к корпоративным ресурсам, до 2016 года составит 131%. При этом количество финансовых организаций и телеком-компаний (они одни из крупнейших пользователей VPN-сетей) в России больше, чем в США и странах Западной Европы".

Поскольку потребность в организации распределенных защищенных корпоративных сетей испытывают регионально распределенные организации, большинство заказчиков – федеральные компании со штаб-квартирами в Москве. "80% заказчиков услуги – федеральные компании, центральные офисы которых находятся в Москве. Именно из Москвы в основном осуществляется соединение в корпоративную сеть региональных офисов компаний", – подтверждает Виталий Котов.

Однако число федеральных заказчиков все же ограничено, и перспективы связаны с регионами. "Дальнейший рост рынка будет сопряжен с расширением филиальной сети основных потребителей и с подключением сегментов SME и SoHo. Спрос, таким образом, формируется не по региональному принципу, а по концентрации населенных пунктов с населением от 100-200 тыс. человек", – считает Александр Бахорин. "В отдельных регионах, например в Екатеринбурге спрос гораздо выше усредненного показателя по стране. По нашему мнению, причина в том, что Екатеринбург динамично развивающийся город с благоприятным климатом для ведения бизнеса и открытия новых представительств и офисов различных компаний", – объясняет Владимир Пащенко.

Смотрите также