2009/10/22 00:00:00

Microsoft определила перспективы послекризисного развития в России

Прошедший 21 октября в Москве традиционный ежегодный Microsoft Dynamics Forum 2009 был во многом посвящен подведению итогов «кризисного» года, анализу накопленного опыта по выживанию в новых экономических условиях.

Большинство докладчиков сошлись во мнении, что резервы российского рынка лежат в области повышения производительности труда - по оценкам экспертов, на которые ссылался Николай Прянишников, президент Microsoft Россия, производительность труда в России соответствует лишь 26% от аналогичного показателя в США. Примерно то же соотношение характерно и для уровня проникновения компьютерных технологий. По словам г-на Прянишникова, «взрывное» развитие российского бизнеса в 90-х годах привело к тому, что организация управления бизнесом не успевала за темпами роста, и теперь наверстать упущенное и повысить эффективность управления призваны информационные системы, в том числе ERP и CRM.

Среди основных текущих тенденций развития глава российского Microsoft отметил рост объемов информации, децентрализацию бизнеса (распределенные филиальные структуры), мобильность (рост числа сотрудников, работающих вне офиса), а также всеобщее стремление оптимизировать расходы. Причем именно оптимизация расходов (например, сокращение затрат на командировки и переход к общению посредством видеоконференцсвязи, более эффективная организация взаимодействия между сотрудниками, партнерами и клиентами через корпоративные порталы) требует на начальных этапах новых вложений в современные информационные технологии, и это выгодно Microsoft. Но эти вложения, считает г-н Прянишников, окупятся и для самих клиентов.

Сам Microsoft в 2009 финансовом году инвестировал в развитие новых технологий около 9,5 млрд. долларов. Прежде всего, эти инвестиции пошли на создание новых, естественных для человека интерфейсов с компьютерами, мобильными и другими устройствами, а также на поддержку облачных вычислений (Microsoft заканчивает разработку своей новой облачной операционной системы Azure).

По словамВладимира Водянова, директора подразделения Microsoft Business Solutions Россия, в России инвестиции идут по двум основным направлениям - в локализацию новых версий (этим занимаются сейчас около 30 человек) и в разработку дополнительной функциональности, способной обеспечить конкурентные преимущества. Кроме того, российские программисты занимаются и некоторыми глобальными технологическими разработками, но в небольшом количестве, и расширять это направление пока не планируется.

Как рассказал TAdviser Владимир Водянов, сейчас в Microsoft снова отмечают растущий интерес к бизнес-приложениям. Спрос на CRM-системы начал возрождаться примерно в апреле, а с конца мая 2009 года он перешел и на ERP-системы. Хотя сейчас пока еще этот интерес скорее можно охарактеризовать как «холодный», потенциальный.

Очевидно, что клиентов сейчас интересуют более дешевые и короткие проекты, чем год или два назад. По словам г-на Водянова, Microsoft по-прежнему сохраняет за собой среднюю ценовую нишу, где-то между SAP и «1С». Но в эту нишу сейчас, из-за кризиса, стали попадать другие клиенты – например, были прецеденты, когда заказчики отказывались от идеи внедрения OEBS и делали выбор в пользу Dynamics AX.

По мнению Владимира Водянова, консолидация рынка сейчас только усиливается, входной порог на этот рынок довольно высок, и вряд ли в ближайшее время можно ожидать появления новых игроков. А от «самописных» систем многим компаниям вскоре придется отказаться из-за сложностей с сертификацией их в соответствии с требованиями закона 152-ФЗ «О защите персональных данных». Поэтому положение нынешних основных игроков только упрочится. Об этом свидетельствует и увеличение их доли рынка. За последние годы с рынка ушло много систем и вендоров, и сейчас в тендерах участвует лишь совсем небольшое число решений, выбор между которыми часто очевиден изначально.

Новая (пятая) версия Dynamics AX 2009 была локализована для России летом нынешнего года. По словам представителей Microsoft, эта версия имеет больший запас по производительности – если третья версия могла поддерживать до 4 тысяч пользователей, а четвертая – до 7,5 тысяч, то в пятой версии заявлена поддержка уже до 10 тысяч пользователей. Появление следующей, шестой версии Dynamics AX намечено на 2011 год, седьмой – на 2013, а восьмой – на 2016 год. Сейчас же предстоит сосредоточиться на обучении, чтобы обеспечить не номинальную, а реальную готовность партнеров работать с новой версией Dynamics AX 2009.

Летом 2009 года была представлена и новая российская система семейства Microsoft Dynamics - NAV Express, рассчитанная на компании численностью менее 1000 сотрудников. Пока функциональность решения ограничивается финансовым, бухгалтерским и товарным учетом. Внедрение ее должно уложиться в два месяца, а затраты не должны превышать стоимости 350 часов оплаченного консалтинга. Хотя есть примеры, когда система внедрялась всего за четыре дня (в компании численностью порядка 10 человек). Преимуществами Dynamics NAV Express считаются встроенная поддержка российской отчетности и методологии бухгалтерского учета, а также заранее определенный масштаб проекта. Это решение не является «антикризисным» предложением, его планируется развивать и дальше - постепенно, до 2013 года, в него предполагается добавить управление производством, складскими операциями, блок CRM и учет оплаты труда. По словам г-на Водянова, решение поддержали все крупные партнеры, работающие с Dynamics NAV, и первые проекты на NAV Express были выполнены уже в сентябре.

В последнее время глобальной стратегией Microsoft является разделение партнеров по отраслям, наращивание вертикальной специализации и экспертизы. Для России характерен спрос не только на решения для розничной торговли и профессиональных услуг, но и для различных отраслей промышленности (даже в кризис, во многом благодаря госзаказам), а значит и для энергетики.

По мнению Владимира Водянова, среди перспективных технологии MBS будет обращать внимание, прежде всего, на CRM «по требованию». По его словам, модель SaaS актуальна все же в большей степени для CRM, а не для ERP-решений. CRM-системы – это инструменты для менеджеров по продажам, и во многих компаниях число их переменно, оно сокращается в периоды спада, а при росте спроса штаты вновь расширяются. Модель SaaS поддерживает такие возможности, и доля стоимости лицензий в общей структуре затрат на внедрение для CRM-проектов велика. Для ERP-систем модель «по требованию» реализовать технологически сложнее, и в ней, в принципе, нет необходимости – как правило, для ERP нехарактерно переменное число пользователей, и основная стоимость ERP-проектов приходится все равно не на лицензии, а на консалтинг.

Что касается модной тенденции реализации систем на основе SOA, то, по словам г-на Водянова, пока еще нет ощущения, что монолитные ERP-системы стали менее востребованы или менее актуальны. Реализовать систему управления на основе сервисов возможно, но интеграция между отдельными блоками и процессами слишком глубока, нет смысла дробить систему.

Лоренцо Пенго, директор по продажам Microsoft Dynamics в Центральной и Восточной Европе, привел усредненные экспертные оценки эффективности ERP и CRM проектов. Так, около 46% приобретенных лицензий на ERP-системы не используются, только 15% сотрудников используют ERP в своей работе, и до 60% затрат на внедрение ERP приходится на обучение пользователей. При этом в 93% ERP-проектов превышены сроки внедрения, 65% ERP-проектов вышли за рамки бюджетов, а 75% ERP-проектов признаны в итоге неудачными. Для CRM-проектов цифры менее пугающие – неуспешными считаются около 28% CRM-внедрений.

По словам г-на Водянова, положение дел с успешностью ERP-проектов в России, может быть, даже хуже, чем в целом в мире. Хотя такую статистику, как правило, могут существенно «испортить» несколько крупных проектов. В том числе очень важна компетентность партнеров, готовых предложить клиентам грамотно и тщательно проработанную архитектуру.