2010/05/09 20:13:03

EAM-cистема

EAM-cистема (Enterprise Asset Management System) — cистема управления основными фондами. Предназначена для автоматизации бизнес-процессов учета, технического обслуживания и ремонта основных фондов. Обеспечивает комплексную и согласованную деятельность организации, целью которой является идеальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами в процессе жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации. EAM дает возможность уменьшения простоя оборудования, сокращения затрат на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.

Каталог EAM-систем и проектов доступен на TAdviser.

Содержание

Задачей EAM-системы является оказание помощи руководству предприятия в поиске оптимального соотношения между затратами на изменение и ремонт производственных фондов
Задачей EAM-системы является оказание помощи руководству предприятия в поиске оптимального соотношения между затратами на изменение и ремонт производственных фондов

Методология EAM

Методология EAM дает возможность за счет применения информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования, увеличить производственную мощность предприятия. EAM-системы позволяют согласованно управлять такими процессами как:

  • ТОиР — техническое обслуживание и ремонт;
  • МТС — материально-техническое снабжение;
  • ТОиР — управление складскими запасами (запчасти для);
  • в области ТОиР и МТС — управление финансами, персоналом и документами.

EAM-системы появились из CMMS-систем (систем управления ремонтами). Сечас модули EAM являются составляющими крупных пакетов управленческого программного обеспечения, таких как ERP-систем (IFS Applications, Oracle E-Business Suite, Галактика ERP и др.).

Каждому EAM-объекту любого уровня присваивается карточка-паспорт, которая учитывает десятки административных, технических и экономических параметров оборудования. Каждая такая карточка-паспорт оборудования может иметь связь с корпоративной СУБД для передачи данных.

Задачи и функции

Фактически, задачей EAM-системы является оказание помощи руководству предприятия в поиске оптимального соотношения между затратами на изменение и ремонт производственных фондов — и потерями, которые могут возникнуть вследствие внеплановой остановки производства. В то же время EAM-системы призваны решать четыре основные задачи управления:

  • Управление финансами;
  • Управление материально-техническим обеспечением (materials management) — подходящие модули обычно объединяются с системами управления закупками, дают возможность автоматически регистрировать поступление комплектующих и деталей на склад, контролируют заказы на доставку;
  • Управление кадрами (HRMS);
  • Управление активами (asset management) — полное описание активов, предупредительный ремонт, руководство запросами на обслуживание, составление расписания и смет на работы.

Функциями EAM-системы являются:

  • Формирование целостной базы оборудования и нормативно-справочной информации по его обслуживанию;
  • Составление плана мероприятий по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования (ТОРО);
  • Организация заявочной компании;
  • Наблюдение за процессами обслуживания и ремонта оборудования;
  • Контроль реальных затрат в разрезе объектов и мероприятий;
  • Фиксация главных технологических подходов в работе оборудования (выходы из строя, простои);
  • Прорабатывание требующихся мероприятий по обслуживанию на базе данных АСУТП;
  • Обеспечение передачи необходимой информации в ERP;
  • Проведение оценки информации по ТОРО и организация корпоративной отчетности.

EAM-системы являются одной из составляющих комплексных корпоративных информационных систем и дают возможность:

  • сократить производственные расходы и стоимость владения главными производственными фондами;
  • увеличить их окупаемость;
  • повысить результативность планирования ремонтов;
  • гарантировать действенность и безопасность производства.


Все более расширяющийся круг компаний и организаций в российской нефтегазовой отрасли, проявляющих интерес к развитию систем управления ТОРО на базе современных информационных технологий, объясняется тем, что доля операционных затрат на ТОРО в общей структуре себестоимости добычи может достигать 25-30 %. Поэтому даже относительно небольшое в процентном отношении снижение затрат, может существенно улучшить общие показатели эффективности предприятия. Обычный, практически типовой, набор задач ТОРО включает: оперативный производственный учет наличия оборудования в местах как эксплуатации, так и ремонта или временного хранения; сбор, обработку и хранение сведений о техническом состоянии оборудования, получаемых как средствами инструментальной диагностики, так и в результате визуальных наблюдений за работой оборудования; регистрацию всех событий, связанных с нарушениями или отклонениями от нормальных режимов работы оборудования, планирование и организацию ремонтно-восстановительных мероприятий по устранению нарушений, отказов или аварий; планирование мероприятий, направленных на предупреждение отказов в работе оборудования (планово-предупредительные ТОРО); оперативное управление процессами ТОРО, выполняемыми как внешними сервисными организациями, так и собственными ремонтными подразделениями; годовое планирование ТОРО и оценку потребности в ресурсах, необходимых для ремонтно-эксплуатационных нужд.

Управление ТОиР

Хронометраж рабочего времени механика ремонтной службы (пример)

Из презентации АВВ Enterprise Software, Когда мобилизация необходима и как оценить ее эффект, 2016
Управление «Ожиданиями» и «Нерабочими перемещениями» – 38% доступного времени. Планирование работ внутри смены, оперативный контроль и перераспределение работ и ресурсов
Управление «Ожиданиями» и «Нерабочими перемещениями» – 38% доступного времени. Планирование работ внутри смены, оперативный контроль и перераспределение работ и ресурсов
Контроль перемещений и переговоров – 28 % доступного времени
Контроль перемещений и переговоров – 28 % доступного времени
Выполнение работ (инструментальное время) – 34% доступного времени
Выполнение работ (инструментальное время) – 34% доступного времени
Межремонтное обслуживание – 14% доступного времени Управление надежностью. Обходы и осмотры, инспекции
Межремонтное обслуживание – 14% доступного времени Управление надежностью. Обходы и осмотры, инспекции
Вызовы – 19% доступного времени Управление эксплуатационной и ремонтной документацией: электронный каталог
Вызовы – 19% доступного времени Управление эксплуатационной и ремонтной документацией: электронный каталог

Достоинства ЕАМ-систем

К числу положительных сторон EAM относится:

  • Сокращение трудоемкости процессов управления главными фондами;
  • Увеличение показателя готовности оборудования, повышение срока его работы;
  • Обеспечение совместного планирования ремонтов оборудования и уменьшение времени их проведения;
  • Увеличение продуктивности работы ремонтного персонала;
  • Сокращение объема складских запасов ТМЦ и оптимизация расходов на выполнение заявочной компании,
  • Способность оценить расходы и эффективность деятельности подразделений по обеспечению работоспособности оборудования.
  • Методология управления, с помощью которой можно повысить производственную мощность предприятия используя только ИТ, без приобретения нового оборудования.

Таким образом, использование EAM-систем позволяет сократить время простаивания, уменьшаются затраты на техобслуживание оборудования, и эксплуатация базовых средств становится наиболее эффективной.

Главные требования к EAM-системе

  • Детальное изображение активов, основываясь на иерархической модели оборудования, выполнение подробного долговременного графика сервиса оборудования, создание списка деталей, которые необходимы для планового и непланового производственного ремонта;
  • Руководство персоналом, с помощью которого можно назначать персонал на работы по обслуживанию в соответствии с его квалификацией;
  • Проработка статистики производительности и качества оборудования;
  • Электронный мониторинг главного оборудования;
  • Приобретение необходимых комплектующих;
  • Осуществление политики предупредительного обслуживания (Preventive, predictive maintenance) и политики обслуживания, которое основано на распределенной надежности (reliability-centered maintenance, RCM);
  • Контроль и списывание серийных номеров отдельного оборудования;
  • сервисное обслуживание оборудования по вызову и на месте, приготовление наряд-заказов;
  • Оценка финансового состояния на основании полного контроля расходов на обслуживание оборудования;
  • Монтаж и управление проектом строительства;
  • Обслуживание с учетом предоставления гарантии;
  • Отдельный контроль главных и оборотных видов активов.

Каталог EAM-систем, разработчиков, интеграторов и проектов

Ознакомиться с решениями EAM, которые были внедрены на российских предприятиях можно в статье ИС ТОиР (рынок России). А также в этом EAM-каталоге.

Ссылки