2020/08/07 18:09:35

Электромобили (рынок России)


Содержание

Основная статья: Электромобили

2020

KPMG: РФ заняла 23-е место из 25 в рейтинге готовности стран к электромобилям

Россия заняла 23-е место из 25 в рейтинге готовности стран к электромобилям, который составила консалтинговая компания KPMG. Проведенное исследование включает мнения потребителей, экспертов, производителей и поставщиков электротранспорта.

В основе доклада лежат три основных критерия:

  • технологии и инновации;
  • инфраструктура;
  • уровень принятия электрокаров потребителями.

Как сообщил менеджер группы стратегического и операционного консультирования KPMG в России и СНГ Антон Ветров в ходе онлайн-конференции в начале августа 2020 года, лидерами по готовности к использованию электрического автотранспорта являются Нидерланды, Норвегия и Швеция.

РФ заняла 23-е место из 25 в рейтинге готовности стран к электромобилям

Что касается России, то по уровню развития технологий и инноваций стран находится на последнем месте среди рассмотренных государств. Эксперты связывают это отставанием с отсутствием в РФ крупных производителей, которые бы вкладывали средства в легковые машины на электротяге.

Уровень развития инфраструктуры для электромобилей в РФ также далек от других стран в рейтинге из-за минимального числа зарядных станций и низкого качества дорог (по данному критерию Россия заняла предпоследнюю позицию).

По уровню готовности к приобретению и использованию электротранспорта Россия также заняла 24-е место. Это медленным проникновением инноваций на отечественный авторынок, поясняют аналитики KPMG.

Антон Ветров во время интернет-конференции также напомнил, что к началу августа 2020 года концерн Renault-Nissan рассматривает возможности, но пока не выпускает электромобили на заводах в РФ. Успешным проектом в России являются пассажирские электробусы «КамАЗ», но частный легковой электротранспорт не производится на территории России, добавил он.

«
Сам индекс [из исследования KPMG — прим. TAdviser] высоко коррелирует с долей электромобилей в общем парке автомобилей в стране. То есть, чем более страна готова к принятию электромобилей, тем большее распространение они в ней получают, — сообщил Ветров.[1]
»

Электромобили в России выгоднее бензиновых авто, если проезжать от 45 тыс. км в год

Электромобили в России выгоднее бензиновых машин, если проезжать от 45 тыс. км в год. К такому выводу в июне 2020 года пришли в аналитической компании Vygon Consulting, которая специализируется на исследованиях в области ТЭК.

Специалисты подсчитали расходы на содержание Skoda Octavia со 150-сильным бензиновым двигателем и электрокара Nissan Leaf с аналогичным по мощности электрическим мотором. Цены на авто без учета таможенного сбора на импорт следующие: 1,4 млн рублей за Octavia и 2,1 млн руб за Leaf в версиях с автоматической коробкой передач.

Электромобиль среднего класса на российском рынке примерно на 750 тыс. руб. дороже машины с двигателем внутреннего сгорания, отметили в компании (исследовались цены разных моделей от Hyundai, Skoda и Mazda).

Итак, как показало исследование, разницу в стоимости за счет экономии на топливо и обслуживании удастся компенсировать лишь при ежегодных пробегах свыше 45 тыс. километров в течение 5 лет.

В таком режиме чаще всего работают каршеринговые авто и машины служб такси. Так, пробег электрокара за день достигает 180 км. Что соответствует длине маршрута 80% московских такси.  Средний пробег легковых машин в стране куда меньше и составляет около 17,5 тыс. км в год. Несколько десятков электрических хэтчбеков Nissan Leaf доступны в московском каршеринге «Яндекс.Драйв». Их можно взять в аренду на полчаса, час и полтора часа.

По прогнозам Vygon Consulting, без специальных мер поддержки к 2025 году парк частных электромобилей в России превысит 150 000 штук (два автомобиля из ста новых будут электрическими), парк такси и каршеринга в крупных городах станет электрическим на 25% (125 000 штук). К 2025 году в стране может ездить 80 000 электробусов, это около 20% от общего российского парка, но это потребует целевых мер от городов-миллионников.

Накопители энергии в России: инъекция устойчивого развития - исследование Vygon Consulting

Спрос на электрокары в России за месяц вырос на треть

9 июня 2020 года стало известно о всплеске спроса на электромобили в России после обнуления пошлины на импорт такого автотранспорта в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По данным сервиса объявлений о продаже авто Drom.ru, к началу июня реализация электрокаров увеличилась на 32% относительно начала мая. Общее количество предложений выросло на 30% по сравнению с февралем 2020 года.

Самым популярным электромобилем на российском рынке остаётся Nissan Leaf. Следом расположились бюджетный Mitsubishi Minicab MiEV и премиальный Jaguar I-Pace.

Аналитики зафиксировали рост спроса на электромобили в России

С начала 2020 года по начало июня больше всего электромобилей привезли в Приморский край (661 шт.), в Иркутскую область (142 шт.) и Краснодарский край – 141 машина. Рост предложения зафиксирован также в Москве и Новосибирской области.

По словам экспертов, заинтересованность производителей машин и водителей в электрокарах выросла благодаря беспошлинному ввозу экологического транспорта на территорию всех стран-членов ЕАЭС (причём ограничений по возрасту машины нет). По мнению представителей союза, налоговая льгота позволит быстро развить дорожную инфраструктуру для свободного передвижения электромобилей.

«
Согласно нашей статистике, обнуление пошлин для электромобилей действительно простимулировало спрос. Переход на электропитание и отказ от бензиновых, дизельных двигателей – значимый тренд на мировом авторынке. Правда в российской действительности выгода от отмены пошлины скорее всего сгладится мартовским скачком курса доллара», — считает аналитик Drom.ru Евгений Поликутин.
»

В Правительстве РФ уверены, что если налоговые льготы для электромобилей продолжат действовать, то это поможет увеличить количество электрокаров в стране и снизить ежедневные выбросы углекислого газа в атмосферу.[2]

В России отменяют пошлину на ввоз электромобилей

В середине марта 2020 года совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение обнулить таможенные пошлины на ввоз электромобилей для России и других стран Европейского экономического союза (ЕАЭС).

Ранее таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС уже обнуляли. Такая мера действовала с 15 сентября 2016 года по 31 августа 2017-го включительно. Однако ее действие на протяжении менее года не позволило достичь планируемых результатов. К тому же такой режим не распространялся на физических лиц. Они уплачивали пошлину в размере 48-54% от таможенной стоимости, что являлось барьером для покупки электромобилей.

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭУ) принял решение обнулить таможенные пошлины на ввоз электромобилей для России и других стран Европейского экономического союза (ЕАЭС)

Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года включительно и применяться при импорте электромобилей в ЕАЭС как юридическими, так и физическими лицами. Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты официального опубликования.

По словам министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, эту меру предлагается установить «с учетом скачка курсов национальных валют» и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры.

Отмена таможенной пошлины для физлиц может увеличить продажи в 1,5-2 раза, считает управляющий партнер салона «Электромобили» Василий Пановицын. Сегодня высокая стоимость — одно из главных препятствий для покупки электромобиля.

Нулевая пошлина поспособствует формированию в ЕАЭС рынка электромобилей, развитию их производства, а также зарядной инфраструктуры, ожидает председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович.

«
Прежде всего, для формирования рынка электромобилей в ЕАЭС опережающими темпами должна создаваться инфраструктура и зарядные станции. Второй вопрос — производство собственных электромобилей, — добавил он.[3]
»

2018: Зарегистрировано 3 тыс. авто с электрическим двигателем

Рынок электромобилей в России, пусть и медленно, но растет. Так, в конце 2018 года в стране было зарегистрировано около 3000 авто с электрическим двигателем, сообщили 19 июля 2019 года TAdviser в сервисе GetTransfer.com. Большинство из них — ввезенные из Японии, США и Европы подержанные машины.

По данным на декабрь 2018 года, в РФ официально представлены только BMW i3, Renault Kangoo ZE и Twizy, и Jaguar I-Pace. Новыми чаще всего россияне покупали модели Tesla, но их число из-за слишком высокой цены минимально. Куда популярнее Nissan Leaf. Эта машина ввозится в частном порядке из Японии через Владивосток. Там же на Дальнем Востоке и оседает большая часть подержанных "лифов". Планы у производителя — официально продавать Nissan Leaf в России есть, но пока они не реализованы.

Список моделей электромобилей, доступных к приобретению в России (в начале упомянуты машины, которые продаются у дилеров, а за ними — авто, которые официально в РФ не поставляются, но доступны для покупки):

  • BMW i3 — один из первых электромобилей, официально доступных для покупки в России. Компактный городской хэтчбек 2018 года выпуска можно приобрести, потратив примерно от 3,7 млн рублей.
    • Автомобиль оборудован электродвигателем мощностью 125 кВт (170 л.с.), развивающим 250 Нм крутящего момента. Он позволяет разгоняться до 100 км/ч за 8,1 секунды, а максимум набирать 150 км/ч (ограничено электроникой). Питается мотор BMW i3 от аккумулятора на 27 кВтч, заряда которого при умеренной нагрузке (не «тапку в пол») должно хватить на 160-180 км пробега.

BMW i3


  • Renault Kangoo Z.E. — автомобиль в кузовах фургон и универсал, рассчитанный на коммерческое применение. Чисто грузовая версия поставляется в модификациях с отсеком на 3,5 и 4,6 кубометра, грузопассажирская имеет 5-местный салон и традиционный багажник универсала. Стоимость авто — от 2,62 млн рублей.
    • Renault Kangoo Z.E. оснащен мотором на 44 кВт (60 л.с.), имеющим крутящий момент 226 Нм. Батарея имеет емкость 33 кВтч, и ее должно хватать на 270 километров пробега по стандарту NEDC. Зарядка доступна в условиях гаража, заряд 0-100% происходит за 12 часов, а на зарядной станции — за 6 часов.

Renault Kangoo Z.E.


  • Renault Twizy — миниатюрный двухместный электрокар, стоимость которого у официальных дилеров стартует с 950 тыс. рублей.
    • В движение Renault Twizy приводится моторчиком на 8 кВт (11 л.с.), выдающим 57 Нм момента. Питается он от батареи на 6 кВтч, заряда которой хватит на 100 км хода. Вроде немного, но зато полностью зарядить машинку от обычной розетки можно всего за 3,5 часа.

Renault Twizy


  • Jaguar I-Pace — электрический кроссовер, который с 2018 года можно заказать и в России. Стоимость у дилеров стартует с отметки 5,8 млн рублей.
    • Автомобиль имеет полный привод и приводится в движение парой моторов по 150 кВт (200 л.с.), по одному на ось. Суммарная мощность составляет 400 л.с., момент — 696 Нм. Емкость аккумулятора составляет 90 кВтч. По данным разных тестов, пробег на одном заряде — весьма внушительные 370-470 км. Домашняя зарядка позволяет пополнить заряд до 80% за 10 часов.

Jaguar I-Pace


  • Hyundai Ioniq так и не появился в официальной российской рознице в 2018 году, но может попасть в салоны уже в скором времени. А пока что, при ввозе авто из Кореи в частном порядке или приобретении у перекупщиков, стоит отталкиваться от суммы в $32 тыс. за полностью электрическую версию (есть еще гибридная), плюс налоги и сборы.
    • Hyundai Ioniq Electric оборудован электромотором на 88 кВт (120 л.с.), выдающим 295 Нм крутящего момента. Батарея имеет емкость 28 кВтч, ее заряда хватит до 250 км пробега. Максимальная скорость составляет 165 км/ч.

Hyundai Ioniq


  • Tesla Model X открывает список электромобилей 2018 года, которые официально в РФ не продаются и вряд ли скоро будут. Но купить этот авто в России уже можно. Цена вопроса — около 16,5 млн рублей за версию P100D. Модель 100D обойдется минимум в 13 млн.
    • В версии P100D автомобиль оснащен парой моторов (по одному на ось) общей мощностью 560 кВт (762 л.с.), момент 602 Нм и разгоняется до 100 км/ч за 3,1 секунды. Батарея на 100 кВтч имеет запас хода 542 км. Версия 100D оснащена парой движков, суммарной мощностью 380 кВт (518 л.с.) и моментом 660 Нм, набирающих сотню за 4,9 с. В ней заряда такой же батареи хватит, чтобы проехать до 565 км. Модификация с аккумулятором на 75 кВтч разгоняется до сотни за 5,2 секунды, а заряда в ней хватит на 417 км.

Tesla Model X


  • Tesla Model S 2018 года тоже не продается официально у дилеров, но ввозится в Россию и доступна для покупки. За модель 75D придется выложить около 9 млн рублей, 100D — 12 млн, а за P100D — около 16 млн.
    • Модель 75D оснащается моторами с суммарной мощностью 518 л.с. и моментом 525 Нм. Ее батареи на 75 кВтч хватает на 490 км пробега. Версия 100D выдает те же 518 сил мощности, но момент достигает 660 Нм, а благодаря увеличенной до 100 кВтч батарее пробег в щадящем режиме может достигать 632 км. Самая мощная Tesla Model S P100D имеет моторы, мощностью 762 л.с., выдающие 967 Нм момента. В ней заряда хватает на 613 км пробега.

Tesla Model S


  • Tesla Model 3 — наиболее доступная «Тесла». В России ее можно купить по цене от 5,5 млн рублей за вариант с одним мотором.
    • Автомобиль оснащается электромотором, мощностью 258 л.с., развивающим 416 Нм крутящего момента. Он позволяет проехать на одном заряде до 420 км. Модификация с аккумулятором на 75 кВтч сможет обеспечить до 500 км пробега. Также в 2019 должна встать на конвейер версия с уменьшенной до 50 кВтч батареей. Она сможет проезжать на одной зарядке до 350 км.

Tesla Model 3


  • Nissan Leaf — последний электромобиль, который можно купить в России в 2018 году, несмотря на отсутствие официальных продаж. Новую машину можно купить примерно за 2 млн рублей.
    • Второе поколение Nissan Leaf оснащается электромотором на 110 кВт (147 л.с.), выдающим крутящий момент 320 Нм. Батарея на борту имеет емкость 40 кВтч и обеспечивает пробег на одном заряде порядка 240-270 км (в зависимости от методики испытаний).

Nissan Leaf


(Список составлен по данным на декабрь 2018 года[4])

Среди причин, мешающих активному наполнению российского рынка электромобилями, СЕО GetTransfer.com Александр Сапов назвал:

  • Недостаточный уровень развития инфраструктуры. Зарядить и отремонтировать такое авто за пределами пары-тройки крупных городов все так же проблематично.
  • Холодный климат. Все понимают, что на морозе батарейки быстрее разряжаются и работают не так эффективно. Когда несколько месяцев в году температура воздуха стабильно держится ниже нуля, для нормального использования электромобиля нужен, как минимум, теплый гараж.
  • Традиционную боязнь всего нового. Когда-то привыкшие к "механике" люди боялись пересаживаться на машины с АКПП. После автоматов появились вариаторы, и на них распространялись те же предрассудки — ненадежно, дорого ремонтировать и так далее. Теперь пришла очередь электромобилей и гибридов.

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

В России:

В мире:

Технологии накопления (хранения) энергии:



Примечания