2013/10/17 02:09:59

Фотобанки (микростоки)

Интернет-сервисы по продаже фото.

Содержание

Как зарабатывают фотобанки

Микросток получает снимки от десятков тысяч фотографов и агентств. И продает их дизайн‑студиям, издательствам, различным СМИ, рекламщикам и другим. Depositphotos зарабатывает на комиссии с каждого проданного файла. Обычно микросток забирает 50–75% от суммы сделки. Если сравнивать с такими интернет‑посредниками, как eBay, Booking.com и Airbnb, то разрыв разителен: комиссия других сервисов не превышает 10–15%.

Правда, суммы транзакций в микростоках обычно невелики: средняя цена одной фотографии $3–5.

Сервисы

  • iStockphoto
  • Shutterstock
  • Fotolia
  • Dreamstime
  • Bigstock (принадлежит Shutterstock)
  • Depositphotos

История

2013: Прогноз объема продаж на $2 млрд

По прогнозу исследовательской компании BCC Research, в 2013 году объем мирового рынка онлайн‑торговли фото и видео достигнет $2 млрд. Выручка крупнейшего по размерам библиотеки микростока Shutterstock в 2012-м составила около $170 млн. iStockphoto и Fotolia также зарабатывают свыше $100 млн[1].

2009: Запуск украинского Depositphotos

В 2009-м у «большой пятерки» появился конкурент родом из Украины – Depositphotos. По количеству фотографий на сентябрь 2013 года он опережает некоторых участников топ‑5. По остальным параметрам идет сразу за ними.

2003: Формирование большой пятерки

Спрос на цифровые фотографии и видеоролики в интернете стремительно рос, и за iStockphoto потянулись другие микростоки. В 2003‑м появился Shutterstock, а годом позже – Fotolia. Вместе с Dreamstime и Bigstock (принадлежащим сейчас Shutterstock) эти сервисы сформировали так называемую большую пятерку микростоков.

2000: Появление iStockphoto

Бизнес на продаже фотографий через интернет зародился в начале 2000‑х. Первым сервисом стал американский iStockphoto, основанный канадцем Брюсом Ливингстоном в мае 2000 года. Поначалу это была бесплатная онлайн‑библиотека фотографий, которая постепенно стала формировать коллекции снимков на продажу. iStockphoto изменил рыночную парадигму: если до появления сервиса фотографии реализовывались задорого и на эксклюзивной основе, то iStockphoto начал продавать один и тот же снимок по многу раз разным клиентам, что позволило значительно снизить цены. Такой вид фотобанков стали называть микростоками. До их появления за качественный снимок в интернете нужно было заплатить около $100, после – $3–5.

Примечания